"Зона пустынь". 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по ФГОС + презентация для интерактивной доски файл Notebook (картинки животных пустыни с описаниями, две презентации, которые являются неотъемлемой частью файла Notebook) - см.http://www.zavuch.ru/methodlib/users/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_4.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ГОРОДА КАЛУГИ
Открытый урок по окружающему миру
на тему: «Зона пустынь».
Перспективная начальная школа.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва. Окружающий мир. 4 класс.
подготовила и провела
Савкина О.Н
г. Калуга, 2014г.
Тема урока: Зона пустынь.
Цели:
Познавательные:
- организовать учебно - поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира;
- формировать умения работать с географической картой, дополнительной литературой;
- составлять цепи питания между обитателями зоны пустыни.
Развивающие:
- развивать наблюдательность;
- развивать УУД:
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД: представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира, находить зону пустынь на карте природных зон России, пользоваться дополнительной литературой, называть цепи питания, составлять самостоятельно цепи питания между обитателями зоны пустынь.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог;
- грамотно задавать вопросы и строить ответы;
-слушать и понимать речь других.
Воспитательные:
- воспитывать экологической культуры, потребность бережного отношения к окружающему миру.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (составление цепей питания), а также исследовательский метод изучения нового материала.
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Ход урока.
1.Орг.момент.
а) Приветствие.
б) Эмоциональный настрой.
Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
2. Опрос домашнего задания.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Но сначала мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо.
О какой природной зоне идет речь в стихотворении:
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
-Конечно же, это стихи о степи.
-Проверим ваши знания о зоне степей – выполнив тест с помощью интерактивной системы голосования. (После выполнения каждого вопроса теста проводится проверка на экране: вопрос и правильный ответ)
И так, подведём итог. Каковы главные особенности степи?
(Степь – обширное безлесное пространство, густо покрытое травянистыми растениями. В степи чётко выражены 4 времени года: холодная зима, тёплая весна, жаркое лето, сухая осень. Почвы плодородные, поэтому хорошо развито в степи земледелие.)
3. Открытие новых знаний.
- Формулирование темы и постановка учебных задач урока.
- Слайд 1. Наше путешествие по природным зонам России продолжается, разгадайте ребус и узнаете, какая природная зона сегодня раскроет нам свои тайны. (Пустыни)
- Какая же тема нашего урока?
- Без чего невозможно любое путешествие? Что путешественник должен взять, чтобы не заблудиться. (Карта, компас).
- Чтобы не заблудиться в мире информации о пустынях, мы должны с вами наметить план того, что мы хотели бы узнать о зоне пустыни.
-Какие задачи поставим перед собой?
Слайд 2. План.
- Географическое положение.
- Особенности климата.
- Тип почв.
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Цепи питания.
- Слайд 3. Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах. Группы получите маршрутные листы. Вперёд за новыми знаниями.
- Слайд 2. Откройте учебник с 104, внимательно прочитайте текст. И попытайте ответить на вопрос: Где в России расположены пустыни и полупустыни? Какой там климат? Какой тип почв? Свои открытия запишите в маршрутный лист.
- Слайд 4. Каким цветом на карте обозначены пустыни? Покажите их на карте. Где они находятся?
- Слайд 5, 6. Какие почвы в пустыне? Как вы думаете, на какие группы можно разделить пустыни в зависимости от типа почв? Бывают ещё каменистые пустыни. Их поверхность усыпана щебнем и камнями, образующими россыпи.
- Слайд 7. Расскажите о климате. Есть ли в пустыне четкое выражение времен года?
- Сделаем вывод: Что является отличительными особенностями пустыни? (тип почв песок или глина; недостаток воды)
По ссылке на объекте «Весна…» переход на слайд 2, чтобы отметить изученные пункты плана.
- Как вы думаете, почему пустыню называют «пустыней». От какого слова образовалось это слово? Что вы представляете себе, когда слышите слово «пустыня»? ( Пустые просторы, без растительности и животных)
2) Постановка и формулировка проблемных ситуаций.
- Посмотрите презентацию «Пустыня» (ссылка на слайде 2 в левом верхнем углу в виде значка-скрепки).
- Удивлены. Что вы думали сначала? А как на самом деле? (там есть растения, животные) В пустыне, как вы заметили, совсем не пусто. Какой возникает вопрос?
- Как растения и животные выживают в таких суровых условиях?
а) Поиск решения первой проблемы.
- Будем разбираться по порядку. Следующий пункт плана изучения пустыни. Это особенности приспособления растений к условиям пустыни.
По ссылке на объекте «Растительный мир» переход на слайд 8,9. Рассмотрите растения, обратите внимание на листья растений пустыни. Выскажите своё предположение. Какие они по размеру? (Очень мелкие, или листья-колючки, или в виде мелких чешуек или бугорков. Как правило, у всех листьев восковой налёт). Зачем им такие листья? Вспомните главную проблему пустыни. (Чтобы меньше испарялось воды)
- Саксаул называют деревом без тени. Почему? (У него нет широких листовых пластинок, как у берёзы или другого растения леса, которые создают тень.) Древесина саксаула тяжёлая и очень твёрдая как камень.
Слайд 10. У опунции листья в виде иголок. У джузгуна листья малозаметные, игловидные или шиловидные, 3-7 мм длиной рано опадают, их роль в фотосинтезе (в образовании питательных веществ для растения и крахмала) в течение лета выполняют молодые побеги, которые осенью тоже опадают.
- Обратите внимание на стебель опунции. Какой он? (утолщённый) Почему? (запас воды).
-Что у этих растений есть? (цветки). Когда же они успевают зацвести? Ведь лето сухое жаркое, зима холодная (за короткое время периода весенних дождей). Долго они будут развиваться, цвести, плодоносить? Почему? Какой вывод можем сделать? Какой рост и развитие у растений пустыни? (рост и развитие быстрые). Когда они происходят? Почему?
(У растений пустыни быстрый рост и развитие, потому что надо успеть вырасти, отцвести, принести плоды до начала лета, за короткое время периода весенних дождей т.к. с наступление жары возникнет проблема с нехваткой воды)
Слайд 11. Заглянем в почву и рассмотрим корни растений пустыни. Что вы заметили? Какие корни? Зачем нужна такая мощная корневая система? (доставать грунтовые воды, удерживаться в песках, а корни джузгуна и саксаула укрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.)
Слайд 12. Сделаем вывод. Как же приспособились растения к жизни в пустыне? (у растений пустынь, или очень мелкие, или листья-колючки, или в виде мелких чешуек, длинные корни, утолщённый стебель, быстрый рост весной.)
Какие растения пустыни запомнили?
- Превратимся в пустынные растения. Встали.
ФИЗМИНУТКА
Потянулся к небу мак.
Раскрывается вот так.
А верблюжья колючка,
Вот так злючка, вот так злючка.
А у кактуса иголки
Очень колки, очень колки.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – плечи шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
б) Поиск решения второй проблемы.
- Мы разобрались только в одной проблеме сегодняшнего урока. О чём еще надо поговорить? (по ссылке на объекте «Приспособляемость растений» переход на слайд 2)
(Об особенностях приспособляемости животных к пустыни)
По ссылке на объекте «Животный мир» переход на слайд 13.
-Рассмотрите животных, которые обитают в пустыне?
-Какие особенности они имеют? Выскажите свои предположения.
(Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи, мало пьют, нетребовательны к пище, имеют особое строение тела)
- Всё что вы мне назвали – это только гипотеза предположение. Нужны доказательства. Как доказать, где можно посмотреть? (в учебнике, дополнительной литературе, Интернете)
Работа в группах.
(Тексты для работы в группе см. в приложении 1. После обсуждения дети называют приспособления животных к жизни в пустыне на примере ими рассмотренных)
- В пустыне есть и птицы. Птицы саджи и рябки имея длинные заостренной формы крылья, быстро летают на расстоянии до 100км при ежедневных перелетах на водоемы, где сразу выпивают около 250 мл воды.
- Слайд. 14. Сделаем вывод. Как же приспособились животные к жизни в пустыне? (Имеют защитный окрас, мало пьют, нетребовательны к пище, обладают особенностями в строении тела, особенностями поведения: ведут ночной образ жизни, впадают в спячку)
-Каких животных пустыни вы запомнили?
-По ссылке на объекте «Приспособляемость животных» переход на слайд 2. - Какой вопрос у нас остался не рассмотренным? (Цепи питания).
- По ссылке на объекте «Цепи питания» переход на слайд 15. Практическая работа в группах (конверты с обитателями пустыни) по составлению цепей питания с проверкой у интерактивной доски.
4.Закрепление.
а) Презентация (тренажёр) по ссылке в верхнем левом углу на слайд 15.
б) Слайд 16. Филворд «Пустыня»
1.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.
2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.
3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы.
4. Вьется веревка, на конце – головка.
5. Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
6. Я – песчаный холм, и зовут меня …
О т в е т ы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.
в) Дополнительно или как вариант можно использовать для закрепления слайд17. «Письмо барона Мюнхгаузена».
5. Рефлексия урока.
- С какой природной зоны мы познакомились?
-Какие отличительные особенности пустыни? (почвы: песок и глина, нехватка воды, жаркое, сухое продолжительное лето)
- Слайд 18. Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне?
- Оцените свою работу на уроке.
(Слайд 19. Дерево настроения)
6.Домашнее задание.
Т.С.35.№57, 58. сообщение о растении пустыни.
Приложение 1.
Маршрутный лист
№ | Вопросы для изучения | Ответы, найденные в источниках |
1. | Географическое положение пустынь (где расположена природная зона) | |
2. | Климат пустынь | |
3. | Тип почв пустынь | |
4. | Растительный мир пустынь (особенности приспособления растений к природным условиям), виды растений | |
5. | Животный мир пустынь (особенности приспособления животных к среде обитания), виды животных | |
6 | Цепи питания зоны пустынь (составить 1 цепь питания) | |
Приложение 2.
Письмо барона Мюнхгаузена.
Это было в пустыне. Охотники 3 дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: “Что же делать дальше?” Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.
* Красным цветом обозначены ошибки «то, что выдумал Мюнхгаузен».
ящерица- круглоголовка | тушканчик |
песчанка | растения |
песчаный удавчик | песчаный удавчик |
песчаный удавчик | насекомые |
растения |
Приложение 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков музыки в четвертом классе четырехлетней начальной школы. Сергеева Г.П., канд. пед. наук, доцент, руководитель проекта УМК «Музыка» для начальной школы.
Поурочное планирование уроков музыки в IV классе является продолжением публикаций серии методических материалов по предмету «Музыка», разработанных на основе программы и учебно-методических комплектов...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?
Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...
Рабочая программа по технологии для 2 класса система «Начальная школа 21 века» учителя начальных классов Осокиной Елены Николаевны 2013-2014уч.год
Рабочая программапо технологиидля 2 класса система «Начальная школа 21 века»учителя начальных классовОсокиной Елены Николаевны2013-2014уч.год...
"Как пишутся приставки?" - Мастер-класс по русскому языку 3 класс (Перспективная начальная школа)
В данном учебном материале представлен фрагмент урока с использованием ИКТ на уроках русского языка: конспект урока, приложения 1, 2, 3, 4, филворд....
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка по литературному чтению составлена на весь курс (1-4классы), календарно-тематическое планирование составлено для 1 класса. Рабочая программа может быть использована учителями нац...