Рабочая программа и КТП Окружающий мир 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
РП и КТП Окружающий мир 4 класс УМК "Школа России" Авторы учебника - А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okruzhayushchiy_mir.doc | 191 КБ |
rabochaya_programma_rus.docx | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира, 4 класс УМК «Школа России»
№ п/п | Тема урока, тип урока | Колич час | Материал учебника | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | примеч | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные (УУД) | по плану | факт. | |||||
Раздел «Земля и человечество» (9 ч) | |||||||||
1. | Мир глазами астронома | 1 | с 4 - 8 | Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему. Воспроизвести представление о природе и ее значении в жизни человека. | Строить взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций, читать, извлекая нужную информацию, выполнять уч-познавательные действия, делать обобщения, выводы, проверять информацию, использовать справочную литературу. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи, принимать и сохранять осознавать границы собственных знаний о природе, ставить учебные задачи, определять последовательность действовать по плану, контролировать процессии результаты деятельности промежуточных целей. | |||
2. | Планеты Солнечной системы. | 1 | с 9 - 15 | Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. | Проявлять доброжелательность, оказывать помощь | ||||
3 | Звёздное небо - великая книга Природы. | 1 | с 16 - 21 | Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба. | Уметь применять знания в жизненных ситуациях | ||||
4 | Мир глазами географа. | 1 | с 22 - 28 | Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков, показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Установление связи между целью и мотивом | ||||
5 | Мир глазами историка. | 1 | с 29 - 35 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения | Устанавливать связи между целью учебной Деятельности и ее мотивом | ||||
6 | Когда и где? История – путешествие вглубь времен | 1 | с 36 - 40 | Участвовать в групповой работе по поиску информации | Проявлять желание больше узнать | ||||
7 | Мир глазами | 1 | с 41 - 47 | Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе. | Осознавать свое единство с окружающим миром | ||||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | с 48 - 56 | Оценивать личную роль в охране природы. | Вести себя экологически грамотно в природной среде | ||||
9 | Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа. | 1 | с 206 - 209 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Оценивать собственную учебную деятельность | ||||
Раздел «Природа России» 11 (ч) | |||||||||
10 | Равнины и горы России | 1 | с 60 - 65 | Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. | Вести себя экологически грамотно в природной среде | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, уметь извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осуществлять совместную деятельность в парах, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы. Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебные задачи, адекватно оценивать собственные достижения. | |||
11 | Моря, озера и реки России. | 1 | с 66 - 70 | Находить и показывать на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов. | Проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру | ||||
12 | Природные зоны России | 1 | с 71 - 75 | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. | Желать выполнять учебные действия | ||||
13 | Зона арктических пустынь. | 1 | с 76 - 83 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о зоне арктических пустынь и обсуждать полученные сведения. | Установление связи между целью и мотивом | ||||
14 | Тундра. | 1 | с 84 - 94 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о тундре и обсуждать полученные сведения. | Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности | ||||
15 | Леса России | 1 | с 95 - 102 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о лесах России обсуждать полученные сведения. | Положительно относиться к учению | ||||
16 | Лес и человек. | 1 | с 103 - 109 | Сравнивать и различать разные формы лесов. | Приобретать новые знания, умения | ||||
17 | Зона степей | 1 | с 110 - 117 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о зоне степей и обсуждать полученные сведения. | Способность к самооценке своих действий и поступков | ||||
18 | Пустыни | 1 | с 118 - 125 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о зоне пустынь и обсуждать полученные сведения. | Установление связи между целью и мотивом | ||||
19 | У Черного | 1 | с 126 - 134 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природе Черного моря и обсуждать полученные сведения. | Поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья | ||||
20 | Обобщение по разделу «Природа | 1 | с 209 - 213 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | ||||
Раздел «Родной край – часть большой страны» 12 (ч) | |||||||||
21 | Наш край | 1 | с 138 | Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, принимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, проверять информацию, находить дополнительную информацию. Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в парах и малых группах, осуществлять совместную деятельность в парах, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, адекватно оценивать собственные достижения, формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | |||
22 | Поверхность нашего края | 1 | с 139 - 144 | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности. | Проявлять интерес к культуре и истории своего края | ||||
23 | Водные богатства нашего края | 1 | с 145 - 148 | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) водоёмы нашей местности. | Вести себя экологически грамотно в природной среде | ||||
24 | Наши подземные богатства | 1 | с 149 - 159 | Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края). | Выражать положительное отношение к процессу познания | ||||
25 | Земля-кормилица | 1 | с 160 - 163 | Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их. Оценивать плодородие почв нашего края. | Применять правила делового сотрудничества | ||||
26 | Жизнь леса. | 1 | с 164 - 169 | Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес. | проявлять положительное отношение к учению | ||||
27 | Жизнь луга. | 1 | с 170 - 177 | Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | ||||
28 | Жизнь в пресных | 1 | с 178 - 186 | Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём. | Приобретать новые знания, умения | ||||
29 | Растениеводство | 1 | с 187 - 194 | Участвовать в групповой работе по поиску информации о растениеводстве нашего края | Проводить самооценку своих действий | ||||
30 | Животноводство в нашем крае | 1 | с 195 - 203 | Участвовать в групповой работе по поиску информации о животноводстве нашего края | Выражать положительное отношение к процессу познания | ||||
31 | Обобщение по разделу «Родной | 1 | с 214 - 218 | Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. | Осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению | ||||
32 | Наши проекты | 1 | с 204 - 205 | Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. | Выражать положительное отношение к процессу познания | ||||
Раздел «Страницы всемирной истории» (6 ч) | |||||||||
33 | Начало истории человечества | 1 | с 4 - 7 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, проверять информацию, находить дополнительную информацию. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать, отвечать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, принимать и сохранять учебную задачу. | |||
34 | Мир древности: далекий | 1 | с 8 - 14 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Проявлять желание больше узнать | ||||
35 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | с 15 - 21 | Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме «Рыцари и замки», излагать их в виде сообщения, рассказа. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | ||||
36 | Новое время: встреча | 1 | с 22 - 26 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | ||||
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | с 28 - 32 | Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения о новейшем времени, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | ||||
38 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа. | 1 | с 206 - 210 | Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. | Оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность | ||||
Раздел «Страницы истории России» (20 ч) | |||||||||
39 | Жизнь древних славян | 1 | с 34 - 39 | Пересказывать своими словами текст учебника о событии, обсуждать его в классе | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, самостоятельно формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать познавательную задачу, делать выводы, обобщения. Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, создавать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей. | |||
40 | Во времена Древней Руси | 1 | с 40 - 45 | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события о Древней Руси | Проявлять внимание, желание больше узнать | ||||
41 | Страна | 1 | с 46 - 54 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | ||||
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | с 55 - 58 | Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох. | Осознавать единство с окружающим миром | ||||
43 | Трудные времена на Русской земле | 1 | с 59 - 64 | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | Целостно воспринимать окружающий мир | ||||
44 | Русь расправляет крылья | 1 | с 65 - 69 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) | Осознавать единство с окружающим миром | ||||
45 | Куликовская | 1 | с 70 - 74 | Показывать места исторических событий на исторической карте. | Проявлять внимание, желание больше узнать | ||||
46 | Иван Третий | 1 | с 75 - 81 | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | ||||
47 | Мастера печатных дел | 1 | с 82 - 86 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) | Осознавать свое единство с окружающим миром | ||||
48 | Патриоты | 1 | с 87 - 93 | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | Целостно воспринимать окружающий мир | ||||
49 | Петр Великий | 1 | с 94 - 100 | Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. | Устанавливать связи между учебной деятельностью и ее мотивом | ||||
50 | Михаил | 1 | с 101 - 104 | Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. | Осознавать свое единство с окружающим миром | ||||
51 | Екатерина | 1 | с 105 -111 | Пересказывать своими словами текст учебника. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. | Проявлять внимание, желание больше узнать | ||||
52 | Отечественная война 1812 года | 1 | с 112 -121 | Показывать места исторических событий на исторической карте. | Осознавать свое единство с окружающим миром | ||||
53 | Страницы истории | 1 | с 122 - 126 | Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XIX века, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | ||||
54 | Россия вступает в XX век | 1 | с 127 - 135 | Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XX века, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | ||||
55 | Страницы истории 20–30-х годов | 1 | с 136 - 140 | Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | ||||
56 | Великая война и Великая Победа | 1 | с 140 -146 | Показывать места исторических событий на исторической карте. | Формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру | ||||
57 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | с 147 - 152 | Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом | ||||
58 | Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверочная работа. | 1 | с 211 - 216 | Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе | Оценивать собственную учебную деятельность: достижения, инициативу, самостоятельность, причины неудач | ||||
Раздел «Современная Россия» (10 ч) | |||||||||
59 | Основной | 1 | с 156 - 163 | Познакомить с основным законом России на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта. | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, владеть навыком смыслового чтения, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные высказывания. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, принимать и сохранять учебную задачу. | |||
60 | Мы – граждане России | 1 | с 164 - 167 | Познакомить с текстом Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его. | проявлять внимание, желание больше узнать | ||||
61 | Славные символы России. | 1 | с 168 - 174 | Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов. | Осознавать свое единство с окружающим миром | ||||
62 | Такие разные праздники | 1 | с 175 -179 | Различать праздники, знать опраздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации. | Осознавать себя, как индивидуальность и одновременно членом общества | ||||
63 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 | с 180 - 185 | Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Дальнего Востока и Сибири, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом | ||||
64 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 | с 186 - 196 | Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Урала, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом | ||||
65 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 | с 197 - 203 | Познакомить с историческими памятниками, сооружениями юга России, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом | ||||
66 | Обобщение по разделу «Современная Россия». Проверочная работа. | 1 | с 216 - 219 | Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе | Способность к адекватной самооценке | ||||
67 | Наши проекты | 1 | с 204 -205 | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Способность к адекватной самооценке | ||||
68 | Обобщение по всем разделам | 1 | с 206 - 219 | Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе | Способность к адекватной самооценке |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Статус документа
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- .Федеральный государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального государственных стандарта начального общего образования» от о 22.09.2011 №2357
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденный Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, реализации образовательной программы, целей и задач МБОУ «Цнинская СОШ №2».
Реализуется программа посредством УМК «Школа России» - издательство «Просвещение» 2014 г.
Курс обеспечен следующей литературой:
- Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 4 класса. – М.: Просвещение, 2014.
- Роль и место предмета в учебном плане
Программа реализуется в полном объеме. На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится :
Количество часов в неделю по программе - 2
Количество часов в неделю по учебному плану - 2
Количество часов в год – 68 (34 учебные недели).
1.3 Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде. К числу важнейших задач курса относятся становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.
В содержании программы 4 класса в центре внимания находится Россия – ее природа, история, хозяйство. Россия рассматривается как часть глобального мира, а ее граждане, - как часть человечества. В теме «Земля и человечество» учащиеся смотрят на мир глазами астронома, географа, историка, эколога. Тема «Природа России» знакомит учеников с разнообразием природы России. В теме «Наш край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, экономика, охрана природы края, где живут учащиеся. Содержание темы «Страницы всемирной истории» формирует у детей представления об основных эпохах в развитии человека. Тема «Страницы истории Отечества» знакомит четвероклассников с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личнистями.
УМК обеспечивает существенное развитие у учащихся речи и познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.
Учебно – дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.
- Цели и задачи программы
Цель - освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального,
их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
- Планируемые результаты обучения.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета-предметных результатов начального образования.
У учеников четвёртых классов продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
- оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных. и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
- Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Общее количество часов | Из них | ||
теорет | контроль | ||||
1 | Земля и человечество | 9 | 8 | 1 | - |
2 | Природа России | 11 | 10 | 1 | - |
3 | Родной край | 12 | 10 | 1 | 1 |
4 | Страницы всемирной истории | 6 | 5 | 1 | - |
5 | Страницы истории России | 20 | 19 | 1 | - |
6 | Современная Россия | 10 | 8 | 1 | 1 |
Итого | 68 | 60 | 6 | 2 |
- Тематическое планирование
№ | Название раздела | Содержание раздела | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Земля и человечество | Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. ДвижениеЗемли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты.Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазамиэколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. МеждународнаяКрасная книга.Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой;знакомство с историческими картами | Различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке; развивать устную речь. |
2 | Природа России | Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека. Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон. | |
3 | Родной край | Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края. Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя Знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений. |
|
4 | Страницы всемирной истории | Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники. | |
5 | Страницы истории России | Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв.Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в. | |
6 | Современная Россия | Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения. |
- Материально – техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1.Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Школа России» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради) 2.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. 3.Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…) | К П П | ||
Печатные пособия | |||
1.Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения 2.Плакаты по основным темам естествознания 3. Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов) 4.Географические и исторические настенные карты 5.Атлас географических и исторических карт | Д Д Д Д Д | ||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |||
Электронные справочники, электронные пособия | П | ||
Технические средства обучения | |||
1.Магнитная доска. 2.Персональный компьютер 3.Мультимедийный проектор. | Д Д Д | ||
Экранно-звуковые пособия | |||
. 1.Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» 2.Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. 3.Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | П П К | ||
Игры | |||
Оборудование класса | |||
1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев 2.Стол учительский с тумбой 3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр 4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | К Д Д Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граж...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир ФГОС "Школа России".
1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир 2 класс....
Рабочая программа по предмету окружающий мир УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе программы...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Школа России"
Аннотация к рабочей программепо окружающему мирув 3 «Б» классеУМК «Школа России» 1.Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир для обучающихся 3 «Б» ...
Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир УМК «Школа России.» Количество часов – 68
Рабочая программа учебного предметаОкружающий мирУМК «Школа России.»Количество часов – 68...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ...