"Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока по предмету " Окружающий мир" , 1 класс, ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_zimuyut_ptitsy.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Где зимуют птицы?
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить и расширить знания об особенностях птиц.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и расширить знания детей о птицах зимующих и перелетных.
- Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи урока:
- Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир, 1 класс – О.Н. Федотова и др., письмо Буратино, загадки, иллюстрации перелетных и зимующих птиц
Ход урока
этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Ι. Организация класса на работу. | М.: Словесный. Слово - учителя. Доброе утро, ребята! Я вновь рада встречи с вами! . Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Ну-ка, проверьте , ребята Вы готовы начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ,конечно впрок. Постарайтесь всё понять, Много нового узнать. | 1-2 мин. Учитель заходит в класс. | |
II. Фенологическая минутка | М.: Словесный. Слово - учителя. - Сейчас узнаем о погоде за окном сегодня | - Сегодня 29 ноября. Погода ясная. На улице -14 градусов, ветер южный слабый. | Ученики рассказывают о погоде, учитель делает записи на доске. |
III. Повторение ранее изученной темы. VΙ. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала. Физкультминутка Физкультминутка | М.: Устная проверка. Актуализация знаний. 1.Беседа - Послушайте! Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду. - О каком времени года я прочитала? - Как вы догадались, что речь идёт об осени? - Почему я вам прочитала р-з об осени? Бродит осень по дорогам. Ищет осень, где присесть, Какие ещё приметы осени мы не назвали?. 2. Игра. -У вас на столах конверты с мозаикой. -Работать будете в паре со своим соседом. Посмотрим, что у вас получится. - Когда вы справитесь с работой, подайте сигнал! У кого что получилось? Оцените свою работу и работу своего товарища. ( Я –молодец и ты -молодец) - Назовите своих птиц.( учитель вывешивает картинки птиц, которых называют дети: петух, курица, гусь, сова, филин, цапля, гусь, ласточка, индюк ). - На какие две группы можно поделить всех этих птиц? М.: Словесный. Беседа. Давайте послушаем разговор скворца и цапли. -Здравствуй, скворушка! -Что ты такая печальная, цапля? - Ах голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик важно вышагивал, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький воробьишко болтал, что бывает зима и какой-то трескучей мороз. Может быть, это правда? - Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето. -Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? - Кто догадался , о ком пойдет речь сегодня на уроке? - Да, мы сегодня поговорим о птицах, и о том, как птицы готовятся к зиме . - А кто скажет, о какой из наших групп мы будем говорить? Почему? - Что же мы будем делать, чтобы это выяснить? П.: логический. Постановка проблемы. Попробуем выяснить, почему одни птицы улетают, а другие остаются. Очень трудно так стоять, ногу на пол не спускать. И не падать, не качаться, за соседа не держаться! ( два раза, на обе ноги) П.: Логический. Выявление причин перелета или зимовки птиц. Посмотрите на рисунки стр.30 учебника. Почему птицы разделены на две группы? – Те птицы, которые улетают в теплые края на зиму, называются перелетными птицами. А тех птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами. – Назовите перелетных птиц. – Назовите зимующих птиц. Сейчас я познакомлю вас ещё с некоторыми зимующими птицами. (презентация « зимующие птицы») М.: Практический. Наблюдение окр. мира. - Гуляя вчера на прогулке, каких птиц вы видели? -Верно, кажется, все перелетные птицы уже улетели в теплые края. С берез облетели последние листья. Наступила глубокая осень. На дворе – ноябрь. М.: Словесный. Беседа. П.: Логический. Решение проблемы. – Почему же некоторые птицы улетают на юг? – Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? – Больше или меньше их стало с приходом осени? В какую погоду их становится меньше? – А чем еще питаются птицы? Птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других – плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. – Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? В эту пору в своих дворах мы видим синиц, воробьев, ворон. Их называют оседлыми. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. : Эти птицы летом живут в северных лесах, а осенью прилетают к нам зимовать. Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ , ЗИМУЮЩИЕ. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых. Учитель: А мы можем помочь птицам? Дети: Зимой птиц нужно подкармливать. Нужно делать кормушки. Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! ( физкультминутка про дерево) (Посмотрели вправо, влево.) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. М.: Словесный. Беседа. Технический. Работа с хрестоматией. Откройте хрестоматию на стр. 18-19. Послушайте внимательно текст статьи «Почему птицы осенью улетают в теплые края» Какие птицы питаются семенами трав, деревьев, кустарников? Какие птицы питаются мышами и мелкими зверьками? Обитают ли в наших краях эти птицы? Учитель: А сейчас послушайте разговор воробья и куропатки и подумайте, как они готовятся к зиме. И н с ц е н и р о в к а - Ах, воробей, ты к зиме тоже вылинял? - Ничего я не вылинял! Это вы, куропатки, зимние шубки понадевали. А я житель городской, круглый год в димесезонном пальто прыгаю. - Ты же был пестреньким, в пятнышках, а теперь сереньким стал! - Это у меня на перышках светлая каемочка выросла, закрыла пятнышки. Вот я и посветлел. - И всегда таким будешь? - Как бы не так? За зиму перышки обтреплются, укоротятся, и к весне опять стану пестреньким! Учитель: Как эти птицы готовятся к зиме? Дети: Птицы меняют окраску, наращивают пух. | Об осени - Идет дождь, птицы улетают на юг, листопад. На дворе поздняя осень Дети собирают мозаику. Дети называют тех птиц, что у них получились. Дикие и домашние. Потому, что они на зимовку улетают в другие страны О птицах. О второй. О домашних птицах заботится человек! Думать, читать, слушать, делать выводы Одни зимой улетают, другие остаются зимовать. Журавль, жаворонок, ласточка, скворец Сорока, синица, воробей, ворона Голуби и синицы Птицы улетают на юг, т.к им нечем питаться Да. Стрекозы, мошки, комары, мух, их много. С приходом осени их стало меньше Плодами и семенами растений Не все птицы улетаю, они перебираются ближе к дому человека Воробей, синица, снегирь, клесты Аист, филин, сова Все эти птицы, кроме аиста | |
ΙV. Закрепление изученного материала. V. Итог урока. Оценка деятельности учащихся. | М.: Практический. Технический. Работа с рабочей тетрадью. - Откройте рабочую тетрадь на стр. 21-22. Выполните задание 21 самостоятельно. Отметь рисунки тех птиц, которые улетают из наших мест с наступлением холодов. Раскрасьте рисунки снегиря и синицы. Остаются ли эти птицы зимовать в наших краях? Посоветуйтесь со свом соседом. - А пока вы выполняете, я включу вам фонограмму птичьих голосов. - Посмотрите на рисунки на стр. 29 задание 28. Назови птиц и подпиши их названия. Какие из них могут прилететь зимой к вашим кормушкам? Нарисуй кормушку, которую ты сможешь сделать сам(а). Ребята, наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня узнал много нового из жизни птиц. Давайте повторим: -Как птицы готовятся к зиме? -Как называют птиц, которые не улетают на юг? -Почему их так называют? -Каких зимующих птиц вы запомнили? - Мы ответили на вопросы, которые задали себе в начале урока? -Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы– наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь , охранять и помогать в трудную минуту. Оцените свою работу на уроке? А работу своих товарищей? - Мы – молодцы. Дома с родителями вы можите смастерить кормушки, которые нарисовали в своих тетрадях! К р о с с в о р д «Перелетные птицы». – Определите, какие птицы собрались в дальнюю дорогу в теплые края, и решите кроссворд. - Молодцы, помогли разгадать кроссворд . | Некоторые улетают в тёплые страны, кто-то перебирается ближе к жилью людей, кто-то меняет окраску, наращивают пух Чиж, утка, стриж, скворец, ласточка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
Конспект урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Уроки по немецкому языку по теме "Зима. Погода зимой"
В методической разработке по теме "Зима. Погода зимой" размещен материал 2 уроков (сценарий урока и мультимедийная презентация к нему). Разработка каждого урока представлена по плану: тема; задачи уче...
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс
Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13: Изготовление кормушки из бумажного пакета....