Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ФГОС. УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Планирование составлено на основе :
1) Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.,№ 373
2) Примерной программы по учебным предметам. Сборник рабочих программ "Школа России 1-4 классы". (издательство : Москва " Просвещение",2010 г.).
3) Авторской программы курса "Окружающий мир" под редакцией Плешаковой А.А., Крючковой Е.А. (система "Школа России").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
по окружающему миру
Планирование составлено на основе:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот « 6 » октября 2009 г. № 373
- Примерной программы по учебным предметам. Сборник рабочих программ «Школа России 1-4 классы».(издательство:Москва «Просвещение»,
2010г.).
- Авторской программы курса «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А., Крючковой Е.А., (система «Школа России»), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, Клнцепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемфх результатов начального и общего образования.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №14»
- Учебного плана образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.
- Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, это соответствует Базисному учебному плану Республики Татарстан, базисному учебному плану лицея № 14.
Содержание программы 4 класса
IV КЛАСС (68 ч)
Земля и человечество (11 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (8 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Пояснительная записка к тематическому планированию по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
в 4 классе
В пояснительной записке к Федеральному Базисному плану (2004) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и в его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы Основ безопасности жизнедеятельности». Учебный курс носит «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.»
ОБЖ проводится интегрировано с предметом Окружающий мир один раз в неделю по 15 минут от урока, 34 занятия в год.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений. Реализация программы позволит:
- -прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- - сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- -выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС
В пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану(2004) говорится: « Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности».
Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, основание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. Учащийся должен овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказать первую медицинскую помощь, обращаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития, учащихся начальной школы по классам обучения и включая в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
-общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
- основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
- основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь. Как уберечь от порезов и ожогов;
-общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
- правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
- влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий. Что значит одеваться по сезону, правила поведения;
- чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
-правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
- основные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
Практическая работа: к концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- составить порядок дня, Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
-оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
-безопасно обращаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
-правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
-самостоятельно одеваться по сезону;
- самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
- правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми. Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.
Тематическое планирование
учебного материала для 4 класса
4 класс (68 ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Земля и человечество | 11 |
2 | Наша природа | 11 |
3 | Наш край – часть большой страны | 12 |
4 | Страницы мировой истории | 6 |
5 | Страницы истории Отечества | 20 |
6 | Современная Россия | 8 |
Итого | 68 ч |
Перечень обязательных самостоятельных, контрольных работ
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Контрольная работа 1 | Контрольная работа 1 | Итоговая контрольная работа | |
Практическая работа 2 | Практическая работа 2 | Практическая работа 2 | |
Экскурсия №1 «В парк» по теме «Леса нашего края» | Экскурсия №2 по теме «Экологическое равновесие» | Экскурсия №3 «В краеведческий музей города» по теме «Патриоты России» | Экскурсия №4 в музей боевой славы. |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 а классе
№ п/п | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Виды контроля, контрольно-измерительные материалы | Планируемые результаты освоения материала | Срок проведения | |||
предметные | Метапредметные УУД | Личностные | факт | план | |||||
I четверть Земля и человечество (11 ч.) | |||||||||
1 | Мир глазами астронома Безопасность пешеходов при движении по дорогам Изучение новых знаний | 1 | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | Знать: понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. Уметь: характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. | П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Р:Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи | учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений | |||
2 | Планеты солнечный системы Изучение новых Знаний | 1 | Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года | Текущий контроль | Знать: государственную символику России. Уметь: оформлять Календарь памятных дат. | П. Строить сообщения в устной форме. Р. Принимать и сохранять учебную задачу. К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и истории России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; | ||
3 | Звёздное небо – великая книга природы Элементы дорог. Дорожная разметка Изучение новых знаний | 1 | Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе | Текущий, фронтальный опрос | Знать: права и обязанности гражданина России. Уметь: рассказывать о структуре Конституции РФ. | П. Проводить сравнение по заданным критериям. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | |||
4 | Мир глазами географа Комбинированный | 1 | Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Текущий контроль | Знать: о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ. Уметь: находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ. | П. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | ||
5 | Пояса Земли Правила перехода дорог. Перекрёстки Изучение новых знаний | 1 | Представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения. | Текущий, групповой контроль | Знать: имя, отчество, фамилию действующего Президента. Уметь: определять главу государства, его обязанности перед народом. | П. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | ||
6 | Мир глазами истории Изучение новых знаний | 1 | Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Текущий контроль | Знать: понятия «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан». Уметь: рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение) | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | |||
7 | Когда и где? Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Изучение новых знаний | 1 | Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | Тематический, задания на карточках | П. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Оценивать правильность выполнения действий К. Строить монологическое высказывание. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | |||
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. Изучение новых знаний | 1 | Человек - часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния | Тематический, проверочная работа | Знать: понятия «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан». Уметь: рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения). | П. Строить рассуждения в форме простых суждений. Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью. | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества Соблюдение правил движения велосипедистами Изучение новых знаний | 1 | Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе | Текущий контроль | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | ||||
10 | Под охраной человечества сокровища Земли. Изучение новых знаний | 1 | Охрана растительного и животного мира | Текущий контроль | Знать: объекты всемирного природного наследия Беларуси, природные особенности и образ жизни в Монголии. Уметь: определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства. | П. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | ||
11 | Обобщение по разделу «Земля и человечество» Контроль знаний | 1 | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Тематический контроль | Знать: о происхождении названий природных объектов. Уметь: исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план. | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; | |||
Наша природа (11 ч.) | |||||||||
12 | Равнины и горы России. Причины дорожно-транспортного травматизма. Изучение новых знаний | 1 | Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России. | Текущий, индивидуаль-ный опрос | Знать: о жизни и творчестве К. Л. Хетагурова, Ю. С. Рытхэу. Уметь: — оформлять и представлять презентацию о выдающихся деятелях культуры уроженцах родного края; — составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору). | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника. | понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
13 | Моря, озёра и реки России . Практическая работа №4 на тему «Моря, озёра и реки России» Изучение новых знаний | 1 | Водоёмы, их разнообразие, использование человеком | Текущий контроль | Уметь: — оформлять и представлять презентацию о выдающихся деятелях культуры уроженцах родного края; — составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору). | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | |||
14 | Зона Арктических пустынь Государственная инспекция безопасности дорожного движения. изучения новых знаний | 1 | Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование | Текущий контроль | Знать: условные знаки физической карты. Уметь: находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике. | П. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Р. Принимать и сохранять учебную задачу. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | ||
15 | Тундра Изучение новых знаний | 1 | Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека | Текущий контроль | Знать: формы земной поверхности. Уметь: показывать равнины и горы на карте. | П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. К. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | ||
16 | Леса России Железнодорожный транспорт, его особенности Изучение новых знаний | 1 | Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир. | Тематический контроль | Знать: полезные ископаемые разных регионов России, их условные знаки. Уметь: описывать полезные ископаемые по плану учебника. | Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||
17 | Лес и человек Экскурсия №1 в парк «Леса нашего края» Изучение новых знаний | 1 | Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным | Тематический контроль | Знать: части реки. Уметь: находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. | П. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. | ||
18 | Зона степей Безопасное поведение на воде. Изучение новых знаний | 1 | Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы. | Знать: название крупнейших озёр России. Уметь: находить по Физической карте озера России | П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. К. Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности | |||
II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч) | |||||||||
19 | Пустыня Изучение новых знаний | 1 | Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир. | Текущий контроль | Знать: отличия моря и озера по существенному признаку (море-часть океана). Уметь: находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. | П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Учиться высказывать предположение по иллюстрации. К. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | ||
20 | У Чёрного моря Безопасность на воде Изучение новых знаний | 1 | Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей. | Текущий контроль | Знать: названия природных зон. Уметь: определять по карте природные зоны России, рассказывать о них. | П. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Вести диалог, слушать и слышать собеседника. | Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
21 | Экологическое равновесие Экскурсия № 2 на тему «Экологическое равновесие» Изучение новых знаний | 1 | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе | Текущий контроль | Знать: природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Уметь: находить по карте зоны арктических пустынь | П. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р. Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | ||
22 | Обобщающий урок по теме «Природные зоны России» Понятие ориентира. Контроль и коррекция Знаний | 1 | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Текущий, словарный диктант | Знать: природные условия, растительный и животный мир тундры. Уметь: находить по карте природных зон России тундру. | П. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Использовать общие приёмы решения задач. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его | Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
Наш край – часть большой страны (12 ч.) | |||||||||
23 | Наш край Изучение новых знаний | 1 | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Текущий, контроль | Знать: понятия зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов; природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Уметь: находить по карте лесные зоны, определять растения и животных леса. | П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Р. Принимать и сохранять учебную задачу. К. Задавать вопросы. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | ||
24 | Поверхность нашего края Определение сторон горизонта по компасу, солнцу. Изучение новых знаний | 1 | Представление о поверхности родного края; работа с картой | Текущий контроль | Знать: природные условия, растительный и животный мир степей. Уметь: находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. | П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | ||
25 | Водоёмы нашего края Практическая работа №5 на тему «Водоёмы нашего края» Изучение новых знаний | 1 | Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана | Текущий контроль | Знать: природные условия, растительный и животный мир пустынь. Уметь: находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь. | П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К. Формулировать своё мнение и позицию. использовать речь для регуляции своего действия. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | ||
26 | Наши подземные богатства Определение сторон горизонта по часам и местным предметам. Изучение новых знаний | 1 | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Тематический контроль | Знать: природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить на карте субтропики | П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Применять установленные правила. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | ||
27 | Земля-кормилица Практическая работа №6 по теме «Земля-кормилица» Изучение новых знаний | 1 | Различные виды почв и их состав . Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов | Текущий контроль | Знать: особенности хозяйственной жизни народов России. Уметь: соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа | П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | ||
28 | Жизнь леса Безопасная переправа через водную преграду. Изучение новых знаний | 1 | Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов | Текущий контроль | Знать: особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев. Уметь: рассказать о древних занятиях одного из народов России. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Формулировать своё мнение и позицию. | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||
29 | Жизнь луга изучения новых знаний | 1 | Представления о луге, как природном сообществе | Текущий контроль | Знать: экологические проблемы в разных природных зонах России. Уметь: знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Формулировать своё мнение и позицию. | осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей | ||
30 | Жизнь пресного водоёма Умение вязать узлы. Изучение новых знаний | 1 | Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма | Текущий контроль | Знать: растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране. Уметь: приводить примеры растений и животных из Красной книги. | П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Различать способ и результат действия. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | ||
31 | Растениеводство в нашем крае Практическая работа №7 на тему «Растениеводство» Изучение новых знаний | 1 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Знать: заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах. Уметь: рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края. | П. Ставить и формулировать проблемы. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; | |||
32 | Незаметные защитники урожая Меры пожарной безопасности при разведении костра Изучение новых знаний | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Текущий контроль | Уметь: знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Формулировать своё мнение и позицию. | осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей | ||
III ЧЕТВЕРТЬ (20 ч) | |||||||||
33 | Животноводство в нашем крае Комбинированный | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Знать: два значения понятия истории, традиции счёта исторического времени и схематическое представление хронологии. Уметь: обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. | П. Владеть основами смыслового восприятия познавательного материала, сообщаемого в устной форме, выделять существенную информацию. Р. Проявлять познавательную инициативу. К. Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. | понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; | |||
34 | Обобщающий урок по теме «Родной край» Основные виды травм у детей. Обобщение и систематизация изученного | 1 | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Текущий контроль | Знать: роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов. Уметь: описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике. | К. Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; | ||
Страницы мировой истории (6 ч.) | |||||||||
35 | Начало истории человечества Изучение новых знаний | 1 | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Текущий контроль | Знать: древнерусскую летопись «Повесть временных лет». Уметь: показывать на исторической карте места обитания разных племен. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Принимать и сохранять учебную задачу. К. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | |||
36 | Мир древности: далёкий и близкий Основные виды травм у детей. Комбинированный | 1 | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Текущий контроль | Знать: древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Уметь: показывать на карте древние торговые пути. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков Изучение новых знаний | 1 | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Текущий контроль | Знать: о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Уметь: составлять схему родственных отношений княгини Ольги. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Изучение новых знаний | 1 | Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия | Текущий контроль | Знать: о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства. Уметь: составлять схему родственных отношений древнерусских князей. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. К. Формулировать свои затруднения; ставить вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | |||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня Изучение новых знаний | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | Текущий контроль | Знать: об эпохе княжеских междоусобец и монголо-татаском нашествии. Уметь: составлять схему родственных отношений князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; | ||
40 | Обобщение по теме «Страницы мировой истории» Правила обработки ран. Перевязка ран. обобщение и систематизация изученного | 1 | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Текущий контроль | Знать: об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во времена правления князя Ивана III Уметь: составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. К. К. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. Допускать возможность существования у партнёров различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | |||
Страницы истории Отечества.(20ч) | |||||||||
41 | Жизнь древних славян Изучение новых знаний | 1 | Представление о жизни древних славян. | Текущий контроль | Знать: о деяниях соотечественников в XVI- XVII вв. Уметь: презентовать рассказы об основании сибирских городов | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. | развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. | ||
42 | Во времена Древней Руси Оказание помощи при ожогах и обморожении. Изучение новых знаний | 1 | Представление о Древней Руси, русских князьях | Текущий контроль | Знать: события Смутного времени. Уметь: показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоятельно создавать алгоритм деятельности. Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | ||
43 | Страна городов Комбинированный | 1 | Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде | Текущий к Текущий контроль онтроль | Знать: о преобразованиях в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Уметь: характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; | ||
44 | Из книжной сокровищницы Древней Руси Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Изучение новых знаний | 1 | Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; | Текущий контроль | Знать: о деятельности великих соотечественников в послепетровское время. Уметь: характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. | ||
45 | Трудные времена на русской земле Изучение новых знаний | 1 | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Текущий контроль | Знать: ход войны 1812 г., её народный характер. Уметь: рассказывать о войне 1812 г. | ||||
46 | Русь расправляет крылья Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» Изучение новых знаний | 1 | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Текущий контроль | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Ставить и формулировать проблемы. Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. К. Формулировать своё мнение и позицию. | ||||
47 | Куликовская битва Изучение новых знаний | 1 | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Текущий контроль | Знать: о достижениях России в XIX в. Уметь: приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижений России на Всемирной выставке в Париже 1900 г. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К. Формулировать свои затруднения. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; | ||
48 | Иван III Режим дня. Изучение новых знаний | 1 | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. | Текущий контроль | Знать: о создании Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Уметь: приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; | ||
49 | Мастера печатных дел Изучение новых знаний | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | Текущий контроль | Знать: важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве. Уметь: называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей и художников. | П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. | ||
50 | Патриоты России Экскурсия № 3 в краеведческий музей «Патриоты России» Профилактика вредных привычек Изучение новых знаний | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | Текущий контроль | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве*. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||||
51 | Пётр Великий Изучение новых знаний | 1 | Времена правления Петра 1, его реформах. | Текущий контроль | Знать: полезные ископаемые разных регионов России, их условные знаки. Уметь: описывать полезные ископаемые по плану учебника. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Использовать речь для регуляции своего действия К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
52 | Михаил Васильевич Ломоносов Полезные привычки Изучение новых знаний | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | Текущий контроль | Знать: СССР в период до начала Вов 1941-1945 гг. Уметь:рассказывать об особенностях развития страны. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Использовать речь для регуляции своего действия К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
IV ЧЕТВЕРТЬ (14 ч) | |||||||||
53 | Екатерина Великая Изучение новых знаний | 1 | Россия во времена правления Екатерины 2 | Текущий контроль | Знать: основные этапы ВОв 1941-1945 гг. Уметь: характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Использовать речь для регуляции своего действия К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | ||
54 | Отечественная война 1812 года Пути укрепления здоровья. Изучение новых знаний | 1 | Представление о войне 1812 года. | Текущий контроль | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Использовать речь для регуляции своего действия К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||||
55 | Страницы истории XIХ века Изучение новых знаний | 1 | Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени | Текущий контроль | Знать: понятие «трудовой фронт». Уметь: характеризовать подвиги советских людей в тылу. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |||
56 | Россия вступает в ХХ век Пути укрепления здоровья. Изучение новых знаний | 1 | Важнейшие события в России в начале 20 века | Текущий контроль | Знать: о документах и реликвиях ВОв 1941-1945 гг., хранящиеся в семьях. Уметь: характеризовать документы, воспоминания и реликвии ВОв в своей семье, приводить примеры таких документов из музеев. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Учиться высказывать своё предположение. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; | ||
57 | Страницы истории 20-30 гг. Изучение новых знаний | 1 | Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы | Текущий контроль | Знать: масштаб разрушений и жертв военного времени. Уметь: рассказывать о земляках-тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |||
58 | Великая война и Великая победа Безопасность и защита человека в ЧС Изучение новых знаний | 1 | Великая Отечественная война и её герои | Текущий контроль | Знать о героях, о событиях ВОВ своего края, города. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; | ||
59 | Велика победа в Великой Войне. Изучение новых знаний | 1 | Текущий контроль | Знать: достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг. Уметь: рассказывать о земляках-тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи. | П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Учиться высказывать своё предположение. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||||
60 | Страна, открывшая путь в космос Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения Изучение новых знаний | 1 | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Текущий контроль | П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. К. Формулировать своё мнение и позицию.
| развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |||
Современная Россия (8 ч.) | |||||||||
61 | Основной закон России и права человека Изучение новых знаний | 1 | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники | Текущий контроль | Знать: особенности периода перстройки. Уметь: характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг. | П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; | ||
62 | Мы - граждане России Действия в ЧС мирного и военного времени. Изучение новых знаний | 1 | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | Текущий контроль | Знать: виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей. Уметь: приводить примеры благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей. | П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | |||
63 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» Практическая работа №8 на тему «Нарушение прав ребёнка» Изучение новых знаний | 1 | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Текущий контроль | Знать: значение понятия «социальная ответственность». Уметь: приводить примеры сотрудничества промышленности и науки, в том числе в своём крае. | П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Р. Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
64 | Славные символы России Практическое занятие «Соревнование велосипедистов». Изучение новых знаний | 1 | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Текущий контроль | Знать: выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значения для нашей страны и для других стран мира. Уметь: выдающихся явлениях в культурной жизни в сопровождении фотографий, видео | ||||
65 | Такие разные праздники Изучение новых знаний | 1 | Праздники России, их различие и особенности | Текущий контроль | Знать: о положительном опыте развития творческих способностей и лучших селовеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Уметь: аргументировать необходимость личной ответственности за будущее Отечества. | П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своё предположение. К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра. | • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | ||
66 | Путешествие по России Практическое занятие «Ориентирование на местности» Комбинированный | 1 | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры | Текущий контроль | Знать: о положительном опыте развития творческих способностей и лучших селовеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Уметь: аргументировать необходимость личной ответственности за будущее Отечества. | П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; | ||
67 | Обобщающий урок по разделу «Современная Россия» обобщение и систематизации изученного | 1 | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Итоговый контроль | П. Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона. . | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | |||
68 | Обобщающий урок по итогам года – КВН Итоговое повторение Урок-игра | 1 | Итоговый контроль |
Требования к результатам
Окружающий мир
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
Ресурсное обеспечение программы
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2014
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. М.: Просвещение, 2014
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2014
УМК соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2014-2015 учебном году.
Окружающий мир -4 класс
Нормы оценки
Оценка устных ответов
Оценка «5»
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Н...
рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России ФГОС
рабочаяпрограммапоокружающемумиру4клШколаРоссииФГОС...
рабочая программа по окружающему миру 1 кл Школа России ФГОС
рабочаяпрограммапоокружающемумирув1клШколаРоссииФГОС...