Ктп по окружающему миру в 3 классе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
планирование на весь год по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_okruzhayushchemu_miru_2014-2015.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Возможные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
Природные условия земли (12 часов) | ||||||||
1 | Приглашение к путешествию. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Определить знания, необходимые для путешественников. Работать с физической картой, разработать маршрут путешествия. | Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп). | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | ||
2 | Масштаб. | Урок изучения нового материала. | Познакомиться с масштабом. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||
3 | Лента времени. | Комбинированный урок. | Уметь пользоваться лентой времени. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату − с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||
4 | Погода. | Урок-исследование. | Наблюдать за погодой в течение недели. Сравнить погоду разных дней. Выделить признаки погоды. Определить понятие «погода». Сравнить погоду разных сезонов. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||
5 | Погода. Народные приметы погоды. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Изучить изменчивость погоды. Метеорология – наука о погоде. Классифицировать признаки хорошей и плохой погоды. Наблюдать признаки в природе. | Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||
6 | Климат. | Урок-исследование. | Иметь представление о климате. Сравнить погоду одного дня в разных уголках России. Характеризовать показатели климата. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||
7 | Климат. | Урок-исследование. | Характеризовать климатические пояса. Работать с картой климатических поясов. Выявлять причины, влияющие на разнообразие климатов. Определять климат своей местности. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | ||
8 | Почва. Состав почвы. Практическая работа | Урок-практикум. | Определить состав почвы. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
9 | Образование почв. Плодородие. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Изучить историю образования почв. Характеризовать зависимость почвы и растений. Характеризовать разнообразие почв, плодородие, перегной. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||
10 | Защита почв. | Комбинированный урок. | Давать характеристику живая – мертвая почва. Характеризовать защиту почв от загрязнения, разрушения. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. | ||
11 | Природные зоны суши Земли. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Познакомиться с природными зонами в разных тепловых и климатических поясах. Назвать общее и отличия. Сравнить природные зоны мира. Объяснять приспособленность живой природы к условиям окружающей среды. Работать с физической картой. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||
12 | Обобщение знаний по теме «Природные условия Земли» | Урок систематизации знаний. | Выполнить самостоятельную работу. Сделать самопроверку. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных. | Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||
Человек в далеком прошлом (9 часов) | ||||||||
13 | Особенности Африки. | Комбинированный урок. | Познакомиться с географическим положением Африки. Характеризовать ее климат. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату − с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. | ||
14 | Особенности Африки. | Комбинированный урок. | Познакомиться с природными зонами Африки. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||
15 | Родина человечества. | Комбинированный урок. | Выявить особенности природы Юго-Восточной Африки. Рассмотреть гипотезы появления человека. Расселение людей. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||
16 | Как появился человек. Особенности жизни древних людей. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Характеризовать этапы становления человека. Объяснять появление огня. Одомашнивание животных. Орудия труда. | Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Контролировать действия партнера. | ||
17 | Древние государства. | Комбинированный урок. | Познакомиться с государствами Средиземноморья. Работать с «лентой времени». Развитие наук. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||
18 | Античность. | Комбинированный урок. | Познакомиться с Древней Грецией, Спартой и Афинами. Древний Рим. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||
19 | Расширение знаний о Европе. | Комбинированный урок. | Познакомиться с плаванием Питея. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны; природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||
20 | Расширение знаний об Азии. | Комбинированный урок. | Изучить поход Александра Македонского на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||
21 | Наследие Древнего мира. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Аристотель, Архимед. Познакомиться с культурой и искусством Древнего мира. Язычество. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату − с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | ||
Земли восточных славян (22 часа) | ||||||||
22 | Восточно-Европейская равнина. Практическая работа. | Урок-практикум. | Изучить географическое положение, рельеф, климат Восточно-Европейской равнины. Первые люди на нашей Земле. Работать с физической и контурной картами России. | Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп). | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
23 | Природная зона степи. Растительность. Практическая работа. | Урок-практикум. | Работать с физической картой, картой климатических поясов и природных зон России и мира. Характеризовать географическое положение. Изучить растительность степей весной и летом. Работать с гербариями. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||
24 | Животный мир. | Комбинированный урок. | Рассмотреть особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Определить цепи питания в степях. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||
25 | Сезонные изменения в степях. | Комбинированный урок. | Характеризовать сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе. Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. | ||
26 | Население степей. Земледельцы и кочевники. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Познакомиться с особенностями быта, занятий людей в степях. Экологические проблемы. ОБЖ. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Умение смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей. | ||
27 | Лесостепь. Лесная зона. Практическая работа. | Урок-практикум. | Изучить географическое положение, климат, почвы, особенности растительности лесной зоны. Работать с картами: физической, природных зон, контурной. Характеризовать значение леса. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||
28 | Смешанные леса. Растительность и животный мир. | Комбинированный урок. | Изучить растительность и животный мир смешанных лесов. Ярусность. Работать с коллекциями и гербарными материалами. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. | ||
29 | Сезонные изменения в лесу. Экскурсия на природе. | Урок-экскурсия. | Характеризовать приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Изучить распространение плодов и семян. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||
30 | Экскурсия. | Урок-экскурсия. | Рассмотреть почки как приспособленность растений к перенесению неблагоприятных условий. Изучить ядовитые растения и грибы. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||
31 | Сезонные изменения в лесу. Исследовательская работа. | Урок-исследование. | Изучить образ жизни, повадки животных леса. Перелетные и зимующие животные. Рассмотреть, кто как проводит зиму. Весна и лето. Меры по сохранению леса. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
32 | Как жили наши предки. Практическая работа. | Урок-практикум. | Строительство жилища в степной и лесной зонах. Построить макеты домов и поселений. Интегрированный с уроком труда. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||
33 | Жизнь славян в лесах. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Изучить быт славян, занятия. Защита поселка. ОБЖ. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. | ||
34 | Торговые связи с соседями. | Комбинированный урок. | Изучить путь «из варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков, городов. Работать с физической и исторической картами России. | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||
35 | Обожествление природы. | Комбинированный урок. | Характеризовать язычество. Человек и природа. Защита своих земель. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Контролировать действия партнера. | ||
36 | Контрольная работа за 1-е полугодие. | Контрольный урок. | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||
37 | Первые русские князья. | Комбинированный урок. | Рассмотреть понятие «государство». Князья. Работать с исторической картой, «лентой времени». Изучить образование Древнерусского государства. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||
38 | Принятие Русью христианства. | Комбинированный урок. | Изучить связи с Византией. Князь Владимир. Характеризовать значение принятия христианства для Руси. «Лента времени». | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
39 | Древнерусская культура. Зодчество. Памятники архитектуры. Экскурсия по историческим местам, в краеведческий музей. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Изучить деревянное и каменное строительство на Руси. Прикладное искусство. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | ||
40 | Устное народное творчество. | Урок-исследование. | Изучить сборники вечной мудрости. Былины, летописи. | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. | ||
41 | Как учили школьников на Руси. | Урок-практикум. | Практическая работа. Урок в древнерусской школе. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||
42 | Ордынское нашествие. | Комбинированный урок. | Изучить ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. Рассмотреть нашествие монголов. «Лента времени». | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату – с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||
43 | Александр Невский. Ледовое побоище. | Комбинированный урок. | Рассмотреть стремление соседей с Запада (шведов, немцев) захватить славянские земли. Защита славянских земель. | Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Умение смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей. | ||
Московское государство (12 часов) | ||||||||
44 | Залесская земля. | Комбинированный урок. | Характеризовать жизнь на Руси в период монгольского ига. | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | ||
45 | Природное сообщество. Закон лесной жизни. | Урок-исследование. | Познакомиться с природными условиями вокруг Москвы. Изучить природные сообщества лесной зоны. Работать с физической картой. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ (березняк, дубрава, еловый лес и т.д.). Цепи питания. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. Соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема. Узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. | ||
46 | Экологические проблемы леса. | Комбинированный урок. | Ориентирование в лесу. Лес – наше богатство. Характеризовать охрану лесных угодий. Моделировать варианты нарушения экологических связей в лесу. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||
47 | Сообщество луг. Человек и сообщество луг. | Урок систематизации знаний. | Рассмотреть растительность и животный мир луга. Экологическое равновесие. Связи внутри сообщества. Ярусность на лугу. Изучить значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека. Смоделировать варианты нарушения экологических связей луга. Ядовитые растения луга. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||
48 | Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоему. | Урок-экскурсия. | Познакомиться с природным сообществом река, озеро. Рассмотреть растительность, животный мир, связи внутри сообщества. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||
49 | Животные, обитающие в озере и по его берегам. Правила поведения у водоема. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Продолжение работы с сообществом озеро. Изучить экологические проблемы водоемов. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
50 | Сообщество поле. | Урок-исследование. | Сообщество поле создано человеком. Характеризовать роль деятельности человека в поддержании этого сообщества. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||
51 | Возвышение Москвы. | Комбинированный урок. | Изучить географическое положение Москвы. Природные условия. Князья. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||
52 | Освобождение Руси от монгольского ига. | Комбинированный урок. | Изучить личность Дмитрия Донского; Куликовскую битву. Стояние на реке Угре. Работать с «лентой времени». | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||
53 | Создание Московского государства. | Комбинированный урок. | Изучить роль Ивана III, Ивана IV Грозного. | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. | ||
54 | Русская культура. | Урок-исследование. | Зодчество. Совершить «путешествие» по Золотому кольцу России. | Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | ||
55 | Русская культура. | Урок-исследование. | Книжная мудрость. Искусство. Характеризовать народные промыслы. Изучить деятельность первого книгопечатника Ивана Федорова. | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||
Путь от Руси к России (13 часов) | ||||||||
56 | Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Познакомиться с первыми путешественниками – купцами. Новгородцы, открывшие северные земли. Работать с «лентой времени». Изучить открытие Сибири и присоединение ее к России. | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе. | ||
57 | Азия. Практическая работа. | Урок-практикум. | Изучить природные условия Сибири. Работать с физической и контурной картами России. Рассмотреть географическое положение Азии. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | ||
58 | Тайга. | Комбинированный урок. | Изучить растительность и животный мир тайги. Природные связи. Цепи питания. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||
59 | Экологические проблемы тайги. | Урок систематизации знаний. | Пожары. Стихийные бедствия. Характеризовать уничтожение лесов и животных человеком (браконьерство). | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||
60 | Сообщество болото. | Комбинированный урок. | Характеризовать растительность и животный мир болота. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе. Озеро – болото. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Контролировать действия партнера. | ||
61 | Природа Индии. | Комбинированный урок. | Рассмотреть географическое положение. Открытие Индии европейцами. Путешествие Афанасия Никитина. | Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных. | Формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||
62 | Россия в XVII веке. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. | Урок наблюдения и накопления знаний, впечатлений. | Смутное время. Изучить нашествие врагов с Запада. Характеризовать роль К. Минина и Д. Пожарского. | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. | Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
63 | Сквозь сибирские дебри. | Комбинированный урок. | Изучить поход Семена Дежнева на Север. Работать с физической и контурными картами. Характеризовать рельеф и климат. | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату – с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами. | Формирование ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Формирование сопереживания другим людям, в том числе историческим лицам. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая – неживая, природные зоны, природные сообщества, группы растений, группы животных и др.). | ||
64 | Природа тундры. | Комбинированный урок. | Характеризовать растительность и животный мир тундры. Взаимосвязь неживой и живой природы. Объяснить сезонные изменения в тундре. | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ). Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | Формирование ориентации на принятие образца «хорошего ученика». | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении). Обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | ||
65 | Люди в тундре. | Комбинированный урок. | Рассмотреть жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры. Народы Сибири. | Использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. | ||
66 | Арктическая пустыня. | Комбинированный урок. | Характеризовать природу ледяной зоны. Природное явление северное сияние. | Сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. | ||
67 | Годовая контрольная работа. | Контрольный урок. | Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. | Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой (солнечный свет, воздух, вода, почва) природы; приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества. | Формирование интереса к познанию окружающего мира. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп. | ||
68 | Россия накануне реформ. Обобщающие задания. | Урок систематизации знаний. | Самостоятельная работа с картой. «Лента времени». | Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации. | Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. |
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
Наглядные пособия:
- натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
- изобразительные:
- муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы.
Электронно-программное обеспечение:
- электронные библиотеки по окружающему миру, электронные энциклопедии, DVD-фильмы о природе, космосе;
- записи звуков природы;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
- презентации по окружающему миру.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD-плееры, MP3-плееры;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- музыкальный центр;
- демонстрационный экран;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- магнитная доска;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа
Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и неживая природа...
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.
Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....
Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс
Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...