Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Перспектива
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Окружающий мир 2 класс Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr_mir._2_kl.docx | 80.03 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от 28.08.2014 №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________Литовко И.В. 29.08.2014 | УТВЕРЖДЕНА директором МОАУ СОШ № 1 г.Свободного __________А.В.Сторожевой Приказ от 01.09.2014 №420 |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
для 2 Д класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель Шуманова Ирина Олеговна
Пояснительная записка
- Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку, программы «Окружающий мир. 1-4 классы» (автор Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.), основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ № 1 г.Свободного, Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) в МОАУ СОШ № 1 г.Свободного.
- Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы
Рабочая программа разработана на основе программы Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир.1-4 классы» (Рабочие программы. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.. Окружающий мир. Предметная линия учебников Плешакова А.А., Новицкой М.Ю.. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2011). Изучение предмета способствует формированию фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, что позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения.
Программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом деятельностного подхода. Изучение предмета осуществляется по учебнику и рабочей тетради.
3.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
4.Общая характеристика учебного предмета
При изучении предмета «Окружающий мир» реализуется культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребёнка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук.
Имея интегративный характер, предмет соединяет природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт учащемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками.
5. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание» обязательной части учебного плана. На изучение предмета в 1-4 классах выделено 270 часов.
6. Роль учебного предмета в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы
В результате изучения предмета «Окружающий мир» учащиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения предмета учащиеся заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом
Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю).
8. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Предметные компетенции: технология системно-деятельностного подхода, изучение основных понятий, приемы формирования правильной устной и письменной речи, работа с учебником и рабочей тетрадью.
Информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, работа с учебником, электронным приложением, рабочей тетрадью.
Учебно-познавательные компетенции: групповая деятельность, решение занимательных заданий, создание проблемных ситуаций, участие в предметных конкурсах.
Коммуникативные компетенции: групповая работа, парная работа, диалогическая речь.
Социально-трудовые компетенции: тестовые задания, задания социально-трудового характера.
9. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика .
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера ).
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Человек и общество
Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства.
Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, День весны и труда, День победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Россия на карте; государственная граница России. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы. Герб Москвы. Расположение на карте. города России. Санкт-Петербург: достопримечательности города Золотого кольца России
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе, как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах ( ушиб, порез, ожог), обмораживание, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
10. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поиски, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувствий, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других детей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в иных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить ходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. (регул)
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. (познав)
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. (коммун)
11. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные:
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
11. Система оценки планируемых результатов
Оценка предметных результатов учащихся осуществляется на уроках через устный и письменный контроль, промежуточную аттестацию по разделам предмета через проверочные работы, итоговую комплексную работу.
Виды контроля: устный, письменный, наблюдение, самоконтроль.
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверочная работа, итоговая комплексная работа.
Контрольно-измерительные материалы:
Номер урока | |
16 | Проверочная работа по теме: «Вселенная, время, календарь» |
32 | Контрольная работа по теме: «Осенние изменения в природе» |
51 | Проверочная работа по теме: «Зима» |
65 | Проверочная работа по теме: «Весна» |
68 | Итоговая контрольная работа |
Оценка личностных и метапредметных результатов осуществляется через наблюдение, проведение анкетирования.
12. Перечень лабораторных и практических работ
Практическая работа «Компас»
13. Перечень экскурсий
- Явления природы
- Праздник солидарности и примирения
- Неживая природа осенью
- Жизнь растений осенью
- Жизнь птиц
- Неживая природа зимой
- Зимние праздники
- Неживая природа весной
14. Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
1.Фоторассказ о своей жизни за неделю.
2.Фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.
3.Фоторассказ об осенней прогулке.
4.Выставка предметов зимней одежды народов своего края.
5.Фоторассказ о зимней прогулке.
6.Фоторассказ о весенней прогулке.
15. Использование резерва учебного времени
Резерв учебного времени в объеме 10 часов используется на увеличение разделов «Вселенная, время, календарь» - 2 часа; «Осень» - 4 часа; «Зима» - 2 часа; «Весна и лето» - 2 часа.
16. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- печатные пособия:
- А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011
- А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011
- М.Ю. Новицкая, Н.М.Белянкова, Е.В. Мартинникова, Ю.В. Саркисян. Уроки по окружающему миру: 2 класс - М.: Просвещение, 2011
- Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост.Н. Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Окружающий мир. 1–4 классы: конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост.
- Е. М. Васина и др.. – Волгоград : Учитель, 2011.
- Окружающий мир. 2–4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- средства обучения:
1. Ноутбук
2. Проекционная лампа
3. Интерактивная доска
4. Принтер
5. Звуковоспроизводящие колонки
6. Классная доска
- цифровые образовательные ресурсы
CD-диск: Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой. - М.: Просвещение, 2011
- интернет сайты
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru
4. «Начальная школа»: http://lyceum8.com.
5. Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива»: http://www.school2100.ru
6. Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru
- Информационно-коммуникативные средства:
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- компас
- термометр
- микроскоп
- глобус
Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, компас
- демонстрационные пособия:
- Наглядные таблицы по разделам предмета «Окружающий мир».
- Натуральные живые пособия (комнатные растения, животные, содержащиеся в аквариуме, уголке живой природы).
- Гербарий, коллекции насекомых различных систематических групп.
- Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
- Изобразительные наглядные пособия (таблицы, муляжи человеческого торса и отдельных органов).
- Исторические и географические карты («Климатические пояса», «Природные зоны»), физическая карта Евразии, карта полушарий, политическая карта Европы, глобус.
- Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | В том числе | |||||
изучение материала | повторение | контрольная работа | практическая работа | проверочная работа | экскурсия | |||
1 | Вселенная, время, календарь | 16 ч. | 11 ч. | 1,5 ч. | 1 ч. | 0,5 | 2 ч. | |
2 | Осень | 20 ч. | 13 ч. | 3 ч. | 1 ч. | 3 ч. | ||
3 | Зима | 15 ч. | 11 ч. | 1,5 ч. | 0,5 | 2 ч. | ||
4 | Весна и лето | 17 ч. | 14 ч. | 0,5 ч | 1 ч. | 0,5 | 1 ч. | |
Всего | 68 ч. | 49 ч. | 6,5 ч. | 2 ч. | 1 ч. | 1,5 | 8 ч. |
Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)
№ урока | Да та | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля | Основные виды учебной деятельности учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
Раздел «Вселенная, время, календарь» 16ч. (14 ч. +2ч. резерв) | ||||||
1 | Мы - союз народов России. | Устный | Фронтальный опрос | Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город. Соотносить святыни своего города с традиционными религиями. Моделировать ситуацию общения. Высказывать суждения о роли русского языка. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. | |
2 | Мы - жители Вселенной. | Устный | Фронтальный опрос | Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении планет в космическом пространстве. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров. Узнавать небесные тела по описанию. | ||
3 | Наш космический корабль – Земля. | Устный | Фронтальный опрос | По своим представлениям рисовать Землю - космический корабль. Находить на фотографиях и на местности линию горизонта. Практическая работа в группе: изучить устройство компаса. Находить на глобусе материки, океаны, нашу страну, осуществлять самопроверку. | ||
4 | Глобус – модель Земли. | Устный | Фронтальный опрос | |||
5 | Время. | Устный | Фронтальный опрос | По рисункам учебника определять настоящее, прошедшее, будущее. Предлагать рисунки и символы, обозначающее настоящее, прошлое, будущее. Располагать единицы измерения в порядке их увеличения. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов. | ||
6 | Сутки и неделя. | Устный | Фронтальный опрос | По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы – аппликации. Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи. Определять количество дней в недели. | ||
7 | Месяц и год | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | Прослеживать по схеме изменения облика Луны в течении месяца и объяснения этого явления. Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени – месяца. | ||
8 | Времена года | Устный | Фронтальный опрос | Перечислять времена года в правильной последовательности, называть месяцы каждого сезона. Устанавливать связь сезонных изменений в природе. Объяснять причины смены времен года. Придумывать сказочное объяснение времен года. | ||
9 | Экскурсия в природу «Явления природы» (р) | Устный | Индивидуальный опрос | |||
10 | Погода. | Устный | Фронтальный опрос | Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самопроверку. | ||
11 | Наблюдения за погодой. | Устный | Фронтальный опрос | |||
12 | Календарь – хранитель времени, страж памяти. | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. Определять различие между государственных праздников России и международными праздниками. Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Высказывать свои предположения о том, что такое экология. Находить в учебнике что такое экология. | ||
13 | Красные дни календаря. | Устный | Фронтальный опрос | |||
14 | Народный календарь. | Устный | Фронтальный опрос | |||
15 | Экскурсия в музей «Праздник солидарности и примирения» (р) | |||||
16 | Экологический календарь. Проверочная работа по теме: «Вселенная, время, календарь» | Устный
Письмен-ный | Фронтальный опрос Проверочная работа | |||
Раздел «Осень» 20 ч (16 ч. + 4ч. резерв) | ||||||
17(1) | Осенние месяцы. | Устный | Фронтальный опрос | Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Характеризовать погодные явления осенью. | Личностные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие этических чувствий, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других детей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в иных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить ходы из спорных ситуаций. Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. | |
18(2) | Осень в неживой природе. | Устный | Фронтальный опрос | По своим наблюдения рассказывать о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно- следственные связи между положением Солнца и осенними месяцами. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени. Играть в старинную игру по правилам. | ||
19(3) | Экскурсия в природу «Неживая природа осенью». (р) | |||||
20(4) | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | Устный | Фронтальный опрос | Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников, оленеводов. | ||
21(5) | Звёздное небо осенью. | Устный | Фронтальный опрос | Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Устно описывать внешний вид распространенных травянистых растений. Узнавать изученные растения в природе. | ||
22(6) | Трава у нашего дома. | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Устно описывать внешний вид распространенных травянистых растений. Узнавать изученные растения в природе. | ||
23(7) | Старинная женская работа. | Устный | Фронтальный опрос | Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани по рисункам. | ||
24(8) | Деревья и кустарники осенью. | Устный | Фронтальный опрос | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников ( по иллюстрации), узнавать изученные деревья. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской. Знакомиться с растениями цветника. | ||
25(9) | Экскурсия в природу «Жизнь растений осенью» (р) | |||||
26 (10) | Чудесные цветники осенью. | Устный | Фронтальный опрос | |||
27 (11) | Грибы. | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике, узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные по характерным признакам. | ||
28 (12) | Шестиногие и восьминогие. | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | По наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках. По рисунку учебника рассказывать о разнообразии животных. Узнавать изученных животных. Прослеживать по рисункам - схемам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку. | ||
29 (13) | Птичьи секреты. | Устный | Фронтальный опрос | По наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку: какие птицы относятся к перелётным, а какие к зимующим. Классифицировать по известным признакам. Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения. | ||
30 (14) | Экскурсия «Жизнь птиц» (р) | |||||
31 (15) | Как разные животные готовятся к зиме. | Устный | Фронтальный опрос | Устанавливать связи между изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, корма и других явлений в природе. | ||
32 (16) | Урок контроля по теме «Осенние изменения в природе» (р) | Устный Письмен-ный | Фронталь ный опрос Контроль ная работа | |||
33 (17) | Невидимые нити в осеннем лесу. | Устный | Фронтальный опрос | Извлекать из текста и иллюстраций учебника нужную информацию. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы, рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. | ||
34 (18) | Осенний труд. | Устный | Фронтальный опрос | Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы. | ||
35 (19) | Будь здоров. | Устный | Фронтальный опрос | Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила игр. | ||
36 (20) | Охрана природы осенью. | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | По материал учебника знакомиться с правилами охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявлять свою любовь к природе. Использовать дополнительную литературы. | ||
Раздел «Зима» 15 ч. (13 ч. +2 ч. резерв) | ||||||
37(1) | Зимние месяцы. | Устный | Фронтальный опрос | Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников, сочинять рассказ по картинам русских художников. Сравнивать сказки разных народов. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
| |
38(2) | Зима – время науки и сказок. | Устный | Фронтальный опрос | |||
39(3) | Зима в неживой природе. | Устный | Фронтальный опрос | |||
40(4) | Экскурсия в природу «Неживая природа зимой» (р) | |||||
41(5) | Звёздное небо зимой. | Устный | Фронтальный опрос | Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большая Медведица осенью и зимой. Осваивать способ нахождения Полярной звезды. Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради. | ||
42(6) | Зима в мире растений. | Устный | Фронтальный опрос | Извлекать информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Определять зимующие растения. | ||
43(7) | Зимние праздники. | Устный | Фронтальный опрос | Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния. Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Кустодиева « Ёлочный торг» | ||
44(8) | Экскурсия в музей «Зимние праздники». (р) | |||||
45(9) | Растения в домашней аптечке. | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | По рисункам учебника узнавать названия наиболее распространенных лекарственных растений. Практическая работа в группе: рассматривать предложенные лекарственные растения. | ||
46 (10) | Зимняя жизнь птиц и зверей. | Устный | Фронтальный опрос | Находить изученных птиц в природе. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы. Осуждать причину перемещения птиц к жилищу человека. | ||
47 (11) | Невидимые нити в зимнем лесу. | Устный | Фронтальный опрос | Извлекать из учебника нужную информацию. Работая в паре анализировать рисунок и схему в учебнике, соотносить их между собой. Моделировать связи в зимнем лесу. | ||
48 (12) | В феврале зима с весной встречается впервой. | Устный | Индивидуальный опрос | Характеризовать зимние праздники и традиции провода зимы в культуре разных народов. | ||
49 (13) | Зимний труд. | Устный | Фронтальный опрос | Инсценировать женский и мужской труд. Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме. | ||
50 (14) | Будь здоров! | Устный | Фронтальный опрос | Формулировать правила здорового образа жизни. Объяснять правила народных игр. | ||
51 (15) | Охрана природы зимой. Проверочная работа по теме: «Зима» | Устный Письмен-ный | Фронталь ный опрос Провероч ная работа | Знакомиться с правилами охраны природы зимой. Анализировать рисунки учебника, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Извлечь из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России. | ||
Раздел «Весна и лето» 17 ч. (15 ч. + 2ч. резерв.) | ||||||
52(1) | Весенние месяцы. | Устный | Фронтальный опрос | Сравнивать старинные и современные названия месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями. Характеризовать погодные явления. | Личностные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие этических чувствий, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других детей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в иных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить ходы из спорных ситуаций. Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. | |
53(2) | Весна в неживой природе | Устный | Фронтальный опрос | Устанавливать причинно- следственные связи между положением солнца и весенними изменениями. Играть в старинную игру. Инсценировать характерные праздничные ритуалы. | ||
54(3) | Экскурсия в природу «Неживая природа весной» (р) | |||||
55(4) | Весна – утро года. | Устный | Фронтальный опрос | |||
56(5) | Звёздное небо весной. | Устный | Фронтальный опрос | Сравнивать схемы расположения ковшей созвездия Большая Медведица и Малая Медведица. Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить с рисунком. Работая в паре, знакомиться с созвездием Лев, соотносить схему со старинным рисунком. Определять с помощью атласа – определителя другие созвездия. | ||
57(6) | Весеннее пробуждение растений. | Устный | Фронтальный опрос | Знакомиться с раннецветущими растениями и их узнавать. Обсуждать необходимость бережного отношения к природе, формулировать соответствующие нормы экологической этики. | ||
58(7) | Чудесные цветники весной. | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника. Оценивать эмоционально - эстетические впечатления от восприятия растений цветника. | ||
59(8) | Весна в мире насекомых. | Устный | Фронтальный опрос | Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Обнаруживать взаимосвязи в природе в мире насекомых, по схемам в учебнике. Обсуждать отношение людей к насекомым. | ||
60(9) | Весна в мире птиц и зверей. | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью учебника определять последовательность возвращения перелетных птиц. Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку. Обсуждать отношение людей к птицам. | ||
61 (10) | Невидимые нити в весеннем лесу. | Устный | Фронтальный опрос | Извлекать из текста и иллюстрации учебника информацию о связях в природе. Анализировать рисунки и схемы, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Моделировать связи в весеннем лесу. | ||
62 (11) | Весенний труд. | Устный | Фронтальный опрос | Инсценировать мужскую и женскую работу весной. Соотносить с разными видами работы в настоящее время в городе. Наблюдать за состоянием природы. | ||
63 (12) | Старинные весенние праздники. | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края; сравнивать отношения к березе в культуре разных народов России; определять нравственный смысл легенд и песен о березе. | ||
64 (13) | Будь здоров! | Устный | Фронтальный опрос | |||
65 (14) | Охрана природы весной. Проверочная работа по теме: «Весна» | Устный Письмен-ный | Фронталь ный опрос Провероч ная работа | Знакомиться с правилами охраны природы весной. Работая в паре, анализировать рисунки учебника, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Извлечь из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о при- чинах сокращения их численности. Использовать дополнительную литературу. | ||
66 (15) | Лето красное. | Устный | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев. Соотносить внутренний смысл старинных названий месяцев с природными явлениями. Характеризовать погодные явления по картинам художников. Характеризовать летние праздники и работу в старину. | ||
67 (16) | Летние праздники и труд. | Устный | Фронталь ный опрос | Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время. Сопоставлять между собой традиции празднования летнего Нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. | ||
68 (17) | Итоговая контрольная работа | Письмен ный | Контроль-ная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа составлена на 2012-2013 учебный год по учебнику Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива", 2 класс
Программа содержит планирование по курсу с основами формирования УУД младших школьников....
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива". 2 класс.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательн...
рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...
рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 4 класс
В соответствии с п.19.5 ФГОС НОО (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1643) рабочая программа включает восемь разделов:пояснительную записку, в которой...
Рабочая программа по окружающему миру-УМК " Перспектива" 1 класс
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки...