Спецкурс "Юный эколог". Конкурс-игра «Золотая рыбка».(Внеурочная деятельность).
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Конкурс-игра «Золотая рыбка».(Внеурочная деятельность.)
Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме рыбы. Расширить представления о многообразие рыб. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать интерес к предмету. Учить детей пользоваться энциклопедическими источниками.
Ход занятия.
1.Орг.момент.
2.Работа по теме.
1)Самоопределение к деятельности.
-Отгадайте загадку.
В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это…(сом) Слайд 1-2
-Кто такой сом?
-Что знаете об этой рыбе?
-Каких рыб вы ещё знаете?
-Для чего нужна рыба?
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Слайд 3
2)Конкурсная программа.
*класс делится на 2 команды
1 конкурс «Загадкино».
-Любите загадки?
-Посмотрим , какие вы внимательные.
Средь морей и океанов
*За сто верст я чую запах,
В море день и ночь верчусь.
И, как гончая собака,
По следам добычи мчусь. (Акула.) Слайд 4
*Никогда мне страх неведом,
Смело дам отпор врагу.
Острым носом, как торпедой,
Танкер я пробить могу. (Рыба-меч.)Слайд 5
*Зубы наши точно пилы,
Мы ныряем там и тут.
Нас заметив, крокодилы
В страхе на берег бегут. (Рыба-пиранья.) Слайд 6
*При себе на всякий случай
Я всегда бинокль ношу
И в него средь волн зыбучих
Все в подводье разгляжу. (Рыба-телескоп.) Слайд 7
*Рот, коль толком разобраться,
У меня на животе.
Так удобнее хватать мне
Корм со дна в морской воде. (Рыба-гитара.) Слайд 8
*Плавниками зарываюсь
В дно морское - и молчок.
А наружу выставляю
Для приманки язычок. (Рыба-коровка.) Слайд 9
*По морям всю жизнь скитаюсь,
Но бывает, что тайком
По земле передвигаюсь
По-змеиному, ползком. (Угорь.) Слайд 10
*Проплываем, не тревожась,
Хоть и рядом рыбаки.
Рты свои закрыть не можем,
Так как зубы велики. (Рыбы-мурены.) Слайд 11
*У коряг, травой поросших,
Там, где пенится река,
Я люблю ловить рыбешек,
На два уса-червяка. (Сом.) .) Слайд 12
*Только я из рыб с успехом,
Как по лестнице, легко
По студеным горным рекам
Поднимаюсь высоко. (Форель.) Слайд 13
2 конкурс «Не родственники, а тезки».Слайды 14-
Какая рыба называется так же, как спортсмен – легкоатлет? (Прыгун-илистый)
Какая морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру? (Морской конек).
Крупная хищная рыба с плоским телом и острым хвостом называется так же, как и пологий спуск, и автомобильная шина? (Скат).
Какая аквариумная рыбка называется так же, как астрономический прибор? ( Рыба телескоп)
Какая мелкая рыбка, которую можно встретить в реках Амазонки и в наших аквариумах, называется так же, как химический элемент? (Неон).
Популярная аквариумная рыбка и обитающая в Америке певчая птица семейства Овсянковых с ярко–окрашенным оперением у самцов имеют одинаковое значение. Какое? (Кардинал).
Эту рыбу зоологи, как только поймали, сразу же окрестили “живым ископаемым?”. (Латимерия)
Какая рыба, живущая в Красном море, носит имя императора Франции? (Наполеон)
Какая рыба называется так же, как и птица, которая служит нам “живым будильником?”. (Морской петух).
Какая рыба называется так же, как цирковой артист? (Рыба клоун).
Какая рыба называется так же, как инструмент портного? (Рыба-игла).
Какая рыба называется так же, как щетка для мытья бутылок? (Рыба-Ерш).
Какая рыба называется так же, как инструмент плотника? (Рыба-пила).
Каким словом одинаково названы рыбы и продолговатый пшеничный хлебец? (Сайка).
Название какой рыбы звучит так же, как ласковое имя мальчика? (Колюшка).
3 конкурс «Знатоки».
-Проверим , как вы читаете, много ли знаете.
■ Какое морское животное является самым опасным? Морской еж. Ответ: На иглах морского ежа имеется ядовитая слизь, которая при попадании в рану вызывает резкую боль и паралич мышц.
■ Какое животное называют океанским волком? Ответ: Кит-касатка (кит-убийца).
■ Какие рыбы самые большие и прожорливые в море? Ответ: Акулы и скаты.
■ Почему спинка рыбы гораздо темнее живота? Ответ: Хищникам снизу на фоне светлого неба труднее заметить рыбку, а сверху — на фоне темного дна.
■ Почему коралловые рыбки такие яркие? Ответ: Они живут среди коралловых рифов, которые тоже очень яркие и пестрые.
■ Почему обитатели морских глубин темные? Ответ: В темных безднах океана пестрая окраска не нужна. Здесь рыбы в основном черные, но у многих их них есть фонарики и даже светящиеся «удочки».
■ Названия каких рыб связаны с астрономией? Ответ: Телескоп, комета, рыба-луна, рыба-солнце (солнечник), звездочет.
■ Какие рыбы называются хамелеонами и почему? Ответ: Рыба бадис и камбала очень быстро изменяют свою окраску и принимают цвет окружающей среды.
■ Какие рыбы долго живут? Ответ: Щука — 100 лет, сом — до 60 лет.
■ Какие рыбы имеют усики? Ответ: Сом, сазан, усач, карп.
■ Почему вьюна называют рыбой-барометром? Ответ: Вьюн чувствует перемену давления воздуха, перед дождем мечется у поверхности воды и иногда пищит.
■ Какая рыба во время высыхания водоема устраивает себе капсулу из ила и в ней пережидает засуху? Ответ: Протоптер.
■ Какую рыбу разводят для борьбы с малярией? Ответ: Гамбузия.
■ Какой предельный возраст золотой рыбки? Ответ: В аквариуме до 35 лет.
■ В иголках, словно еж, как зовется рыба? Ответ: Ерш.
■ На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. Ответ: Сом.
■ Какая собака не лает? Ответ: Рыба-собака. Она живет в прибрежной части моря. Рыба-собака может откусить палец. Икра и печень этой рыбы ядовиты.
■ Кого называют подводным санитаром? Ответ: Щуку.
■ Кто летает, а не птица? Ответ: Летучая рыба. В воздухе она не машет плавниками и пролетает, как планер, более 100 метров.
■ Какая рыба одомашнена человеком? Ответ: Зеркальный карп.
Викторина «Удивительные рыбки»
■ Какая самая большая рыба в мире? Ответ: Китовая акула.
■ Какая самая крупная рыба России? Ответ: Белуга.
■ Какая самая маленькая рыба? Ответ: Бычок пигмей или пандака и маленькие американские сомики.
■ Какая рыба названа именем человека? Ответ: Карп.
■ Какая рыба плавает быстрее других? Ответ: Меч-рыба.
■ Какие рыбы имеют оружие на носу? Ответ: Рыба-меч, рыба-пила.
■ Каких вы знаете «электрических» рыб? Ответ: Электрический скат, электрический сом, электрический угорь.
■ Какие рыбы носят название инструментов? Ответ: Рыба-пила, рыба-игла, рыба-молот.
■ У какой рыбы острые треугольные зубы? Ответ: У пираньи.
■ У кого глаза на одном боку? Ответ: У взрослой рыбы камбалы.
■ У кого рот на брюхе? Ответ: У акулы.
■ У нее во рту пила, под водой она жила, всех пугала, всех глотала, а теперь — в котел попала. Ответ: Щука.
■ Какая рыба вьет гнездо? Ответ: Колюшка. Из тоненьких веточек водорослей рыба устраивает под водой гнездо. Колюшка заботливо охраняет гнездо, ухаживает за ним.
■ Какая лиса хвостом рыбу глушит? Ответ: Лисица — одна из акул. У этой рыбы очень слабые зубы. Хвост длинный, как туловище. Лисица глушит рыбу ударами хвоста.
■ Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? Ответ: Морской конек.
■ Какие рыбы вынашивают икру во рту? Ответ: Петушки, жиляпия, шоколадный гурами.
■ Какие рыбы после нереста погибают? Ответ: Лососи, кета, горбуша.
■ Какие рыбы добывают себе пищу в воздухе и на земле? Ответ: Анабас, илистый прыгун.
4 конкурс «Самая, самая…»Слайд 29
5 конкурс «Ребусы».
3.Рефлексия.
4.Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конкурс игра Угадай сказки
очень увлекательное мероприятие...
"Золотое Руно"Конкурс-игра для учащихся со 2-ого класса.
http://drschool.ru/contests/contest/golden-fleece.html...
Клуб Внимательных Пешеходов. Конкурс - игра по ПДД.
Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....
Конкурсы-игры Центра "СНЕЙЛ"
В 2012-2013 учебном году Центр "СНЕЙЛ" проводдит конкурсы-игры по различным предметам школьной программы. 11 октября 2012 года состоится конкурс-игра по математике "Слон". Кстати, задания конкурса-игр...
"МАГИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ" конкурс-игра в конце года (2-3 класс)
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ2 КЛАССЫТЕМА:«MYSTERY LABIRINTH»(МАГИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ)Выполнила учитель английского языкаНагулина К....
Конкурс- игра пожарных
Материал предназначен для младших школьников...
Конкурс-игра "Твои права, ребенок"
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Конечно, прежде чем организовать этот конкурс, нужно готовить твердую почву, т.е. подготовить детей к мероприятию....