классный час
классный час по окружающему миру (4 класс) на тему

Рылова (Самошина) Ирина Михайловна

тема "Моя малая Родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №35 с углубленным

изучением отдельных предметов

г. Набережные Челны

Классный  час

«Моя малая  Родина»

Классный руководитель:

Рылова Ирина Михайловна

г. Набережные Челны

2014г.

КЛАССНЫЙ ЧАС    «Моя малая Родина».

Цели:

  • познакомить с символикой России и Татарстана: флагом, гербом, гимном.
  • формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине
  • расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

                                  Аудиозаписи.

                                  Электронная презентация.

 

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель:  Здравствуйте, дорогие ребята  и уважаемые гости!

Сегодня у нас серьезное мероприятие. Тема – тоже очень серьезная.

- Как называется страна в которой мы живем? (Россия)

- Как еще мы можем назвать Россию? (Родина, Отчизна, Отечество)

- А что мы Родиной зовем?

- Ребята,  как вы понимаете значение  слова «Родина»?

(ответы учеников)

  • Это слово мы знаем с детства. Это мой дом, город, где я живу, школа, где я учусь.
  • Это  земля, где я родился.
  • Это  великая страна с великой историей

Что мы Родиной зовём?                     Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём               Солнце в небе голубом

И березки у дороги,                             И душистый, золотистый хлеб

По  которой мы идем.                          За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

- Ребята, как  называется наша Родина? (ответы учеников)

Россия или Российская Федерация.

Учитель: Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы: герб, флаг, гимн.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Мы работали со словарями и выяснили значение этих  слов.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Учитель: Каждое государство имеет свои символы:  Герб     Флаг   Гимн

Сегодня мы познакомимся с ними.

  • Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый

     на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

  • Слово «герб» в переводе означает «наследство».
  • В нем отражена история.

Государственный герб Российской Федерации 

 Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой».

Учитель: Ребята, послушаем стихотворение.

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и  смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх.

Учитель: О  каких символах России говорится в стихотворении?

(ответы учеников)(о Гербе и о Флаге)

Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.

                   

Флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.

   

 Учитель: Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага?

  • на Руси белый цвет означал мир, чистоту, совершенство;
  • синий -  цвет неба, значит  верность, постоянство;
  • красный- олицетворяет энергию, силу, честность, огонь и кровь, пролитую за Отечество.

Учитель: Что такое гимн?

 Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».

  • Гимн-это песня, посвящённая своей Родине. Это символ государства, его должен знать и почитать каждый.

Учитель:    В каких случаях исполняется гимн?

  • Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях.  Его  слушают и исполняют стоя.

Учитель:    Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.

Учитель: Дорогие ребята, звучит Гимн Российской Федерации! Прошу всех встать!

Звучит  ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Прошу всех сесть.

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Наша Родина -  Республика Татарстан – на карте занимает не так уж много места. Но по богатству и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

Давным – давно, около миллиона лет тому назад, на нашей земле поселились люди. Наши предки занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей, разводили скот. Тысячу лет тому назад у слияния двух великих рек – Волги и Камы возникло государство Волжская Булгария. Булгары торговали с Русью, другими странами, имели свою письменность, чеканили монеты, возделывали пшеницу, строили города. У них были развиты искусство, культура, образование, наука. Булгария была богатой, процветающей страной. но осенью 1236 года большая беда постигла Булгарское государство. Монгольские полщица захватили Булгарию. Храбро и упорно сражались булгары, защищая свою Родину. Но силы были неравные. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, а после ее распада возникло новое государство – Казанское ханство. Жителей этого ханства стали называть казанскими татарами. Народ этот был трудолюбивый, талантливый, гостеприимный. На берегу реки Казанки был построен  город – крепость Казань. Казанские татары занимались земледелием, торговлей, резьбой по дереву и камню, ювелирным искусством, строили красивые дома и мечети. Казанское ханство стало богатым, процветающим государством. В 1552 году русский царь Иван Грозный после 40 дней осады захватил Казань. Казанское ханство было присоединено к Русскому государству. С этого времени история Казани неразрывно связана с Россией. 27 мая 1920 года была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика. В настоящее время площадь Татарстана составляет 68 тыс.кв.км. население – около 4 млн.человек. в республике 43 административных района. Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк. Через республику протекают четыре крупнейшие реки: Волга, Кама, Белая, Вятка.

Татарстан богат плодородными землями, лесами, реками. Но самое большое богатство республики – это ее люди. В РТ проживает более 4 млн. человек, это люди разных национальностей. Большинство из них татары и русские. А также проживают в республике чуваши, украинцы, марийцы, удмурты, башкиры и представители других национальностей. Татарстан – республика мира, согласия, дружбы и взаимопонимания.

                                                       Герб Татарстана
Центральный образ герба – крылатый барс – в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс – покровитель граждан республики и ее народа.
Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце – в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь.
На левом боку барса – круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.
Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия. 
Приподнятая правая передняя лапа барса – это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) «шагом правой ноги», доброе начало движения Татарстана по пути обновления.
Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает.
Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса – и на земле, и на небесах.
Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.
Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.
Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Учитель: Что означают цвета Государственного Герба Республики Татарстан?


золотой цвет – изящество, красота, богатство земли Татарстана;
зеленый цвет – зелень весны, возрождение Татарстана;
белый цвет – чистота помыслов граждан Татарстана;
красный цвет – зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;

Учитель: Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.
                                              Флаг Татарстана

Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов.

Учитель: Что означают цвета Государственного Флага Республики Татарстан?

Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:

зеленый - зелень весны, возрождение;

белый - цвет чистоты;

красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.                                                                    

  Сейчас прозвучит  Государственный гимн  Татарстана       

УЧИТЕЛЬ:  Наша работа подходит к концу. Мне очень хочется верить, что она принесёт пользу. Подведём итог.

  • Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
  • Как называется наша Республика?  (Татарстан)
  • Какие символы государства вы знаете? (Герб Гимн Флаг)
  • Что они означают? (Независимость (суверенитет) Государства). 

Хотелось бы еще отметить важное событие для нашей страны, которое будет проходить в следующем 2015 году. Кто из вас догадался о каком событии я говорю.

В 2015 году вся страна будет отмечать 70-летие Победы в  ВОВ                                                                     

Учитель: В заключение мне хотелось бы отметить, что символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Мы гордимся прошлым, создаём настоящее и будущее своей страны. Государственные символы  нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.

Ребята, любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...