Дидактические игры для уроков ОКМ в начальных классах
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
В данном материале представлены дидактические игры для уроков ОКМ в начальных классах, которые можно использовать как в начале урока для ввода в тему урока, так и для закрепления материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры для уроков ОКМ в начальных классов | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
в начальных классах
Игра 1. “Ну-ка, накорми!”
Дидактическая задача: показать детям причины и смысл биологической конкуренции и специализации.
Подготовка к игре: для проведения игры необходимо заготовить в достаточном количестве условные изображения разных видов пищи (далее будем называть их фишками). Их можно вырезать из цветной бумаги, придав им соответствующую форму. Виды пищи должны отличаться друг от друга физическими свойствами и местоположением в природе. Например: яблоки, орехи, корешки, листья, нектар цветов (вырезать цветки). Детей разбить на группы по 5-6 человек. “Пищевое разнообразие”, т.е. количество видов пищи, должно соответствовать числу играющих в каждой группе.
Игровая задача: каждый ребенок должен набрать максимальное количество фишек, обозначающих определенный вид пищи.
Ход игры. Предложите каждому ребенку в группе какую-то роль, например, героя любимой сказки или мультфильма. Посадите каждую группу детей вокруг стола, покажите им коробку с фишками и объясните, что в одном саду выросло вот столько разных яблок, орехов, листьев и других видов пищи. Договоритесь с детьми, какие фишки какой вид пищи изображают. Затем все фишки вперемешку высыпать в центр стола. По сигналу учителя каждый ребенок должен выбрать из смеси те фишки, которые обозначают любимую пищу его персонажа.
Поскольку в игре отрабатываются два понятия, игра состоит из двух раундов, несколько отличающихся условием.
Раунд 1 (условие 1). Все персонажи любят одно и то же, например яблоки, и ничего другого не едят. Чем больше яблок “съест” каждый, тем для него лучше, но не менее любого числа, допустим 5. Если у ребенка оказалось меньше условленного минимума, его персонаж “голодает” или даже “умирает от голода”. Минимальное число зависит от количества заготовленных фишек, но слишком много их делать не следует. Во всяком случае, общее количество фишек, обозначающих один из видов пищи, должно быть меньше произведения числа игроков на установленный минимум (т.е. если на всех разделить поровну, то не всем хватит). Таким образом, задача каждого играющего – набрать из смеси как можно больше изображений одного, общего для всех вида пищи (в данном случае яблок). Разбор фишек может сопровождаться спорами между учениками и попытками отнять фишки друг у друга.
После того как дети выполнили задание, обсудите с ними ход игры и ее результат, обратите внимание на несколько моментов:
- каждый игрок старался опередить другого, они спорили и пытались отнять фишки друг у друга;
- кому-то не удалось набрать необходимого минимального количества пищи – значит, этот персонаж не сможет нормально “жить”;
- этот сад не сможет прокормить столько едоков, кому-то придется искать себе другое место для жизни;
- оказалось, что остальные виды пищи не использованы, ее много, но она никому не нужна и пропадает зря.
Сделайте вывод: количество подходящего вида пищи ограничено, в то время как число едоков велико, всем не хватит, поэтому между ними возникают ссоры, драки. Это называется конкуренцией.
Определение: конкуренция – отношение соперничества между организмами, возникающее, когда чего-либо необходимого для жизни на всех не хватает. В результате кто-то всегда проигрывает (например, как в нашем случае, остается голодным).
Раунд 2 (условие 2). Каждый из персонажей любит какой-то один вид пищи, но при этом их интересы не пересекаются. В остальном все игровые действия повторяются.
После того как фишки разобраны, обсуждаем с детьми ход игры и приходим к выводам, что:
- никто не спорил и не отнимал фишки друг у друга;
- еды всем хватило с избытком;
- ничто не пропало зря, все съели;
- сад смог прокормить всех играющих, и более того, их число может быть несколько увеличено.
Теперь дети сравнивают оба раунда и делают общий вывод: когда каждый ест какой-то определенный вид пищи, который не едят другие, то в одном и том же саду может жить больше разных организмов, и они не мешают друг другу. Конкуренции за пищу между ними нет. Это, несомненно, выгодно всем. Но разные виды пищи отличаются друг от друга. Например, чтобы питаться орехами, нужно их достать и разгрызть, до корней нужно докопаться, жесткие листья нужно прожевать. А для этого необходимо иметь специальные приспособительные особенности.
Определение: наличие приспособительных особенностей в строении и образе жизни, позволяют уменьшать конкуренцию, называется специализацией.
А так ли бывает в настоящем саду, в лесу, в поле, вообще в природе? Всякий раз, рассматривая с детьми отдельные виды или природные экосистемы, необходимо обратить внимание младших школьников на специализацию организмов.
Игра 10. “Зимующие птицы”
Дидактические задачи: познакомить детей с причиной, не позволяющей плотоядным птицам собираться в большие стаи, объяснить биологический смысл скрытой жизни насекомых, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы.
Подготовка к игре. До игры дети должны быть ознакомлены с зимующими насекомоядными и растительноядными птицами. Например, синица и свиристель. Выясняется, что большая синица примерно с воробья величиной, синички часто прилетают к кормушкам, любят несоленое сало и мясо, держатся поодиночке или группами по 2-4 птички. Основная пища синиц – насекомые и их личинки. Недостаток корма, особенно во второй половине зимы приводят многих синиц к голодной смерти. Свиристель немного меньше голубя, общий тон оперения коричнево-серый, на голове хорошо заметный хохолок, на конце хвоста широкая желтая полоска. Они едят семена рябины и собираются в большие стаи, перелетая с одного дерева на другое. Кормясь на дереве, птицы постоянно издают мелодичные трели. Итак, до проведения игры дети должны увидеть этих птиц в природе, убедиться, что первые встречаются часто поодиночке, а вторые большими стаями, и узнать, чем они питаются.
Перед началом игры учитель обсуждает с детьми, как живут и чем питаются зимой синицы и свиристели. Предлагает поиграть в зимующих птиц, а после игры ответить на несколько вопросов: почему синицы не живут большими стаями, как свиристели? Надо ли подкармливать птиц в конце зимы ранней весной или это нужно делать только в самые сильные морозы? Почему насекомые осенью прячутся?
Оборудование: нужны условные изображения гроздьев рябины и зимующих насекомых. Роль первых могут сыграть скомканные листки бумаги, лучше красного цвета, роль вторых – вырезанные из бумаги небольшие фигурки разных цветов: часть – темные, часть – яркие цветные.
Игровая задача: ребенок, исполняющий роль птицы, должен в течение определенного времени найти и собрать необходимое количество пищи.
Игровое условие: синичке, чтобы быть сытой, нужно найти не менее 10 насекомых. Если она найдет от 4 до 9, будет голодать и может заболеть, если 3 и меньше, может умереть от голода. Свиристели нужно не менее 5 гроздей рябины, а угроза ее жизни возникает, если гроздь всего одна (цифры условные, зависящие от конкретных обстоятельств). Примечание: больше того, чтобы насытиться, брать нельзя.
Ход игры. Дети, играющие роль птиц (по два ребенка на каждую роль), удаляются из класса, а остальные прячут фигурки насекомых в укромные места, например в книжки, между книжками, под различные предметы и т.п. “Гроздья рябины” размещают кучками, открыто, на видных местах. После этого “прилетают птицы” и некоторое время (1-2 минуты) ищут корм. Затем все подсчитывают, сколько корма нашли себе синички, сколько – свиристели.
После игры задаем детям вопросы: кому было легче найти корм – синичкам или свиристелям? Почему синички не собираются в большие стаи? Труднее ли птицам найти себе необходимую пищу, когда день становится короче? Каких насекомых легче найти ярких или темных, тех, кто плохо или хорошо спрятался?
Игра 8. “Ну-ка прочитай”
Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение.
Ход игры. Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.
д | и | б | к | е | б | р | и | ш | г | а | ш | л | к | л | ч |
о | з | у | д | я | н | б | а | о | л | д | а | и | н | к | у |
к | а | г | р | л | к | н | у | р | о | п | о | а | н | ы | ш |
с | и | м | о | р | л | у | м | с | р | я | п | у | к | и | а |
п | о | в | т | и | о | к | щ | ь | т | к | ь | у | в | х | а |
к | щ | б | е | ф | а | г | ш | б | о | ф | а | ш | л | б | к |
д | е | з | я | п | и | с | з | я | к | у | с | ш | е | п | а |
ю | ч | б | е | н | а | б | г | т | ю | н | л | о | т | к | а |
к | л | э | в | а | г | о | а | р | э | ш | в | г | у | л | н |
б | и | в | х | е | р | а | в | с | х | а | к | с | у | т | и |
Игра 7. “Анаграмма”
Из данных наборов букв дети должны составить слово – название рыбы.
- знаас (сазан)
- укащ (щука)
- раська (карась)
- милан (налим)
- парк (карп)
- каула (акула)
- баламка (камбала)
- дьсель (сельдь)
Игра 7. “Анаграмма”
Из данных наборов букв дети должны составить слово – название рыбы.
- знаас (сазан)
- укащ (щука)
- раська (карась)
- милан (налим)
- парк (карп)
- каула (акула)
- баламка (камбала)
- дьсель (сельдь)
Игра 5. “Рыбы”
Игра состоит из 10 картинок (5 пар), на которых изображены различные рыбы. Цель игры: уточнить представление детей о рыбах. Закрепить у детей названия рыб, их строение. Научать различать рыб по внешнему виду.
- “Найди такую же рыбу”.
Один набор картинок раздается играющим, другой остается у ведущего. Он показывает по очереди картинки и, называя изображенную на картинке рыбу, спрашивает: “У кого такая же?”. Каждый, получающий картинку, должен назвать нарисованную на ней рыбу. По предложению ведущего, дети рассказывают: кто изображен на картинке, обращая внимание на название рыбы, цвет, форму и части ее тела, где живет та или иная рыба (в реке, озере, море), чем она питается.
2. Используя те же картинки, можно поиграть с загадками. Ведущий рассказывает, кто изображен на картинке, не показывая ее. Играющие должны по описанию угадать, о какой рыбе идет речь, назвать ее и показать картинку. Примерные загадки:
На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом) | А в иголках, словно еж, Как зовется рыба? (Ерш) |
Опасней всех в реке она. Хитра, прожорлива, сильна. Притом, такая злюка! Конечно, это. . . (Щука) | В реках, старицах, озерах Много зарослей, в которых И в карьерах обитает, И прудов не избегает С промерзающей водой, И серебряный бывает, И бывает золотой. (Карась) |
Игра 4. “Поле чудес”
Игра проводится в первом полугодии в IV классе (по программе природоведения А.А. Плешакова). Урок – игра поможет при закреплении материала по темам “Зоны тундры” и “Зоны леса”.
Цели и задачи:
- Расширить познания детей о видах животных и растений, населяющих зоны тундры и лесов.
- В игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания по темам “Красная книга”, “Растения и животные, характерные для этих зон”.
- При помощи предлагаемых вопросов провести фронтальную проверку знаний.
- Развивать познавательный интерес у детей к обитателям Северных просторов.
Оборудование: барабан, карманы для букв, набор букв из картона, поднос, изображения животных и растений, карточки с подсказками для ведущего, бумага, карандаши и ручки, полоски цветного картона (за полный правильный ответ розовая, за дополнение или неполный ответ белая), призы.
Подготовительная работа:
- Подготовить вопросы для игроков и зрителей.
- Сделать буквы из картона.
- Подготовить призы для игроков.
- Подготовить саму игру (барабан).
- Подготовить и проинструктировать помощника.
Ход игры. Выбирается первая тройка игроков. Для этого задаются три вопроса. Кто на них ответит на большее количество вопросов, тот станет участником игрового тура полуфинала. Ответы дети записывают на листочках (если правильных ответов будет больше трех, проводится жеребьевка).
Примерные вопросы для первого отборочного тура «Растения».
- Как называется это растение? В течение долгих зимних месяцев это растение – единственный корм северных оленей (оно составляет 70% их годового рациона). Без этого растения олени гибнут от кишечных заболеваний. Сохранить здоровье оленей помогают вещества, содержащиеся в этом растении. (Ягель, “олений мох”)
- Знаете ли вы это растение? В тундре и лесотундре растет низкий ветвистый кустарничек высотой чуть больше метра. Зимой его полностью покрывает снег. Его листочки кругленькие, похожи на мелкие монетки. Осенью листья окрашиваются в яркие оранжевые и красные тона. (Карликовая березка) Подсказка: в более южных районах и в лесотундре встречается его “старшая сестрица” – всеми любимое белоствольное дерево.
- А про это растение вы наверняка слышали. Сначала загадка:
Сидит на палочке в красной рубашечке.
Брюшко сыто – камешками набито.
Эта загадка про растение, которое является одним из видов диких роз. Растет в средней полосе и лесотундре. Его плоды содержат намного больше витаминов, чем лимоны и апельсины. (Шиповник)
Игровой тур. Игроки по очереди вращают барабан. Если выпадает пустой сектор, он должен назвать букву. Если игрок отгадал букву, он имеет право на следующий ход и снова вращает барабан. Если названной буквы нет в слове, право следующего хода переходит другому игроку. Если: а) выпадает сектор “П” – приз. Игрок может взять приз и выбывает из дальнейшей игры или отказывается от приза и продолжает игру; б) выпал сектор “О”, то ход переходит к другому; в) игрок подряд угадывает три буквы, то выносят две капсулы, в одной из них приз. Игрок выбирает одну капсулу и забирает ее содержимое. Игрок, угадавший слово, выходит в финал.
Вопрос для участников игрового тура первого полуфинала «Растения».
Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа, витаминов С, Р, В), но их еще применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Это растение – родственник вереска. Его ягоды улучшают зрение. Растет оно и в тундре, и в лесной зоне. (Черника) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Примерные вопросы для второго отборочного тура «Птицы».
1. Выберите названия птиц, обитающих в тундре: 1. синица большая; 2. белая куропатка +; 3. снегирь; 4. голубь; 5.сокол-сапсан +; 6. розовая чайка +; 7. рыжая цапля; 8. краснозобая казарка +; 9. марабу; 10. серпоклювый колибри. (Значком + отмечены ответы.)
2. Какие из выше перечисленных птиц занесены в Красную книгу? (Краснозобая казарка, розовая чайка, сокол-сапсан).
3. Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились названия птиц лесной зоны (предлагается кроссворд).
Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | ||
Д | Я | Т | Е | Л | ||||
С | О | В | А |
Вопрос для участников игрового тура второго полуфинала «Птицы».
Это небольшая изящная птица. “Хвостом лед пробивает”,- шутливо говорят про нее в народе. Поговорка связана с тем, что эта птичка прилетает рано; перед вскрытием рек ото льда. Ее даже зовут птицей-ледоколом. Питается она насекомыми, ловко схватывая их на лету. Подсказка: передвигается она по земле мелкими шажками, все время потряхивая довольно длинным хвостом. (Трясогузка) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Примерные вопросы для третьего отборочного тура «Звери».
1. Выберите названия зверей, обитающих в тундре: 1. благородный олень; 2. красный волк; 3. сибирский лемминг +; 4. заяц-беляк +; 5. сурок; 6. северный олень +; 7. ушастый еж; 8. барсук обыкновенный; 9. бурый медведь +; 10. голубой песец +. (значком + отмечены ответы)
2. Отгадайте загадки:
Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) | Трав копытами касаясь, В тундру бегает красавец, Ходит смело и легко, Рога, раскинув широко. (Олень) |
Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору. (Заяц) | Кто зимой холодной Ходит злой, голодный. (Волк) |
Сам пушистый, Мех серебристый, В тундре живет, Хищником слывет. (Песец) | Живет под землей, Сам рыжий такой, Зимой и летом в норке живет Корешки и травку жует. (Лемминг) |
3. Задание “Живые буквы”. К названному слову нужно прибавить одну или несколько букв, чтобы получилось название животного, обитающего в тундре.
1.Лень – тюлень. 2.Вол – волк. 3.Мор – морж. 4.Бык – овцебык.
Вопрос для участников игрового тура третьего полуфинала «Звери».
Мех этого зверя носили как знак верховной власти цари, короли, князья. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести были удостоены и официальные государственные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Питается грызунами, рыбой, птицей, черникой, брусникой, можжевеловыми ягодами. Он ловок и силен. (Горностай) Дополнительная подсказка: Внешне похож с соболем и норкой. Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Игра со зрителями.
Отгадайте название птицы. Необычайно много легенд, мифов и сказок сложено различными народами об этой птице. Верхом на ней восседает высшее индуистское божество Брахма, в нее превращался и сам Зевс-громовержец, этих птиц запрягал в свою колесницу древнегреческий бог Аполлон.
Бурятская легенда рассказывает, что какой-то охотник увидал трех таких птиц, скинувших перья и купавшихся в озере в облике трех девушек. Он схватил одну из птичьих шкурок и взял одну девушку себе в жены. Но, состарившись, жена охотника попросила свое прежнее одеяние, обернулась птицей и улетела через дымовую трубу. Охотник пытался удержать ее за лапки вымазанными в саже руками. С тех пор лапки у этой птицы черного цвета. Живет она около сорока лет, что по птичьим меркам немало. (Лебедь)
Вопрос для участников финального тура.
Что это за растение? В зоне лесотундры растет хвойное дерево. Его древесина твердая, тяжелая (свежесрубленное дерево даже тонет в воде) и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и в воде. Северяне делают из него телеграфные столбы и сваи для мостов. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная в середине XVII века. (Лиственница) Подсказка: хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждую осень, как листья.
Финалист награждается призом.
Игра 3. “Почему мы здесь живем”
Дидактическая задача: дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания нужны для формирования одного из сложнейших экологических понятий – “окружающая среда”, для понимания учащимися роли природных условий в жизни организмов, причин формирования флоры и фауны, существования ареалов, возможных причин исчезновения организмов из мест их прежнего обитания.
Подготовка к игре. Для игры потребуется игровое поле и игровые карточки. На игровом поле должны быть представлены разные территории (сказочные страны) с характерными для каждой условиями. В простейшем случае полем становится поверхность стола, а для обозначения территорий можно использовать листы бумаги, на которых написано название страны и условия, которые там имеются. Разложите эти листы на столе – и игровое поле готово.
Второй необходимый атрибут – карточки с соответствующим названием вида живого организма и его требований к среде. Для каждого персонажа необходимо сделать несколько одинаковых карточек.
Игровая задача: расселить виды организмов на подходящие для них территории.
Ход игры. Каждому ребенку дают несколько карточек его персонажа, и он должен, учитывая требования своего героя к среде и наличные условия, расселить его по подходящим для него странам, (т.е. разложить карточки по игровому полю), дети объясняют, почему они приняли именно такое решение.
Игровое условие: за каждое правильное выполнение задачи ребенок получает 10 очков, за неправильное – 10 очков отнимается. Победитель определяется по сумме очков.
В качестве требований к среде учитываются только пищевые предпочтения героя. В каких-то странах может быть представлен только один вид пищи, в других – несколько, в третьих – такой, который никто из игровых персонажей не ест. Игру можно усложнить, введя дополнительные условия, например персонаж любит яблоки, но терпеть не может груши, и там где растут груши, не живет даже при наличии яблок.
Игру можно проводить в разных вариантах, отличающихся количеством факторов, которые необходимо учитывать игроку, а значит – степенью сложности для играющего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...
Статья : Дидактические игры на уроках математики в начальных классах
Описание дидактических игр, которые можно использовать на уроках математики в начальной школе...
Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе
Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так ка...
Дидактические игры на уроках математике в начальной школе.
Дидактические игры на уроках математике в начальной школе....
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе.
Особенности использования дидактических игр на уроках математики....
Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ в рамках личностно - ориентированного подхода
В данной методической разработке представлене каталог дидактических игр и упражнений , который может быть использован на уроках чтения и развития речи с младшими школьнками в рамках личностно-ориентир...
В статье рассматривается использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в начальных классах.
Использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в начальных классах....