2 | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. (3мин) | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации.
| II.Актуализация опорных знаний. - Отгадайте загадки
Сравните ответы . Что общего? Летом сер, зимою бел, По характеру несмел. По полянкам скачет ловко, Любит сочную морковку. (Заяц) У меня роскошный хвост, А характер мой непрост - Я коварна и хитра. Глубоко моя нора. (Лиса) Серый я, живу в лесу, Знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, Громко вою на луну (Волк) Важно я хожу по бору, Съесть могу и мухоморы. Не боюсь в лесу врага - Есть копыта и рога! (Лось) Родственник домашней киске, Этот зверь не робкий. Бродит хищник уссурийский По таежной тропке. (Тигр) Посмотрите, он каков! Ходит посреди песков, Бережет в горбах водицу - В Каракумах пригодится. (Верблюд) Папа очень крепкий, рослый, И рога ветвисты. Сын, пока еще не взрослый, - Рыжий и пятнистый. Он рождается без рожек, В шубке пестренькой в горошек. (Олень и олененок) Я скачу по лужам важно. Там живу, где очень влажно. Посмотрите, какова - Вся зеленая, ква-ква! (Лягушка, жаба) Из берлоги слышен храп - Спит хозяин, косолап. Всю округу замело, Но ему во сне тепло. (Медведь) Сев на ледяную глыбу, Я ловлю на завтрак рыбу. Белоснежным я слыву И на севере живу. А таежный бурый брат Меду и малине рад. (Белый медведь) На полярном берегу Все законы строгие. Но морозы и пургу Терпят ластоногие. Хоть от края и до края Ледяной суровый мир, Но от холода спасает Их подкожный толстый жир. (Тюлень, морж) Носом-шлангом великан Моется, как в душе. Этот житель жарких стран Всех крупней на суше. (Слон) Вот живой подъемный кран, Обитатель жарких стран. Со стволов многоэтажных Рвет и листья, и банан. (Жираф) Вы узнайте-ка меня – Я летаю, но не птица. А в селе моя родня Корки ест под половицей. (Летучая мышь) Вот хорошая задумка - На животик вешать сумку! Можно в ней носить детей, И скакать среди степей. (Кенгуру) Прибыла из жарких стран, Там жила среди лиан И, за хвост на них повиснув, Уплетала я банан. (Обезьяна) 2. .–Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде. Демонстрация на экране фотографий с изображением березы, жука, розы, медведя, сосны, сома, брусники, голубя, окуня. Слайд3
– Разделите все изображения на две группы. (Растения: берёза, роза, брусника, сосна и животные: голубь, медведь, сом, жук, окунь.) По щелчку мыши появляются слова: растения и животные, и изображения распределяются на две группы. – Выберите общие свойства растений и животных. (Неживая природа, размножаются, живая природа, растут, прыгают, рождаются, передвигаются, питаются, дышат.) Слайд№4 – Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.) Слайд 5 – Расскажите о способе питания животных. (Они питаются растениями, другими животными или тем и другим.)
|
Дети разгадывают. Сравнивают ответы. Делают вывод: разговор о животных
Дети смотрят слайд, анализируют и классифицируют изображения
Дети называют общие признаки, по щелчку неправильные слова “улетают”, а остальные распределяются в два столбика, дети проверяют свои ответы.
| Активность познавательной деятельности учащихся на следующих этапах. |
3 | Выявление места и причины затруднения (5 мин.) | Постановка учебной задачи
Работа в группах | Слайд№6. По щелчку появляется слайд с заданием: – Распределите животных по группам. (Щука, снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза, лиса, змея, лягушка.) Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя данных животных по группам:1-ая – щука и окунь, 2-ая – волк и лиса, 3-я – аист и снегирь, 4-я – муха и стрекоза. – Назовите каждую группу животных одним словом. Куда отправили змею и лягушку? По щелчку появляются слова: рыбы, птицы, звери и насекомые. При проверке выясняется, что змея и лягушка ни в одну из групп не вошли.) О чём пойдёт речь на уроке? Поставьте цели на урок. |
Работают в группах Получают информацию о недостатке имеющихся у них знаний | Правильная постановка цели урока. |
4 | Физминутка | Сохранение работоспособности и здоровья учащихся | Физкультминутка. Игра “Рыба, птица, зверь” Я называю животных: щука, карась, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, окунь, лось, синица, кот. А вы , когда слышите название рыбы, то с помощью пантомимы показываете, как плавает рыба в воде. Когда слышите название птицы, машите руками – “крыльями”, имитируя полет. А услышав названия зверей, топаете ногами.
| Выполняют упражнения, разминаются и тренируют внимание. | Активизация учащихся |
5 | Открытие нового знания.
Работа в группах
Работа с учебником.
Работа в парах
Физминутка | Исследовательская работа учащихся
| Слайд 7. Остался открытым вопрос: – Куда поместить змею и лягушку? Опираясь на свои знания , заполните таблицу
| птицы | рыбы | звери | насекомые | змеи | лягушки | способ пердвижения |
|
|
|
|
|
| покров тела |
|
|
|
|
|
| места обитания |
|
|
|
|
|
|
Слайд 8. Рассмотрите особенности змеи и лягушки и заполните схему. ( лягушка хорошо плавает и прыгает по суше, кожа у неё гладкая и влажная, а змея ползает по земле, у неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног) К каким же группам можно причислить данных животных? Что может послужить источником информации? Откройте учебник стр 6-7 Рассмотрите схему Маши и Миши . Для всех ли животных нашлось место? стр 7 Прочтите тексты с соседом по парте .Объясните почему нельзя в данную схему поместить змею и лягушку? Какие новые группы слов узнали? Объясните друг другу их название? Как доказать? На схеме появляются названия групп “земноводные” и “пресмыкающиеся”. Слайд 11
Физминутка « Хомка-хомячок»
|
Работая в группах, ребята выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу: по отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отмечают их место обитания, покров тела и как они передвигаются. Все записи фиксируют на листочках, потом один от группы выступает. По щелчку открываются характеристики птиц, рыб, зверей и насекомых. Ни змея, ни лягушка ни в одну из групп не вошли.
Выдвигают гипотезы о существовании других групп животных
Работают с толковым словарём
Выполняют упражнения. |
Дети научатся группировать объекты по их признакам, называть группы животных по их характерным признакам, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков
Строят логически правильные высказывания; задают вопросы, формулируют простые выводы
|
5 | Включение в систему знаний. Повторение.
| Закрепить полученные знания | 1 – Решите кроссворд (слайд №12) и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках. (Ученики работают в группах. У каждой группы на столе лист с кроссвордом.) Сердитый недотрогаЖивет в глуши лесной.Иголок очень много,А нитки ни одной. (Ёж) Ёжик вырос в десять раз,Получился… (дикобраз). Хозяин лесной просыпается весной,А зимой под вьюжный вой,Спит в избушке снеговой. (Медведь) На дне, где тихо и темно,Лежит усатое бревно. (Сом) Через море-океанПлывет чудо-великан,Прячет ус во рту,Растянулся на версту. (Кит) Кто на своей голове лес носит? (Олень) Под полом таится,Кошки боится? (Мышь) Зверька узнали мы с тобойПо двум таким приметам:Он в шубе серенькой зимой,А в рыжей шубке – летом.(Белка) – Какое ключевое слово у вас получилось? (Животные) – Назовите группы животных. | Решают кроссворд. Обобщают собственные знания по теме « Разнообразие животных» |
Выражают свои мысли с достаточной полнотой, точностью; аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации.
|