ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СУШИ ЗЕМЛИ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Дать общность причин образования природных зон. Познакомить с новыми понятиями. Выявить закономерность смены природных зон в зависимости от неживой природы. Развивать умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять. Природные связи Земли. Что называется природной зоной? Природная зона – территория Земли с близкими климатическими условиями и почвами, с соответствующими растительным и животным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СУШИ ЗЕМЛИ
Цели и задачи урока: Дать общность причин образования природных зон. Познакомить с новыми понятиями. Выявить закономерность смены природных зон в зависимости от неживой природы. Развивать умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять. Природные связи Земли. Что называется природной зоной? Природная зона – территория Земли с близкими климатическими условиями и почвами, с соответствующими растительным и животным миром.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, карты природных зон мира, климатических поясов, физическая карта мира, иллюстрации – природные зоны, растения, животные, книга со сказкой Л. Лагина «Старик Хоттабыч».
Ход урока
I. Организационный момент.
В ы с т у п л е н и е с и н о п т и к о в: бюро погоды.
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь.)
П р и м е т ы: появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме; большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму; несколько дней кряду видны белые облака – к похолоданию, темные и черные – к дождю.
II. Актуализация опорных знаний.
Работа в группах
Задание «Эстафета» Определить природную зону по описанию, по картинке, по загадке. Ту зону, которую угадали, с ней и придется работать всей группой. 1. Иван Саввич Никитин великий русский поэт об этой природной зоне написал такие строки
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор! (И. Никитин - степь)
2.загадка-вопрос: Царство вечной мерзлоты, ледяная зона (Арктика)
3.Обратимся к картине известного художника Виктора Михайловича Васнецова «Северный край».
-Какую зону изобразил живописец? (тайга)
4. Михаил Михайлович Пришвин в своем произведении описал зимнюю пору, какой природной зоны послушайте:
…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка, не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что — и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет. (Смешанные леса)
5.Главным занятием населения этой природной зоны является- оленеводство (Тундра)
6. Город этой зоны выбран местом проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года (г. Сочи, субтропики)
Рефлексия
Учитель на фоне приятной музыки читает текст, дети слушают
Закройте глазки, послушайте приятную музыку. Представьте себе карту нашей родины - России. Согласно ей мы совершим с вами путешествие и посетим уголки нашей Родины с севера на юг. В начале нашего пути перед нами открывается царство льда и снега, его сменят разноцветный ковер тайги. А теперь мы пролетаем над густым хвойным лесом, так называют тайгу, вдохнем аромат хвой, Наряду с хвойными деревьями мелькают березки, осинки, туда- сюда снуют зверьки- это смешанный лес. Деревья здесь растут тремя ярусами. Приближаясь к южным уголкам нашей России, чувствуем тепло степных просторов. Сейчас бы к морю. А вот и оно- побережье Черного моря г. Сочи. Окунулись, почувствовали прохладу - это был последний пункт нашего назначения, пора возвращаться. На мгновенье мысленно вернитесь в любую из зон, оглянитесь, прислушайтесь, запомните понравившуюся картинку - открыли глазки.
Творческий рассказ. Речевая разминка.
III. Изучение нового материала.
– Мы отправляемся в путешествие по природным зонам Земли. Путь выбираем такой: от класса-аэродрома – на Север, с Севера – на самый юг, вокруг земного шара. Дальнейший маршрут уточним в полете.
Все по местам! Приготовиться! Пять. Четыре. Три. Два. Один. Старт! Полетели…
В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном.
– Вспомните, что вы знаете об этом океане.
П е р в а я о с т а н о в к а – л е д я н а я п у с т ы н я.
Заполним бортжурнал (характеристика природной зоны по плану с использованием карт под руководством учителя).
Природные зоны суши Земли имеют основные общие черты: рельеф, климат, типы почв, растительный и животный мир.
Ч т е н и е у ч и т е л е м отрывка из произведения Л. Лагина «Старик Хоттабыч».
Характеристика ледяной пустыни:
1) каменистая равнина;
2) зона холода. Полярная ночь – 150 суток. Зимой температура понижается до – 40 градусов и ниже, дуют ветры, часты бураны. Летом температура воздуха чуть выше 0;
3) маломощные, неразвитые, каменистые;
4) мхи, лишайники, некоторые цветковые растения, злаки; белый медведь, тюлень, морж, «птичьи базары».
Пока мы заполняли бортжурнал, на заметили, как подлетели к Южному полюсу. Внизу огромная белая страна. Только на этот раз это не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь.
В т о р а я о с т а н о в к а – А н т а р к т и д а.
– Как называется этот материк? (Антарктида.)
– Почему здесь нелегко жить и работать? Заполните бортжурнал этой зоны по тому же принципу, что и для ледяной пустыни.
– Сравните две записи. Что можете сказать об этих зонах?
Опять на север! Под нами раскинулась безлесная зона, представляет собой заболоченную равнину. Природа здесь сурова. Зима восемь-девять месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра.)
Т р е т ь я о с т а н о в к а – т у н д р а.
– Заполните бортжурнал о тундре:
1) зима длится восемь-девять месяцев; морозы в 50–60 градусов. Полярная ночь. Лето короткое;
2) осадки незначительны, влажность высокая; сильные ветры;
3) равнина; бедные, малоподвижные; слой многолетней мерзлоты; тундрово-глеевые и торфяные почвы;
4) мхи, лишайники, ягодные кустарники: голубика, черника, брусника; лемминги, песцы, северный олень, волки, лисы, гнус.
Если бы мы пролетали над тундрой зимой, то даже не заметили бы, где кончается Северный Ледовитый океан и начинается тундра: снег да лед. На тысячи километров протянулся вдоль берегов Северного Ледовитого океана широкий пояс тундры.
Мы пролетаем над безбрежным земным океаном. Там зеленые боры-сосняки. Тут темные пятна ельников. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Седые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. (Тайга.)
Ч е т в е р т а я о с т а н о в к а – т а й г а.
– Заполните бортжурнал о тайге:
Тайга светлохвойная 1. Равнина. 2. Четко выделяются времена года. 3. Подзолистые. 4. Сосновые и лиственничные леса: – ольховник, карликовые березы; – ягодные кустарники, мхи, лишайники; – разнообразный животный мир лесов. | Тайга темнохвойная Равнина Ель, пихта, сибирская |
Продолжаем наше путешествие. Летим на юг. Смотрите, внизу под нами лесов уж нет. На все четыре стороны раскинулась бескрайняя равнина – степь. Это удивительная, поистине чудесная земля. Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь.)
П я т а я о с т а н о в к а – с т е п ь.
– Заполните бортжурнал о степи:
1) Равнина.
2) Жарко. Недостаток влаги. Засушливое лето (+20…–24 °С), холодная зима (–20…–30 °С). Снежный покров тонок.
3) На севере – богатые почвы: чернозем с толстым слоем перегноя, на юге – засоленность почвы: каштановые с включением солонца.
4) Злаки, травы, культурные растения. Сайгаки, грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки, дрофа, стрепет, жаворонок.
Степей на земле немало, находятся они в разных ее частях.
Продолжается наш полет. Мы приближаемся к пустыням. Пустыни на нашей планете – самые опасные, но в то же время и самые загадочные и удивительные места. Они пугают, даже наводят ужас своей неприступностью. Их труднее покорить, чем даже самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле, особенно в Африке, Азии и Австралии. Общая их площадь составляет 15–20 миллионов кв. км.
Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до –30 °С.
Ш е с т а я о с т а н о в к а – п у с т ы н я.
– Заполните бортжурнал о пустыне:
1) Равнина.
2) Лето жаркое и сухое. Зима морозная. Снежный покров и летние дожди незначительны. Рек немного.
3) Бедные почвы – засолены. Сероземы и красно-бурые почвы.
4) Растительность: нет сплошного покрова. Верблюжья колючка, агавы, солянки, полынь. Антилопы, верблюды, ящерицы, змеи, пауки, скорпионы.
Теперь наше путешествие вокруг Земли окончено.
– Сделайте выводы.
– Что такое природные зоны?
Природа на разных материках Земли неодинакова, потому что неодинаковы условия ее возникновения, развития и существования. Эти условия закономерно изменяются от полюсов к экватору. Главная причина этого заключается в том, что Земля имеет шарообразную форму. Если бы она была плоской, то ее поверхность нагревалась бы равномерно и во всех местах одинаково.
IV. Закрепление нового материала.
1. И н с ц е н и р о в к а «Крошка Ру и Кенга».
Сова. Что такое природная зона?
Пятачок. Это вся природа, живая и неживая.
Крошка Ру. Это участок земной поверхности, на котором растут определенные растения и живут определенные животные.
Кенга. Природная зона – это территория, для которой характерна определенная природа.
Грустный Иа-Иа. Природная зона – это разноцветные полоски на карте.
Сова. Молодцы, но только двое.
– Кто заслужил похвалу?
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
– Составьте «карту мыслей».
«Карта мыслей»
– Ответьте на вопросы учебника, с. 28, 29.
– Какие растения характерны для зоны степей? (Травянистые.)
– Попробуйте объяснить, почему в зоне степей произошла такая резкая смена растительности по сравнению с лесной зоной. Назовите главную причину. (Изменение климата. Угол падения солнечных лучей увеличил в степной зоне количество света и тепла. Зима короткая, а лето сухое, жаркое и длинное. Мало осадков.)
3. И г р а «Животные природных зон».
– Знаете ли вы животных, обитающих в разных природных зонах? (Соотнесение изображения животных с изображением основных природных зон, учебник, с. 29.)
Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица – степь.) Плывет по морю великан, Пускает из воды фонтан. (Кит – Крайний Север.) Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий. Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. (Лось – лесная зона.) Белокрылые хозяйки Над волной летают… (Чайки – Крайний Север.) | Мха копытами касаясь, Ходит северный красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Олень – тундра.) Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд – пустыня.) Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения! (Жаворонок – степь.) Из куста шипела, Укусить хотела. (Змея – пустыня.) |
Меньше тигра, но немножко Больше крупной рыжей кошки. На суку она обычно, Притаившись, ждет добычу. Не робей, но берегись, В том лесу, где бродит … (Рысь – лесная зона.) |
4. Р а б о т а п о к а р т е природных зон и климатических поясов.
– Как распределяются природные зоны? (От экватора к полюсам.)
– Какие природные зоны располагаются в климатических поясах? Какую особенность вы заметили? (Несовпадение, так как в образование природных зон включились дополнительные факторы: растительность, животный мир. В экваториальном и тропическом климатических поясах есть природные зоны лесов, степей, пустынь. В умеренном климатическом поясе – зоны тундры и пустынь. В антарктическом – только пустыни.)
Проблема: одинаковые природные зоны соответствуют разным климатическим поясам.
– Что общего между лесной зоной экваториального пояса и лесной зоной умеренного пояса? (Деревья как тип растительности. Деревья здесь различны.)
– Что общего между пустынями в каждом поясе?
V. Итог.
– На следующих уроках мы продолжим изучение природных зон более детально, ответим на все вопросы, на которые не нашли пока ответа. Наше путешествие не заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ"
ПРОЕКТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 1) ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА2) ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ3) ПРЕЗАНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ПО ГРУППАМ...
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь
Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....
Природные зоны Земли
Природные зоны земли...
Презентация 3 класс "Природные зоны Земли"
Презентация 3 класс "Природные зоны Земли"...
Природная зона - часть географического участка земли с однородными климатическими условиями.
АРКТИКА (Арктическая пустыня).Географическое положениеКлиматРельеф и ПочвыРастенияЖивотныеТруд человекаЭкологияОстрова Северного Ледовитого океана. Климат холодный, суровый. Температура нер...
Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли. Природные зоны России.» мастер -класс 4 классы
Данный урок был разработан с целью подготовки учащихся к ВПР по окружающему миру, расширению и углублению знаний о природных зонах России ,знаний о родном крае, Государственных символах России, а...
Презентация к уроку по ИЗО "Пейзаж родной земли".Природные зоны России"
Данная методическая разработка урока была разработана с целью подготовки учащихся 4 классов к ВПР по окружающему миру....