Рабочая программа и КТП Окружающий мир 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Подледникова С.А.

РП и КТП Окружающий мир 4 класс УМК "Школа России" Авторы учебника - А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okruzhayushchiy_mir.doc191 КБ
Файл rabochaya_programma_rus.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира, 4 класс УМК «Школа России»

№ п/п

Тема урока,

тип урока

Колич

час

Материал

учебника

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

примеч

Предметные

Личностные  

Метапредметные (УУД)

по

плану

факт.

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1.

Мир глазами астронома

1

с 4 - 8

Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.

Воспроизвести представление о природе и ее значении в жизни человека.

Строить взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций, читать, извлекая нужную информацию, выполнять уч-познавательные действия, делать обобщения, выводы, проверять информацию, использовать справочную литературу.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи,  принимать и сохранять  осознавать границы собственных знаний о природе, ставить учебные задачи, определять последовательность действовать по плану, контролировать процессии результаты деятельности промежуточных целей.

2.

Планеты Солнечной системы.

1

с 9 - 15

Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли.

Проявлять доброжелательность, оказывать помощь

3

Звёздное небо - великая книга Природы.

1

с 16 - 21

Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.

Уметь применять знания в жизненных ситуациях

4

Мир глазами географа.

1

с 22 - 28

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков, показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Установление связи между целью и мотивом

5

Мир глазами историка.

1

с 29 - 35

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения

Устанавливать связи между целью учебной Деятельности и ее мотивом

6

Когда и где? История – путешествие вглубь времен

1

с 36 - 40

Участвовать в групповой работе по поиску информации 

Проявлять желание больше узнать

7

Мир глазами
эколога

1

с 41 - 47

Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.

Осознавать свое единство с окружающим миром

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

с 48 - 56

Оценивать личную роль в охране природы.

Вести себя экологически грамотно в природной среде

9

Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа.

1

с 206 - 209

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Оценивать собственную учебную деятельность

Раздел «Природа России» 11 (ч)

10

Равнины и горы России

1

с 60 - 65

Находить и показывать на физической карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина.

Вести себя экологически грамотно в природной среде

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы,  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, уметь извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осуществлять совместную деятельность в парах, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы.

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебные задачи, адекватно оценивать собственные достижения.

11

Моря, озера и реки России.

1

с 66 - 70

Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов.

Проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру

12

Природные зоны России

1

с 71 - 75

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Желать выполнять учебные действия

13

Зона арктических пустынь.

1

с 76 - 83

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о зоне арктических пустынь и обсуждать полученные сведения.

Установление связи между целью и мотивом

14

Тундра.

1

с 84 - 94

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о тундре и обсуждать полученные сведения.

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности

15

Леса России

1

с 95 - 102

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о лесах России обсуждать полученные сведения.

Положительно относиться к учению

16

Лес и человек.

1

с 103 - 109

Сравнивать и различать разные формы лесов.

Приобретать новые знания, умения

17

Зона степей

1

с 110 - 117

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о зоне степей и обсуждать полученные сведения.

Способность к самооценке своих действий и поступков

18

Пустыни

1

с 118 -     125

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о зоне пустынь и обсуждать полученные сведения.

Установление связи между целью и мотивом

19

У Черного
моря.

1

с 126 - 134

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о природе Черного моря и обсуждать полученные сведения.

Поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

20

Обобщение по разделу «Природа
России». Проверочная работа.

1

с 209 - 213

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Раздел «Родной край – часть большой страны» 12 (ч)

21

Наш край

1

с 138

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, принимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, проверять информацию, находить дополнительную информацию.

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в парах и малых группах, осуществлять совместную деятельность в парах, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности,  формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, адекватно оценивать собственные достижения, формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

22

Поверхность нашего края

1

с 139 - 144

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

Проявлять интерес к культуре и истории своего края

23

Водные богатства нашего края

1

с 145 - 148

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений)  водоёмы нашей местности.

Вести себя экологически грамотно в природной среде

24

Наши подземные богатства

1

с 149 - 159

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).

Выражать положительное отношение к процессу познания

25

Земля-кормилица

1

с 160 - 163

Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Оценивать плодородие почв нашего края.

Применять правила делового сотрудничества

26

Жизнь леса.

1

с 164 - 169

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

проявлять положительное отношение к учению

27

Жизнь луга.

1

с 170 - 177

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

28

Жизнь в пресных
водоемах

1

с 178 - 186

Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём.

Приобретать новые знания, умения

29

Растениеводство
в нашем крае.

1

с 187 - 194

Участвовать в групповой работе по поиску информации  о растениеводстве нашего края

Проводить самооценку своих действий

30

Животноводство в нашем крае

1

с 195 - 203

Участвовать в групповой работе по поиску информации  о животноводстве нашего края

Выражать положительное отношение к процессу познания

31

Обобщение по разделу «Родной
край – часть большой
страны». Проверочная работа.

1

с 214 - 218

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

Осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению

32

Наши проекты

1

с 204 - 205

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

Выражать положительное отношение к процессу познания

Раздел «Страницы всемирной истории» (6 ч)

33

Начало истории человечества

1

с 4 - 7

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, проверять информацию, находить дополнительную информацию.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать, отвечать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, принимать и сохранять учебную задачу.

34

Мир древности: далекий
и близкий

1

с 8 - 14

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Проявлять желание больше узнать

35

Средние века: время рыцарей и замков

1

с 15 - 21

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме «Рыцари и замки», излагать их в виде сообщения, рассказа.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

36

Новое время: встреча
Европы
и Америки

1

с 22 - 26

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

37

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

с 28 - 32

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения о новейшем времени, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

38

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа.

1

с 206 - 210

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

Оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность

Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

39

Жизнь древних славян

1

с 34 - 39

Пересказывать своими словами текст учебника о событии, обсуждать его в классе

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, воспроизводить по памяти информацию, необходимую  для решения учебной задачи, самостоятельно формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать познавательную задачу, делать выводы, обобщения. Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения,  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, создавать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей.

40

Во времена Древней Руси

1

с 40 - 45

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события о Древней Руси

Проявлять внимание, желание больше узнать

41

Страна
городов

1

с 46 - 54

 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

с 55 - 58

Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

Осознавать единство с окружающим миром

43

Трудные времена на Русской земле

1

с 59 - 64

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Целостно воспринимать окружающий мир

44

Русь расправляет крылья

1

с 65 - 69

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Осознавать единство с окружающим миром

45

Куликовская
битва

1

с 70 - 74

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Проявлять внимание, желание больше узнать

46

Иван Третий

1

с 75 - 81

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. 

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

47

Мастера печатных дел

1

с 82 - 86

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Осознавать свое единство с окружающим миром

48

Патриоты
России

1

с 87 - 93

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. 

Целостно воспринимать окружающий мир

49

Петр Великий

1

с 94 - 100

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Устанавливать связи между учебной деятельностью и ее мотивом

50

Михаил
Васильевич Ломоносов

1

с 101 - 104

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Осознавать свое единство с окружающим миром

51

Екатерина
Великая

1

с 105 -111

Пересказывать своими словами текст учебника.

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Проявлять внимание, желание больше узнать

52

Отечественная война 1812 года

1

с 112 -121

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Осознавать свое единство с окружающим миром

53

Страницы истории
XIX века

1

с 122 - 126

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XIX века, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

54

Россия вступает в XX век

1

с 127 - 135

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XX века, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

55

Страницы истории 20–30-х годов

1

с 136 - 140

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

56

Великая война и Великая Победа

1

с 140 -146

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру

57

Страна, открывшая путь в космос

1

с 147 - 152

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом

58

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверочная работа.

1

с 211 - 216

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

Оценивать собственную учебную деятельность: достижения, инициативу, самостоятельность, причины неудач

Раздел «Современная Россия» (10 ч)

59

Основной
закон России и права человека    

1

с 156 - 163

Познакомить с основным законом России на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, владеть навыком смыслового чтения,  воспроизводить по памяти информацию, необходимую  для решения учебной задачи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные высказывания.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, принимать и сохранять учебную задачу.

60

Мы – граждане России

1

с 164 - 167

Познакомить с текстом  Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его.  

проявлять внимание, желание больше узнать

61

Славные символы России.

1

с 168 - 174

Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов.

Осознавать свое единство с окружающим миром

62

Такие разные праздники

1

с 175 -179

Различать праздники,  знать опраздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации.

Осознавать себя, как индивидуальность и одновременно членом общества

63

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

с 180 - 185

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Дальнего Востока и Сибири, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом

64

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)

1

с 186 - 196

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Урала, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом

65

Путешествие по России (по Волге, по югу России)

1

с 197 - 203

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями юга России, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом

66

Обобщение по разделу «Современная Россия». Проверочная работа.

1

с 216 - 219

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

Способность к адекватной самооценке

67

Наши проекты

1

с 204 -205

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Способность к адекватной самооценке

68

Обобщение по всем разделам

1

с 206 - 219

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

Способность к адекватной самооценке



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Статус документа

Настоящая рабочая  программа составлена на основе:

  • Федерального  закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • .Федеральный государственного образовательного стандарта начального  общего образования  (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального государственных стандарта начального общего образования» от о 22.09.2011 №2357
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного  общего, среднего общего образования.
  •  «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденный Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

Данная программа содействует сохранению единого образовательного  пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, реализации образовательной программы, целей  и задач МБОУ «Цнинская  СОШ №2».

Реализуется  программа  посредством УМК «Школа России»  - издательство «Просвещение» 2014 г.

Курс обеспечен следующей литературой:

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.  
  2. Плешаков А.А. Крючкова Е.А.    Рабочая тетрадь по окружающему миру для 4 класса. – М.: Просвещение, 2014.        

  1. Роль и место предмета в учебном плане

Программа реализуется в полном объеме. На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится :

Количество часов в неделю по программе - 2

Количество часов в неделю по учебному плану - 2

Количество часов в год – 68 (34 учебные недели).

1.3    Общая характеристика учебного предмета

        Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде. К числу важнейших задач курса относятся становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.

В содержании программы 4 класса в центре внимания находится Россия – ее природа, история, хозяйство. Россия рассматривается как часть глобального мира, а ее граждане, - как часть человечества. В теме «Земля и человечество» учащиеся смотрят на мир глазами астронома, географа, историка, эколога. Тема «Природа России» знакомит учеников с разнообразием природы России. В теме «Наш край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, экономика, охрана природы края, где живут учащиеся. Содержание темы «Страницы всемирной истории» формирует у детей представления об основных эпохах в развитии человека. Тема «Страницы истории Отечества» знакомит четвероклассников с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личнистями.

УМК обеспечивает существенное развитие у учащихся речи и познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.

Учебно – дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

  1. Цели и задачи программы

Цель - освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального,

их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в

котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего

места в нём;

3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и

безопасного взаимодействия в социуме.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  1. Планируемые результаты обучения.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета-предметных результатов начального образования.

У учеников четвёртых классов продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-        В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,  природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных. и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

  1. Учебно-тематический план

Название раздела

Общее количество часов

Из них

теорет

контроль

практ.

1

Земля и человечество  

9

8

1

-

2

Природа России

11

10

1

-

3

Родной край  

12

10

1

1

4

Страницы всемирной истории  

6

5

1

-

5

Страницы истории России  

20

19

1

-

6

Современная Россия  

10

8

1

1

Итого

68

60

6

2

  1. Тематическое планирование

Название раздела

Содержание раздела

Характеристика

деятельности учащихся

1

Земля и человечество  

Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение

Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты.

Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами

эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная

Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой;

знакомство с историческими картами

Различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке; развивать устную речь.

2

Природа России

Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об

экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.

Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами

растений природных зон.

3

Родной край  

Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв

края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.

Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью

атласа - определителя

Знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края;

рассматривание гербарных экземпляров растений.

 

4

Страницы всемирной истории  

Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие

географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.

5

Страницы истории России  

Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв.Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в.

Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А.

Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.

6

Современная Россия  

Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство.

Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.

  1. Материально – техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Учебно-методические комплекты  по окружающему миру  УМК «Школа России» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради)

2.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

3.Детская справочная литература

 (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)

К

П

П

        

Печатные пособия

1.Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

2.Плакаты по основным темам естествознания

3. Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)

4.Географические и исторические настенные карты

5.Атлас географических и исторических карт

Д

Д

Д

Д

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

Технические средства обучения

1.Магнитная доска.

2.Персональный компьютер

3.Мультимедийный проектор.

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

.

1.Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир»

2.Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

3.Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

П

К

Игры

Оборудование класса

1.Ученические столы  двухместные с комплектом стульев

2.Стол учительский с тумбой

3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр

4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

К

Д

Д

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности граж...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир ФГОС "Школа России".

1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир 2 класс....

Рабочая программа по предмету окружающий мир УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа     по окружающему миру разработана  на основе программы...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Школа России"

Аннотация к рабочей программепо окружающему мирув 3 «Б» классеУМК «Школа России» 1.Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир для обучающихся 3 «Б» ...

Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир УМК «Школа России.» Количество часов – 68

Рабочая программа учебного предметаОкружающий мирУМК «Школа России.»Количество часов – 68...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ...