Экологическая игра по окружающему миру 3-4 класс "Крестики-нолики"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Экологическая игра по окружающему миру 3-4 класс "Крестики-нолики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическая игра по окружающему миру 3-4 класс "Крестики-нолики" | 205.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра по окружающему миру
«Крестики-нолики». 4 класс
Цели:
- Расширить кругозор детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы. Углубить знания детей о бережном отношении к природе.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
- Развивать у детей наблюдательность, память, речь, внимание.
Оборудование: - игровое поле- 9 клеток (3х3), в каждой - название конкурса, условные знаки «Х» и «0», сигнальные карточки, изображения животных, маска волка, карточки с жалобами.
Ход игры
Организационный момент
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм – с лесами,
Тянущими руки, навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Дети читают стихи
Всё – от старой сосны у забора | А ещё и медведь, и лось, | Я люблю на озере тишь, |
Пускай растёт зеленый терем, Просторный мирный дом зверей. Входи в него не диким зверем, А самым лучшим из друзей. | Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. | Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом. |
Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь И Землю удивительную эту. | Тебе, Природа, присягаем Среди лесов, лугов, болот И ревностно оберегаем Всё, что в тебе живёт. |
Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки, уважаемые гости. Сегодня у нас проходит развлекательно-экологическая игра «Крестики-нолики».
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Что же такое экология? Толковый словарь дает такое объяснение: «Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Участвуя в, конкурсах, не забывайте об этом.
Перед вами находится игровое поле. На нем вы видите названия тех конкурсов, в которых будете участвовать. Играют две команды: «Крестики» и «Нолики». Команды выполняют задания конкурсов, получают определённое количество фишек за правильный ответ. После выполнения задания определяется победитель конкурса, на игровом поле закрывают карточками Х или 0 . Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее число конкурсов.
От каждого класса представлена команда из 4 человек. Давайте их поприветствуем!!!
“Крестики” - капитан команды ________________________________________
Девиз «Х»
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет.
“Нолики” - капитан команды ______________________________________
Девиз: «О»
Мы не хотим стоять в стороне.
Мы – за порядок на нашей земле!
Жеребьевка. Для определения очередности капитанам на листке записать название животного. У кого слово будет длиннее, та команда первой выберет сектор игры.
Гонки за лидером | Светофор | Мюнхгаузен |
Жалоба | Живая буква | Совет старейшин |
Тройное решето | Ромашка | Испорченный факс |
КОНКУРСЫ
1. Конкурс «Гонки за лидером»
Вопросы команде № 1:
1. Детёнышей какого зверька называют листопадничками? (Зайца)
2. На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси.)
3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими.)
4. Кто может пить ногой? (Лягушка.)
5. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
6.Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки.)
7. Пингвин – птица или животное? (Птица.)
8. Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа.)
9. Разноцветные грибы. (Сыроежки.)
10. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)
11. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца.)
12. У какого дерева ствол белый? (У березы.)
13. Какая птица выше всех летает? (Орел.)
14. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
15. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)
16. Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае.)
17. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло.)
18. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает.)
19. Какое дерево весной дятла поит? (Береза.)
20. Трава от 99 болезней. (Зверобой.)
Вопросы команде № 2:
1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
2.Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник.)
3. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц.)
4. Кровожадный хищник наших лесов. (Волк.)
5. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)
6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой.)
7. Какая птица в мире самая большая? (Страус.)
8. Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь.)
9. Когда еж не колется? (Когда только родился)
10. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно.)
11. Дерево – символ нашей Родины. (Береза.)
12. Чьи листья опадают осенью зелеными? (Ольхи.)
13. Какая птичка достает себе пищу подо льдом? (Оляпка.)
14. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
15. Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
16. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
17. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая.)
18. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
19. Сколько ног у паука? (Восемь.)
20. След какого хищника похож на человеческий? (Медведя)
2. Конкурс «Жалоба».
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного, определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.
Жалоба 1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба, лягушка; польза: по ночам уничтожает вредных гусениц, червей, слизняков на огороде. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — и они исчезнут).
Жалоба 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь, польза: уничтожение ими по ночам вредных насекомых)
Жалоба 3
«Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?»(Сова, польза: уничтожение ими по ночам вредных насекомых, крыс, мышей).
Жалоба 4
Люди рвут меня в лечебных целях, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди в мою честь складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите. А людям все равно! Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу! (Ландыш, польза: из ландышей делают лекарство для сердечных больных).
3. Конкурс «Тройное решето».
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!
По трем подсказкам узнать птицу.
- Маленькая серенькая подвижная птичка.
- Стоит этой птичке увидеть горсть крошек или россыпь зерна, она прежде всего издаёт призывное " чив..., чив...", которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.
- В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Это воробей.
- У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит большими шагами. Клюв крепкий, большой.
- Голова, горло, крылья – чёрные, а остальное тело – серое.
- Нравятся блестящие предметы.
Это ворона.
- Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью.
- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто-зеленая или голубовато-серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке белые.
- В солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!»
Это синичка.
- Обитатели таёжных лесов. В начале зимы в большом количестве появляются в центральных областях нашей страны.
- Нижняя часть тела самцов кирпично-розовая, спина пепельно-серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный. У самок красный цвет замещен буровато-серым.
- У этих птиц снежное имя.
Это снегирь
- Ловкая, подвижная, суетливая птица.
- Голова крылья, хвост - чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
- Эту птицу считают очень болтливой.
Это сорока.
- Отличается от других птиц пестрой окраской оперения.
- Верхняя часть тела черная, а низ белый. Темя и затылок у самок черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен.
- Эту птицу называют «лесным доктором».
Это дятел.
4. Конкурс «Экологический светофор».
Красный свет – природе вред!
Жёлтый – осторожно!
Свет зелёный – как красиво! Скажем, лес, тебе спасибо!
-Запомнили? Красный свет загорается тогда, когда поступки человека приносят природе вред. Жёлтый зажигается для того, чтобы мы соблюдали определённые правила поведения. А зелёный свет зажигается тем, кто делает для обитателей леса, растений и животных добрые дела.
Ситуация 1 (желтый – идти так, чтобы не затоптать молодые росточки).
Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, посадили рассаду, и Валера пустился напрямик. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» — радостно подумал Валера.
Ситуация 2 (желтый – если низко наклонить ветку, то она поломается, зеленый – если стать на ведерко, то можно дотянуться)
В Галином дворе росла большая вишня. Ягоды на ней были большие и вкусные. Достать их было очень трудно. Галя решила все же их достать. Она взяла пластмассовое ведерко и задумалась, как можно сорвать сочные вишенки.
Ситуация 3 (зеленый - нужно беречь водопроводную воду. Человеку и всему живому нужна чистая вода, а если она закончится, то придет беда).
Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось — кран не закрывался. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.
Ситуация 4 (желтый – кататься только по дорожке, по траве нельзя).
Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, вдоль них высокая трава и цветы. “Как же быть?– задумались мальчики. – Можно ли здесь кататься?”.
Ситуация 5 (красный - Цветы украшают нашу землю, они дают нектар насекомым, выделяют кислород, одуванчики — лекарственное растение, цветы служат домом для насекомых. Для букета можно вырастить цветы у себя на клумбе).
Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести веночки на голову. Пришлось собрать много цветов. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Девочек позвали домой обедать. Они бросили цветы и побежали.
Ситуация 6 (красный)
Около дома Коли и Миши был небольшой лесочек. Друзья однажды решили прогуляться в лес, взяв с собой спички. Пришли в лес, а там птицы на разные голоса распевают. Коля взял камень и бросил в крону дерева, а Миша тем временем так громко крикнул, что пение птиц тут же прекратилось. Мальчишки нашли по большой палке в лесу, постучали по деревьям, тем самым спугнув всех птиц. Затем нашли небольшую полянку и развели костёр. …
5. Конкурс «Живая буква».
Команда за 2 минуты должна заполнить таблицу, в которой даются на выбор ведущего 3 разные буквы, к которым ребята должны подобрать названия цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы и зверя.
цветок | бархатцы | одуванчик | мак |
дерево | береза | ольха | магнолия |
насекомое | бабочка | овод | муха |
рыба | белуга | окунь | мурена |
птица | беркут | орел | малиновка |
зверь | белка | олень | мул |
6. Конкурс «Мюнхаузен».
Ведущий читает вопрос. Нужно узнать птицу.
1. «На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет? Если бывает, то скажите, как называются птицы, которые выводят птенцов зимой? С чем эта особенность связана?» (Бывает. Это клесты. Пища клестов – еловые шишки, которые созревают в конце года, поэтому и птенцы появляются осенью и зимой).
2. «Есть такие птицы, которые прилетают к нам вместе с зимой. Бывает или нет? Если бывает, то скажите, как называются эти птицы? Почему у них такие «странные желания»? (Бывает. Это снегирь. Летом снегири живут гораздо севернее, где очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима теплей.)
3. Название птице совсем не подходит. Оно связано со словом зябнуть, мёрзнуть. А птица, наоборот, прилетает к нам одной их первых, когда на улице ещё нередки морозы и метели. Бывает или нет? (Да, бывает. Это зяблик.)
4. Есть такие птицы, которые, улетая за добычей, привязывают иногда своих птенцов конским волосом. Бывает или нет? (Не бывает, это ласточки-касатки, птенцы сами запутываются в конском волосе, которым выстлано гнездо).
7. Конкурс «Ромашка».
Ведущий читает описание растения, команды подбирают карточку с изображением.
- Этот цветок ты часто видишь на клумбах. Но если поискать - найдешь его и в лесу. Ведь именно из леса, с помощью людей, конечно, пришел он в сады и в парки. (анютины глазки)
- Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовитая. (ландыш)
- Красивый цветок. Но ядовитый. Злой. Лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)
- Сегодня полянка золотисто-желтая от цветков, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые "головки", а с "головок" слетают легкие пушинки: (одуванчик).
- Вдоль дорог, вдоль тропинок встречают это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (подорожник)
- Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется. (фиалка)
- Это растеньице не любит солнца - растет в затененных местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения. (кислица)
- Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодиками. Пройдет мимо человек, пробежит зверь _ уцепится плодик и путешествует. А где упадет - может вырасти. (репейник или лопух)
8. Конкурс «Испорченный факс»
Игроки делятся на команды и встают друг за другом. Всем выдаются листок бумаги и карандаш. Последнему в шеренге ведущий показывает рисунок, а игрок должен, располагая листок на спине следующего, перерисовать эту картинку. Следующий игрок по ощущениям, которые испытывала его спина, рисует свой рисунок и так далее. Выигрывает та команда, чей рисунок в конечном итоге больше всего будет похож на оригинал.
9. Конкурс «Совет старейшин»
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.
Подумайте и закончите фразу:
- если ты встретил на тропинке птенца…
- если набрёл на земляничную поляну…
- если на твоём пути встретился большой муравейник…
- если ты взял с собой походный приёмник…
- если ты увидел на поляне красивые цветы…
- если ты хочешь развести костер…
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Конкурсы со зрителями
Игра «Авария».
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз-два-три-четыре-пять,
Помоги гостей собрать.
Дополнительный
Соотнести описание птицы с ее изображением.
- Из густой кроны доносятся красивые звуки - будто кто-то играет на флейте. И вдруг - кошачий визг. Но "флейтист" и "кошка" - одна и та же птица. Кошкой она кричит, когда испугана или рассержена. (иволга)
- Самые маленькие птички наших лесов никуда не улетают на зиму - морозов не боятся. Храбрые птички. И очень полезные: за день съедают вредных насекомых и их личинок столько же, сколько весят сами. (корольки)
- Многие не любят эту птицу: она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная - уничтожает множество опасных гусениц, даже таких, которые не едят другие птицы. (кукушка)
- У этой птички два имени: одно дано ей за яркую грудку, а другое за то, что она просыпается очень рано, на утренней зорьке. (малиновка)
- Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом - опять взлетела. И еще: Это она ловит в воздухе мух и прочих насекомых. (мухоловка)
- Серый комочек упал откуда-то сверху, прилепился к стволу у самой земли и быстро побежал вверх, тоненько попискивая, будто сообщая всем о своем прибытии. За этот писк и получила птица свое имя. (пищуха)
- Эта птица - настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх и вниз головой. (поползень)
- Птица эта немаленькая, а увидеть ее нелегко: сядет на землю, прижмется - и нет ее; сядет на сук, вытягивается вдоль - и "исчезнет". Уж такая у нее "маскировочная" окраска - рябенькая. (рябчик)
- Эту птицу увидишь у нас только зимой - прилетает к нам зимовать с севера. Узнаешь ее по красивому оперению, большому хохолку и резкому громкому голосу. (свиристель)
- Эти птицы прилетают к нам зимой, когда выпадет снег. И на белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки.(снегирь)
- Эта небольшая птичка скромной коричнево-серой окраски славится своим чудесным пением. (соловей)
- Каких небылиц об этой птице не рассказывают! Даже считают, что она накликает беду. А на самом деле - очень полезная птица. (сова)
Игра «Прилетели птицы»
Ведущий называет птиц. Если он «ошибается», дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи…(страусы не летают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы - сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Игра с болельщиками. Какие лекарственные растения были перечислены в стихотворении?
ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА
В роще вырос МОЖЖЕВЕЛЬНИК, и в тени его ветвей
Поселился муравейник, поселился муравей.
Он из дома спозаранку выбегает с веником,
Подметает он полянку перед муравейником.
Замечает все соринки на спине у ёжика,
Начищает все травинки, листья ПОДОРОЖНИКА,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.
А однажды муравьишка подметал дорожку
Вдруг упала с елки шишка, отдавила ножку!
От волнения сова перепутала слова:
«Где же скорощь помая? Спасите насекомое!»
Звери бросились гурьбой за лекарственной травой.
Рвут АПТЕЧНУЮ РОМАШКУ, собирают ЗВЕРОБОЙ…
Вот из чащи на опушку пробирается медведь -
Он решил МЕДВЕЖЬЕ УШКО на опушке посмотреть.
Он больному обещает: «От компресса полегчает!»
И другое средство тоже предлагают муравью:
«Вдруг укол тебе поможет? Я иголку дам свою!»
Все больного навещают все больного угощают:
Кто МОРОШКОЙ, кто ЧЕРНИКОЙ. Кто сушеной ЗЕМЛЯНИКОЙ.
Даже волк помочь не прочь, думал-думал, как помочь,
К муравейнику подвез ВОЛЧЬИХ ЯГОД целый воз.
Но заметила сорока, что от волка мало прока
И спешит по просеке с новостью на хвостике:
«Я, друзья, не ябеда, только волчья ягода…»
Муравья приводят в чувство зайцы ЗАЯЧЬЕЙ КАПУСТОЙ.
Если б жил в той чаще лев, предложил бы ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ
ГОЛОСА И ДВИЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Заяц прыгает, а ласточка …
Червяк ползет, а рыба …
Лошадь бегает, а змея …
Гусеница ползет, а кузнечик …
Корова мычит, а лошадь …
Собака лает, а кошка …
Свинья хрюкает, а овца …
Курица кудахчет, а кукушка …
Мышь пищит, а лягушка …
Сорока стрекочет, а ворона …
Голубь воркует, а воробей …
Загадки
- На овчарку он похож,
Что не зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк).
- Сама рыжеватая
Мордочка плутоватая
Ей не надо пирожка.
Ей бы скушать петушка (Лиса).
- Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. (Белка).
- В одежде богатой,
Да сам слеповатый
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот).
- Великан в бору живет.
Он сладкоежка, любит мед.
Когда испортится погода,
Ложиться спать – да на полгода! (Медведь).
- Обитатель леса шустрый
Своровал листок капустный.
У него дрожат реснички:
«Нет ли где-нибудь лисички?» (Заяц).
- Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт;
Лежит – воет,
Падет- землю роет ( жук)
- Живет в лесу, ухает как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится (филин)
- Зубовато, серовато, по полю рыщет,
Телят, овец ищет. (волк)
- Не зверь, не птица, а нос как спица, Летит – кричит, сидит – молчит (Комар)
- Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит (петух)
- Бела как снег, черна как жук,
вертится как бес, а повертка в лес (сорока)
- . Из куста шипуля, за ногу тяпуля (змея)
В небе выстроился клин,
Птиц больших и стройных.
Полетят на юг они
Как же звать, достойных?
(ЖУРАВЛИ)
В небе кружит птичек стая,
Стая, вовсе не простая!
Стаю эту ты не бей:
Стаю сизых … .
(ГОЛУБЕЙ)
В Скандинавии дожди
И таки бывали:
Рыбки падали с небес,
И, как же рыбок звали?
(СЕЛЬДЬ)
В эту живность, как ни странно,
Гвоздь забить совсем легко
Но она не деревянна,
И гарцует: «И-го-го!»
(ЛОШАДЬ)
В южных странах мы живём,
Любим все бананы.
И без них не проживём,
Мы же — … .
(ОБЕЗЬЯНЫ)
Ведь я «женщина», поверьте,
А обзывают «дерезой».
Молоко даю я детям
И зовут меня … .
(КОЗОЙ)
Все слепой меня считают
Утром, днём. Но ночью я
Вижу всех во тьме кромешной:
Даже кроху муравья.
(СОВА)
Всех люблю я докучать,
Шевеля усами.
Заползаю под кровать,
Кров делю я с вами.
(ТАРАКАН)
Высокий очень этот зверь
И не войдёт в квартиры дверь.
Его ты в гости не зови,
А лучше сам к нему сходи.
Он в зоопарке, милый брат,
Тебя увидеть всегда рад.
(ЖИРАФ)
Глухариную свадьбу
Назвать вы готовы?
Она связана тесно
С электрическим словом.
(ТОК)
Гнездимся по всей Арктики,
Зимой летим на юг,
В далёкую Антарктику,
В любимый наш уют.
(ПОЛЯРНАЯ КРАЧКА)
Головою вниз вишу,
И сейчас я вас спрошу:
- Кто котов и кошек не боится
И ночью ввысь вовсю стремится?
(ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ)
Если есть я захочу -
Никуда я не скачу,
А залезу, как в нору,
В сумку к маме — … .
(КЕНГУРУ)
Есть в лесах могучий зверь,
Ты, сынок, уж мне поверь!
Ест малину, любит мёд.
Кто, его мне назовёт?
(МЕДВЕДЬ)
Есть пескарь, карась, уклейка,
Угорь, вобла и плотва.
Но назвать ты нам сумей-ка
Одним словом все слова.
(РЫБА)
Желтогрудая летает птичка
Никто иная, как … .
(СИНИЧКА)
Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт?
(КОРОВА)
Загадка эта непростая:
Летела к югу птичек стая,
Вожак всё крякал и сопел.
Кого ж на юг вести хотел?
(УТКИ)
Замер заяц, замер хорь
На лесной опушке.
Это кто там сильно «бьёт»,
Прямо как из пушки?
(ДЯТЕЛ)
Как рыбак он сеть плетёт,
А на рыбалку не идёт.
(ПАУК)
Какой такой мышонок
Совсем не боится котов?
И вам прийти на помощь
В любую минуту готов!
(МИККИ МАУС)
Как-то видел я в лесу
Тёмно-рыжую красу.
По ветвям она скакала,
Видно шишки там искала.
(БЕЛКА)
Катя что-то завизжала.
Удивляется малыш:
- Что ты Катя задрожала?
Ведь в углу сидела … .
(МЫШЬ)
Когда везли её до дама,
Она вмещалась на ладони.
Сейчас же, лает звонче грома,
Гостей незваных вмиг прогонит.
(СОБАЧКА)
«Кошка» эта, что в лесах,
Самая большая.
Есть амурская. Живёт –
Край свой украшая.
(ТИГР)
Кто ж ей так намял бока,
Что стала плоскою она?
И плывёт совсем по дну,
Направив глазки в вышину.
(КАМБАЛА)
Кто назвал меня деталью
Музыкальных инструментов?
А ещё и стержнем штанги
Для спортивных аргументов.
Степень сведений секретов
Мною можно сохранить,
Но, однако, всё ж я птица,
Вас прошу: «Не истребить!»
(ГРИФ)
Кто, скажите утром вновь
Пропоёт нам про любовь
К солнцу раннему? А нам,
Выльет на душу бальзам!
(ПЕТУХ)
Купаться любит кто-то в море,
А кто-то любит и в реке,
И в океане на просторе!
А я люблю в сухом песке!
И этим буду я гордиться.
Я — одомашненная птица.
(КУРИЦА)
Любит он в воде понежить
Свою тушу, тонны три.
В Африке живёт невежа –
Их всего лишь: раз, два, три !
(БЕГЕМОТ)
Маленькие ушки,
Между ними рожки.
Видит он далёко -
Голова высОко.
Чтоб попить немного,
Расставляет ноги.
Кровь густа, как масло,
Жизнь чтоб не угасла.
Язычок длиннющий,
Веткозахватющий.
Бегать может быстро -
Как гепард, со свистом!
И прыгун хороший,
Если кто встревожил.
Кто ж такой хороший,
Таинственный прохожий?
(ЖИРАФ)
Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут.
(ГОЛУБЬ)
Мне так хочется летать,
Но тяжёлый больно.
Бегаю коню под стать,
По степи привольно.
(СТРАУС)
Много птичек на Земле
Нуждаются в заботе,
А эта птичка в США
Аж на гербе, в почёте.
(ОРЛАН)
Мои ушки на макушке:
Длинные, большие,
Чтоб лису услышать мог
Даже не в тиши я.
(ЗАЯЦ)
Моя дорога — есть лианы,
Моя еда — так есть бананы!
Деревья — это дом сплошной,
Без них жизнь стала бы «пустой»!
(ОБЕЗЬЯНА)
Мы — хозяйственные птички!
По утрам несём яички
Людям к завтраку, а днём -
Ходим, что-нибудь клюём.
(КУРЫ)
Мы маленькие крошки,
Мы маленькие мошки.
Мы над землёй летаем
И живность всю кусаем.
Одним коротким словом
Назвать вы нас готовы?
(ГНУС)
Мы не умеем говорить
И по земной тропе ходить.
В воде спокойно мы живём,
А также — косяком плывём.
(РЫБА)
Мы не умеем говорить,
Об этом лучше не проси,
В воде спокойно любим жить:
Карась, севрюга, иваси.
(РЫБА)
На болоте проживает,
Ловит мух и комаров.
Только «Ква» она и знает.
Кто назвать её готов?
(ЛЯГУШКА)
На болоте я живу,
По болоту я хожу.
Если прыгнет вдруг лягушка,
Будет «прыгать» в моём брюшке!
(ЦАПЛЯ)
На потолке я сижу,
По стене я хожу.
И жужжу возле уха -
«Любимая» … .
(МУХА)
На пруду я как-то был,
Рыбку здешнюю ловил.
Но она не шла никак -
Видно, дохлый был … .
(ЧЕРВЯК)
На рыбалку мы ходили,
Рыбу дружно все удили.
Свой рассказ ты как не крась,
Но ловился лишь … .
(КАРАСЬ)
Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
Кто для леса верный друг?
(ДЯТЕЛ)
Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг — … .
(СКВОРЕЦ)
Нас всех больше на Земле,
И этим мы гордимся!
Есть поесть, что нам, а тле -
Листик народился.
(НАСЕКОМЫЕ)
Нас, порою, очень много
Вечером слетает
Кровушки людской попить,
Много погибает.
(КОМАРЫ)
Не боится эта кроха
Ни министров, ни царей.
Кровь сосёт, а это плохо.
Ты узнай его скорей.
(КОМАР)
Не даёт спокойно спать -
Так и лезет к нам в кровать.
Я его ладошкой — хлоп!
И, испортил воздух … .
(КЛОП)
Не пиликает на скрипке,
Не поёт, как соловей,
А чирикает на ветке
Наш малышка … .
(ВОРОБЕЙ)
Не умею я ходить -
Только прыгать и летать.
«Чик-чирик» могу сказать.
Кто готов меня назвать?
(ВОРОБЕЙ)
Он в траве зелёной скачет
И усы свои не прячет.
Он в траве своей стрекочет.
И добра, и мира хочет!
(КУЗНЕЧИК)
Он в траве, своей дорогой,
Носит «хворост» понемногу.
Ты ответь нам поскорей:
- Кто трудяга? … .
(МУРАВЕЙ)
Он в углу у нас живёт,
Сеть ажурную плетёт.
Как сплетёт — так и замрёт.
Он «гостей» крылатых ждёт.
(ПАУК)
Он высокий, словно кран,
Это правда, не обман!
Он в саванне всем знаком -
Сдиратель листьев языком.
(ЖИРАФ)
Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе.
(СУСЛИК)
Он нас будит по утру,
Прокричав: «Ку-ка-ре-ку!
Не пора ли вам вставать?» -
«Да, но хочется поспать».
(ПЕТУХ)
Он отличный спринтер,
Аж на четырёх ногах.
Он водится в саванне -
Не водится в лесах.
(ГЕПАРД)
Она кудахчет по утрам,
Неся яйцо в подарок нам.
(КУРИЦА)
Она сначала поиграет,
Потом уж точно выбирает:
Кому чего теперь нести,
Вилять хвостом или трясти.
Ушки, хвостик, мокрый нос,
Кто нам тапочки принёс?
(СОБАКА)
Осенью клином стремится
На юг перелётная птица.
(ЖУРАВЛЬ)
Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?
(ЛИСА)
По кочанчику ползём,
Яблочки чуть-чуть грызём.
Мы враги для них и вас.
Может, кто узнает нас?
(ГУСЕНИЦЫ)
По тонкой нити я хожу,
Но больше я в углу сижу,
Дожидаясь мух и мошек,
Во все глаза свои гляжу!
(ПАУК)
Посмотри, какой высокий
И пятнистый зверь.
Он совсем не одинокий,
Ты уж мне поверь.
По саванне он гуляет,
Целый день жуёт:
Языком листву срывает.
Редко воду пьёт.
(ЖИРАФ)
Пострекочет, пострекочет
И на травку быстро вскочит.
Уши на ногах несёт,
А нас с тобою не поймёт!
(КУЗНЕЧИК)
Прыгнул кроха, как в нору
В сумку к маме — … .
(КЕНГУРУ)
Птица дивная идёт,
Распустив свой веер-хвост.
Перо лишь в шляпку нам даёт.
Что за птица? Вот вопрос.
(ПАВЛИН)
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
(ЛЕБЕДЬ)
Птица та в лесу живёт,
Звучных песен не поёт.
А сидит лишь на суку
И кукует за версту.
(КУКУШКА)
Птичку эту все мы знаем -
На шесте у нас живёт.
Как природа расцветает -
Песни дивные поёт.
(СКВОРЕЦ)
Раньше брали на охоту,
На руках меня носили.
А теперь случилось что-то:
Как бы взяли и забыли.
(СОКОЛ)
РодилсЯ я из икринки,
Голова и хвост при мне.
Лапок нет, но всё же буду
Летом прыгать по траве.
(ГОЛОВАСТИК)
С потолка упал мне в чашку,
Видно, плавать вздумал он.
Помогать себе усами
Будет рыжий «чемпион».
(ТАРАКАН)
С этим животным
Знакомы вы с детства:
Возит кареты,
Не зная кокетства.
(ЛОШАДЬ)
Самый сильный на планете,
Бегает среди травы.
Дом построит лучший в свете
На опушке у сосны.
Это — маленький трудяга.
Знаете разгадку вы?
(МУРАВЕЙ)
Серый, мягкий и пушистый
Он всегда живёт в лесу.
Словно лист весь затрясётся,
Завидев волка иль лису.
(ЗАЯЦ)
Сети плести -
Большой он мастак.
И ловит не рыбку,
И сам не рыбак.
(ПАУК)
Сеть он крепкую сплетёт,
И затаившись, мошек ждёт.
(ПАУК)
Сеть расставил он в лесу -
Не на волка иль лису,
А на мух и комаров -
Всех поймать их он готов!
(ПАУК)
Та зелёная «подружка»
Вовсе вам и не лягушка.
По кочанчику ползёт
И всё листики грызёт.
(ГУСЕНИЦА)
Тихо ходит иль стоит,
И на воду всё глядит,
Ловит маленьких ужат
И зелёных лягушат.
(ЦАПЛЯ)
Ты попробуй взять меня:
Я колюсь, как ёжик.
Круглым вырос я, друзья,
И совсем без ножек.
Я живу на дне морском
Там, где очень тихо.
Звёзды движутся ползком,
А вот рыбки — лихо.
(МОРСКОЙ ЁЖ)
У леса, на опушке
Увидали мы зверушку:
Скачет, словно мячик.
Кто же это? Верно, … .
(ЗАЙЧИК)
У меня «рука» большая,
Что висит на голове.
Всё «подручное» хватая,
Посылаю в рот себе.
(СЛОН)
У меня глаза большие,
И круги ещё вокруг,
Ты не верь, что я не вижу
Утром, днём, мой милый друг.
От меня хотят все скрыться:
В травке, в норке под сосной,
Но забыли, что я птица -
Вижу всё в глуши лесной.
(СОВА)
У меня семья большая,
Сколько всех? Да я не знаю!
Дом у нас в лесу простой
Разместился под сосной.
(МУРАВЕЙ)
У него короткий хвост,
На носу большой нарост.
Он в саванне проживает,
Места лучшего не знает!
(НОСОРОГ)
Уж очень ядовита -
Тем и знаменита
В капюшоне та змея.
Должны вы знать, её, друзья.
(КОБРА)
Умная птица
Над полем кружится,
Клювом своим
Она может гордиться:
Чёрный, как смоль,
И крепкий, как сталь,
Клюв очень нужная
В жизни деталь.
(ВОРОН)
Уши я несу в коленках,
Но они мне не мешают
И скакать, и прыгать даже:
Все сейчас меня узнают!
(КУЗНЕЧИК)
Ходит птица по болоту,
У неё степенный шаг.
Не забыть б свою «работу» -
Всех поймать в нём лягушат.
(ЦАПЛЯ)
Хорошо нам жить на даче:
Куры бегают кругом,
А ещё она в придачу
Поит жирным молоком.
(КОЗА)
Целый день кружит, летает -
Всё цветочки опыляет.
Заодно, как Божий дар,
Собирается нектар!
(ПЧЕЛА)
Чтоб еду себе поймать -
Надо потрудиться:
По болоту походить,
Низко поклониться.
(ЦАПЛЯ)
Эта птица всем известна -
Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл.
(ЛЕБЕДЬ)
Эта птица гнёзд не вьёт
И птенцов своих не ждёт.
В гнезде чужом — яйцо «подбросит»,
И никого о том не спросит.
(КУКУШКА)
Эта птица гнёзд не вьёт,
Песен дивных не поёт.
Громко, сидя на суку,
Счёт ведёт годам: «Ку-ку!»
(КУКУШКА)
Эта птица любит холод,
Но терпеть не может голод.
За рыбой в океан ныряет,
Поев — на льдину выплывает.
(ПИНГВИН)
Эта птица по утру
Будит нас: «Ку-ка-ре-ку».
Просит ласково: «Вставайте,
Птичкам завтрак подавайте!»
(ПЕТУХ)
Эта птичка не шагает,
Призывает: «Не робей!»
Забияка самый главный -
Серо-бурый … .
(ВОРОБЕЙ)
Эта птичка-невеличка
Не у нас в лесах живёт.
А в Америке с цветочка
Каждый день нектарчик пьёт.
(КОЛИБРИ)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(СВИРИСТЕЛИ)
Это хищник, но речной,
И имеет рост большой.
Любит в омуте он жить,
И добычу сторожить.
(СОМ)
Этот зверь бежит так быстро,
Что догнать его — никак.
Но свою добычу шустро
Догоняет просто так!
(ГЕПАРД)
Этот зверь хороший сторож, -
Он в Америке живёт.
Он не лает, не кусает, -
Он вонючкою «плюёт».
(СКУНС)
Этот маленький «ребёнок»
Вырос вовсе без пелёнок.
Мама в сумке всё носила:
И кормила, и поила.
(КЕНГУРЁНОК)
Этот маленький малыш
Видом так похож на мышь.
У мыши большие ушки,
У него короткий хвост,
За щеками носит сушки
И имеет бОльший рост.
(ХОМЯК)
Я бегу всегда аллюром,
Не могу иначе я.
Так бежать всегда я буду.
Догадались кто, друзья?
(КОНЬ, ЛОШАДЬ)
Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая?
(ТРЕСКА)
Я живу на берегу,
Я там житель постоянный.
Я для палочек продукт,
Но совсем не деревянный.
(КРАБ)
Я летаю очень быстро,
Много ем, но всё в полёте.
Быть дождю — летаю низко.
Вы меня не узнаёте?
(СТРИЖ)
Я летаю, я порхаю,
На цветок похожая.
Я красивая такая,
Милая, пригожая!
(БАБОЧКА)
Я люблю играть в полёте
И вы сразу же поймёте,
Что так самку завлекаю -
На болото приглашаю.
(ЧИБИС)
Я маленький и круглый,
Живу в воде друзья.
Есть хвостик, лапок нету -
Лягушкой буду я.
(ГОЛОВАСТИК)
Я мошек для пищи
Ловлю на лету.
Летаю как пуля -
Ходить не могу.
(СТРИЖ)
Я назойливая очень,
Но в стишке, так, между прочим,
Расскажу вам без прикрас:
Жизнь мою комарик спас.
(МУХА)
Я очень громко лаю,
Но вас не покусаю,
Да потому что дети -
Есть лучшее на свете!
(СОБАЧКА)
Я по комнате летаю
Неприятная для слуха.
Извини, но я такая,
Надоедливая … .
(МУХА)
Я ползу своей дорогой,
Домик на себе несу.
Нужно мне совсем немного -
Жить спокойно и в лесу!
(УЛИТКА)
Я порхаю над капустой,
Устали не зная.
Отложу яичек густо.
Кто меня узнает?
(БАБОЧКА-КАПУСТНИЦА)
Я с неба упала
На морское дно
И хищницей стала
Давным уж давно.
(ЗВЕЗДА МОРСКАЯ)
Я самая красивая,
Из рода соловьёв.
Писать с меня иконы,
Пожалуй, мог Рублёв.
(ВАРАКУШКА)
Я сижу, сижу, сижу,
С уголка на вас гляжу.
Если муха — погожу,
О себе потом скажу!
(ПАУК)
Я умею быстро скрыться
И тихонько затаиться.
Ну, а если ты обманешь
И за хвост меня поймаешь,
Я его тебе, прощаясь,
Сброшу, в травке растворяясь.
(ЯЩЕРИЦА)
Я «хожу» как воробей,
Также и летаю.
Жёлтенький жакет на мне.
Кто меня узнает?
(СИНИЦА)
Я хороший, я пригожий,
Я на кактус чуть похожий.
Я фырчу, меня не трож,
Уколю тебя. Я — … .
(ЁЖ)
Я хочу спросить, ребята,
Сам за это не берусь:
Его детки — есть гусята.
Может это гордый … ?
(ГУСЬ)
Я хочу, чтоб догадался,
Как я раньше назывался,
Рос я быстро, мне не лень,
И теперь зовусь олень!
(ПЫЖИК)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая безопасность - урок окружающего мира
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе....
Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"
Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...
Презентация. Экологическая викторина по окружающему миру 1 - 4 классы
Данный материал поможет учителям начальных классов провести викторину на экологическую тему....
Экологическая безопасность. Урок окружающего мира в 3 классе.
УМК "Школа России". Конспект урока. Изучение нового материала проходит в ходе групповой работы....
Экологическая игра по окружающему миру "Моя зеленая планета"
Внеурочное мероприятие прошло в виде игры, где учащиеся закрепили свои знания по окружающему миру. Дети с удовольствием отгадывали загадки, анализировали правила поведения в окружающей среде, за...
Экологическая викторина по окружающему миру для 4 класса
Экологическая викторина...
Экологическая викторина по окружающему миру для 1-4 классов
Материал может быть использован во время проведения недели начальных классов....