Ктп по окружающему миру в 3 классе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Ивченкова Надежда Ивановна

планирование на весь год по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Дата

Тема урока

Тип урока

Возможные виды

деятельности

учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Природные условия земли (12 часов)

1

Приглашение к путешествию.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Определить знания, необходимые для путешественников. Работать с физической картой, разработать маршрут путешествия.

Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).

Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика».

Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

2

Масштаб.

Урок изучения нового материала.

Познакомиться с масштабом.

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.).

3

Лента времени.

Комбинированный урок.

Уметь пользоваться лентой времени.

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату − с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами.

Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

4

Погода.

Урок-исследование.

Наблюдать за погодой в течение недели. Сравнить погоду

разных дней. Выделить признаки погоды. Определить понятие «погода». Сравнить погоду разных сезонов.

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ).

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.

Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

5

Погода. Народные приметы погоды.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Изучить изменчивость погоды. Метеорология – наука о погоде. Классифицировать признаки хорошей и плохой погоды. Наблюдать признаки в природе.

Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.

Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных

задач.

6

Климат.

Урок-исследование.

Иметь представление о климате. Сравнить погоду одного дня

в разных уголках России. Характеризовать показатели климата.

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ).

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.

Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.

Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

7

Климат.

Урок-исследование.

Характеризовать климатические пояса. Работать с картой климатических поясов.

Выявлять причины, влияющие на разнообразие климатов. Определять климат своей местности.

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных.

Формирование интереса к познанию окружающего мира.

Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

8

Почва. Состав почвы. Практическая работа

Урок-практикум.

Определить состав почвы.

Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России.

Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.

Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

9

Образование почв. Плодородие.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Изучить историю образования почв. Характеризовать зависимость почвы и растений. Характеризовать разнообразие почв, плодородие, перегной.

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ).

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.

Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика».

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп.

10

Защита почв.

Комбинированный урок.

Давать характеристику живая – мертвая почва. Характеризовать защиту почв от загрязнения, разрушения.

Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию.

Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе.

11

Природные зоны суши Земли.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Познакомиться с природными зонами в разных тепловых и климатических поясах. Назвать общее и отличия. Сравнить природные зоны мира. Объяснять приспособленность живой природы к условиям окружающей среды. Работать с физической картой.

Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

12

Обобщение знаний

по теме «Природные условия Земли»

Урок систематизации знаний.

Выполнить самостоятельную работу. Сделать самопроверку.

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных.

Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.).

Человек в далеком прошлом (9 часов)

13

Особенности Африки.

Комбинированный урок.

Познакомиться с географическим положением Африки. Характеризовать ее климат.

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату − с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами.

Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика».

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи.

14

Особенности Африки.

Комбинированный урок.

Познакомиться с природными зонами Африки.

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов.

Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп.

15

Родина

человечества.

Комбинированный урок.

Выявить особенности природы Юго-Восточной Африки. Рассмотреть гипотезы появления человека. Расселение людей.

Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России.

Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

16

Как появился человек. Особенности жизни древних людей.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Характеризовать этапы становления человека. Объяснять появление огня. Одомашнивание животных. Орудия труда.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах.

Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Формирование интереса к познанию окружающего мира.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Контролировать действия партнера.

17

Древние

государства.

Комбинированный урок.

Познакомиться с государствами Средиземноморья. Работать с «лентой времени». Развитие наук.

Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

18

Античность.

Комбинированный урок.

Познакомиться с Древней Грецией, Спартой и Афинами. Древний Рим.

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов.

Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.

Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

19

Расширение знаний о

Европе.

Комбинированный урок.

Познакомиться с плаванием Питея.

Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества.

Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны; природные сообщества, группы растений, группы животных и др.).

20

Расширение знаний об Азии.

Комбинированный урок.

Изучить поход Александра Македонского на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии.

Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

21

Наследие Древнего мира.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Аристотель, Архимед. Познакомиться с культурой и искусством Древнего мира. Язычество.

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату − с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами.

Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Земли восточных славян (22 часа)

22

Восточно-Европейская равнина.

Практическая работа.

Урок-практикум.

Изучить географическое положение, рельеф, климат Восточно-Европейской равнины. Первые люди на нашей Земле. Работать с физической и контурной картами России.

Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).

Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

23

Природная зона степи. Растительность. Практическая работа.

Урок-практикум.

Работать с физической картой, картой климатических поясов и природных зон России и мира. Характеризовать географическое положение. Изучить растительность степей весной и летом. Работать с гербариями.

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика».

Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

24

Животный мир.

Комбинированный урок.

Рассмотреть особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Определить цепи питания в степях.

Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края.

Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных.

Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

25

Сезонные

изменения в степях.

Комбинированный урок.

Характеризовать сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе. Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков.

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ).

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.

Формирование интереса к познанию окружающего мира.

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной

задачи.

26

Население

степей. Земледельцы и

кочевники.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Познакомиться с особенностями быта, занятий людей в степях. Экологические проблемы.

ОБЖ.

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов.

Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

Умение смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей.

27

Лесостепь. Лесная зона. Практическая работа.

Урок-практикум.

Изучить географическое положение, климат, почвы, особенности растительности лесной зоны. Работать с картами: физической, природных зон, контурной. Характеризовать значение леса.

Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп.

28

Смешанные леса. Растительность и животный мир.

Комбинированный урок.

Изучить растительность и животный мир смешанных лесов. Ярусность. Работать с коллекциями и гербарными материалами.

Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества.

Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию.

Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе.

29

Сезонные изменения в лесу. Экскурсия на природе.

Урок-экскурсия.

Характеризовать приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Изучить распространение плодов и

семян.

Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края.

Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных.

Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика».

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

30

Экскурсия.

Урок-экскурсия.

Рассмотреть почки как приспособленность растений к перенесению неблагоприятных условий. Изучить ядовитые растения и грибы.

Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.

Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

31

Сезонные изменения в лесу. Исследовательская

работа.

Урок-исследование.

Изучить образ жизни, повадки животных леса. Перелетные

и зимующие животные. Рассмотреть, кто как проводит зиму. Весна и лето. Меры по сохранению

леса.

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ).

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.

Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.

Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

32

Как жили наши предки. Практическая

работа.

Урок-практикум.

Строительство жилища в степной и лесной зонах. Построить макеты домов и поселений. Интегрированный с уроком труда.

Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц.

Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

33

Жизнь славян в лесах.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Изучить быт славян, занятия. Защита поселка.

ОБЖ.

Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России.

Формирование интереса к познанию окружающего мира.

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой

ролью.

Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи.

34

Торговые связи с соседями.

Комбинированный урок.

Изучить путь «из варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков, городов. Работать с физической и исторической картами России.

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им.

Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

35

Обожествление природы.

Комбинированный урок.

Характеризовать язычество. Человек и природа. Защита своих земель.

Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Контролировать действия партнера.

36

Контрольная работа за

1-е полугодие.

Контрольный урок.

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.

Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества.

Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

37

Первые русские князья.

Комбинированный урок.

Рассмотреть понятие «государство». Князья. Работать с исторической картой, «лентой времени». Изучить образование Древнерусского государства.

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика».

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп.

38

Принятие 

Русью христианства.

Комбинированный урок.

Изучить связи с Византией. Князь Владимир. Характеризовать значение принятия христианства для Руси. «Лента времени».

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им.

Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц.

Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

39

Древнерусская культура. Зодчество. Памятники архитектуры. Экскурсия по историческим местам, в краеведческий

музей.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Изучить деревянное и каменное строительство на Руси. Прикладное

искусство.

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов.

Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

40

Устное народное творчество.

Урок-исследование.

Изучить сборники вечной мудрости. Былины, летописи.

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им.

Формирование интереса к познанию окружающего мира.

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи.

41

Как учили школьников на Руси.

Урок-практикум.

Практическая работа. Урок в древнерусской школе.

Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы.

Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.

Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

42

Ордынское 

нашествие.

Комбинированный урок.

Изучить ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. Рассмотреть нашествие монголов. «Лента времени».

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату  с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами.

Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.).

43

Александр Невский. Ледовое побоище.

Комбинированный урок.

Рассмотреть стремление соседей с Запада (шведов, немцев) захватить славянские земли. Защита славянских земель.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах.

Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Умение смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей.

Московское государство (12 часов)

44

Залесская 

земля.

Комбинированный урок.

Характеризовать жизнь на Руси в период монгольского ига.

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им.

Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы.

Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам.

Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

45

Природное 

сообщество. Закон лесной жизни.

Урок-исследование.

Познакомиться с природными условиями вокруг Москвы. Изучить природные сообщества лесной зоны. Работать с физической картой. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ (березняк, дубрава, еловый лес и т.д.). Цепи питания.

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ).

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.

Соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема.

Узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые.

Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика».

Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию.

Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе.

46

Экологические проблемы леса.

Комбинированный урок.

Ориентирование в лесу. Лес – наше богатство. Характеризовать охрану лесных угодий. Моделировать варианты нарушения экологических связей в лесу.

Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

47

Сообщество луг. Человек и сообщество луг.

Урок систематизации знаний.

Рассмотреть растительность и животный мир луга. Экологическое равновесие. Связи внутри сообщества. Ярусность на лугу. Изучить значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека. Смоделировать варианты нарушения экологических связей луга. Ядовитые растения луга.

Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества.

Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

48

Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоему.

Урок-экскурсия.

Познакомиться с природным сообществом река, озеро. Рассмотреть растительность, животный мир, связи внутри сообщества.

Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

49

Животные, обитающие в озере и по его берегам. Правила поведения у водоема.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Продолжение работы с сообществом озеро. Изучить экологические проблемы водоемов.

Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края.

Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных.

Формирование интереса к познанию окружающего мира.

Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

50

Сообщество поле.

Урок-исследование.

Сообщество поле создано человеком. Характеризовать роль деятельности человека в поддержании этого сообщества.

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ).

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.

Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.).

51

Возвышение Москвы.

Комбинированный урок.

Изучить географическое положение Москвы. Природные условия. Князья.

Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте

России.

Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

при указании и без указания количества групп.

52

Освобождение Руси от монгольского ига.

Комбинированный урок.

Изучить личность Дмитрия Донского; Куликовскую битву. Стояние на реке Угре. Работать с «лентой времени».

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов.

Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.

Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

53

Создание 

Московского государства.

Комбинированный урок.

Изучить роль Ивана III, Ивана IV Грозного.

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им.

Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы.

Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам.

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи.

54

Русская 

культура.

Урок-исследование.

Зодчество. Совершить «путешествие» по Золотому кольцу России.

Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

55

Русская 

культура.

Урок-исследование.

Книжная мудрость.

Искусство.

Характеризовать народные промыслы. Изучить деятельность первого книгопечатника Ивана Федорова.

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им.

Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.).

Путь от Руси к России (13 часов)

56

Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в

Сибирь.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Познакомиться с первыми путешественниками – купцами.

Новгородцы, открывшие северные земли. Работать с «лентой времени». Изучить открытие Сибири и присоединение ее к России.

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика».

Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию.

Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе.

57

Азия.

Практическая работа.

Урок-практикум.

Изучить природные условия Сибири. Работать с физической и контурной картами России. Рассмотреть географическое положение Азии.

Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества.

Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

58

Тайга.

Комбинированный урок.

Изучить растительность и животный мир тайги. Природные связи. Цепи питания.

Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края.

Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных.

Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

59

Экологические проблемы

тайги.

Урок систематизации знаний.

Пожары. Стихийные бедствия.

Характеризовать уничтожение лесов и животных человеком (браконьерство).

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ).

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.

Формирование интереса к познанию окружающего мира.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп.

60

Сообщество болото.

Комбинированный урок.

Характеризовать растительность и животный мир болота. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе. Озеро  

болото.

Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте

России.

Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Контролировать действия партнера.

61

Природа

Индии.

Комбинированный урок.

Рассмотреть географическое положение. Открытие Индии европейцами. Путешествие Афанасия Никитина.

Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края.

Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных.

Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.

Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

62

Россия в XVII веке. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский.

Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений.

Смутное время. Изучить нашествие врагов с Запада. Характеризовать роль К. Минина и Д. Пожарского.

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов.

Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

63

Сквозь сибирские дебри.

Комбинированный урок.

Изучить поход Семена Дежнева на Север. Работать с физической и контурными картами. Характеризовать рельеф и

климат.

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату  с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами.

Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы.

Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам.

Строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.).

64

Природа 

тундры.

Комбинированный урок.

Характеризовать растительность и животный мир тундры. Взаимосвязь неживой и живой природы. Объяснить сезонные изменения в тундре.

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ).

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.

Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика».

Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

65

Люди в тундре.

Комбинированный урок.

Рассмотреть жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры. Народы Сибири.

Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России.

Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

66

Арктическая пустыня.

Комбинированный урок.

Характеризовать природу ледяной зоны. Природное явление северное сияние.

Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.

Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

67

Годовая

контрольная работа.

Контрольный урок.

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.

Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества.

Формирование интереса к познанию окружающего мира.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп.

68

Россия накануне реформ. Обобщающие задания.

Урок систематизации знаний.

Самостоятельная работа с картой. «Лента времени».

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи.


Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование):

Наглядные пособия:

  • натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
  • изобразительные:

- муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;

- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

- рисунки, слайды, диафильмы.

Электронно-программное обеспечение:

  • электронные библиотеки по окружающему миру, электронные энциклопедии, DVD-фильмы о природе, космосе;
  • записи звуков природы;
  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
  • презентации по окружающему миру.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD-плееры, MP3-плееры;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • музыкальный центр;
  • демонстрационный экран;
  • демонстрационная доска для работы маркерами;
  • магнитная доска;
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс и цветной принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и  неживая природа...

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс

Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...