Инновации в преподавании окружающего мира (развивающая система Л.В. Занкова)
статья по окружающему миру на тему
Статья, в которой рассказывается об особенностях преподавания предмета "Окружающий мир" в начальной школе по развивающецй системе Л.В. Занкова. А также приводятся примеры заданий, которые носят преобразующий характер, пробуждают к мыслительным действиями их планированию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsii_v_prepodavanii_okruzhayushchego_mira.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновации в преподавании окружающего мира
(развивающая система Л.В. Занкова)
Решая проблемы обучения и развития младших школьников, Л.В. Занков особое значение придавал трем предметам: естествознанию, географии и истории. Естествознание и география, отмечал и подчеркивал Леонид Владимирович, вводят ребенка в мир живой и неживой природы, а история - в социальный мир человека и человечества. При этом, как известно, он стоял на позиции раннего предметного преподавания.
Материал курса «Окружающий мир» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) выстроен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о развитии Земли, о её природе, об общественно-культурной жизни человека в определённые исторические периоды. Вначале учащиеся исследуют только связи между объектами неживой природы, затем внутри живой и между живой и неживой природой, а затем переходят к изучению особенностей жизни человека в различных природных условиях, к разговору о формировании его взглядов и идей в разное историческое время. Построенный таким образом курс становится основой для дальнейшего изучения физики, географии, биологии, истории. Другой особенностью курса является то, что он предполагает одновременное обращение к уже приобретённым знаниям, к знаниям, изучаемым в данный момент, а также к тем, которые предстоит приобрести.
В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.
Особенностью уроков является ход познания - «от учеников».
Деятельность обучающихся носит преобразующий характер, то есть дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто прочитать и пересказать текст, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
На уроках окружающего мира использую задания:
1.«Верные и неверные высказывания».
Например, в 3 классе при изучении темы «Животный и растительный мир тундры» (2 урок), на этапе актуализации знаний прошу учеников зафиксировать свои знания о этой природной зоне в таблице в графе «Высказывание до чтения текста» (закончить начатые предложения).
На этапе подведения итогов урока спрашиваю у детей: «Изменилось ли ваше представление о тундре? Если «да», то почему? Давайте проверим, есть что вам добавить в ваши таблицы.»
Каждый ученик дополняет таблицу высказываниями и обводит в кружок номера совпавших высказываний, делает вывод. Это задание можно выполнять, работая в парах.
2. «Битва умов» - помогает проверить усвоение учебного материала.
В каждом раунде участвует 2 игрока, которые по очереди отвечают на предложенные вопросы. Победу одерживает тот, кто дал больше правильных ответов.
Тема «Смена времён года» 3 класс.
Вопросы:
- Модель Земли. (Глобус)
- Изображение земной поверхности. (Карта)
- Воображаемая линия, сделанная в виде металлического стержня у глобуса. (Ось)
- Время, за которое наша планета совершает полный оборот вокруг своей оси. (Сутки)
- Умение определять своё местоположение в пространстве. (Ориентирование)
- Основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток)
- Точки, в которых концы земной оси выходят на поверхность. (Полюса)
- Воображаемая линия, которая разделяет нашу планету на 2 полушария. (Экватор)
3. «Закончи предложение» - помогает подвести итог урока.
- Закончите предложения:
Тема «Материки и океаны» 3 класс.
А) Поверхность Земли состоит из … (Суши и воды)
Б) Воды Земли называются… (Мировым океаном)
В) Огромная часть суши называется… (Материком)
Г) Наша страна находится на материке…(Евразия)
Д) Материки делят Мировой океан на… (Океаны)
Е) Части океанов, которые впадают в сушу, называются… (Морями)
4. «Исторический диктант» для проверки знаний по разделу.
- Соотнесите событие с датой и историческим лицом.
Тема «Древнерусская культура» 3 класс.
1) Расселение славян
2) «Русская правда»- первый писанный закон на Руси.
3) Распространение грамотности, первые школы.
4) Образование Киевской Руси.
5) Принятие христианства на Руси.
А) X век, князь Владимир - Красное Солнышко
Б) XI век, Ярослав Мудрый
В) YI век, князь Кий
Г) 988 год, князь Владимир
Д) IX век, князь Олег
Ключ к проверке диктанта: 1В, 2Б, 3А, 4Д, 5Г
5. «Географический диктант» используется для проверки домашнего задания, закрепления изученного материала.
На доске написаны ответы под номерами. Учитель задает вопросы, дети записывают номера ответов через запятую.
Тема «Материки и океаны» 3 класс.
Варианты ответов:
1 – Евразия
2 – Африка
3 – Антарктида
4 – Австралия
5 – Северная Америка
6 – Южная Америка
Вопросы:
Самый южный материк.
Второй по величине материк, почти посередине пересекается экватором.
Самый большой материк.
Материк в западном полушарии выше экватора.
Материк, омываемый водами только Южного океана.
Ключ к проверке диктанта: 3, 2, 1, 5, 3.
6. «Цепочка событий» развивает логическое мышление, память, коммуникативные качества личности.
- Восстановите цепочку событий. Докажите свою точку зрения.
- Восстановите пропущенные звенья в цепочке событий. Докажите свою точку зрения.
7. «Синквейн» (пятистрочная стихотворная форма)
Таким образом, знания обучающиеся приобретают в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми по ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"
Сценарий урока написан в рамках технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...
Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."
Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...
Конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова
Тема урока "Живая природа. Животные"...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (по системе Л.В. Занкова)
Республиканские курсы по теме «Современные тенденции развития начального образования»...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."
Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...
Инновации в преподавании окружающего мира (развивающая система Л.В. Занкова)
Статья, об особенностях преподавания предмета "Окружающий мир" по развивающей системе Л.В. Занкова....