Вода - растворитель
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Создание условий для определения учащимися свойства воды - растворитель; формирование исследовательских умений в практической деятельности; формирование универсальных учебных действий:
· коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),
· личностные (умение любоваться красотой окружающего мира, умение соблюдать установленные правила),
· регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),
· познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_-_rastvoritel.docx | 46.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 «б» классе по УМК «Перспективная»
Тема урока: Вода – растворитель.
Цели урока:
- создать условия для определения учащимися свойства воды - растворитель;
- формировать исследовательские умения в практической деятельности;
- формировать универсальные учебные действия:
- коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),
- личностные (умение любоваться красотой окружающего мира, умение соблюдать установленные правила),
- регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),
- познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Оборудование:
- ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
- химическая посуда для опытов: стаканы, мерные ложки;
- вещества для опытов: соль, сода, песок, вишневый сок, мел, вода;
- акварельные краски, таблетки, мыло, пакетик растворимого кофе, бутылка минеральной воды;
- карточки-задания для фиксации результатов групповой работы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) | |
Готовы вы к уроку? (да) - Садитесь, пожалуйста Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок. | Настрой на работу | Включение детей в деятельность | Регулятивные УУД (самоконтроль) | |
II. Этап мотивирования к учебной деятельности В кружево будто одеты И кажется сказкою это, Безбрежная ширь океана, В бирюзовой дали, исчезая, Снег белый пойдёт и укроет | Приглашение к размышлению | Личностные УУД (умение любоваться красотой окружающего мира) | ||
- Вспомним, какое было домашнее задание? -Туман и облака. Ответы учащихся. - Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе? Презентация детей (- В твердом, жидком и газообразном состоянии) | слайд | Ответы детей | Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации | |
Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире. Антуан де Сент-Экзюпери - Почему Антуан де Сент-Экзюпери французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? - Жизнь зародилась в воде. - Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле. | Определение и обоснование темы урока | Познавательные общеучебные УУД (анализ текста) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) | ||
- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вот она какая, вода! - Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды. - Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке Растворитель – это свойство воды или нет? - Да - Нет | Ответы детей Выбирают карточки | Познавательные УУД (умение классифицировать Регулятивные УУД (прогнозирование) | ||
Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса. ? | Постановка проблемы | Познавательные УУД (постановка проблемы) | ||
IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема: Вода – растворитель? Что будет сегодня объектом исследования? Объект - вода. Предметом исследования будет свойство – растворитель. | Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования) | |||
- Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 3 человек: руководитель, докладчик и лаборант. (Дети в каждой группе распределяют роли) | - Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека, который при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Фильтр – это приспособление для очистки воды. | Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) | ||
- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила. - Правила работы в группах
И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод! | Пояснение работы в группах | Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила) | ||
- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее. (Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».) | Постановка цели | Регулятивные УУД (целеполагание) | ||
- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ, отгадав загадку. После, мы обобщим опыт всех групп. V. Реализация проекта - Прошу руководителей подойти за заданиями для групп (отгадывают загадку) Подкрашена вода и с ягодами она. (Вишнёвый сок) Отдельно - я не так вкусна, Но в пище — каждому нужна. (Соль) Сообщаю: я спешу! Есть у соли сестра. Она Если встретишь на дороге То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу — Она понадобится сразу. (Глина). Руководители получают карточку, зачитывают ее группе (см. Приложение 1). - Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами. - Давайте вспомним Технику безопасности (слайд) Лаборанты получают посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты. (Музыка воды) | Групповая работа Проводят опыты | Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества) Познавательные УУД (умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы) | ||
VI. Физкультминутка Льется чистая водица. Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берём Крепко щеткой зубы трём Моем, шею, моем, уши Вытираемся, посуше. | Выполнение движений, показанных учеником | Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) | ||
Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат. Докладчик группы №1: - После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась. Докладчик группы №2: - После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что сода стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде. Докладчик группы №3: Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и равномерно по ней распределился. Вода поменяла цвет. Вывод: сок растворяется в воде. - Какой вывод вы сделали? Соль растворяется в воде. Сода растворяется в воде. Сок растворяется в воде. - Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились. - Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут предложения? - Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды. | Самооценка и коррекция Систематизация знаний . | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (коррекция) | ||
- Предоставляем слово 4 группе. Докладчик группы №4: Мы насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина не растворяется в воде. - Даем слово 5 группе Докладчик группы №5: Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился. - Мы заслушали отчеты еще 2 групп. Какой вывод сделаем? (Вода растворяет не все вещества.) - Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром. (Вода – растворитель?) - Как вы сейчас ответите на него? Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества. | Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов) | |||
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Итак, вы узнали новое свойство воды. -Еще раз проконтролируем результаты наших действий на материале учебника. Откроем содержание учебника и найдем тему «Вода – растворитель» с. 87 учащиеся читают по учебнику Теперь это свойство попробуем применить в жизни. Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель». Учитель выдает по группам: 1. акварельные краски 2. таблетки 3. мыло 4. пакетик растворимого кофе 5. минеральная вода Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием. Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде» Группа №2: «Таблетки растворяются в воде» Группа №3: «Мыло растворяется в воде» Группа №4: «Кофе растворяется в воде» Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде» - Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека. Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»? «Газированная» значит «содержит газы» - Что нужно сделать, чтобы их увидеть? Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку. Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность. - Почему их не было видно? Они растворились в воде - Сделайте вывод. Газы тоже растворяются в воде. - Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества. VIII. Итог урока, оценивание -Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз. (Вода – растворитель) - Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.) - Достигла ли цели ваша лаборатория? (да) Учитель и учащиеся оценивает работу групп. IX. Домашнее задание У 1 с. 85-87 Т 1 с.30 - Предположим, что смешали соль, речной песок и опилки. Как всё отделить друг от друга? Что будете делать? Где и как будете искать ответ? - подумаем сами, - вспомним материал прошедшего урока, - проведем опыт дома, - спросим у старших, - обратимся к Интернету и др. X. Рефлексия учебной деятельности - Как вам работалось в группе? - Легко ли вам было заполнять карточку? - Были проблемы в работе лаборантов? - Хорошо ли группа вас подготовила к докладу? Закрасьте воду в своём стаканчике (слайд) Резерв Работа по Хрестоматии с. 46 Всем спасибо за урок. | Работа по группам Обсуждение в группах Оценки за работу Осознание темы следующего урока | Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (самооценка) Регулятивные УУД Познавательные УУД (работа с информацией) Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
Приложение 1
Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
Ход работы | Наблюдения | Вывод |
1.Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой. 2.Вылейте солёную воду в воронку с фильтром | ________________________ ________________________ ________________________ | ________________________ ________________________ |
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
Ход работы | Наблюдения | Вывод |
1.Налейте вишнёвый сок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой. 2.Вылейте воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром | ________________________ ________________________ ________________________ | ________________________ ________________________ ________________________ |
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
Ход работы | Наблюдения | Вывод |
1.Насыпьте мел в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой. 2.Вылейте воду с мелом в воронку с фильтром | ________________________ ________________________ ________________________ | ________________________ ________________________ ________________________ |
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
Ход работы | Наблюдения | Вывод |
1.Насыпьте глины в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой. 2.Вылейте воду с глиной в воронку с фильтром | ________________________ ________________________ _______________________ | ________________________ ________________________ ________________________ |
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества и найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
Ход работы | Наблюдения | Вывод |
1.Насыпьте соды в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой. 2.Вылейте воду с содой в воронку с фильтром. | ________________________ ________________________ ________________________ | ________________________ ________________________ ________________________ |
Общий вывод: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Вода - растворитель"
В ходе практической работы дети обнаруживают свойство воды – растворять примеси; развивают умения получать знания, работая в группе;воспитывается любовь к родному краю, бережному отношению...
Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"
Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....
Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"
Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....
Презентация к уроку Окружающий мир Тема: Вода - растворитель.
Презентация к уроку. Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество или вода- растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...
"Вода-растворитель"
Презентация по УМК Перспективная начальная школа...
Воды Земли. Вода – растворитель (Начальная школа 21 века)
Цели урока: создать условия для определения учащимися свойства воды - растворитель; Планируемые результаты:Предметные:...