Ардатовская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа – интернат IVвида.
Учитель начальных классов Баева Татьяна Ивановна.
Пояснительная записка.
- Роль и место дисциплины в образовательном процессе.
| Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. |
- Адресат.
| Рабочая программа предназначена для общеобразовательных учреждений 4 класса. |
- Соответствие Государственному общеобразовательному стандарту.
| Программа разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова (М.: Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012. 2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012. 3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2012. Данная программа соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г) |
4.Цели программы. | Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; – духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
|
5.Задачи программы. | Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
|
6.Специфика программы. | *имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях; * имеет ярко выраженный интегративный характер; * соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; * дает обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. |
7. Основные содержательные линии курса ( разделы, структура) | Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы*; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе. Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, Интернет). Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире. Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.). Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2–3 названия), их использование человеком. Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
|
8. Требования к уровню подготовки обучающихся. | Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений: – Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка. – Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. – Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. – Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России. – Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. – Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты. – Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. – Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории. – Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории. – Понимать суть исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки. – Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН). – Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. – Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. – Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. – Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы. – Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу. – Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги. – Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). – Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года. – Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта. – Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране. – Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества. – Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края. – Проводить наблюдения природных тел и явлений. – Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа. – Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации. – Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты. – Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов). – Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей). – Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека. – Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.). – Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно. - |
9. Виды и формы организации учебного процесса. | Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков. Типы современных уроков по окружающему миру: - Урок – наблюдение
- Урок – поиск
- Урок – дискуссия ( учебный диалог)
- Урок – практикум
- Урок – игра
- Урок – творчества
- Методические приемы, активизация познавательного интереса школьников ( логические, творческие задачи, игры)
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. |
10. Планируемые результаты ( УУД) | Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений: – Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. – Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие. – Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). – В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные: – Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. – Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. – Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. – Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. – В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные: – Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. – Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. – Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). – Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. – Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. – Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. – Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. Коммуникативные: – Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. – Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. – Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). – Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения. – Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). – Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
|
11. Объем и сроки изучения. | Программой определено проведение 2 часов в неделю (68 часов в год, 34 учебные недели). Учебно-дидактический комплекс по данной программе используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить у учащихся интерес к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.
|
12. Формы и средства контроля. | Нормы оценок по окружающему миру. Основная цель контроля – проверка знаний фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения уч-ся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно – научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи уч-ся. Целесообразно поэтому задания типа: -поиск ошибок; - выбор ответа; - предложение или исправление высказываний. Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения уч-ся. Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, правильно выполняет практические работы и дает полный ответ на все поставленные вопросы. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные недочеты в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать связи между явлениями и объектами живой природы. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличивать объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задание средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками « зачет» или « незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку «зачет», если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания: «высокий» - все предложенные задания выполнены правильно; «средний» - все задания с незначительными погрешностями; «низкий» - выполнены отдельные задания. Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10 – 15 минут в конце одного из предшествующих уроков. |
13. Перечень учебно – методических средств обучения. | 1. Литература для учителя. 1. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. – М. : Просвещение. 2011. 2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. 3. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 2 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения.) 4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ. 6. Школа России. Концепция и программы для начальных классов : в 2 ч. Ч. 1 / науч. рук. А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010. 2. Литература для подготовки к урокам. 1. Герасимов, В. П. Животный мир нашей Родины : пособие для учителя нач. кл. / В. П. Герасимов. – М. : Просвещение, 1985. 2. Горощенко, В. П. Природа и люди : хрестоматия по природоведению для учителей / В. П. Горощенко. – М. : Просвещение, 1971. 3. Левитан, Е. П. Путешествие по Вселенной. Моя первая книга / Е. П. Левитан. – М. : Просвещение, 2008. 3. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru 2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru 3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok 4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). 1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.). 2. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения). 3. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.). 4. Стандарт начального образования и документы по его реализации. 5. Методические пособия для учителя. 6. Печатные пособия. 7. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. 8. Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.). 9. Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.). 10. Географические и исторические настенные карты. 11. Атлас географических и исторических карт. 12. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.). 5. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства. 1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. 2. Технические средства обучения (ТСО).
3. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. 4. Экспозиционный экран. 5. Телевизор. 6. Видеоплейер (видеомагнитофон). 7. Аудиопроигрыватель. 8. Персональный компьютер. 9. Диапроектор (эпидиаскоп). 10. Мультимедийный проектор. 11. Экранно-звуковые пособия. 12. Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме). 13. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). 6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. 1. Термометры для измерения температуры воздуха, воды. 2. Часы с синхронизированными стрелками. 3. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. 4. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. 5. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). 6. Карты (физическая, природных зон, административная). 7. Иллюстрации с изображениями планет Солнечной системы, созвездий, животных и растений природных зон, природных сообществ, памятников истории. 8. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п. 7. Натуральные объекты. 1. Коллекции полезных ископаемых. 2. Коллекции плодов и семян растений. 3. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). 4. Живые объекты (комнатные растения, животные). 5. Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.). 6. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. 8. Оборудование класса. 1. Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев. 2. Стол учительский с тумбой. 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. 5. Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
|
14.Список литературы. | 1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012. 2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012. 3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2012.
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Земля и человечество (9 ч).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч).
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны (15 ч).
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч).
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч).
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия (8 ч).
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование уроков окружающего мира.
№ |
Название темы , раздела | Количество часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего | Теоретический материал | Проверочные работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экскурсии | Практическая работа | Тест | Административная контрольная работа | Другие |
|
1 | Земля и человечество | 9ч | 9ч |
|
|
|
|
|
|
2 | Природа России
| 10ч | 10ч |
|
|
|
|
|
|
3 | Родной край – часть большой страны
| 15ч | 15ч |
|
|
|
|
|
|
4 | Страницы всемирной истории
| 6ч | 6ч |
|
|
|
|
|
|
5 | Страницы истории Отечества
| 20ч | 20ч |
|
|
|
|
|
|
6 | Современная Россия | 8ч | 8ч |
|
|
|
|
|
|
| Итого | 68ч | 68ч |
|
|
|
|
|
|