Консультация для воспитателей
консультация по окружающему миру на тему
"Патриотическое воспитание дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_2013-2014.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Патриотическое воспитание по своей сути включает в себя следующие составляющие: 1. Любовь к близким, родителям, друзьям, родному дому. 2. Любовь к природе родного края, животному и растительному миру. 3. Интерес к истории, достопримечательностям родного края. 4. Уважение к русским традициям, фольклору, русскому народному творчеству. 5. Уважение к нашей российской Армии и знания о Великой Отечественной войне. 6. Приобщение к трудовой деятельности на благо отечества, бережное отношение к его богатствам. 7. Работа с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Выстраивая работу по ознакомлению дошкольников с родным городом необходимо помнить о следующих принципах.
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия: любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключаются в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города.
Самое сложное в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. Каждый момент ознакомления детей с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Итак, построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
-воспитывать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края; -развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, стране; -воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому; -развивать бережное отношение к городу (Достопримечательности. Культура. Природа) ; -формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Содержание работы по реализации поставленных задач строится по следующим этапам:
1. «Я и моя семья»
Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким. Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.
2. «Детский сад»
Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводятся экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
3. «Родной город. Родная природа»
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.
4. «Родная страна»
Знакомство с символикой государства. Создание патриотического уголка с символикой нашей страны, нашего края, нашего города.
5. «Культура страны»
На этом этапе специфика воспитательно-образовательной работы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к русским традициям и обычаям.
Формы патриотического воспитания дошкольников.
1.Циклы непосредственно-образовательной деятельности, где дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране.
2.Игры так же способствуют решению задач патриотического воспитания. Полезно включать дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение», «Слова любви к Родине», «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная), «Составь флаг», «Составь герб»; развивающие игры : «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между (флаг) », «Найди отличия»; сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители».
3.Экскурсии к памятным местам.
4.Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
5.Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.
6.Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
7.Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам.
Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста 1. «Где что находится? » 2. «Узнай и назови место (здание, памятник) » 3. «Знатоки нашего города» 4. «Кто больше подберёт слов-определений о родном городе» 5. «Закончи предложение» 6. «Найди отличия»
Творческие задания для детей 1. Мой дом 2. Улицы города 3. Мой город
Игровые упражнения 1. «Всё ли правда? Докажи» 2. «Загадки о родном городе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"
Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...
Консультация для воспитателей «Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений»
Рассматривание картинок в книжке...
Консультация для воспитателей "Проектный метод в обучении старших дошкольников"
В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые при...
консультация для воспитателей
консультация для воспитателей "Наблюдение за объектами природы"...
Консультация для воспитателей "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи"
Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языко...
Консультация для воспитателей "Двигательная активность детей на прогулке в зимний период"
консультация для воспитателей...