УМК "Планета знаний". Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
«Окружающий мир» 2 класс Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Планета знаний», примерной программы по предмету «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования РФ, программы Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова. Программа составлена с учётом общих целей курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса математики.
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Цели и задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребенка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Основные принципы построения программы: При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки- практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки- практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира. Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества. ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
2 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как люди познают мир (15 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (14 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (25 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (14 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» К КОНЦУ 2 КЛАССА
Универсальные учебные действия
расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, освоить элементарные правила поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др.); научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на материале природы и культуры родного края.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
понимание значения взаимопомощи в семье;
способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
понимание ценности семейных отношений;
способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
приводить примеры приборов и инструментов;
пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
различать тела природы и изделия;
приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
рассказывать об исследованиях космоса;
называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
рассказывать о значении камня в жизни человека;
называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
называть планеты Солнечной системы;
отличать планету от звезды;
показывать на глобусе материки и океаны;
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
рассказывать об использовании электрической энергии;
рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
понимать, что такое окружающая среда;
приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
понимать значение науки и труда в жизни общества;
рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что человек — часть общества и часть природы;
понимать значение общества в жизни человека;
осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
оценивать правильность выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
развивать и тренировать свою наблюдательность;
ставить цели проведения наблюдений и опытов;
осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:
фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
осуществлять описание объектов природы;
сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
ставить вопросы друг другу.
Учащиеся могут научиться:
высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_-2.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
2 класс УМК «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов
1 четверть
№ п/п | Даты | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты | |||||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||||||||||
1 | 03.09 | Что такое наука С. 3-7 | Проблема: Что такое наука? Цель: Дать представления о том, что такое наука, как она появилась. | Наука | Научатся рассказывать о значении науки в жизни людей. | Регулятивные: научится рассказывать о значении науки в жизни людей, сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, плана. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. | Адекватная мотивация учебной деятельности; осознании своего продвижения в овладениями знаниями и умениями. | ||||||||
2 | 05.09 | Науки бывают разные С.8-9 | Проблема: Какие бывают науки? Цель: Дать представления о постепенности развития научного значения в обществе. | Биология География История психология | Научатся различать разные науки и учёных, которые их изучают. | Регулятивные: научится рассказывать о значении науки в жизни людей, сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, плана. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. | Адекватная мотивация учебной деятельности | ||||||||
3 | 10.09 | Учёные России С.10-11 | Проблема: Каких учёных вы знаете? Цель: Познакомить с деятельностью некоторых учёных России, показать их вклад в Россию, воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки – учёным | М.В.Ломоносов А.С. Попов К.Э. Циолковский Н.И. Вавилов С.П. Королёв Н.И. Вавилов | Научатся находить информацию об учёных России | Регулятивные: научится рассказывать о значении науки в жизни людей, сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, плана. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. | Адекватная мотивация учебной деятельности | ||||||||
4 | 12.09 | Человек – изобретатель С.12-13 | Проблема: Какие изобретения сделал человек в древности?+ Цель: Дать представления о постепенности развития науки, изобретений человека. | Научатся рассказывать о значении науки в жизни людей. | Регулятивные: научится рассказывать о значении науки в жизни людей, сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, плана. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. | Адекватная мотивация учебной деятельности | |||||||||
5 | 17.09 | Экскурсия в лес | Проблема: Какие растения и животные встречаются в лесу? Цель: Формировать у учащихся общее представление о лесе, показать разнообразие растений и животных леса. | Экскурсия Лес | Научатся в малых группах проводить опыты, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдения, обсуждать свои наблюдения. | Регулятивные: научатся в группах проводить опыты, измерять температуру воздуха. Познавательные: находить необходимую информацию в учебнике, обобщать результаты наблюдений за природой. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий малыми группами; учитывать мнение партнёра. | Адекватная мотивация учебной деятельности, умение не создавать конфликтных ситуаций. | ||||||||
6 | 19.09 | Экскурсия к водоёму | Проблема: Какие растения и животные встречаются в водоёме? Цель: Познакомить учащихся с условиями обитания живых существ в водоёме, их приспособительные признаки; воспитывать бережное отношение к обитателям водоёма, развивать эстетическое чувство детей. | Водоём Экскурсия | Научатся наблюдать за объектами и явлениями природы, оценивать красоту окружающей природы, отношению бережно охранять обитателей водоёмов, характеризовать природные сообщества (на примере водоёма). | Регулятивные – научатся наблюдать за объектами природы, принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные – извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при работе в группах. | Адекватная мотивация учебной деятельности; формирование устойчивого интереса к природе, чувства прекрасного на основе знакомства с природой. | ||||||||
7 | 24.09 | Как учёные изучают мир С.14-17 | Проблема: Что такое опыт, наблюдение? Цель: Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты, развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, развивать творческие способности. | Учёные Опыты | Научатся наблюдать, экспериментировать, проводить простейшие опыты, разовьют наблюдательность, оценивать результаты. | Регулятивные – научатся наблюдать, выполнять простейшие опыты самостоятельно, принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные – научатся извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника, из словарей, энциклопедий и обсуждать полученные сведения. Коммуникативная – научатся устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. | Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями. | ||||||||
8 9 | 26.09 01.10 | Умей видеть С.18-19 С.20-21 | Проблема: Что такое дневник наблюдения? Цель: Развивать внимание и наблюдательность учащихся, познакомить учащихся с дневником наблюдений и правилами работы над ним, тренировать наблюдательность учащегося в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей. | Дневник наблюдения | Научатся работать с дневником наблюдений и правилами работы с ним, проводить опыты, наблюдения за погодой, трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений. | Регулятивные – научатся работать с дневником наблюдений, самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные – характеризовать и описывать сезонные изменения в природе. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при выполнении задания в паре, осуществлять самопроверку. | Адекватная мотивация учебной деятельности, умение оценивать трудность предлагаемого задания. | ||||||||
10 | 03.10 | Приборы и инструменты С.22-23 | Проблема: Чем отличаются приборы и инструменты? Цель: Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов, показать как различные технические приспособления облегчают труд учёных | Приборы и инструменты | Научатся различать приборы, познакомятся с их назначением, узнают, что приборы и технические инструменты облегчают труд учёных | Регулятивные - научатся различать приборы, познакомятся с их назначением, самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные – планировать своё участие в проектной деятельности, готовить устные и письменные сообщения о том или ином приборе. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками, устанавливать очерёдность действий, взаимопроверку. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование интереса к изучаемой теме, чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в парах. | ||||||||
11 | 08.10 | Измерение температуры С.24-25 | Проблема: С помощью каких приборов измеряют температуру? Цель: Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов; с устройством термометра, выполнять практическую работу по измерению температуры воды, учить фиксировать температуру условными знаками. | Термометр | Научатся пользоваться термометрами, часами, познакомятся с устройством этих приборов, научатся измерять температуру и время по часам. | Регулятивные – научится пользоваться термометрами, часами, познакомятся с устройством этих приборов. Познавательные – научится пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей, рассказывать о значении библиотеки, составлять собственный словарь с объяснением и значением незнакомых слов. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в парах. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование интереса к изучению приборов, овладения знаниями и умениями. | ||||||||
12 | 10.10 | Измерение времени С.26-27 | Проблема: С помощью каких приборов измеряют время? Цель: Познакомить учащихся с назначением различных приборов. Учить детей измерять время по часам. | Время часы | Научатся часами, познакомятся с устройством этих приборов, научатся измерять время по часам. | Регулятивные – научится пользоваться термометрами, часами, познакомятся с устройством этих приборов. Познавательные – научится пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей, рассказывать о значении библиотеки, составлять собственный словарь с объяснением и значением незнакомых слов. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в парах. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование интереса к изучению приборов, овладения знаниями и умениями. | ||||||||
13 14 | 15.10 17.10 | Неживая природа осенью. Растения и животные осенью. С.28 С.29-31 | Проблема: Какие изменения происходят с неживой и живой природой осенью? Цель: Познакомить детей с изменениями, происходящими с неживой и живой природой осенью. | неживая и живая природа | Научатся наблюдать за объектами и явлениями природы, оценивать красоту окружающей природы, отношению бережно охранять природу | Регулятивные – научатся наблюдать за объектами природы, принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные – извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при работе в группах. | Адекватная мотивация учебной деятельности; формирование устойчивого интереса к природе, чувства прекрасного на основе знакомства с природой. | ||||||||
15 | 22.10 | Проверочная работа по теме «Как люди познают мир». | Проблема: Как люди познают мир? Цель: Уметь отвечать на вопросы связанные с темой «Как люди познают мир», обобщать полученные знания | Научатся обобщать полученные знания | Регулятивные – научатся обобщать полученные знания Познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Коммуникативные – адекватно оценивать свои знания. | Формирование умения оценивать трудность предлагаемого задания. | |||||||||
16 17 | 24.10 29.10 | Справочники, словари, энциклопедии С.32-33 С.34-35 | Проблема: Для чего нужны справочники, словари, энциклопедии? Цель: Продолжить развивать информационную грамотность учащихся, познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими. Дать представление о знаках и символах, о их значении в жизни человека, развивать творческие способности. | Справочники, словари, энциклопедии | Научится развивать информационную грамотность учащихся, познакомить с различными справочниками, учить пользоваться ими, развивать творческие способности. | Регулятивные – научится развивать информационную грамотность, познакомить с различными справочниками, научится пользоваться ими. Познавательные – планировать своё участие в проектной деятельности о справочниках и энциклопедиях. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в группах, учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | ||||||||
18 | 31.10 | Об искусстве С.36-37 | Проблема: Что такое искусство? Цель: Показать, что искусство, как и наука, является средством окружающего мира; показать отличие искусства от науки, раскрыть значение искусства в жизни человека. Развивать эмоциональную сферу учащихся. | Искусство | Научатся понимать, что искусство является средством окружающего мира; отличать искусство от науки; раскрывать значение искусства в жизни человека. | Регулятивные – научатся понимать, что искусство является средством окружающего мира, принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные – находить необходимую информацию в учебнике, справочнике, понимать эту информацию. Коммуникативные – учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение, аргументированно критиковать ошибки партнёра. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование устойчивых эстетических предпочтений в мире. | ||||||||
2 четверть | |||||||||||||||
№ п/п | Даты | Тема урока | Решаемые проблемы |
Планируемые результаты | |||||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||||||||||
1 2 | 12.11 04.11 | Что такое космос. С. 44-45 С.46-47 | Проблема: Что такое космос? Цель: Сформировать у детей первые научные представления о космосе, звёздах, созвездиях; продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах её поиска. Тренировать наблюдательность, воображение, память, коммуникативные способности. | Космос Звёзды Созвездия | Научится называть созвездия, закрепит имеющиеся знания о космосе, звёздах, научится наблюдать, продолжит тренировать коммуникативные способности. | Регулятивные – научится называть созвездия, наблюдать, узнавать очертания созвездий на небе, на рисунках-схемах. Познавательные – выделять существенную информацию из учебных текстов, обобщать результаты наблюдений. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в группе; осуществлять взаимопроверку, обосновывать своё решение. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование способности к самооценке, умение оценивать трудность предлагаемого задания. | ||||||||
3 4 | 19.11 21.11 | Солнечная система С.48-49 С.50-51 | Проблема: Какие бывают планеты? Цель: Сформировать научные представления о Солнечной системе, её составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. Развивать творческие способности. | Солнечная система | Научатся рассказывать о составе Солнечной системы, объяснять различие меду Солнцем-звездой и планетами, находить планеты на рисунке-схеме. | Регулятивные – научатся рассказывать о составе Солнечной Системы, находить планеты на рисунке-схеме. Познавательные – понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; научатся сравнивать, обобщать. Коммуникативные – научатся учитывать мнение партнёра при выполнении заданий в группах; аргументированно критиковать допущенные ошибки. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группах. | ||||||||
5 6 | 26.11 28.11 | Голубая планета Земля С.52-53 С.54-55 | Проблема: Какую форму имеет Земля? Цель: Сформировать представление о Земле как планете. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле. | Планета «Земля» | Научатся объяснять, что такое модель, почему глобус - модель Земли, называть и показывать на глобусе материки и столицу России. | Регулятивные – научатся объяснять, что такое модель, почему глобус – модель Земли, почему происходит смена дня и ночи. Познавательные – находить необходимую информацию в учебнике, в справочной литературе. Коммуникативные – научатся распределять обязанности при работе в группе. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. | ||||||||
7 | 03.12 | Спутник Земли - Луна. С.56-57 | Проблема: Почему Луну называют спутником Земли? Цель: Сформировать у учащихся научное представление о естественном спутнике Земли – Луне. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества. | Спутник Земли – Луна. | Научатся придумывать истории на тему: «Полёт на Луну», знают о спутнике Земли –Луне. | Регулятивные – научатся придумывать истории на тему «Полёт на Луну», принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные – научатся выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Коммуникативные – оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочей тетради. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование способностей к самооценке. | ||||||||
8 | 05.12 | Исследование космоса. С.58-59 | Проблема: Кто изобрёл телескоп? Цель: Расширить представление учащихся о способах познания мира. Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения учёных России в области космонавтики. Показать, как изобретение телескопов, аппаратов для космических полётов увеличили возможности учёных в исследовании в космосе. | Космос космонавт телескоп | Узнают о способах познания мира, о достижениях учёных в космической области, формирование гордости за свою родину. | Регулятивные – узнают о способах познания мира, о достижениях учёных. Познавательные – осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при работе в группах; устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | ||||||||
9 | 10.12 | Что такое глобус С.60-61 | Проблема: Что такое глобус? Цель: Сформировать представления учащихся о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представлений о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся. | Глобус | Узнают о глобусе, как модели Земли, научатся находить на глобусе материки, океаны, моделировать путешествие «Владивосток-Москва» на глобусе; обсуждать и выбирать маршруты. | Регулятивные – научатся самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы; осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные – сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в группах. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями. | ||||||||
10 | 12.12 | Почему день сменяет ночь С.62-63 | Проблема: Почему день сменяет ночь? Цель: Углубить знания о движении Земли вокруг оси, первые представления о причине смены дня и ночи на Земле. Развивать коммуникативные способности учащихся. | День Ночь | Узнают о движении Земли вокруг оси, о причинах дня и ночи, научатся проводить опыты. | Регулятивные – узнают о движении Земли вокруг оси, о причинах смены дня и ночи. Познавательные – понимать информацию, представленную в виде текста, схемы. Коммуникативные – находить дополнительную информацию о смене дня и ночи; используя разные источники. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | ||||||||
11 12 | 17.12 19.12 | Как изучали земной шар. С.64-65 С.66-67 | Проблема: Как изучали земной шар? Цель: Познакомить учащихся с историей географических открытий. Развивать умственные и творческие способности учащихся, сотрудничество | Земной шар. | Научатся объяснять почему Землю называют «Голубой планетой»; узнают новое о планете Земля, самостоятельно научатся находить дополнительную информацию об истории географических открытий. | Регулятивные – познакомится с историей географических открытий. Познавательные –сравнивать исторические события, делать обобщения. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в группе. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование способности к самооценке. | ||||||||
13 | 24.12 | Исследование глубин морей и океанов. С.68-69 | Проблема: С помощью чего учёные исследовали моря и океаны? Цель: Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания; повторить и обобщить знания по разделу. Обсудить достижения и ход работы участников проекта «Мы живём в космосе». | Моря Океаны | Научатся участвовать в совместных практических работах (находить на карте моря и океаны); оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. | Регулятивные – научатся участвовать в практических работах (находить на картах моря и океаны). Познавательные – научатся использовать модель для объяснения нахождения морей и океанов. Коммуникативные – научатся устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями. | ||||||||
26.12 | Проверочная работа по теме «Мы живём на планете Земля | Проблема: Что интересного вы узнали о нашей планете? Цель: Уметь отвечать на вопросы связанные с темой «Как люди познают мир», обобщать полученные знания | Научатся обобщать полученные знания | Регулятивные – научатся обобщать полученные знания Познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Коммуникативные – адекватно оценивать свои знания. | Формирование умения оценивать трудность предлагаемого задания. | ||||||||||
3 четверть | 17.12 | ||||||||||||||
№ п/п | Даты | Тема урока | Решаемые проблемы |
Планируемые результаты | |||||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||||||||||
1 2 | 14.01 16.01 | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. С.70-71 С.72-73 | Проблема: Какие изменения происходят с неживой и живой природой зимой? Цель: Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Подвести итоги за зиму, учить детей устанавливать связи между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам природы. | Зима | Научатся характеризовать зиму, выделяя существенные признаки, использовать пословицы, стихи, загадки при характеристике зимы. | Регулятивные – научатся описывать окружающую среду, конкретных живых объектов, выделять некоторые признаки. Познавательные – сравнивать и классифицировать объекты природы, выбирая основания. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | ||||||||
3 4 | 21.01 23.01 | Тела и вещества С.6-7 С.8-9 | Проблема: Что такое тела и вещества, чем они отличаются? Цель: Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимание. Продолжит формирование умения работать в группе. | Тела Вещества | Научатся различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. | Регулятивные – научатся различать естественные и искусственные тела и вещества. Познавательные – понимать информацию, представленную в виде схемы. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в группе, наблюдать, обобщать. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование умения оценивать трудности предлагаемого задания. | ||||||||
5 6 | 28.01 30.01 | Значение энергии для жизни. Источники энергии С.10-13 С.14-15 | Проблема: Что такое энергия? Цель: Объяснить значение энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту. | Энергия. | Научатся объяснять значение энергии для жизни, приводить примеры источников энергии, правильно обращаться с источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами). | Регулятивные – научатся объяснять значение энергии для жизни человека. Познавательные – научатся использовать источники энергии в жизни. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении. | ||||||||
7 | 04.02 | Источники световой энергии С.16-17 | Проблема: Каковы источники света? Цель: Познакомить с различными источниками световой энергии, показать опытным путём, как образуются тени от предметов. Учить работать с схемами. Развивать творческие способности учащихся. | Свет Цвет | Научится приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов, называть цвета радуги по порядку, рассказывать о красоте окружающего мира. | Регулятивные – научатся приводить примеры источников света (природных и искусственных). Познавательные – научатся называть по порядку цвета радуги, осуществлять описание объектов природы. Коммуникативные – научатся выполнять творческие задания в группах. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование умения оценивать трудность предлагаемого задания. | ||||||||
8 | 06.02 | Зеркала. С.18-19 | Проблема: Как отражается свет? Цель: Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. развивать внимательность и наблюдательность детей. | Зеркало Отражение | Узнают, почему происходит отражение света блестящими предметами и зеркалами, научатся наблюдать за отражением света. | Регулятивные – узнают, почему происходит отражение света, научатся принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование способности к самооценке. | ||||||||
9 | 11.02 | Отчего зависит цвет предмета С.20-21 | Проблема: Как изменяется цвет? Цель: Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов, учить воспринимать красоту окружающего мира. | Цвет. | Узнают о причинах цветового разнообразия, научатся видеть красоту окружающего мира. | Регулятивные – научатся объяснять, отчего зависит цвет. Познавательные - сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в группе. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование способности к самооценке. | ||||||||
10 11 | 13.02 18.02 | В мире звука. С.22-25 С.26-27 | Проблема: Как возникает звук? Цель: Сформировать первые представления о причине возникновения звуков, учить детей получать знания в мире путём экспериментирования; дать представление о вреде шума для здоровья детей. | Звук. | Научатся объяснять причину возникновения звука; почему вреден шум для здоровья человека, научатся рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумного загрязнения. | Регулятивные – научатся объяснять причину возникновения звука, объяснять, почему вреден шум для здоровья человека. Познавательные – находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе. Коммуникативные – учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование устойчивого интереса к изучению окружающего мира. | ||||||||
12 | 20.02 | В мире камня. С.28-31 | Проблема: Какие бывают горные породы и минералы? Цель: Дать первое представление о горных породах и минералах, показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, внимание, воображение. Развивать творческие и коммуникативные способности. | Камни. | Научатся различать горные породы, приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании, тренировать наблюдательность, воображение. | Регулятивные – принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные – понимать информацию, представленную в виде текста, находить ответы на вопросы в тексте к ученику. Коммуникативные – учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование чувства прекрасного на основе знакомства с природой. | ||||||||
13 14 | 25.02 27.02 | В мире живой природы. На опушке. С.32-33 С.34-35 | Проблема: Что можно увидеть на опушке? Цель: Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними, показать необходимость бережного отношения к живой природе. | Живая природа. Опушка. | Научатся описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые признаки и их приспособленности к окружающей среде. | Регулятивные – научатся приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса. Познавательные – научатся устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Коммуникативные – учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование положительного отношения и интереса к изучению природы. | ||||||||
15 | 04.03 | В берёзовой роще. С.36-38 | Проблема: Что можно увидеть в берёзовой роще? Цель: Показать влияние одних растений на другие; растений на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды. | Берёзовая роща. | Научатся приводить примеры растений и животных, встречающихся в берёзовой роще, обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их, участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы. | Регулятивные – научатся приводить примеры растений, растущих в берёзовой роще, обсуждать правила поведения в природе. Познавательные – описывать окружающую среду, конкретных животных объектов, выделять некоторые из них. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в группах. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование основ экологической культуры. | ||||||||
16 | 06.03 | В низине. Влаголюбивые растения. С.39 | Проблема: Что можно увидеть в низине? Цель: На примере низины показать разнообразие растений и животных | Низина Купальница Гадюка Уж | Научатся приводить примеры растений и животных, встречающихся в низине, обсуждать правила поведения в природе | Регулятивные – научатся приводить примеры растений, растущих в низине, обсуждать правила поведения в природе. Познавательные – описывать окружающую среду, конкретных животных объектов, выделять некоторые из них. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в группах. | |||||||||
17 | 11.03 | В ельнике С.40-43 | Проблема: Что можно увидеть в ельнике Цель: На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование бережного отношения к природе. | Ельник. | Научатся показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа, объяснять значения слов «светолюбивый», «теневыносливый», «влаголюбивый» и правильно их применять при описании объектов. | Регулятивные – научатся приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника. Познавательные – использовать справочник для получения новых сведений. Коммуникативные – читать схемы и извлекать нужную информацию. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование знаний основных правил поведения в природе. | ||||||||
18 | 13.03 | У лесного озера С.44-47 | Проблема: Что можно увидеть у лесного озера Цель: Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ, сформировать представление о растениях и животных, типичных водоёмов и их приспособленность к жизни, на её поверхности и в самой воде. | Озеро | Научатся сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, узнают об условиях жизни живых существ в пресных водоёмах, научатся приводить примеры животных и растений, живущих у озера, выбирать форму участия в проектной деятельности. | Регулятивные – научатся принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные – научатся готовить устные или письменные сообщения по заданной теме. Коммуникативные – научатся читать схемы и извлекать нужную информацию. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | ||||||||
19 | 18.03 | В сосновом лесу. С.48-49 | Проблема: Что можно увидеть в сосновом лесу Цель: Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни. | Сосновый лес. | Научатся составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему: «Лес в нашей жизни». | Регулятивные – научатся описывать условия жизни в разнообразных сообществах. Познавательные – научатся составлять «Красную книгу леса». Коммуникативные – оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в группе. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование положительного отношения к природе. | ||||||||
20 | 20.03 | Берегите лес. С.50-51 | Проблема: Как беречь лес? Цель: Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе, познакомить с правилами поведения в лесу. | Лес | Научатся оценивать своё поведение других в природе; использовать дополнительную литературу для подготовки к викторине «Лес в нашей жизни». | Регулятивные – научатся правилам бережного отношения к природе. Познавательные – научатся находить дополнительную информацию в справочной литературе. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в парах. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | ||||||||
4 четверть | |||||||||||||||
№ п/п | Даты | Тема урока | Решаемые проблемы |
Планируемые результаты | |||||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||||||||||
1 2 | 01.04 03.04 | Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей С.52-53 С.54-55 | Проблема: Какие изменения происходят весной в живой и неживой природе? Цель: Подвести итоги наблюдений за весну, учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, воспитывать ответственное отношение к объектам природы. | Наблюдение | Научатся устанавливать связи между явлениями и объектами природы, узнают о бережном отношении к объектам природы. | Регулятивные – давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки. Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в парах. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование умения оценивать трудность предлагаемого задания. | ||||||||
3 | 08.04 | Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас». | Проблема: Природа вокруг нас, какова она? Цель: Уметь отвечать на вопросы связанные с темой «Природа вокруг нас», обобщать полученные знания | Научатся обобщать полученные знания | Регулятивные – научатся приводить примеры взаимосвязей между природой и человеком. Познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Коммуникативные – адекватно оценивать свои знания. | Формирование умения оценивать трудность предлагаемого задания. | |||||||||
4 5 | 10.04 15.04 | Человек в обществе С.62-63 С.63-65 | Проблема: Как развивалось первобытное общество? Цель: Сформировать представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека, показать значение общества в жизни человека. Показать, как развивалось общество от первобытных времён до наших дней. | Человек Общество | Научатся приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой, доказывать, что человек часть природы и часть общества, сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни. | Регулятивные – научатся приводить примеры взаимосвязей между человеком и обществом. Познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в группах. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование положительного интереса к изучению человека, общества. | ||||||||
6 | 17.04 | Труд в жизни человека С.66-67 | Проблема: Как труд влияет на человека? Цель: Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду. | Труд | Научатся ценить значение семьи, рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге, обмениваться информацией о семейных традициях. | Регулятивные – научатся принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Познавательные – понимать информацию, представленную в виде схемы. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками | Адекватная мотивация учебной деятельности. | ||||||||
7 | 22.04 | Семья С.68-71 | Проблема: Какие обязанности есть у разных членов семьи? Цель: Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье, воспитывать заботливое отношение к членам семьи. | Семья | Научатся рассказывать о составе семей, о распределении обязанностей в семье, о заботливом отношении членов семьи друг другу, обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. | Регулятивные – научатся рассказывать о распределении обязанностей в семье. Познавательные – осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, Интернета. Коммуникативные – научатся распределять обязанности при работе в группе. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование способности к самооценке. | ||||||||
8 9 | 24.04 29.04 | Бюджет семьи С.72-73 С.74-75 | Проблема: Каково значение денег? Цель: Раскрыть значение денег в обществе; показать необходимость правильного распределения денежных средств. | Бюджет | Научатся понимать значение денег в обществе, значение правильного распределения денежных средств. | Регулятивные – научатся принимать и сохранять значение познавательной деятельности. Познавательные – понимать информацию в учебнике. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в группах. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование значения семьи в жизни человека. | ||||||||
10 11 | 06.05 08.05 | Кого называют вежливыми. Правила поведения за столом. Как правильно разговаривать по телефону. С.76-77 С.78-79 С.80-81 | Проблема: Какие вы знаете правила вежливости? Цель: Продолжать формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе, познакомить, познакомить с некоторыми правилами этикета. | Вежливость | Научатся правилам культурного поведения в обществе, узнают правила этикета. | Регулятивные – научатся оценивать своё поведение по отношению к друзьям, сопереживать им. Познавательные – выделять информацию из учебных и научно-популярных текстов. Коммуникативные – обсуждать правила общения по телефону, работая в группах. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование значения поведения в обществе. | ||||||||
12 | 13.05 | О друзьях товарищах С.82-83 | Проблема: Кого можно назвать друзьями? Цель: Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, её ценность,. | Друзья Товарищи | Узнают о значении дружбы во взаимоотношениях людей, её ценности, о | Регулятивные – узнают значение дружбы, её ценности. Познавательные – понимать информацию, представленную в виде схемы. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при работе в парах. | Адекватная мотивация учебной деятельности, формирование способности к самооценке. | ||||||||
13 | 15.05 | О привычках. Как избавиться от плохих привычек | Проблема: Какие вы знаете привычки? Цель: Показать влияние вредных привычек на взаимоотношениях людей | Узнают о влиянии вредных привычек на взаимоотношения людей. | Регулятивные – узнают значение привычек, как избавиться от вредных привычек. Познавательные – Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при работе в парах. | Адекватная мотивация учебной деятельности | |||||||||
14 | 20.05 | Неживая и живая природа летом. Растения и животные летом | Проблема: Какие изменения в природе произойдут летом? Цель: Учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека летом; воспитывать ответственное отношение к объектам природы | Научатся давать общую характеристику лета, выделяя существенные признаки. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы | Регулятивные – давать общую характеристику лета, выделяя существенные признаки. Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Коммуникативные – распределять обязанности при работе в парах. | Адекватная мотивация учебной деятельности | |||||||||
16 | 22.05 | Проверочная работа по теме «Люди вокруг нас» | Проблема: Каковы люди вокруг нас? Цель: Уметь отвечать на вопросы связанные с темой «Люди вокруг нас», обобщать полученные знания | Научатся обобщать полученные знания | Регулятивные – научатся приводить примеры взаимосвязей между людьми. Познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Коммуникативные – адекватно оценивать свои знания. | Формирование умения оценивать трудность предлагаемого задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Окружающему миру 2 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру М.:АСТ:Астрель, 2011, рекоме...
Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1-4 классы (разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2011г., авт
Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе:- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном проц...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...