Горы России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок
по окружающему миру
в 4 классе
по учебнику
А.А. Плешакова
Тема урока. Горы России
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о горах.
Познакомить с горами на территории России.
Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе родной страны.
Оборудование:
Физическая карта России, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского),
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
- Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Почему в целом свете нет родней страны? (Россия - это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.)
Откройте учебник на с.63 и хором давайте прочитаем название нового раздела, который мы сегодня начинаем изучать.
1слайд - "Природа России".
- Как вы думаете, что мы узнаем, работая по темам этого раздела?
(Узнаем, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах.)
- А вот о чём сегодня на уроке пойдёт разговор вам подскажут строки из песни В.Высотского:
2слайд Ученик выразительно читает эти строки.
"Лучше гор могут быть только горы"
- Как вы понимаете эти слова? Вы согласны с В.Высоцким?
- А кто из вас был в горах?
- Что вам больше всего запомнилось? ( Высота гор, снежные шапки и ...)
- Дети, а кто определил какова будет сегодняшняя тема нашего урока? (Горы России)
II. Работа над новой темой
3слайд Запись в тетрадях: «Горы России».
- Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
( Узнать какие горы есть на территории нашей страны, как называются, где находятся.)
- Кто будет незаменимой помощницей на нашем уроке? (Карта)
- Как обозначаются на карте горы? (Коричневым цветом и его оттенками)
- От чего зависит оттенок? (Оттого на сколько высокие эти горы)
Я приглашаю вас в путешествие по нашей стране. А начнём мы путешествие с востока, там где встаёт солнце. Вы готовы в путь?
- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.
- Найдите полуостров Камчатка на ваших картах (уч.,с.64-65) . (Проверить у уч-ся...)
- Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы.) Эти горы называются Срединный хребет.
4,5слайд Горы в этих местах необычные. Здесь нет острых пиков и гребней, пропастей и отвесных каньонов. Такие горы называют сопками.
- Рассмотрите Срединный хребет п-ова Камчатка? Что заметили?
(влк. Ключевская Сопка)
- Что означает число, которое записано с названием вулкана? (Высота вулкана 4750м )
6слайд
- Сейчас на экране мы посмотрим небольшой видеоролик о горах Камчатки.
7слайд(видеоролик)
Работа с учебником. Прочитайте материал о горах на п-ове Камчатка на стр. 69 над нижней фотографией. (вслух )
- Что ещё узнали о вулканах Камчатки из этого отрывка?
8слайд
А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири.
Внимательно посмотрите на это место на карте!
- Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.)
- А как называются эти горы? (Алтай и Саяны.)
9 слайд Алтай и Саяны расположены на юге Сибири.
- Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом.)
- Правильно, эти горы высокие, многие вершины покрыты снегом.
- Послушайте сообщение о горах Алтая, которые подготовил....
10- 13слайд
Три участка Алтайских гор на территории РФ занесены в список Всемирного наследия:
Алтайский заповедник, Катунский заповедник, плоскогорье Укок.
- Продолжим наше путешествие.
- Какого цвета эти горы? Чем отличаются от предыдущих?
(Окраска коричневая и желтая. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)
- Как называются эти горы? ( Уральские горы.)
14 слайд
Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная, ее высота 1895 м..)
15 слайд - Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.
(Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.)
- Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-невысокие.)
16-17слайд
Сообщение об Уральских горах нам подготовила....
Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.
- Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите еще раз на фото Уральских гор)
- Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.)
- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.
III. Физкультминутка
Мы сейчас вес дружно встанем,
Отдохнем мы на привале...
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
IV. Продолжение новой темы
- Продолжаем наше путешествие.
- Перед вами горы, которые протянулись с северо-запада на юго-восток.
- Что рассказывает нам карта? Какие это горы?(Это высокие горы, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.)
18-20слайды
21-23слайды
- Итак, что вы можете рассказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)
- Наше путешествие закончилось. Мы прошли огромный путь от восточных границ до западных.
- Интересное было путешествие? Запомнили вы названия гор?
V. Закрепление
1. Работа в парах. Потренироваться находить горы на карте.
- А кто смелый и попробует показать горы на карте?
2. Работа в группах. На контурной карте найти горы и подписать их.
VI. Подведение итогов урока
Вот и закончилось наше путешествие по родной стране.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Как вы считаете справились мы с поставленной задачей?
- Что вы нового узнали о горах России?
(Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие...)
А кто запомнил не все - у вас есть время до следующего урока все повторить.
VII.Домашнее задание
С.67-71. Прочитать текст рубрики «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник.
Выполнить задание «Проверь себя» вопрос 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"
Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомить...
Равнины и горы России 4 класс "Школа России"
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России". Урок был разработан и проведен учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...
Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...
презентация к уроку "Горы России" 4 класс УМК Школа России.
Алтайские горы....
Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...
2. Горы Европы. Равнины и горы России
Материал к уроку окружающего мира 4 класса "Равнины и горы России" УМК "Школа России"...