Информационные технологии на уроках в начальной школе. Окружающий мир. 2-й класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Миронова Елена Эдуардовна

Мы живем в мире новых технологий, которые входят практически во все сферы человеческой деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. 

Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет качественно изменить организацию обучения и стимулировать мотивацию к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии на уроках в начальной школе. Окружающий мир. 2-й класс.                                

Тема  урока:    «Наша родина - Россия»

Цели урока:

  1. Познакомить с символами России, географическим положением, животным и растительным миром, жителями и их достижениями, главными достопримечательностями.
  2. Научить использовать карты для получения информации.
  3. Воспитывать уважительное отношение к другим народам, живущим на Земле.
  4. Беречь богатства природы в повседневной жизни.

Оборудование:  карта России, карта природных зон России, раздаточный материал (кроссворды), ПК, проектор, экран.

Техническая часть: мультимедийная презентация и учебный видеоролик на тему «Наша родина -  Россия».

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, приготовьтесь к уроку, пожелайте друг другу удачи. За эту неделю вы приготовили сообщения о разных странах и частях света. Сегодня мы завершаем путешествие по странам мира и узнаем много интересного ещё об одной стране.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Посмотрите учебный видеоролик и постарайтесь определить, куда мы отправимся сегодня в путешествие.

  • Просмотр учебного мультимедийного видеоролика.

(В видеоролике использованы изображения российских городов, памятников архитектуры, президента, видов природы, людей разных национальностей, проживающих на территории России, изделия народного творчества.)

- Куда отправимся в путешествие?

Выдвижение гипотез детьми.

На доске появляется тема урока: Наша родина - Россия.

- Что мы сегодня должны узнать?

1) Где находится наша страна.

2) Какие географические объекты находятся на ее территории.

3) Рассказать о животном и растительном мире.

4) Какие символы есть в нашей стране.

5) Чем богата.

6) Кем знаменита.

8) Какие народы ее населяют.

  1. Совместное «открытие» знаний.

  • Презентация

  1. (Слайд № 1)  Государство Россия

Россия - крупнейшее государство мира, расположенное в Евразии. Занимает 1/9 часть площади всей суши Земли.

Население — 141 903 979 человек (на 1 января 2009 года). Русские составляют 79,83 % населения страны. Государственный язык России — русский. Остальные национальности, населяющие Россию: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы, аварцы, казахи, удмурты, азербайджанцы, марийцы, немцы, габардины, осетины и другие. Все народы живут как одна большая семья, уважая культурные традиции и ценности каждого народа.

Рассмотрите положение нашей страны на географической карте.

  1. (Слайд № 2) Столица России

Столица России – город – герой Москва.

  1. (Слайд № 3) Президент России

Президент России – Дмитрий Анатольевич Медведев.

  1. (Слайд № 4) Символы России

 - Выслушаем ребят, которые подготовили сообщения о символах России.

  • Флаг.

Трехцветный флаг России учрежден первым российским императором - Петром I. В ту эпоху эти цвета трактовались как выражение трех основных сословий общества: белый обозначал духовенство, синий - служивое дворянство, красный - трудовой народ. Позднее эти цвета стали истолковывать по-другому:

- белый цвет - выражение чистоты, устремлений,

- синий цвет - воля к миру, верность, вера;

- красный цвет - готовность не жалеть своей крови для защиты Родины.

День Государственного Флага Российской Федерации отмечается 22 августа каждого года.

  • Герб.

 Герб России четырёхугольный с заострением внизу. На гербе России изображен золотой двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами, а над ними - одной большой короной. Короны соединены лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. Это символ власти, независимости и мощи. На груди орла, в красном щите, изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём дракона. Георгий Победоносец считается защитником от всякого зла. А орёл выбран потому, что его облик был распространен в национальных орнаментах.

  • Гимн.

В 2001 году принят обновленный текст гимна на стихи С. Михалкова, музыку А. Александрова. Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя.

- Сейчас мы с вами послушаем гимн России. Прошу всех встать.

  1. (Слайд № 5) Природа России. Леса.

Никакая другая страна мира не сравнится с Россией по разнообразию природы. Её территория охватывает 10 природно-климатических зон.

Рассмотрите карту природных зон России.

Россия страна лесов. Её "зелёный океан" величайший на планете, он тянется непрерывной полосой от европейских границ до Тихого океана при ширине не менее 1,5 тыс. км.

6) (Слайд № 6) Равнины.

Большую часть территории занимают равнины. На западе расположена Восточно-Европейская равнина, на которой невысокие возвышенности сочетаются с низменностями. Равнина богата разнообразными природными ресурсами, здесь проживает более 60% населения страны, находится большая часть городов, создана густая сеть дорог.

 Западно - Сибирская равнина занимает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке.

  1. (Слайд № 7) Крупнейшая река Европы - Волга.

С севера на юг по европейской части России протекает крупнейшая река Европы - Волга. Народ слагал о ней былины, сказания, песни. Знаменитые художники запечатлели её на своих полотнах. Волга - главная улица России. Издавна она служила торговым путём, соединявшим юг и север, восток и запад. И сегодня река выступает в качестве одного из важнейших транспортных путей в европейской части страны.

  1. (Слайд № 8) Кавказ.

Обширное пространство между чёрным и Каспийским морями занимают Кавказские горы. Кавказ - это сияющие ледниками и снегами горные вершины, высокогорное плато, плодородные равнины, влажно-жаркие низины и даже сухие степи и пустыни. Рельеф этих гор сильно расчленён и напоминает альпийский: пикообразные вершины с ледниками, крутые скалистые склоны.

9) (Слайд № 9) Уральские горы.

Уральские горы узкой полосой протянулись вдоль восточной окраины русской равнины. Ширина их от 40 до 150 км. Эти горы образованы системой низких, в основном сильно разрушенных и сглаженных хребтов (но есть районы и с альпийскими формами рельефа). Этот регион России знаменит обилием минералов и полезных ископаемых.

10) (Слайд № 10) Курильские острова и Камчатка.

Восточная окраина России - Курильские острова и Камчатка - районы землетрясений и вулканизма. На полуострове Камчатка находится самый высокий азиатский вулкан - Ключевская сопка, высотой 4750 м. На территории около 2 км² находится около 20 крупных гейзеров.

11) (Слайд № 11) Полезные ископаемые.

Нефть, мрамор,уголь, асбест, песок, изумруд, природный, гранит, руда.

 - Ребята, берегите природные богатства!

12) (Слайд № 12) Животный мир России. (Просмотр видеоролика)

(В видеоролике использованы изображения животного мира России.)

 - Ребята, какие животные обитают на территории России?

Берегите животный мир!

13) (Слайд № 13) Растительный мир России. (Просмотр видеоролика)

В видеоролике использованы изображения растительного мира России.

 - Ребята, какие растения произрастают на территории России?

Берегите природу!

14) (Слайд № 14) Ими гордится Россия.

Пётр I Велкий — царь Московский из династии Романовых и первый император всероссийский.

Алекса́ндр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик.

Илья́ Ефимович Репин — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.

Дмитрий Иванович Менделеев — русский учёный и общественный деятель. Химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель, энциклопедист. Одно из наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов.

Граф Лев Николаевич Толстой — один из самых широко известных русских писателей. Автор таких произведений как:  повесть Казаки, роман в 4-х томах Война и мир, роман в 8-ми частях   Анна Каренина.

Пётр Ильич Чайковский — широко известный русский композитор, мелодист, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Автор более 80 сочинений, в том числе 10 опер, 3 балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Юрий Алексеевич Гагарин — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство.

Борис Николаевич Ельцин — советский партийный и российский политический и государственный деятель, первый Президент России.

15) (Слайд № 15) 7 чудес России (Работа в группах).

Группам раздаётся текст.

Задание 1 группе: расскажите, что вы узнали об озере Байкал.

Задание 2 группе: расскажите, что вы узнали о Долине Гейзеров.

Задание 3 группе: расскажите, что вы узнали о Мамаеве кургане.

Задание 4 группе: расскажите, что вы узнали о Петергофе.

 Задание 5 группе: расскажите, что вы узнали о Храме Василия Блаженного.

Задание 6 группе: расскажите, что вы узнали о Столбах выветривания.

Задание 7 группе: расскажите, что вы узнали о горе Эльбрус.

- Итак, наша дружная работа на уроке помогла узнать много нового и интересного.

  1. Самостоятельное применение знаний.

- В конце путешествия предлагаю вам проверить полученные сегодня знания. Разгадайте кроссворд. (Кроссворды раздаются каждому ученику).

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

Вопросы:

  1. Первый космонавт (Гагарин).
  2. Море, омывающее Россию (Черное).
  3. Столица нашей родины (Москва).
  4. Известный  композитор (П. И. Чайковский).
  5. Известный художник (И. Е. Репин).
  6. Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

Если вы правильно выполнили задания, то в выделенных клетках получили название страны, по которой вы путешествовали.

  1. Итог работы.

- Что нового узнали?

- Где пригодятся знания?

- О чём бы хотели узнать?

6. Домашнее задание.

Подготовить доклад к конкурсу на самый интересный рассказ о России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»

Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, пи...

Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.  Такая перемена нелегко переносится многими учащи...

«Использование информационных технологий на уроках в начальной школе».

Выступление на тему: «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Концепция учителя начальных классов МКОУ Сагуновской СОШ Бакаловой Надежды Борисовны. Информационные технологии на уроках в начальной школе

21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования &ndash...