Урок по окружающему миру ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Этот урок позволяет учащимся окунуться мир старинных вещей, узнать об их назначении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimazetdinova_n.g._konspekt_uroka_k_okr._miru_predmety_stariny.docx | 283.72 КБ |
Предварительный просмотр:
урок окружающего мира
Автор:
Гимазетдинова Надия Гарифулловна,
учитель начальных классов.
Лабинск, 2014 год
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с предметами старины.
Задачи:
Предметные
- развитие исторического мышления и понимания динамики, изменчивости социального события, явления, факта;
- сравнение одежды, предметов обихода современного человека и его далекого предка;
Личностные
- совершенствование умения работать с толковым словарем с целью выяснения значения малознакомых слов;
- развитие общей культуры и детской эрудиции;
- воспитание патриотизма, эмоционально-положительного взгляда на мир.
Метапредметные
- развитие учебно-познавательных умений сравнивать и обобщать;
- развитие коммуникативных умений: участие в диалоге, построение связного повествования, ориентировка в научных терминах и понятиях;
- самостоятельно определять цели своего обучения;
- работать с различными источниками информации
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Тип урока: урок - исследование.
Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградовой “Окружающий мир”, 3 класс, с. 112–115; рабочая тетрадь; проектор, экран, ноутбук, таблички с названием страны в разные исторические времена: “Древняя Русь”, “Московская Русь”, “Российская империя”; иллюстрации с изображением женской одежды, карточки для индивидуальной работы; карточки со словами “будуар”, “онучи”, “ одёжа”, “ассамблеи”.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. | Ученик 1: Времена теперь другие, как и мысли, и дела. | Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе. Настраиваются на работу. |
Слайд 1. | О чём сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить? Ученик 2: Чем дальше в будущее входим, Ученик 3. Мы гордимся стариною, | Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах старины. |
Слайд 2.Фото с экскурсии в краеведческий музей. | Ребята, где вам удалось увидеть «наших прадедов работу»? Правильно, вы смогли увидеть предметы старины глубокой во время экскурсии в наш краеведческий музей. Ученик 4. Из далекой старины 4. А теперь они в музее, | Ответы детей |
II.Актуализация знаний. Блиц- опрос изученного материала. | Как называли нашу страну в разные исторические времена? Кто правил страной в Древней Руси? Кто стал первым русским царём? При каком царе Россия стала империей? | Древняя Русь. Московская Русь. Россия, Российская империя. СССР (РСФСР) Россия, Российская Федерация Великий князь Князь Иван IV Грозный, 1547г. Пётр I, император |
Проверка домашнего задания Слайд 3. Дом крестьянина и горница боярина при царе Иване Грозном. | Задание: сравните комнаты в разных домах. Чей это дом? Почему вы так думаете? О чём могут рассказать вещи хозяина дома? (Бочка для воды, посуда, лавки, стол, икона, чисто, бедно, скромно.) Кому, по вашему мнению, принадлежит эта комната? | Дети сравнивают, анализируют, делают выводы Дом крестьянина. В доме бедно, вместо дивана стоят лавки, вместо картин висит икона, нет зеркал. Это означает, что здесь живут бедные люди, т.е. крестьяне. Это горница боярина. |
Работа в тетради (Рабочая тетрадь №2) Слайд 4 Гостиная. Слайд 5. Кабинет. Вывод. | Откройте рабочие тетради, скажите, какую комнату называли горницей? Чем отличается горница боярина от комнаты крестьянина? Какие ещё комнаты были в богатом доме? Как называется такая комната? Какие вещи вы видите в комнате? О чём они могут рассказать? Для чего предназначалась гостиная? Чем занимались в кабинете? Какие вещи в комнате помогают об этом догадаться? Скажите, ребята, все ли богатые люди были «рабами вещей»? Какой мы из всего этого делаем вывод? | Дети работают в рабочей тетради Горница – это самая большая и светлая комната, в которой обычно собиралась вся семья. Вещами, которые там находятся. Диванная – для отдыха, музыкальная - для слушания музыки, кабинет, библиотека, буфетная с посудой, столовая, будуар – комната хозяйки дома для приема друзей, спальни, детские. Гостиная – это большая комната в богатом доме для приема гостей. Ответы детей В кабинете читали, писали. Книги, чернильница, перо. Многие тратили свои богатства на строительство больниц и школ, собирание библиотек, коллекций картин, которые потом дарили своему городу. Вещи рассказывали о том, кому принадлежат и кому служат эти комнаты. |
III.Знакомство с новой темой. Слайд 6. | Продолжите выражение: «По одёжке встречают, ….. (по уму провожают)» Как вы думаете, что оно обозначает? А почему я именно сейчас заговорила об этом? Какова тема нашего урока? Скажите, что хотел бы узнать каждый из вас на этом уроке? | Ответы детей Старинная одежда. Хотели бы узнать, как одевались люди в старину, какие носили украшения, какую обувь. |
Путешествие во времени. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы. | А сейчас мы с вами немножко попутешествуем. Посмотрите, как одевались люди в разные исторические эпохи (показ слайдов). Сравните одежду русских людей разных сословий (слоёв общества). Кто мог носить такие костюмы? В наши дни старинный костюм вызывает восхищение и изумление. В избе крестьянина создавалось и жило “чудо чудное, диво дивное” – народный костюм. Это была не просто одежда, а сказка. | Гипотезы детей (поиск ответа в учебнике). Князья, боярин 16-17 веков, крестьянин. |
ФИЗМИНУТКА | ||
IV. Работа с учебником (с.113) Работа по группам. 1 исслед-я группа Слайд 7. Лапти. | Загадка. – На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым? (Липа) А почему так говорят про это дерево? Для чего нужна липа? А что такое лыко? Где применяли лыко? Что такое лапти? – За год крестьянин изнашивал до 20 пар лаптей из лыка. | Из липы надирали лыко. Дети работают с толковым словарем. Лыко – это тонко надранные ленты из липы. Из лыка плели лапти. Обувь крестьянина |
2 исслед-я группа. Поиск значения слова в толковом словаре. Слайд 8. Онучи. | Что такое онучи? | Дети работают с толковым словарем. Онучи – длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги при ношении лаптей или сапог. |
Индивидуальная работа (одновременно сильные ученики работают по карточкам) | Задание: сравни слова порты, пороть, портной. Какие из этих слов употребляются сейчас? Какое из них «старше» других? | Учащиеся читают рубрику «Этот удивительный мир», находят ответы. Порты похоже на простое слово “портки” (брюки). В Древней Руси это слово обозначало любую одежду или кусок ткани, кожи. Сейчас употребляются слова пороть и портной. |
Слайд 9. Рубаха. Сообщение ученика. | А что такое рубаха? Как же появилась первая рубаха? Можно представить эту картину так. Берет хозяйка кусок ткани, перегибает пополам, вырезает отверстие для головы, подпоясывает веревкой – поясом. Вот и готова рубаха! Это уже позднее, через много – много лет люди научились сшивать одежду, вшивать рукава, воротник, украшать рубахи вышивкой или оборкой. <Рисунок 1.> Задание: Рассмотрите на слайде и сравните рубахи: повседневная и праздничная. – Чем они различаются? | Ученик: У нас дома много старинных вещей. Одна из них рубаха моего прадедушки. Рубаха – была основной частью костюма на Руси. Ее носили и дети, и женщины, и мужчины. Ученые считают, что слово “рубаха” происходит от слова руб – так в древности обозначали кусок, обрывок ткани. Отсюда родилось и слово рубить (резать). Ответы детей
Бедные люди носили простую холщовую рубаху (поиск значения в толковом словаре, с. 157), а богатые – шелковую. |
Слайд 10. Старинные пояса с пряжками. Сообщение учащегося. Вывод. | Ребята, у кого ещё есть старинные вещи бабушек и дедушек? Рубаху обязательно подпоясывали. Простые люди – сплетенным из ниток шнурком, а богатые – кожаным ремнем с ажурными пряжками. Кожаный ремень – дорогая вещь, но его старались приобрести все, потому что он считался знаком хозяина, воина, настоящего мужчины. Какой из этого следует вывод? | У нас дома тоже есть старинные вещи, но я решила сама сплести такой вот пояс.
Русская мужская одежда в старину должна была подчеркнуть мужественность, силу мужчины. |
V.Индивидуальная работа. Рубрика «Этот удивительный мир» | Задание: прочитай выделенные слова княгини с интонацией. Можно ли сейчас употреблять слово «одёжа»? Оказывается, в Древней Руси слово «одёжа» употреблялось. Даже княгиня говорила служанке: «Пойди, принеси мне одёжу!» | Нет, это не литературное слово. |
Ребята, как вы думаете, как выглядела женская одежда? По древней традиции, замужние женщины прятали “от дурного глаза” и позора свои волосы. Не принято было ходить простоволосой – это считалось неприличным. Выражение опростоволосилась – попала впросак, в нелепую ситуацию. Молодые девушки оставляли непокрытыми свои волосы, подхваченные лентой, тесьмой. Вспомните пословицу: “Девичья коса – всему миру краса”. | Женская одежда была широкая, свободная, наглухо застегнутая сверху донизу. Она подчеркивала скромность, мягкость, обаяние ее носительницы. | |
VI. Работа в парах. Поиск значения слов в толковом словаре. | Что значит простоволосая? Кого называли неприличным? | Дети работают с толковым словарем. Простоволосая – так говорили в старину о женщине, голова которой не была покрыта (как полагалось) платком. Неприличный – нарушающий правила общественного поведения (приличия). |
Работа в парах. Поиск значения слов в толковом словаре. Слайд 11. | Задание: найдите значение слова «амулет» | Дети работают с толковым словарем. Амулет – предмет, который некоторые люди считают волшебным (магическим) средством против болезней, несчастий. |
Полилог (коллективное обсуждение) | Для чего люди украшали одежду? Украшения на одежде были оберегами, они должны были оградить (уберечь) человека от болезней, горя, ранней смерти, неурожая и всяких других бед. | Приятно смотреть и носить, чтобы была красивой. |
VII. Игра «Угадай предмет старины глубокой».Поиск в кабинете старинных вещей, фотографий с изображением старинных предметов. | Задание: посмотри вокруг себя, найди знакомые тебе старинные предметы, фотографии с изображением старинных вещей. Расскажи о них в роли экскурсовода. | Рассказы детей. |
VIII. Итог урока. Задание на дом. Слайд 12. | О чём рассказывают предметы « старины глубокой»? Кого, по вашему мнению, можно назвать лучшим «Знатоком предметов старины глубокой»? | По одежде можно было определить, откуда пришёл человек, какого он роду- племени, из какой семьи происходит. А различные предметы, которые находятся в доме, могут многое рассказать о своих хозяевах. Преподавателей истории и работников музея, экскурсоводов. |
IХ. Рефлексия. | Закончите предложения На уроке я узнал… Мне было интересно… Работой на уроке я… | |
Х. Заключение. Слайд 13. Как прежде надо дружить. | Ученик: Как прежде надо дружно жить, |
Литература:
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения. Москва. ИЦ “Вентана – Граф”. 2002.
- Федотова Ж. Историческая викторина. Методическая газета “Начальная школа”. № 9 май 2008.
- Волкова Т. А. Вспомним нашу старину. Методическая газета “Начальная школа”. № 11 июнь 2005.
- Щадрина Г. С. История старинных вещей. Журнал “Начальная школа” № 4 2008. с. 65, 66, 68.
- Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Учебник “Окружающий мир” 3 класс, с. 112–115.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"жизнь на селе в старину"- конспект урока по окружающему миру
О старинном быте сельских жителей-ролевая игра...
Урок по окружающему миру во 2 классе "Старинная женская работа"
Конспект урока...
урок по окружающему миру в 3 классе по теме:"Какие предметы окружали людей в старину".
Создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека в разные эпохи, развитие умений работать со справочной литературой, развитие спос...
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Старинная женская работа"( 2 класс)
Предметный урок предназначен для учеников 2 класса....
Урок по окружающему миру "Старинная женская работа"
План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Старинная женская работа"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Старинная женская работа" (УМК "Перспектива") + презентация и раздаточный материал
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Старинная женская работа».Цели деятельности учителя: · формирование представлений о содержании и п...
Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Старинные Весенние праздники " УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 05.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...