Рабочая программа мпо УМК "Перспектива" 4 класс
материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Храмцова Татьяна Вадимовна

Рабочая программа мпо УМК "Перспектива" по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.doc65.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия № 675 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Талант»

        Согласовано

Заместитель директора по УР

__________  Н.М.Казарцева

29.08.2014

Принята

 Советом ОУ

 Протокол № ___

От 29.08.2014

Утверждаю

директор ГБОУ прогимназия №675

______________ О.В.Гордеева

29.08.2014

                                                             

Рабочая программа

по окружающему миру для 4 «Б» класса

учитель высшей категории

Храмцова Татьяна Вадимовна

2014-2015 учебный год

г. Санкт-Петербург

                                                                                                                                           

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                             Характеристика класса

  Программа по окружающему миру за третий класс выполнена успешно. Корректировку программы для 4 класса производить не целесообразно.

Новизна программы заключается в проведении уроков с презентациями отдельных тем учащимися класса.

  Рабочая программа по окружающему миру 4 класс разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному компоненту ГОС по окружающему миру с учетом авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой,  планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом прогимназии №675 на 2014 – 20145 учебный год рассчитана на 68 ч (34 учебные недели в году).

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по прогимназии №675 от ____ №__ в списке учебников, используемых в 2014 – 2015учебном году:

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях (Ч. 1 – 144 с., ч. 2 – 144 с.).

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.4 класс. В 2 частях (Ч. 1 – 80 с., ч. 2 – 80 с.).

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

                                         Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания  и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; 
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

                                                   Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Содержание курса

Человек и природа

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и

карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею

художественного музея. Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав.

Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт.

Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи. Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Общение с помощью средств связи и информации. Ответственность СМИ перед обществом. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовнонравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

                                         

                                             Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования 2012 года;
  3. Базисный учебный (образовательный) план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 (ред. от 01.02.12);
  4. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы. Просвещение 2012.
  5. Технологические карты Окружающий мир. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
  6. Окружающий мир. 4 класс: учебник. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. –М.: Просвещение, 2012.
  7. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений в 2 ч.. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Н.И.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. –М.: Просвещение, 2012.
  8. М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян, Е.М. Мартинкова, А.Е. Костыгова Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: пособие для учителя / М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян и др.; Рос акад. наук,  Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 191с.

                                                     

                                               

                                                      Календарно тематическое планирование

Тема урока

Кол-во час

Цели и задачи урока

Элементы содержания

Новые понятия

и термины, которые

будут введены

(или закреплены)

в ходе урока

Характеристика деятельности учащихся

1 четверть – 18 уроков

1 раздел – Мы – граждане единого Отечества ( 12 часов + 2 часа)

1

2.

Общество-это мы

01.09

04.09

2

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества

Распределение обязанностей и разделен е труда в сообществах

«Отечество» и «Родина»

Соотечественник

соотечественники

гражданское общество

Гражданин

Систематизировать уже имеющееся представление о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и современников. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп, определять сообщества, в которые входит человек в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник»

3.

Российский народ

8.09

1

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе

Факторы, объединяющие граждан России

Систематизировать уже имеющееся представление о российском народе Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить общее и различное;

составлять рассказ на основе картин и фотографий в соответствии с целями коммуникации;

прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов на благо Отечества;

оформлять Календарь памятных дат. 

4.

5.

Конституция России

11.09

15.09

2

Различать права и обязанности гражданина России

Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны

семьёй народов России

Конституцией России

Преамбулы Конституции РФ.

Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России;

классифицировать права и обязанности граждан

6.

7.

Права ребенка

18.09

22.09

2

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям

Права ребенка, гарантированные Федеральным законом

Законы

Права

ООН

Декларация

Знать права ребёнка; 

приводить конкретные примеры прав ребёнка;

объяснять связь между правами и обязанностями и принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления;

приводить конкретные примеры, подтверждающие верность и необходимость соблюдения десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН;

употреблять специальную лексику соответствующих документов.

8.

Государственное устройство России

25.09

1

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России

Особенности  государственного устройства

Государство

Знать государственное устройство России (в объёме материала учебника);

объяснять, в чём состоит роль Президента и значение трёх ветвей власти;

называть имя, отчество, фамилию действующего Президента;

определять понятие «государство».

9.

Российский союз равных

29.09

1

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе

Особенности субъектов РФ

Субъект

Субъекты Российской Федерации

перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп, особенности региональных органов государственной власти, наличие регионального герба, гимна, флага, самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане;

10

Государственная граница России

02.10

1

По карте определять с какими государствами граничит Россия

Устройство государственной границы

Граница,

пограничники,

виза,

визовый режим,

таможня;

Формулировать понятие «граница»;

объяснять, в чём состоит цель обустройства государственной границы;

показывать на карте границу РФ;

называть сопредельные государства;

различать границы на суше и на море

11.

Путешествие за границу России

06.10

1

Использовать источники дополнительной информации

Путешествие в Беларусь и Монголию

Ближнее

Дальнее

зарубежье

Называть страны ближнего зарубежья;

показывать границы стран ближнего зарубежья на карте;

называть природные и культурные объекты этих стран;

определять с помощью карты названия столиц, важнейших природных и культурных объектов сопредельных государств

12

Сокровища России и их хранители.

Презентация ИКТ

09.10

1

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы

Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов

Письменность

языки славянские, финно-угорские, тюркские

Иметь представление о схеме языков народов России (языки славянские, финно-угорские, тюркские); показывать место родного языка на схеме языковых семей народов России;

узнавать историю названий географических объектов (рек, озёр, гор и т.п.), их место в родных языках и творчестве народов своего края как источниках сведений о прошлом и носителях нравственных норм и идеалов;

знать пословицы и поговорки родного края;

знать сведения из жизни и деятельности создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия России (на примере жизни и деятельности И.Я. Яковлева).

13

Творческий союз

13.10

1

Презентировать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края

Диалог культур народов России

Общенациональная российская культура

Культуры народов РФ

Место русской культуры в диалоге культур народов РФ

Иметь представление о роли русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов;

рассказывать о произведениях писателей своего края как о создателях общего культурного наследия России;

знать, чем знамениты К.Л. Хетагуров, Ю.С. Рытхэу как участники диалога культур народов России;

знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края как создателях общего культурного наследия России

14

Проверочная работа

16.10

1

Контроль выполнения заданий

Использовать полученные знания

2 раздел – По родным просторам (18 часов +2 часа)

15.

За страницами учебника

20.10

1

Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества».

Продолжение воображаемых путешествий.

Столица

Регион

Масштаб

Физическая

Контурная карты

Знакомиться с задачи изучения раздела «По родным просторам», связывать изучаемый раздел с предшествующим материалом;

показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение наиболее значимых географических объектов (столицы, главного города своего региона, Уральских гор, европейской и азиатской частей России, Байкала, омывающих океанов);

знать условные обозначения физической карты России;

находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике;

наносить на контурную карту границы России и главный город своего региона

16.

Карта – наш экскурсовод

23.10

1

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира

Физическая карта России

Исток

Устье

Русло

Притоки

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Изучить условные знаки физической карты России, уметь находить на най природные объекты.

17.

По равнинам и горам

Презентация ИКТ

27.10

1

Находить на физической карте равнины и горы

Формы земной поверхности

Знать основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны;

показывать равнины и горы на физической карте страны и своего региона;

находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике;

характеризовать крупнейшие равнины и горы России;

характеризовать поверхность своего края

2 четверть – 14 уроков

18

19.

В поисках подземных кладовы.х

30.10

10.11

2

Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых

Полезные ископаемые России

Знать основные значки полезных ископаемых на карте России (железная руда, уголь, золото, алмазы);

показывать месторождение основных полезных ископаемых на карте России;

знакомиться с профессией геолога;

знать расположение месторождений полезных ископаемых на карте своего региона и показывать их на карте;

знакомиться со способами добычи полезных ископаемых в своём регионе;

 изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану

20.

Наши реки

Презентация ИКТ

13.11

1

Раскрывать значение рек в жизни людей

Реки России и их значение в жизни людей

Исток, устье, русло, притоки

Знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки);

знать и показывать на картах главные реки России и своего региона;

находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике;

характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России;

характеризовать реку своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы

21.

Озера – краса Земли

Презентация ИКТ

17.11

1

Находить по Физической карте озера России

Озера России и их значение в жизни людей

Знать названия озёр России;

находить и показывать на карте изучаемые озёра России;

характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России;

характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы

22.

По морским просторам

Презентация ИКТ

20.11

1

Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана)

Моря, омывающие берега России

пролив

Различать озёра и моря по существенному признаку(море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Уметь находить на физической карте моря и уметь показывать их. Соотносить моря с океанами    

23.

С севера на юг

Презентация ИКТ

24.11

1

Сравнить карту природных зон России с физической картой

Природные зоны России

Высотная вертикальная поясность

Работая в паре, сравнивать карту природных зон России, определять по карте природные зоны. Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на её основе объяснять причины

24.

25.

В ледяной пустыне

Презентация ИКТ

27.11

01.12

1

Находить по карте зоны арктических пустынь

Зона арктических пустынь

Зона арктических пустынь

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны арктических пустынь

26.

В холодной тундре

04.12

1

Находить по карте природных зон России тундру

Зона тундры

Вечная мерзлота

Находить на карте природных зон России тундру, устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры, сравнивать природу тундры и Арктики

27.

28.

Среди лесов

Презентация ИКТ

8.12

11.12

1

Находить по карте лесные зоны

Лесотундра, как переходная зона между тундрой и лесами

Тайга, широколиственные и смешанные леса

Находить на карте природных зон России леса (тайгу), устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны, давать сравнительную характеристику природы тундры и тайги.

29.

В широкой степи

Презентация ИКТ

15.12

1

Рассказать по карте о зоне лесостепей

Лесостепь как переходная зона между лесами и

 степями

Лесостепь

Находить на карте природных зон России степи, устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны степи, давать сравнительную характеристику природы степи и тайги.

30.

В жаркой пустыне

Презентация ИКТ

18.12

1

Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь

Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями

Полупустыня

Находить на карте природных зон России пустыни, устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны пустынь, устанавливать зависимость природы пустынь и полупустынь от тепла и влаги.

31.

У теплого моря

Презентация ИКТ

22.12

1

Находить на карте субтропики

Черноморское побережье Кавказа

Субтропики, тропики

Находить на карте природных зон России эту зону, устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны субтропиков,

32.

Мы - дети родной земли

Презентация ИКТ

25.12

1

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа

Особенности хозяйственной жизни народов России

Соотносить особенности хозяйственной жизни человека с характерными чертами природных зон обитания каждого народа

3 четверть

33.

В содружестве с природой

Презентация ИКТ

12.01

1

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России

Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России с использованием дополнительной литературы, различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев народа.

34.

Как сберечь природу.

Красная книга, заповедники и национальные парки

Презентация ИКТ

15.01

1

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы, с растениями и животными из Красной книги

Экологические проблемы и охрана природы

заповедники и национальные парки

Уметь аргументировано высказывать своё мнение, работа в парах.

Приводить примеры редких и исчезающих видов животных и растений своего края, рассказывать об их охране и своем посильном участии

35.

Контрольная работа

19.01

1

Использовать подученные знания

Контроль полученных знаний

3 раздел – Путешествие по реке времени (23 урока + 4 урока)

1.

В путь по реке времени

22.01

1

На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти

Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти

История

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

2.

Путешествуем с археологами

Презентация ИКТ

26.01

1

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике

Роль археологии в изучении прошлого

Археология

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

3.

По страницам летописи

Презентация ИКТ

29.01

1

Показывать на исторической карте места обитания разных племен

«Повесть временных лет»- древнерусская летопись

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

4.

Истоки древней Руси

02.02

1

Показывать на карте древние торговые пути

Древние торговые пути, их значение в объединении народов

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

5.

Мудрый выбор

05.02

1

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги

Важнейшие деяния княгини Ольги

выбор великий князь

бояре

дружина

князь Владимир

Крещение Руси

христианство

988 год

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, характеризовать последствия для истории культуры России выбор князя Владимира

6.

Наследница Киевской Руси

Презентация ИКТ

09.02

1

Составлять  схему родственных отношений древнерусских князей

Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

7.

Москва - преемница Владимира

Презентация ИКТ

12.02

1

Характеризовать роль князя Александра Невского

Эпоха княжеских междоусобиц

дань

хан Батый

Золотая орда

1237 год

Александр Невский

1240 год

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

8.

Начало Московского царства

Презентация ИКТ

16.02

1

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

Эпоха укрепления и расширения Московского княжества

Дмитрий Донской

1380 год

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

 Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

9.

Подвижники Руси и землепроходцы

Презентация ИКТ

19.02

1

Презентовать рассказы об основании сибирских городов

Развитие самых разных направлений деятельностного творчества людей

10.

На пути к единству

23.02

1

Обсуждать значимость единства в интересах граждан

События смутного времени в жизни страны

монастырь

Иван Калита

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет) .

11.

Начало Российской империи

Презентация ИКТ

26.02

1

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота

Преобразования в жизни страны во времена первых царей

Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

12.

«Жизнь - Отечеству, честь - никому »

2.03

1

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху

Деятельность великих соотечественников

Образование на Руси

Правление Екатерины Великой

Знать историю развития образования на Руси

Знать реформы Екатерины Великой

13.

Отечественная война 1812

Презентация ИКТ

05.03

1

Обосновывать роль Кутузова как народного полководца

Отечественная война 1812 года и народная историческая память

Памятные даты, фамилии героев

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

14.

Великий путь

Презентация ИКТ

09.03

1

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке

Российская империя 19 века

Транссибирская магистраль

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

15.

Золотой век театра и музыки

12.03

1

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства

Развитие театрального и музыкального искусства

Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

16.

Рассвет изобразительного искусства

16.03

1

Обобщить знания о великих русских художниках

Развитие изобразительного искусства в России

Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

17.

Контрольная работа

19.03

1

Применять полученные знания

Контроль знаний

18.

В поисках справедливости

01.04

1

Применять полученные знания

Октябрьская революция, большевики и меньшевики

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, приводить примеры изменения названия городов и улиц

4 четверть

19.

Век бед и побед

06.04

1

Характеризовать особенности развития страны

СССР в пери од до начала ВОВ

Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале  XX века в России

20.

«Вставай страна огромная»

Презентация ИКТ

09.04

1

Характеризовать особенности развития страны

СССР в пери од  начала ВОВ

Государственные праздники (День Победы)

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны, приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны

21.

Трудовой фронт России

Презентация ИКТ

13.04

1

Характеризовать особенности развития страны

СССР в пери од ВОВ

«Трудовой фронт»,

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время ВОВ, раскрыть понятие «Трудовой фронт»,по возможности составлять рассказ о членах своей семьи – тружениках тыла  Великой Отечественной войны

22.

«Нет в России семьи такой »

16.04

1

Характеризовать особенности развития страны

СССР в пери од  ВОВ

Семейные реликвии

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти, раскрывать глубину человеческих переживаний, отражавшихся в фронтовых письмах, фронтовых документах.

23.

После великой войны

Презентация ИКТ

20.04

1

Характеризовать особенности развития страны

СССР в пери од после  ВОВ

Личная историческая память

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые 5 лет после войны, приводить примеры разрушений и потерь в ВОВ, относить их с результатами восстановительной работы

24.

Достижения 1950- 1970х годов

Презентация ИКТ

23.04

1

Характеризовать созидательную деятельность страны

Достижения науки техники

Фамилии героев мирного времени

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников и страны в 50 – 70 годы , приводить примеры достижений в науке, технике, промышленности, образовании искусстве и спорте

25.

Тест на тему «История России»

27.04

1

Применять полученные знания

Контроль знаний

4 раздел – Мы строим будущее России (5 уроков + 2 урока)

1.

Мы строим будущее России

30.04

1

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

Особенности периода перестройки

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 20 века, 80 – 90 гг., приводить примеры преобразований

2.

Современная Россия

Презентация ИКТ

4.05

1

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

Особенности периода перестройки

перестройка

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии с/х

3.

Хороша честь , когда есть, что есть

07.05

1

Характеризовать положительный опыт

Продовольственная безопасность страны

Продовольственная безопасность страны

Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни

4.

Умная сила России

11.05

1

Обсуждать значение понятия «социальная собственность»

Сотрудничество науки и промышленности

Социальная ответственность граждан

Уметь объяснять значение понятия Социальная ответственность граждан, характеризовать положительный опыт развития народного хозяйства, моделировать ситуации, требующие Социальной ответственности граждан

5.

Светлая душа России

14.05

1

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России

Выдающие явления в современной культурной жизни

Традиционное наследие

Характеризовать выдающиеся явления в современной культуре России

6.

Начни с себя

18.05

1

 Аргументировать необходимость личной ответственности

Положительный опыт развития творческих способностей

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого ха будущее России

7.

Повторение пройденного

21.05

1

Использ. полученные знания

Контроль знаний



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...