Почему идёт дождь и дует ветер? (урок-исследование)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Морозова Светлана Николаевна

Урок окружающего мира в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_1.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ; 1 КЛАСС.

  Тема. «Почему идёт дождь и дует ветер».

  Цели. Расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека; формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определённую тему.

  Оборудование. Учебник « Мир вокруг нас» (1 кл.), авт. А. А. Плешаков; оборудование для опытов, карточки со словами или диск – презентация и компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы первой части урока

 Учитель. Ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку:

 Без пути и без дороги

          Ходит парень длинноногий

         В тучах прячется, во мгле,

 Только ноги на земле.

  Дети. Дождь.

  У. В первой части урока мы будем говорить о дожде.

  III. Работа по теме урока

  У. Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье». (ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ ИЛИ УЧЕНИК)

  Дождик, дождик,

                         что ты льёшь?

  Льёшь и дни и ночи.

  Ждали мы тебя, но всё ж

  Надоел ты очень!

 

  В гнёздах птенчики пищат,

  Плачут окон стёкла,

  Невозможно выйти в сад –

  Вся земля промокла…

  Даже речка в берега

  Стала не вмещаться,

  По оврагам и лугам

  Стала разливаться…

  У. Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или весёлое?

  Д. Грустное.

  У. Почему грустное настроение?

  Д. Дождь льёт день и ночь.

 Надоел он.

  - Холодно. В гнёздах пищат птенчики. Земля промокла, нельзя гулять.

  - Речка вышла из берегов, разлилась по лугам и оврагам.

  У. А всегда ли дождь вызывает грустное настроение?

  Д. Нет.

  Дети рассказывают о том, какую пользу приносит дождь: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора…

  У. Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь?

  Д. Он льёт из тучи.

  У. Три дня назад мы с вами налили стакан воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим.

  Д. Вода испарилась.

  У. То же происходит и на земной поверхности. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.

  Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.

  На доску прикрепляется карточка со словом облако.

  - Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.

  На доске появляется слово туча.

  - Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы  называем дождём.

  Вывешивается карточка со словом дождь

  - Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.

  Учитель показывает опыт.

ОПЫТ № 1

  Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно поднять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

  Учитель поясняет все действия детям :

  - Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

  - Туча, туча, что несёшь?

  Отвечает туча…

  Д. (хором) Дождь!

  У. Вот так появляется дождь

  Давайте прочитаем слова мудрой черепахи на с. 92.

  Дети читают.

  Что такое туча? Это тёмное, густое облако. Если появились тучи – жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжёлые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.

  - Что же такое туча?

  Д. Тёмное, густое облако.

  У. Из чего состоят тучи?

  Д. Из тяжёлых капель воды.

  У. Почему они падают на землю и что из них образуется?

  Д. Капельки тяжёлые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.

IV. Физкультминутка.

       Дождик, дождик,

Дождик, лей!

              Нам с тобою веселей!

            Не боимся сырости,

                    Только лучше вырастем.

  V. Работа по теме (продолжение)

  У. Ребята, а сейчас мы с вами составим сказку о том, почему растения и животные радуются дождю. Рассмотрит рисунок в учебнике на с. 92. Он поможет вам при сочинении.

    Выслушивается сказки составленные учащимися.

  - Понравились ли вам услышанные сказки? Видите дождю рады все. Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?  

Д. Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.

У. Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями.

   На доске – рисунки с видами дождей: ливень, ситничек, косохлест.

  После того как будет дана характеристика дождю, вывешивается табличка под каждым рисунком (как в учебнике на с.92).

  - Почему так назвали дожди? Прочитайте.

  Д. Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льёт как из ведра.

  - Ситничек – мелкий дождь, как из сита.

  - Косой дождь, или косохлёст.

  У. Какие из названных дождей вы наблюдали?

  Отгадайте, о каком дожде идёт речь?

Всю малину исхлестал,

                        Всю черёмуху!

   Наклонил он ветки груш.

   Нужен саду свежий душ,

     Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

  Д. Ливень.

  У. Правильно.

  Ребята, представьте как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь.

  Можно простудиться и заболеть.

  Но какой бы дождь не шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озёр, морей, океанов.

  Давайте сделаем вывод о дожде. Как образуется дождь?

  Д. Сначала образуется густое облако.

  Потом оно превращается в тучу, которая состоит из тяжёлых капель воды.

  Они не могут долго держаться в небе и падают на землю.

  VI.Физкультминутка

  У. Приплыли тучи дождевые.

  Лей дождь, лей!

  Дождинки пляшут,

                                 как живые.

  Пей рожь, пей!

  А дождик тёплый,

                    дождь неугомонный

  Льёт, льёт, льёт!

  VII. Сообщение темы второй части урока

  У. Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе?

  Вспомните, какие сказки рассказывали ребята о дожде.

  Кто же тучку пригнал на лесную полянку?

  Отгадайте загадки.

  О чём они?

   

  Загадки.

  Бежал по тропке луговой –

  Кивали маки головой,

  Бежал по речке голубой –

  И речка сделалась рябой.

  Летит без крыльев и поёт,

  Прохожих задирает.

  Одним проходу не даёт,

  Других он подгоняет.

  Д. Ветер.

  У. Правильно, ветер. О нём пойдёт речь во второй части нашего урока.

  VIII. Работа по теме урока

  У. Что такое ветер?

  Д. Это движущийся воздух.

  У. А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.

Учитель показывает опыты.

ОПЫТ №2.

У. Сейчас мы с вами «сделаем» ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

Д. Ветерок.

У. А откуда он взялся?

Д. Мы заставили рукой двигаться  воздух.

У. Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

ОПЫТ №3.

    Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.

  У. Ребята давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.

  Д. Тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий. А тяжёлый, холодный воздух устремляется на его место.

  У. А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха

  Дети читают текст учебника на с. 93.

  Ветер – это движущийся воздух. Почему же он двигается? Земля в разных местах по–разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

  1. Физкультминутка

  Дует ветер нам в лицо.

  Закачалось деревцо.

  Ветер, тише, тише, тише!

  Деревцо всё выше, выше!

  1. Работа по теме урока  (продолжение)

  У. Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.

  Д. Валит деревья

  - Обрывает провода.

  - Срывает крыши домов.

  У. Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.

  Дети рассматривают рисунки в учебнике.

  - Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и что бы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами.

  Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд.

  Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печёт солнце, стало бы ещё жарче. В холодных странах ещё холоднее.

  Но ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в  жаркие страны. От этого в жарких странах становится прохладнее, а в холодных – теплее.

  Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле.

  Если бы не ветер, то в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы реки, ручьи, озёра, колодцы.

  Вот такую помощь оказывает ветер.

  Какой же бывает ветер?

  Выберите слова, с помощью которых можно описать ветер.

  Дети работают со с. 93 учебника.

  Д. Сильный, холодный слабый, порывистый.

  XI. Итог урока

  У. Почему идёт дождь и дует ветер?

  Что интересного вы сегодня узнали, услышали?

  Какие открытия вы для себя сделали?

  Дети отвечают на вопросы.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему идёт дождь и дует ветер?

ФГОС. Внеурочное занятие. 2 класс.Расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре. Причины их возникновения. Значения этих явлений для жизни человека, растений, животных....

Презентация к занятию "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Презентация к занятию "Почему идёт дожь и дует ветер?"...

Почему идёт дождь и дует ветер?

Презентация по предмету Окружающий мир...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Почему идёт дождь и дует ветер"

Урок окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер", проведенный в 1 класс, УМК "Школа России"...

урок-презентация «Почему идёт дождь и дует ветер?»

урок-презентация «Почему идёт дождь и дует ветер?» 1 класс УМК "Школа России"...