программа по окружающему миру УМК " ПНШ"-4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Данная Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
- Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);
- Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции (приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 441 от 25.05.2011г.);
- Учебный план МКОУ Старокриушанская СОШ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4kl._okruzhayushchiy_mir.docx | 66.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАРОКРИУШАНСКАЯ СОШ
Утверждаю Директор школы _______ «____»__________20___ г. | Согласовано Заместитель Директора по УВР _______ «____»__________20___ г. | Рассмотрено на заседанииМО «____»__________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 КЛАСС
Рублёва Людмила Александровна
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВКК
2014 год
Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
- Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);
- Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции (приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 441 от 25.05.2011г.);
- Учебный план МКОУ Старокриушанская СОШ;
- Примерная
авторская программа О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2011г.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимовой (УМК «Перспективная начальная школа»).
Цель курса «Окружающий мир» –формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основные задачи курса:
дальнейшее общее развитие личности ребѐнка на основе его жизненного опыта;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребѐнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работать с научно - популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребѐнка мира и методах его познания;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательному отношению к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе в 4 классе выделяется 68 часов( 2 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4 классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
−Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять-простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе являются следующие умения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);
использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;
находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);
понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;
понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);
характеризовать основные функции систем органов человека;
измерять температуру тела, вес и рост человека;
понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);
самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – президент Российской Федерации;
готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;
пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;
называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;
находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;
рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);
обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;
определять часовой пояс своего края;
находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;
собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);
соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.
Содержание курса «Окружающий мир»
4 класс (68 часов)
Навание темы | Количество часов | Содержание темы |
Человек и природа | 40 ч | Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла). Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса. Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. |
Человек и общество | 24 ч | Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона. Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы. Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина). Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности. Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.). История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г).первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.). Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера в силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни). Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 Мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик). |
Правила безопасного поведения | 4 ч | Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде). Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг. Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки). |
Учебно – методическое обеспечение
Для учащихся | Для учителя |
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4кл.: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2013 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2013 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 4 класс. – М: Академкнига/ Учебник, 2010 | Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4кл.: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2013 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2013 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 4 класс. – М: Академкнига/ Учебник, 2010 Авторская программа по окружающему мируО.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г). |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Окружающий мир»
Для учащихся | Для учителя |
1)Классная доска 2)Интерактивная доска | 1)Классная доска. 2)Интерактивная доска. 3)Компьютер. 4)Мультимедийный проектор. 5)Телевизор. 6)Видеомагнитофон. 7)Презентации по изучаемым темам. 8)Электронный микроскоп. 9)Перволого. 10) Научная лаборатория. 11) Методическое пособие с электронным Приложением/ В.В. Мещерякова, С. В. Савинова.-М.:Издательство «Глобус», 2010 -128с. |
Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Дата | Дата по факту | ||||
п/п | Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникатив ные УУД | ||||||
1 четверть | ||||||||
Раздел 1. История отечества (7 ч.) | ||||||||
1 | Древние славяне Практическая работа с историческими картами /Урок-практикум/ | Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени» Описывать важнейшие изученные события из истории Отечества Определять последовательность исторических событий (лента времени) Показывать на карте места исторических событий | базовые историко-культурные представления | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала | участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки | 1.09 | |
2 | Древняя Русь Практическая работа с историческими картами /Урок-практикум/ | 5.09 | ||||||
3 | Крещение Руси Практическая работа с историческими картами /Урок-практикум/ | 8.09 | ||||||
4 | Борьба Руси с западными завоевателями Практическая работа с историческими картами /Урок-практикум/ | 12.09 | ||||||
5 | Возникновение Москвы. Первые Московские князья | 15.09 | ||||||
6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости | Различать религиозный и атеистический тип мировоззрения Характеризовать основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. | уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов Земли | единство духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различие в обрядовой практике | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью различных источников информации | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | 19.09 | |
7 | Обобщение по теме «История Отечества» Проверочная работа по теме: «История Отечества» | Знать основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. | 22.09 | |||||
8 | Солнечная система | Иметь представление о Солнечной системе, определять время года в Северном полушарии по рисунку, по высоте Солнца над горизонтом, определять время года, работать с картой «Природные зоны России», называть природную зону, в которой мы живем | оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, умение находить ответ на вопрос | смысловое чтение художественных и познавательных текстов, с выделением существенной информации | организация учащимся собственной учебной деятельности | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | 26.09 | |
9 | Вращение Земли вокруг своей оси и еѐ движение вокруг Солнца | 29.09 | ||||||
10 | Природные зоны нашей страны Практическая работа с картой природных/Урок-практикум/ | 3.10 | ||||||
11 | Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы» Проверочная работа по теме: «Земля – планета Солнечной системы» | 6.10 | ||||||
Раздел 3. Путешествие по природным зонам России (13 ч.) | ||||||||
12 | Зона арктических пустынь. Практическая работа с картой природных зон России /Урок-практикум/ | Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон Знать растения и животные разных природных зон, сравнивать особенности приспособления к условиям жизни животных и растений | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу | выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно | аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 10.10 | |
13 | Зона арктических пустынь. Практическая работа с картой природных зон России /Урок-практикум/ | 13.10 | ||||||
14 | Зона тундры Практическая работа с картой природных зон России /Урок-практикум/ | 17.10 | ||||||
15 | Деятельность людей в зоне тундры. Охрана природной зоны | 20.10 | ||||||
16 | Зона лесов Практическая работа с картой природных зон России /Урок-практикум/ | 24.10 | ||||||
17 | Деятельность людей в зоне лесов. Охрана природной зоны | 27.10 | ||||||
18 | Зона степей Практическая работа с картой природных зон России /Урок-практикум/ | Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу | выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно | аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 31.10 | |
19 | Деятельность людей в зоне степей. Охрана природной зоны | 10.11 | ||||||
20 | Деятельность людей в зоне степей. Охрана природной зоны | 14.11 | ||||||
21 | Деятельность людей в зоне пустынь. Охрана природной зоны | 17.11 | ||||||
22 | Субтропическая зона Практическая работа с картой природных зон России /Урок-практикум/ | Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон | 21.11 | |||||
23 | Деятельность людей в субтропической зоне. Охрана природной зоны | 24.11 | ||||||
24 | Деятельность людей в субтропической зоне. Охрана природной зоны России» | Знать растения и животные разных природных зон, сравнивать особенности приспособления к условиям жизни животных и растений | 28.11 | |||||
Раздел 4. Родной край – часть великой России (10 ч.) | ||||||||
25 | Родной край – часть великой России Практическая работа с картой Воронежской области /Урок-практикум/ | Определять положение родного края, города на карте Находить на карте России границы родного региона, родного города Приводить примеры достопримечательностей родного края | гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | 1.12 | |
26 | Московское время, часовые пояса Практическая работа с картой «Часовые пояса России» /Урок-практикум/ | Работать с картой «Часовые пояса России» Определять время в конкретном городе по часовымпоясам Измерять время по часам | 5.12 | |||||
27 | Поверхность и водоемы твоего края | Определять положение родного края на карте России Характеризовать основные формы поверхности земли своего края Показывать на карте горы, равнины, водоемы своего края | 8.12 | |||||
28 | Влияние человекана природу. Охрана природных богатств | Соблюдать правила поведенияв природе Составлять плана мероприятий по охране поверхности земли родного края | 12.12 | |||||
29 | Полезные ископаемые твоего края Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых /Урок-практикум/ | Определять какие полезные ископаемые добывают в родном крае Характеризовать свойства полезных ископаемых Различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) | 15.12 | |||||
30 | Растительный мир твоего края Практическая работа с коллекцией растений /Урок-практикум/ | Характеризовать растительный и животный мир родного края Выявлять роль растений и животных в природе и жизни людей (на примере своей местности), в том числе, с позиции бережного отношения к ним | гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | 19.12 | |
31 | Животный мир твоего края | Характеризовать растительный и животный мир родного края Выявлять роль растений и животных в природе и жизни людей (на примере своей местности), в том числе, с позиции бережного отношения к ним | 22.12 | |||||
32 | Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Проверочная работа по теме: «Родной край – часть великой России» | Называть достопримечательности родного края, города, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей Описывать народные промыслы родного края ФК: творческая работа | 26.12 | |||||
33 | Заповедные места твоего края /Урок- заочное путешествие/ | Выявить, какое значение имеет окружающая природа для людей Рассказывать о заповедниках родного края, выражать своѐ отношение к ним Определять значение заповедных и охраняемых территории родного края | 12.01 | |||||
34 | Деятельность людей. Народные промыслы твоего края /Урок-экскурсия/ | Систематизировать полученные знания по разделу «Родной край - часть великой России» | 16.01 | |||||
Раздел 5. Человеческий организм (11 ч.) | ||||||||
35 | Как устроен организм человека Практическая работа, связанная с составлением режима дня /Урок-практикум/ | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Объяснять необходимость соблюдения оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Знать правила оказания первой помощи при несчастных случаях | использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов | осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей | следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других | 19.01 | |
36 | Путешествие в мир клеток /Урок-путешествие/ | Выявлять разнообразие тканей человеческого организма. Сравнивать внешний вид тканей разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом | 23.01 | |||||
37 | Самый большой орган чувств | Обосновывать значение кожного покрова для организма человека Исследовать строение кожи(эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой) Рассказывать о значении кожи для организма человека, показывать на схеме структурные части кожного покрова | 26.01 | |||||
38 | Двигательная функция человека | Называть части скелете (череп, позвоночник) Выявлять назначение костей скелета человека Распознавать типы костей и способы их соединения Определять значение мышц-сгибателей и мышц-разгибателей | использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов | осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей | следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других | 30.01 | |
39 | Пищеварительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека | Рассказывать о процессе пищеварения, называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций) Обосновывать необходимость соблюдения правил личной гигиены во время приѐма и приготовления пищи | 2.02 | |||||
40 | Система кровообращения. Ее роль в жизнедеятельности человека | Раскрыть понятие кровообращение, причины движения крови Выявить особенности строения органов кровообращения Называть органы кровеносной системы Рассказывать о строении и работе сердца, о циркуляции крови по организму Характеризовать состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма) | использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов | осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей | следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других | 6 .02 | |
41 | Дыхательная система Ее роль в жизнедеятельности человека | Называть органы системы дыхания Раскрывать особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями Рассказывать о путешествии воздуха в организме человека, сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух | 9.02 | |||||
42 | Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека | Объяснятьнегативное влияния курения, алкоголизма, табакокурения, токсикомании Прогнозировать последствия употребления психоактивных веществ | 13.02 | |||||
43 | Выделительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека /Урок- доклад/ | Выявить особенности строения мочевой системы Объяснять роль почек Называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена) | 16.02 | |||||
44 | Нервная система. Режим труда и отдыха – основа сохранения и восстановления нервной системы | Выявить особенности строения нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы) Рассказывать о защитных рефлексах организма Называть и обосновывать факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека | 20.02 | |||||
45 | Обобщение потеме «Человеческий организм» Проверочная работа по теме «Человеческий организм» | Знать о строении человека (опорно-двигательный аппарат, органы пищеварения, кровообращения, дыхания, нервная система) | использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов | осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей | следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других | 27.02 | |
Раздел 6. Органы чувств (7 ч.) | ||||||||
46 | Органы чувств. Нос – орган обоняния | Определять и называть органы чувств. Выявлять роль и специфику разных органов чувств, их значение для человека Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира Объяснять гигиенические нормы ухода за органами чувств | оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей | построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения | инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | 2.03 | |
47 | Органы чувств. Язык - орган вкуса | 6.03 | ||||||
48 | Органы чувств. Глаза | 9.03 | ||||||
49 | Ухо - орган слуха и орган равновесия | 13.03 | ||||||
50 | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними | 16.03 | ||||||
51 | Охрана здоровья человека Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи /Урок-практикум/ | Знать правила сохранения и укрепления здоровья, уметь оказать первую помощь при несчастных случаях | 20.03 | |||||
52 | Обобщение потеме «Органы чувств» Проверочная работа по теме «Органы чувств» | Знать строение человека (органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения, строение глаза, строение органов чувств) | оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей | построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения | 30.03 | ||
Раздел 7. Путешествие по странам мира (7 ч.) | ||||||||
53 | Российская федерация Практическая работа с картой мира /Урок-практикум/ | Показывать территорию России, ее государственные границы Находить местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России | гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий) | умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике | проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве | активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом | 3.04 | |
54 | Российская федерация Практическая работа с картой мира /Урок-практикум/ | 6.04 | ||||||
55 | Соединенные штаты Америки Практическая работа с картой мира | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Обсуждать особенности рассмотренных стран мира. Называть главные достопримечательности Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, национально культурных традиций | 10.04 | |||||
56 | Великобритания Практическая работа с картой мира /Урок-практикум/ | 13.04 | ||||||
57 | Франция Практическая работа с картой мира/Урок-практикум/ | 17.04 | ||||||
58 | Страны на карте мира | 20.04 | ||||||
59 | Обобщение потеме «Путешествие по странам мира» Проверочная работа по теме «Страны мира» | 24.04 | ||||||
Раздел 8. Москва как летопись истории России (5 ч.) | ||||||||
60 | День Народного единства | Давать краткую характеристику историческим событиям начала XVII века | личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного наследия | изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий | ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения) | активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки | 27.04 | |
61 | Отечественная война 1812 года | Объяснять причины возникновения Отечественной войны 1812, хронологические рамки и итоги этой войны. Давать краткую характеристику войны: состав, цели, итоги | 4.05 | |||||
62 | Великая Отечественная война | Объяснять причины возникновения Великой Отечественной войны 1941-1945, хронологические рамки и итоги этой войны. Давать краткую характеристику войны: состав, цели, и кто из населения края противостоял | личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного наследия | изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий | ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения) | активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки | 8.05 | |
63 | Освоение космического пространства | Осознавать и характеризовать достижения современной науки в области космонавтики и космологии | 11.05 | |||||
64 | Обобщение и самостоятельная работа по теме «Москва как летопись истории России» | Осознавать и характеризовать достижения современной науки в области космонавтики и космологии | 15.05 | |||||
Раздел 9. Мы – граждане России (4 ч.) | ||||||||
65 | Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация | Рассказывать об историческом становлении нашей страны (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация) Различать и объяснять понятия: «государство», « гражданин», «конституция» Называть и объяснятьосновные элементы Государственной символики России | гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности) | самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи | планирование и организация учебных действий в соответствии с целью | способность передать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде | 18.05 | |
66 | Основной закон страны – Конституция России Государственная власть в России. Президент России | Характеризовать конституцию Российской Федерации как основной закон государства Объяснять особенности правового статуса гражданина России Классифицировать конституционные права граждан | 22.05 | |||||
67 | Обобщение по теме «Мы - граждане России» | Характеризовать государственное устройство нашей страны. Называть высшие органы власти России (президент, правительство) | 25.05 | |||||
68 | Обобщение по теме «Мы - граждане России» | Знать понятия, изученные в разделе «Мы – граждане России» | гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности) | самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи | планирование и организация учебных действий в соответствии с целью | способность передать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...
Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")
В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"
Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...
Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...
КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.
Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...
Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...