Рабочая программа по окружающему миру 4 класс «Перспектива»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочие программы по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработаны к предметной линии учебно-методического комплекса «Перспектива».А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushch._mir_4_klass.docx | 52.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования.
- Примерной образовательной программы по УМК «Перспектива»
- Авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 1 – 4 классы, 2011г.
- Положения о рабочей программе школы.
Цели изучения предмета:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Преподавание ведётся по учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю (35 учебных недель).
В авторскую программу внесены изменения. В связи с пожеланиями родителей, запланировано проведение внешнего мониторинга оценки качества обучения учеников начальной школы.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:
1.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
2.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
1.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
2. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Особенности организации контроляпо окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.
Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.
Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.
Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).
Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.
Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.
Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Мы- граждане единого Отечеств. | 13 часов |
2. | По родным просторам. | 20 часов |
3. | Путешествие по реке времени. | 26 часов |
4. | Мы строим будущее России. | 9 часов |
5 | Резервные часы. | 2 часа |
Итого: | 70 часов |
Тематическое планирование
Окружающий мир4 класс
УМК «Перспектива» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные элементы содержания программы | УУД | Вид контроля, измерители |
Мы- граждане единого Отечества (13 часов) | ||||||
1 | Общество-это мы. | 1 | Урок изучения нового | Распределение обязанностей и разделен е труда в сообществах. | Личностные умения: — проявлять интерес к познанию мира; — проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война» и использовать их в активном словаре; — объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение; — определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение; — обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу; — отмечать показатели все народного единства и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные умения: — составлять и оформлять паспорт ученика; — составлять и оформлять фото рассказ об общности народов России; — подготавливать и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года; — составлять и оформлять проект «Мой проект на благо России». — рассказывать о структуре Конституции; о правах и обязанностях граждан России; о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ; — определять принципы Декларации прав ребёнка ООН и соотносить их с правами и обязанностями, утверждёнными статьями Конституции РФ. | Текущий |
2 | Российский народ. | 1 | Комбинированный | Факторы, объединяющие граждан России. | Текущий | |
3 | Конституция России. | 1 | Комбинированный | Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны. | Текущий | |
4 | Права ребенка. | 1 | Комбинированный | Права ребенка, гарантированные Федеральным законом. | Текущий | |
5 | Государственное устройство России. | 1 | Комбинированный | Особенности государственного устройства. | Текущий | |
6 | Российский союз равных. | 1 | Комбинированный | Особенности субъектов РФ. | Текущий | |
7 | Государственная граница России. | 1 | Комбинированный | Устройство государственной границы. | Текущий | |
8 | Путешествие за границу России. | 1 | Комбинированный | Путешествие в Беларусь и Монголию. | Текущий | |
9 | Сокровища России и их хранители. | 1 | Комбинированный | Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов. | Текущий | |
10 | Творческий союз. | 1 | Комбинированный | Диалог культур народов России. | Текущий | |
11 | Обобщение по разделу. Мониторинг предметных и метапредметных умений. | 1 | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний | Продолжение воображаемых путешествий. | Входной | |
12 | Наши проекты. «/За страницами учебника». | 1 | Урок применение знаний на практике | Продолжение воображаемых путешествий. | Текущий | |
13 | Проверочная работа. | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | Использование полученные знания. | Тематический | |
По родным просторам (20 часов) | ||||||
1 | Карта – наш экскурсовод. | 1 | Урок изучения нового | Физическая карта России. | Личностные умения: — проявлять интерес к познанию мира; — проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации. Познавательные умения: — актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»; — раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре; — определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение; — определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение; — определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — выполнять учебное задание, используя план. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные умения: — рассказывать об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ; — рассказывать о трёх ветвях власти в России; — рассказывать о роли действующего Президента РФ и его обязанностях; — рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения); — оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ | Текущий |
2 | По равнинам и горам. | 1 | Комбинированный | Формы земной поверхности. | Текущий | |
3 | В поисках подземных кладовых. | 1 | Комбинированный | Полезные ископаемые России. | Текущий | |
4 | Наши реки. | 1 | Комбинированный | Реки России и их значение в жизни людей. | Текущий | |
5 | Озера – краса земли. | 1 | Комбинированный | Озера России и их значение в жизни людей. | Текущий | |
6 | По морским просторам. | 1 | Комбинированный | Моря, омывающие берега России. | Текущий | |
7 | С севера на юг. | 1 | Комбинированный | Природные зоны России. | Текущий | |
8 | В ледяной пустыне. | 1 | Комбинированный | Зона арктических пустынь. | Текущий | |
9 | В холодной тундре. | 1 | Комбинированный | Зона тундры. | Текущий | |
10 | Среди лесов. | 1 | Комбинированный | Лесотундра, как переходная зона между тундрой и лесами. | Текущий | |
11 | В широкой степи. | 1 | Комбинированный | Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. | Текущий | |
12 | В жаркой пустыне. | 1 | Комбинированный | Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. | Текущий | |
13 | У теплого моря. | 1 | Комбинированный | Черноморское побережье Кавказа. | Текущий | |
14 | Мы- дети родной земли. | 1 | Комбинированный | Особенности хозяйственной жизни народов России. | Текущий | |
15 | В содружестве с природой. | 1 | Комбинированный | Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири. | Текущий | |
16 | Как сберечь природу России. | 1 | Комбинированный | Экологические проблемы и охрана природы. | Текущий | |
17 | По страницам Красной книги. | 1 | Комбинированный | Растения и животные из Красной книги России. | Текущий | |
18 | По заповедникам и национальным паркам. | 1 | Комбинированный | Растения и животные из Красной книги России. | Текущий | |
19 | Наши проекты. «/За страницами учебника». | 1 | Урок применение знаний на практике | Растения и животные из Красной книги России. | Текущий | |
20 | Проверочная работа. | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | Использование полученные знания. | Тематический | |
Путешествие по реке времени (26часов) | ||||||
1 | В путь по реке времени. | 1 | Урок изучения нового | Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды. | Личностные умения: — проявлять интерес к изучению языка; — проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре; — определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение; — определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные умения: — рассказывать о происхождении названий природных объектов — рассказывать о хранителях языков народов России; — рассказывать о жизни и деятельности создателя национальной письменности; — определять на карте местоположение различных природных объектов; — исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план; — подбирать и писать пословицы разных народов, близкие по значению; — составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России. | Текущий |
2 | Путешествуем с археологами. | 1 | Комбинированный | Роль археологии в изучении прошлого. | Текущий | |
3 | По страницам летописи. | 1 | Комбинированный | «Повесть временных лет» - древнерусская летопись. | Текущий | |
4 | Истоки древней Руси. | 1 | Комбинированный | Древние торговые пути, их значение в объединении народов. | Текущий | |
5 | Мудрый выбор. | 1 | Комбинированный | Важнейшие деяния княгини Ольги. | Текущий | |
6 | Наследница Киевской Руси. | 1 | Комбинированный | Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого. | Текущий | |
7 | Москва- преемница Владимира. | 1 | Комбинированный | Эпоха княжеских междоусобиц. | Текущий | |
8 | Начало Московского царства. | 1 | Комбинированный | Эпоха укрепления и расширения Московского княжества. | Текущий | |
9 | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 | Комбинированный | Развитие самых разных направлений деятельностного творчества людей. | Текущий | |
10 | На пути к единству. | 1 | Комбинированный | События смутного времени в жизни страны. | Текущий | |
11 | Начало Российской империи. | 1 | Комбинированный | Преобразования в жизни страны во времена первых царей. | Текущий | |
12 | «Жизнь- Отечеству, честь- никому». | 1 | Комбинированный | Деятельность великих соотечественников. | Текущий | |
13 | Отечественная война 1812. | 1 | Комбинированный | Отечественная война 1812 года и народная историческая память. | Текущий | |
14 | Великий путь. | 1 | Комбинированный | Российская империя 19 века. | Текущий | |
15 | Золотой век театра и музыки. | 1 | Комбинированный | Развитие театрального и музыкального искусства. | Текущий | |
16 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | Комбинированный | Развитие изобразительного искусства в России. | Текущий | |
17 | В поисках справедливости. | 1 | Комбинированный | Октябрьская революция, большевики и меньшевики. | Текущий | |
18 | Век бед и побед. | 1 | Комбинированный | СССР в период до начала ВОВ. | Текущий | |
19 | «Вставай страна огромная». | 1 | Комбинированный | СССР в период начала ВОВ. | Текущий | |
20 | Трудовой фронт России. | 1 | Комбинированный | СССР в период ВОВ. | Текущий | |
21 | «Нет в России семьи такой». | 1 | Комбинированный | СССР в период ВОВ. | Текущий | |
22 | После великой войны. | 1 | Комбинированный | СССР в период после ВОВ. | Текущий | |
23 | Экскурсия в музей боевой славы. | 1 | Комбинированный | Экспонаты ВОВ. | Текущий | |
24 | Достижения 1950- 1970 годов. | 1 | Комбинированный | Достижения науки техники. | Текущий | |
25 | Наши проекты. «/За страницами учебника». | 1 | Урок применение знаний на практике | Оформление выставки. | Текущий | |
26 | Проверочная работа. | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | Использование полученные знания. | Тематический | |
Мы строим будущее России (9 часов) | ||||||
1 | Современная Россия | 1 | Урок изучения нового | Особенности периода перестройки. | Личностные умения: — проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению. Познавательные умения: — использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению. Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: — определять и писать название природного объекта по его значению. | Текущий |
2 | Хороша честь, когда есть, что есть | 1 | Комбинированный | Особенности периода перестройки. | Текущий | |
3 | Умная сила России | 1 | Комбинированный | Продовольственная безопасность страны. | Текущий | |
4 | Светлая душа России | 1 | Комбинированный | Сотрудничество науки и промышленности. | Текущий | |
5 | Начни с себя | 1 | Комбинированный | Выдающие явления в современной культурной жизни. | Текущий | |
6 | Я строю будущее России. Отправимся на экскурсию. | 1 | Комбинированный | Положительный опыт развития творческих способностей. | Текущий | |
7 | Проверочная работа. | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | Использование полученные знания. | Текущий | |
8 | Обобщение пройденного за год. | 1 | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний | Повторение пройденных материалов за учебный год. | Текущий | |
9 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | Использование полученные знания. | Итоговый | |
Резервные часы (2часа) |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей.
Обучающиеся научаться:
- человек – часть природы и общества;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;
- правила гигиены, основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей, товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки;
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
Критерии оценивания по предмету «Окружающий мир»
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3"ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
-незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
-ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату.
Примерный график проведения контроля
№ урока п/п | Вид работы | Тема |
9 | Тест | Мы- граждане единого Отечества. |
11 | Мониторинг предметных и метапредметных умений | Мы- граждане единого Отечества. |
13 | Проверочная работа | Мы- граждане единого Отечества. |
17 | Тест | По родным просторам. |
19 | Графический диктант | По родным просторам. |
24 | Тест | По родным просторам. |
33 | Проверочная работа | По родным просторам. |
41 | Тест | Путешествие по реке времени. |
47 | Тест | Путешествие по реке времени. |
59 | Проверочная работа | Путешествие по реке времени. |
61 | Тест | Мы строим будущее России. |
66 | Проверочная работа | Мы строим будущее России. |
70 | Итоговая контрольная работа | Мы строим будущее России. |
Учебно – методическое обеспечение
1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 4 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2011
2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2012
3. Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
4. Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
5. Методическое пособие к учебнику Окружающий мир 4 класс
Перечень используемой литературы
1. Закон РФ «Об образовании» ФГОС НОО.
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Планируемые результаты начального общего образования.
4. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа составлена на 2012-2013 учебный год по учебнику Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива", 2 класс
Программа содержит планирование по курсу с основами формирования УУД младших школьников....
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива". 2 класс.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательн...
рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...
рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 4 класс
В соответствии с п.19.5 ФГОС НОО (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1643) рабочая программа включает восемь разделов:пояснительную записку, в которой...
Рабочая программа по окружающему миру-УМК " Перспектива" 1 класс
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки...