ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА ПО УМК "ГАРМОНИЯ"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Валуева Ирина Владимировна

Календарно-тематическое планирование по скружающему миру 2 класс УМК "Гармония".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2КЛАСС (68 ЧАСОВ)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню.

Характеристика учебной деятельности учащихся

Вид

контроля. Измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата
проведения

план

факт

1

1. Повторение

учебного

материала,

изученного в 1классе

Учебник – с. 3–4;

Рабочая тетрадь – с.

3 – 6;

Тестовые задания - с.3 – 5, тест № 1.

1

Комбинированный

Что такое окружающий мир. Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу. Признаки живого

Актуализировать

знания учащихся об

окружающем мире,

проверить, что они

запомнили, чему научились.

Закрепляем

полученные в 1

классе предметные

знания о живой природе.

Проверяем умение

объединять предметы в группы по существенным

признакам; выполнять и

оформлять разные тестовые задания.

Фронтальный опрос.
Работа с раздаточным материалом

Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и

неживая природа, изделия человека;

называют изученные группы растений и животных, их

основные признаки;

учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений.

С. 4–5.

Отвечать
на вопросы

2

2. Что нас окружает

Учебник – с. 5–7;

Рабочая тетрадь – с.

7;

Тестовые задания - с.6 – 7, работа № 1.

1

Комби-
нированный

Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы

Как учѐные называют

окружающие

предметы.

Какими могут быть

источники

информации о них,

какими способами еѐ

представляют.

Что значит «прочитать» схему.

Тело, тела природы,

изделия человека;

учебная статья,

научно-популярный,

художественный

тексты,

иллюстрация,

условный знак,

схема, таблица,

собственные

наблюдения, опыт,

модель как

источники

информации.

Умение принимать и

решать познавательные и учебные задачи, выбирать

нужную информацию из

текста, иллюстрации, схемы.

Задания

по группам

Принимают (совместно с учителем) и решают

поставленные задачи разными способами: читают тексты,

выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации

и распределяют предметы окружающего мира в разные

группы;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся

работать со схемами, анализируют информацию, которая в

них представлена;

формулируют выводы, подводят итог урока (какие была

поставлены задачи, какими способами они решались,

какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали).

С. 6–7.

Отвечать
на вопросы

3

3. Человек –

разумное существо

Учебник – с. 8–14;

Рабочая тетрадь – с.

10–11, задания 10,

11, 12;

Тестовые задания - с.10 – 11, работа № 2.

1

Комби-
нированный

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу. Как человек познает природу, общество, самого
себя

Что в первую очередь

научился делать

человек.

Чем дома людей

отчитаются от жилищ

животных.

Что создал человек,

чтобы облегчить свой

труд.

Почему люди стали

изобретать средства передвижения.

Изобретатель,

орудие труда,

инструменты,

научные приборы,

бытовая техника;

средства передвижения.

Умение собирать

информацию из

иллюстраций,

собственных наблюдений,

учебного текста;

рассуждать и проверятьсвои выводы,

Фронтальный и индивид.

опросы

Рассуждают, чем человек отличается от животных,

сравнивают их жилища, способы передвижения с

изобретениями человека;

делятся с одноклассниками собственными наблюдениями,

формулируют выводы и проверяют их;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками.

С. 8–14.

Отвечать
на вопросы

4

4. Здоровье

человека. Значение

природы для

здоровья

Учебник – с. 15–18;

Рабочая тетрадь – с.

12–13, задания 13-18.

1

Комби
нированный

Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации
домашней учебной работы. Личная
гигиена, охрана
и укрепление здоровья, безопасное

Что такое здоровье,

что может повредить

его.

Что надо делать,

чтобы сохранить

здоровье.

Кого называют

закалѐнным

человеком, как Им стать.

Здоровье,

закаливание, туризм,

зарядка, спорт,

лечебная

физкультура, режим дня.

Умение выбирать

информацию из учебного,

художественного текстов,

из иллюстраций,

собственных наблюдений,

представлять еѐ в виде схемы.

Фронтальный

опрос

Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой

информацией;

рассуждают о том, как надо заботиться о своѐм здоровье, о

способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради.

С. 15–18.

Отвечать
на вопросы

5.

6.

7.

5-7 Органы

чувств, их гигиена

Учебник – с. 19–27;

Рабочая тетрадь с.14–15, задания 19 –23.

1

Комби-
нированный

Общее представ-
ление о строении
и основных функциях организма
человека.

Режим дня школьника. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

Чем важны органы

чувств, какую

информацию об получает с их

помощью. Что опасно

для их здоровья.

Как беречь органы

чувств, как сохранять

остроту зрения, слуха

и чувствительность

кожи. Как оказать

первую помощь при

небольших травмах.окружающем человек

Функции органов

чувств, их гигиена;

правила безопасного поведения; первая помощь при

обморожении,

ожоге, порезе.

Умение собирать и

анализировать нужную

информацию из текста,иллюстраций и представлять еѐ в разных

формах.

Индивидуальный опрос

Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают

правила поведения, которые помогают сохранять их

здоровье; моделируют различные ситуации, в которых могут

оказаться дети;

составляют советы, как беречь здоровье органов зрения,

слуха, вкуса, обоняния, осязания; проверяют остроту

зрения и слуха, выполняют практическую работу

(возможно с помощью школьного врача или медсестры) по

использованию средств гигиены и оказания первой

помощи при небольших травмах, выполняют задания в

рабочей тетради.

С. -19-27

Отвечать
на вопросы

1

Фронтальный

опрос

1

Тест.

Самостоятельная работа

8.

8 Чистота – залог

здоровья

Учебник – с. 29–31;

Рабочая тетрадь – с.

15, задание 24, с. 16,

задание 25;

Тестовые задания - с.

12 – 15, тест № 3 и

работа № 3 (выборочно).

1

Комби-
нированный

Режим дня школьника. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

Почему чистота важна

для здоровья. Что

такое личная гигиена.

Какие правила

поведения надо

соблюдать, чтобы

сохранять своѐ здоровье.

Болезнетворные

микробы, правила ухода за кожей.

Умение анализировать

рисунки и представлять

иллюстративную

информацию в вербальной

форме; умение давать аргументированный ответ.

Индивидуальный опрос.

Работа
в парах

Анализируют рисунки и «озвучивают» их,

расшифровывают условные рисунки;

обсуждают значение чистоты в жизни человека,

составляют советы по еѐ соблюдению, работают в парах,

обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях.

С. -29-31

Отвечать
на вопросы

9.

9. Зелѐная аптека

Учебник – с. 32 – 35.

1

Комби-
нирован-ный

Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре)

Какое значение имеют

растения для природы,

человека.

Какие растения

помогают человеку

справиться с

болезнями.

Как правильно

собирать

лекарственные

растения, о чѐм надо помнить при этом.

Лекарственное

растение, целебное

свойство, ядовитое

растение; правила

сбора

лекарственных

растений и способы

использования их целебных свойств.

Умение узнавать предмет

(растение) по описанию

его признаков;

умение работать в паре;

умение пользоваться

дополнительной

литературой, составляя краткое сообщение.

Работа
в парах

Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе,

называют группы растений, их отличительные признаки

(деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные

деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие);

рассуждают о значении растений для природы и для

человека;

узнают лекарственные растения по описанию их

признаков и свойств, высказывают свои предположения о

происхождении названий некоторых растений;

обсуждают, как правильно собирать лекарственные

растения, и почему некоторые из них занесены в Красную

книгу;

готовят небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию).

С. -32-35

Отвечать
на вопросы

Приготовить небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию).

10.

10. Азбука

безопасного

поведения

Учебник – с. 36–44;

Рабочая тетрадь – с.

16–17, задания 26–

28;

Тестовые задания - с.

12–15, тест № 3 и

работа № 3

(выборочно).

11

Комби-
нированный

Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре)

Какие опасности

подстерегают человека

в природе. Что может

быть опасным дома и

на улице.

Как вести себя с

подозрительными незнакомыми людьми.

Правила

безопасного

поведения в

природе, дома, на улице.

Умение моделировать

различные ситуации, опасные для детей.

Фронтальный

опрос

Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые

опасны для жизни человека;

читают тексты, выбирают нужную информацию и

обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице,

дома при выполнении разных домашних работ, как вести

себя с незнакомыми людьми;

моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют

и «озвучивают» рисунки, составляют к ним полезные

советы;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, дополняют выводы, которые даны в учебнике.

С. -36-44

Отвечать
на вопросы

11.

1. Человек – член

общества

Учебник – с. 46–48.

Разнообразие

профессий людей

Учебник – с. 49–51;

Рабочая тетрадь – с.

18–19, задания 1–4.

1

Комби-
нированный

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

Наблюдения явлений природы по сезонам года. Как человек познает природу, общество, самого себя

Что даѐт человеку

природа.

Что такое

«общество». Что

люди делают сообща.

Что значит, быть

человеком полезным обществу.

Что такое

«профессия».

Что научился делать

человек, что изобрѐл,

чтобы облегчить свой

труд.

Чем важны профессии учителя, эколога.

Человек - общественное

существо;

условия благополучия

общества, общественный порядок.

Профессия, автомат,

робот, эколог,

экологическая проблема.

Умение выделять в

тексте основную

мысль и находить

ответы на вопросы.

Умение выбирать

нужную информацию

из текста и иллюстраций.

Фронтальный и индивид.

опросы

Размышляют о человеке как части живой природы и

общественном существе, о необходимости каждому члену

общества трудиться, оказывать друг другу помощь в

трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу

могут оказать сами;

анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно

назвать достойным членом общества.

Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию,

анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают

работу людей разных профессий, соотносят профессию

людей и место их работы);

обсуждают важность профессий учитель, эколог;

рассказывают о том, кем они хотели бы стать;

выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками.

С. -46-51  

Отвечать
на вопросы

12.

2. Как мы

общаемся.  Правила

этикета

Учебник – с. 52- 62;

Рабочая тетрадь – с.

20, задание 5.

1

Комби-
нирован-ный

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками,

культура поведения в школе

Для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. Какого человека называют культурным, как им стать. Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах

Общительный человек, умение вести беседу, жест.

Правила вежливого общения с людьми разного возраста, с

родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми, в

общественных местах.

Моделировать ситуации общения с использованием разных его форм. Умение следовать правилам этикета, вежливого общения,

умение работать в паре.

Индивидуальный

Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно

уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты,

обсуждают, какого человека можно назвать общительным;

разыгрывают по иллюстрациям сценки общения,

моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, значение вежливости в

общении людей; разыгрывают сценки, подбирая вежливые

слова для каждого конкретного случая, разыгрывают по

иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в

музее, в библиотеке;

составляют пословицы и поговорки и объясняют их

значение, выполняют задание в рабочей тетради.

С. -52-62

Отвечать
на вопросы

13.

14.

3.  Физическая и

духовная красота человека.

 4. Хорошее настроение

Учебник – с. 63–69;

Рабочая тетрадь – с.

20-21, задания 6-10,

с. 22-23, задания 11,

12.

4.  Хорошее

настроение

1

Комби-
нирован-ный

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе

Школа, учебный труд

Какого человека

можно назвать

красивым, как им

стать.

Когда у человека

бывает хорошее

настроение, почему

оно может

испортиться. Влияет

ли настроение на

успехи в учѐбе, на

взаимоотношения с

окружающими людьми.

Физическая и духовная

красота человека,

нравственные ценности

красивого человека,

черты его характера.

Настроение, эмоции

положительные и

отрицательные, умение управлять эмоциями.

Умение давать

нравственную оценку

поступкам,

взаимоотношениям с

друзьями,

одноклассниками,

взрослыми. Умение

оценивать своѐ

состояние и

окружающих людей,

умение сдерживать

отрицательные эмоции.

Устный опрос,

работа
в парах

Читают стихотворение, анализируют его и размышляют,

чем определяется красота человека, какие качества

личности, черты характера делают его красивым, что

входит в понятие физическая и духовная красота, каких

поступков не совершает красивый человек; моделируют

поступки красивого человека, оценивают поступки детей и

свои;

размышляют, каким бывает отношение человека к

окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как

управлять отрицательными эмоциями, как культурно

проявлять положительные эмоции;

обсуждают необходимость проявлять чуткость к

окружающим людям, желание им помочь в трудную

минуту, «озвучивают» картинки, объясняют, что могло

стать причиной разного настроения изображѐнных на них

детей, приводят примеры своих положительных и

отрицательных эмоций, оценивают поступки ребят, которые портят настроение родным, и другим людям.

С. -63-69

Отвечать
на вопросы

1

15.

5. Друзья, их

значение в жизни

людей

Учебник – с. 70–73;

Тестовые задания - с.

16-18, тест № 4.

1

Комби-
нированный

Сверстники, друзья. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Кого можно назвать

другом.

Как поступают настоящие друзья.

Друг, дружба, дружный

коллектив.

Умение давать оценку

своим поступкам и

одноклассников.

Беседа по статье

Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках,

друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли

прощать обиды;

моделируют день рождения друга;

составляют и объясняют пословицы о дружбе,

рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание

стихотворения, выполняют тест и оценивают его

результаты.

С. -70-73

Отвечать
на вопросы

16.

6. Семья.

Родственники

Учебник – с. 74–79; Рабочая тетрадь – с.

24, задания 13–16.

1

Комби-
нированный

Младший школьник и семья. Сверстники, друзья. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Что такое семья.

Какими бывают семьи. Кого называют родственниками. Как

составить

родословную семьи.

Семья, поколение,

родственники, дядя, тѐтя, двоюродные братья и сѐстры,

родословная.

Умение работать со

схемами, выделять главную мысль в тексте.

Беседа по вопросам

Рассказывают о своих представлениях, что такое семья,

проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нѐм жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по

ней имена прадедов, выполняют задания в рабочей

тетради;

готовят рассказ о своей семье по предложенному плану.

С. -74-79 Отвечать
на вопросы

17.

7.Семейные

заботы и традиции

Учебник – с. 80–85;

Рабочая тетрадь – с.

25-27, задания 17–20.

1

Комби-
нированный

Младший школьник и семья

Какую семью можно

назвать дружной.

Какие есть

обязанности у членов

семьи.

Что такое семейные

традиции, какими они могут быть.

Забота, обязанность,

взаимопомощь; личные

и семейные,

мужские и женские

дела;

семейная традиция,

реликвия;

потомственная профессия.

Умение давать оценку

значению семьи в

жизни человека и

своему отношению к своим родным.

Работа по группам.

Работа в парах

Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого

члена семьи, рассказывают о своих обязанностях;

анализируют текстовую и иллюстративную информацию,

делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради;

обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, еѐ традиций и реликвий.

С. -80-85 Отвечать
на вопросы.

Исследовать родословную своей семьи, составить презентацию «Моя семья»

18.

8. Родословная

семьи

Учебник – с. 86;

Рабочая тетрадь – с.

28-30, задания 21-24;

Тестовые задания –

с. 19-21, тест № 5.1.

1

Что такое проектная

работа, как еѐ

выполняют и как представляют

результаты исследований.

Выбор темы и проблем,

которые исследуются.

Выбор источников

информации, как с ними

работать. Возможные

формы презентации

результатов исследования.

Умение выполнять

проектную работу и презентовать еѐ.

Практическая
работа

Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста.

19.

1. Кто и как

изучает природу

Учебник – с. 88–91;

Рабочая тетрадь – с.

31, задание 1.

1

Комби-
нированный

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Особенности времен года (на основе наблюдений)

Как человек познаѐт

окружающий мир. Кто

такие учѐные, какими

способами они изучают природу.

Наука, учѐный, законы

природы; наблюдения,

опыт, приборы, измерения.

Умение находить

нужную информацию

в тексте, ставить

познавательную

задачу и планироватьеѐ решение.

Фронтальный

и инди-
видуальный

опросы

Актуализируют свои знания и наблюдения о природе,

анализируют иллюстрации и текстовую информацию;

учатся ставить познавательную задачу, планировать

проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке.

С. 88–
91.

Отвечать
на вопросы

20.

2.Природные тела

и явления

Учебник – с. 92–95;

Рабочая тетрадь – с.

31, задание 2, с. 32,

33; задания 3-7.

1

Комби-
нированный

Явления природы
(общее представление о 3–4 явлениях)

Что учѐные называют

телом, что -

природным явлением.

Какие природные

явления происходят в неживой и живой природе.  

Явление, тело, метод

наблюдения – основной

метод познания природы.

Умение читать и

составлять простые схемы, таблицы.

Работа
в парах,

оформление опытов в тетради

Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений,

описывают природные явления (по фотографиям),

происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с

временами года;

читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

С. 92–
95.

Отвечать
на вопросы

21.

22.

3-4 Разнообразие

облаков

Учебник – с. 96–97;

Рабочая тетрадь – с.

34-35, задания 9-11;

Тестовые задания –

с. 22-23, тест №6,

работа №4.

2

Комби-
нированный

Явления природы
(общее представление о 3–4 явлениях)

Что такое облака, из

чего они состоят,

почему образуются.

Чем туман отличается

от облака, в чѐм их сходство.

Водяной пар, облако,

туман, кучевые,

перистые, слоистые облака.

умение соотносить

текстовую и

графическую

информацию; умение

высказывать и

аргументировать свои

предположения; умение моделировать.

Работа
в парах,

оформление опытов в тетради

Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст

и соотносят описание облаков с их изображением на

иллюстрациях;

предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют

свои предположения, делают выводы;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака.

С. 96–
97.

Отвечать
на вопросы

23.

5.  Солнце –

ближайшая к Земле

звезда

Учебник – с. 98–101;

Рабочая тетрадь – с.

36, задания 13-16.

1

Комби-
нированный

Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Что такое Солнце,

почему оно светит и

греет.

Почему мы видим

огромное Солнце небольшим кругом.

Космическое тело,

звезда, Солнце –

ближайшая к Земле звезда.

Умение находить в

тексте основную и

второстепенную

информацию,

соотносить видимые и

реальные размеры тел, расстояний.

Беседа

по вопросам

Размышляют, какие тела могут являться источником света

и тепла, проверяют свои предположения по тексту;

рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради.

С. 98–
101.

Отвечать
на вопросы

24.

6.Солнце и жизнь

Учебник – с. 102–

103;

Рабочая тетрадь – с.

37, задание 17.

1

Комби-
нированный

Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Какое значение имеет

Солнце для природы и

людей.

Всегда ли Солнце

оказывает

положительное

влияние на живую

природу. Как беречься

от жарких солнечных лучей.

Положительные и

отрицательные действия

солнечных лучей на

живые организмы,

правила безопасного пребывания на солнце.

Умение анализировать

рисунки, обобщать

собранную информацию.

Самостоятельная работа

Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле,

рассказывают о своих наблюдениях положительного и

отрицательного воздействия солнечных лучей на

растения, животных, человека;

работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки,

составляют советы по безопасному поведению под

солнечными лучами, проверяют их по учебному тексту;

составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома, поэта, художника).

С. 102–
103.

Отвечать
на вопросы

25.

7. Звѐзды и

созвездия

Учебник – с. 104–

108; Рабочая тетрадь – с.

37, задание 18, с. 38,

задание 19.

1

Комби-
нирован-ный

Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементарные приемы чтения карты (без масштаба)

Почему звѐзды

видятся нам

светящимися точками.Все ли звѐзды одинаковые. Почему

они разного цвета.

Что такое созвездие.

Представление о

разнообразии звѐзд, их

цвета, расстоянии до них; созвездие, невооружѐнный глаз и

телескоп, умение

наблюдать яркие

созвездия.

Умение работать с

дополнительной

литературой, готовить сообщение о телах окружающего мира.

Фронтальный

опрос

Рассказывают о своих наблюдениях звѐзд и созвездий

(Большой Медведицы);

читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию).

С. 104–
108.

Отвечать
на вопросы

Приготовить сообщение о выбранном созвездии 9по желанию)

26.

8. Кометы,

метеоры,

метеориты

Учебник – с. 109–

110;

Рабочая тетрадь – с.

38, задание 20.

1

Комби-
нированный

Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Какие космические

тела называют

небесными «гостями».

Как часто можно их

наблюдать. Чем они отличаются от звѐзд.

Образные

представления о

кометах, метеорах, метеоритах.

Развитие

пространственного

мышления, умение

выполнять аппликацию.

Практическая
работа

Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят

познавательную задачу, решают еѐ, читая текст;

сравнивают космические тела, находят сходства и

различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради.

С. 109–
110.

Отвечать
на вопросы

27.

9. Земля – планета

Учебник (2 часть) –

с. 3-7;

Рабочая тетрадь №2

– с.3, задания 1-3.

1

Комби-
нированный

Земля – планета. Условия жизни  на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

К каким космическим

телам относится

Земля, какова еѐ

форма, размеры. Чем

планеты отличаются

от звѐзд.

Когда люди

окончательно

убедились, что Земля шарообразна.

Земля – планета,

холодное космическое

тело шарообразной

формы; космонавт, космический корабль.

Умение ставить

познавательную

задачу, работать в

паре, давать оценку

высказываниям

одноклассников,аргументировать свою

точку зрения,

выбирать нужную

информацию из учебного текста.

Устный

опрос

Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному,

проверяют свои предположения, читая текст;

сравнивают планеты и звѐзды, находят их сходства и

различия;

знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с

помощью простых опытов убеждаются в еѐ

шарообразности;

отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради.

С. 3–7.

Отвечать
на вопросы

28.

10. Движение

Земли

Учебник(2 часть) – с.

8–10;

Рабочая тетрадь № 2,

- с. 4, задания 4-6.

1

Комби-
нирован-ный

Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементарные приемы чтения карты (без масштаба)

Что является причиной

смены дня и ночи на

Земле. Почему

сменяются на ней

времена года. Какой

должна быть модель Земли.

Глобус – модель Земли;

ось Земли, Северный и

Южный полюса Земли,

экватор; сутки – период

вращения Земли вокруг

своей оси, год – период

еѐ обращения вокруг Солнца.

Умение работать с

Предметными моделями.

Беседа

по вопросам

Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем)

познавательную задачу (выяснить, почему происходит

смена дня и ночи на Земле), высказывают свои

предположения и проверяют их по учебному тексту;

знакомятся с моделью Земли – глобусом, убеждаются, что

модель отражает шарообразную форму Земли, еѐ

вращение, наклон земной оси;

находят на глобусе полюса Земли, экватор;

наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена дня

и ночи;

анализируют схему движения Земли вокруг Солнца,

объясняют, почему происходит смена времѐн года,

подбирают карточки с их изображением и помещают их в соответствующие места на схеме;

С. 8–10.

Отвечать
на вопросы

29.

11. Луна –

естественный

спутник Земли

Учебник(2 часть) – с.

11–13;

Рабочая тетрадь №2

– с. 5, задания 7-9.

1

Комби-
нированный

Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементарные приемы чтения карты (без масштаба)

Является ли Луна

источником света и

тепла. Почему еѐ вид

меняется в течение

месяца, а затем

повторяется. Чем

различаются Солнце и Луна.

Луна – естественныйспутник Земли.

Умение моделировать

природные явления,

работать с учебным текстом, схемами.

Индивидуальный опрос. Практическая

работа

Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают

предположения, почему она не всегда видна, почему

меняется еѐ вид, излучает ли она свет и тепло, проверяют

свои предположения по учебному тексту и с помощью

опыта;

моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг

Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной (вместе с родителями).

С. 11–13.

Отвечать
на вопросы

30.

12. Исследования

Луны. Человек на

Луне

Учебник(2 часть) – с.

14–15

Рабочая тетрадь №2

– с. 6-7, задания 10-

13

1

Комби-
нирован-ный

Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементарные приемы чтения карты (без масштаба)

Почему видны на Луне

светлые и тѐмные

пятна.

С помощью чего и как

Исследуют поверхность Луны.

Астронавт,

автоматическая станция,

луноход, представление о лунной поверхности.

Умение находить в

тексте нужную

информацию,

обобщать полученные

знания,

аргументировать

свои ответы, работать в паре.

Устный опрос

Знакомятся с первыми исследованиями лунной

поверхности с помощью космических аппаратов, с

посещением Луны американскими астронавтами;

читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к

нему и высказывают свои предположения о лунной

поверхности, проверяют свои предположения по тексту,

данному в рабочей тетради;

обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои

аргументы;

выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию).

С. 14–15.

Отвечать
на вопросы, выполнение творческого задания по желанию.

31.

13. Планеты,

движущиеся вокруг

Солнца

Учебник (2 часть) –

с. 16 – 17;

Рабочая тетрадь – с.

8-9, задания 14-16.

1

Комби-
нированный

Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Движутся ли вокруг

Солнца, кроме Земли,

другие планеты.

Похожи ли они на Землю. Чем особенна планета Земля.

Представление о 9 планетах,

обращающихся вокруг

Солнца, астероидах –малых планетах.

Умение моделировать

расположение

предметов в

пространстве,

работать с учебным

текстом, выделять

главную мысль каждого абзаца.

Практическая работа

Повторяют изученное ранее; читают текст, выбирая нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца;

сравнивают планеты, рассматривая их изображения,

работают с разрезными карточками, выполняют задание в

рабочей тетради;

рассуждают об уникальности планеты Земля и необходимости сохранить на ней жизнь.

С. 16–17.

Отвечать
на вопросы,

32.

14. Поверхность

Земли. Материки и

океаны

Учебник (2 часть) –

с. 18–23, второй

форзац учебника (1

часть);

Рабочая тетрадь №2

– с. 10-11, задание

17, с. 12 задание 18.

1

Комби-
нированный

Элементарные
приемы чтения  карты (без масштаба).

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Что изучает наука

география. Что

называют еѐ вторым языком. Как изображают

земную поверхность

на глобусе и карте. Какие еѐ два вида

преобладают на планете Земля.

Сколько на Земле материков и океанов

Наука география; карта, глобус, условные

обозначения на картах; океан, материк, остров, полуостров.

Умение работать со

схемами и круговыми

диаграммами, умение

пользоваться

условными обозначениями.

Беседа

по вопросам

Ставят познавательную задачу (исходя из названия темы),

высказывают предположения, проверяют их по тексту

учебника;

ставят учебную задачу (научиться читать карту –

расшифровывать еѐ условные обозначения), учатся

добывать информацию о земной поверхности (по снимку

Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий Земли),

находят на карте полушарий материки и океаны Земли;

учатся работать с круговыми диаграммами, схемами,

выполняют задания в рабочей тетради, обобщают полученные знания и проверяют их по выводу в учебнике.

С. 18–23.

Отвечать
на вопросы,

33.

15. Плоские и

холмистые

равнины. Овраги и

борьба с ними

Учебник (2 часть) –

с. 24-27;

Рабочая тетрадь №2

– с. 12, задания 19-

20, с. 13, задания 21,

22.

1

Комби-
нированный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, на карте)

Какие формы суши

преобладают на

земной поверхности.

Что называют

равниной, какой она

бывает. Что такое холм, овраг.

Формы суши – равнины

и горы, плоская и

холмистая равнины,

холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами.

Умение работать с

текстом, выделять

новые понятия,

определять их

существенные

признаки, соотносить

текстовую и

графическую информации.

Устный опрос

Ставят познавательную задачу, читают текст и соотносят

текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют

новые понятия, определяют по рисунку-схеме части

холма; рассуждают об использовании равнин человеком, о

причинах появления на них оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, узнают о насыпных холмах – курганах и

для чего их используют;

выполняют задания в рабочей тетради, моделируют холмы и овраги из пластилина.

С. 24–27.

Отвечать
на вопросы,

34.

16. Горы, их

разнообразие

Учебник (2 часть) –

с. 28–30;

Рабочая тетрадь №2

– с. 14, задания 23,

24.

1

Комби-
нированный

Элементарные
приемы чтения  карты (без масштаба).

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Какими бывают горы.

Как изображают их на карте. Как называются части горы, какими они бывают.

Гора, еѐ части (вершина,

склон, подошва склона);

горный хребет, высокие,

средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая

вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор.

Умение извлекать

информацию с

помощью условных

знаков (карты);

моделировать объекты окружающего мира.

Устный опрос

Рассказывают о своих наблюдениях гор (если таковые

имеются); ставят познавательную задачу, решают еѐ, читая текст,

соотносят текстовую информацию с иллюстрациями,

обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по еѐ цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины, выполняют задания в рабочей тетради.

С. 28–30.

Отвечать
на вопросы,

35.

17. Горы и люди.

Безопасное

поведение в горах

Учебник (2 часть) –

с. 31–34;

Рабочая тетрадь №2

– с. 15, задание 25, с.

16, задания 26-27.

1

Комби-
нированный

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Живут ли люди в горах, чем они

занимаются.

Какие дороги строят в горах. Чем опасны горы.

Горная долина,

пропасть, тоннель;

снежная лавина,

каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер;

альпинист, правила

безопасного поведения в горах.

Умение ставить

познавательную

задачу, соотносить

информацию из

разных источников,

умение работать с

блок-схемами алгоритмов.

Индивидуальный

опрос.

Практическая
работа

Предполагают, что будет изучаться в теме «Горы и люди», ставят познавательную задачу и решают еѐ, рассматривая

иллюстрации, проверяют свои предположения, читая

текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие

опасности подстерегают человека в горах, какие меры

предосторожности надо предпринимать, бывая в горах;

оценивают отрицательное влияние человеческой

деятельности в горной местности, экологические

проблемы, возникающие в местах добычи полезных

ископаемых, предлагают способы восстановления

природной красоты, выполняют задания в рабочей тетради.

С. 31–34.

Отвечать
на вопросы,

36.

18. Экскурсия.

Формы суши

родного края

Карта региона,

рабочая тетрадь №2

– с. 17, задание 28.

1

Экскурсия

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Наблюдение форм суши местности, в

Которой живѐм.

Повторение и

применение

полученных знаний на практике.

Умение различать разные формы суши.

Умение представлять

результаты

наблюдений в разной форме;

эстетическоевосприятие природы.

Дидактическая игра

Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору).

37.

38.

19. 20. Земля и еѐ

поверхность.

Обобщающий урок

Учебник (2 часть) –

с. 18-34;

Тестовые задания –

с. 30-32, тест № 8, с.

33–34, работа № 6.

2

Обобщенный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

Обобщаем изученное в

этом разделе,

проверяем усвоение

основных понятий и

универсальныхучебных действий.

Основные понятия,

подлежащие контролю, -

материк, океан, гора, равнина, овраг, холм,

вершина, склон,

подошва (подножие),

вулкан, тоннель,

альпинист. Правила

безопасного поведения в горах.

Проверяем умение

выполнять и

оформлять тестовые

задания разных типов, работать со схемами.

Беседа по вопросам

Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.

Отвечать
на вопросы

39.

40.

21, 22. Вода на

Земле. Океаны и

моря. Значение

моря для жизни

людей

Учебник (часть 2) –

с. 35–38;

Рабочая тетрадь №2

– с. 18, задания 29-

31, с.19, задания 32,

33.

2

Комби-
нирован-ный

Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Что такое водоѐм.

Какие водоѐмы на Земле самые крупные.

Какая в них вода. Чем опасен океан.

Мировой океан, океан,

море, морская вода; примеры использования

моря человеком и

экологические

проблемы, связанные с его деятельностью;

правила безопасного поведения на море.

Умение работать с

разными источниками

информации,

оценивать действия и

поведение людей, своѐ собственное.

Устный

опрос.

Работа
в парах

Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу,

чего больше на земной поверхности суши или воды,

находят самые крупные водоѐмы – океаны, определяют

частью каких океанов являются некоторые моря (по

заданию в рабочей тетради);

выполняют опыт, моделируя морскую воду;

рассказывают о значении моря для людей, обсуждают

экологические проблемы, связанные с их деятельностью,

обсуждают правила безопасного поведения на море; сочиняют экологическую сказку о море (по желанию).

С. 35-38

Отвечать на вопросы

сочинить экологическую сказку о море (по желанию).

41.

42.

23, 24. Пресные

воды суши. Река, еѐ

части. Значение рек

для людей

Учебник (часть 2) –

с. 39–43;

Рабочая тетрадь №2

– с. 20, задания 34,

35, с. 21-22, задания

36-39.

2

Комби-
нированный

Элементарные
приемы чтения карты (без масштаба).

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Какую воду называют

пресной. Что такое

река, какие у неѐ есть

части. Какими могут быть реки. Чем важны реки для людей, чем они опасны.

Пресная вода;

естественный,

искусственный

водоѐмы;

река – постоянный

поток пресной воды; части реки - исток, приток, устье, русло;

водохранилище, канал, водопад, родник,

наводнение, плотина, гидроэлектростанция.

Умение моделировать

природные объекты,

выбирать

необходимую

информацию из

учебного текста и иллюстраций, работать со схемами.

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

Ставят познавательную задачу, соотносят текстовую и

графическую информацию; составляют схему реки из еѐ

частей, объясняют происхождение слов «исток», «приток»;

моделируют водный поток реки, канал, плотину;

рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы еѐ загрязнения, правила безопасного поведения

на реке; выполняют проектную работу (экологическое

путешествие по реке) по информации, данной на первом форзаце учебника.

С. 39– 43.

Отвечать
на вопросы

43.

44.

25, 26. Озѐра,

пруды, болота.

Байкал –

жемчужина России

Учебник (часть 2) –

с. 44–49;

Рабочая тетрадь №2

– с. 23, 24 задания

40-43.

2

Комби-
нированный

Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Чем различаются

пресные водоѐмы. Чем

озеро отличается от

пруда, от болота.

Какие озѐра самые

большие, самые

глубокие на Земле.

Где на Земле

находятся самые

большие запасы

пресной воды.

Озеро, пруд, болото;

правила экологически

грамотного и

безопасного поведения на водоѐмах.

Умение работать

текстовой и

графической

информацией, с

рисунками-схемами;

эстетическое восприятие природы .

Беседа

по вопросам

Ставят познавательную задачу, анализируют рисунки и

сравнивают разные пресные водоѐмы, находят их сходства

и различия; рассуждают о значении водоѐмов для людей и

природы; обобщают знания о земной поверхности,

совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме

(учебник с. 47);

выполняют задания в рабочей тетради, готовят сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию.

С. 44-49 Отвечать на вопросы

Приготовить сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию.

45.

27. Значение воды

для всего живого на

Земле. Загрязнение

водоѐмов

Учебник (часть 2) –

с. 50–52;

Рабочая тетрадь №2

– с. 25, задание 44,

с. 26, задание 45.

1

Комби-
нированный

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Какое значение имеет

пресная вода для

природы и человека.

Много ли на Земле

питьевой воды, из

каких источников еѐ берут.

Как можно сохранять

чистоту водоѐмов с питьевой водой.

Питьевая вода, водопой,

колодец, фильтрование

воды; меры экономного

расходования питьевой воды.

Умение работать с

разными источниками

информации;

давать нравственную оценку отношению людей к природе.

Изготовление веревочного телефона. Практическая работа.

Работа в парах.

Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде

и еѐ источниках, рассуждают о значении воды для

растений, животных, человека, обсуждают мировую

экологическую проблему нехватки питьевой воды,

предлагают меры экономного еѐ расходования,

придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании

воды и сохранении еѐ чистоты; обобщают изученное на

уроке. обсуждают экологические проблемы, связанные с

деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоѐмов;

С. 50-52 Отвечать на вопросы

46.

28. Экскурсия.

Водоѐмы родного

края

Карта региона,

рабочая тетрадь №2

– с. 27-28, задания

46-49.

1

Экскурсия

Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Наблюдение разных видов водоѐмов в

Своей местности.

Повторение и

применение

полученных знаний напрактике.

Умение различать разные виды водоѐмов.

Умение представлять

результаты

наблюдений в разной форме.

Беседа

по вопросам

Наблюдают водоѐмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчѐт о своих наблюдениях

(рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями)).

Оформить отчет о своих наблюдениях за водоемом родного края

47.

29. Разнообразие

водоѐмов.

Обобщающий урок

Учебник (2 часть) –

с. 35-52;

Тестовые задания –

с. 35-37, тест № 9, с.

38–39, работа № 7;

Рабочая тетрадь №2

- с.29, задание 50.

1

Обобщенный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Обобщаем знания по

теме «Водоѐмы»,

проверяем усвоение

основных понятий,

предметных и

универсальныхучебных умений.

Естественный и

искусственный

водоѐмы;

океан, море, река, озеро,

пруд, болото,

водохранилище, пруд, канал;

пресная и морская

(солѐная) вода;

части реки - исток, приток, устье; правила

безопасного поведения на воде

Умение различать (и

изображать) объекты

окружающего мира по

их отличительным

признакам,

объединять и

распределять их по

существенным

признакам; умение работать со схемами,

выполнять и

оформлять тестовые

задания разных типов.

Беседа

по вопросам

Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.

Отвечать
на вопросы

48.

1.Родина. Родной край.

Россия –

многонациональное

государство

Учебник (2 часть) - с. 53–

58;

Рабочая тетрадь №2 – с.30,

задания 1, 2.

1

Комби-
нированный

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Москва – столица России

Что такое Родина и

«малая родина». Чем

отличается Россия от

других стран мира. Кого называют

гражданином России. Чем различаются

народы разных национальностей.

Родина, страна,

территория, россияне,

национальность, малая родина, родной край.

Умение работать с

текстовой и графической

информацией, выделять

главную мысль, находить

определение понятий,

анализировать рисунки,

рисунки-схемы,

фотографии, составлять

небольшое сообщение (о своей «малой родине»).

Устный

опрос

Составляют представление о России по рисунку-

схеме, проверяют его по учебному тексту;

выделяют в тексте новые для них понятия и объясняют их;

рассказывают о своей малой родине; готовят выставку национальной одежды, готовят

национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни (по желанию).

С. 53-58

Отвечать на вопросы.

Приготовить выставку национальной одежды, национальные танцы,  песни,  блюда национальной кухни (по желанию).

49.

2. Российская

Федерация, еѐ

государственные

символы

Учебник (2 часть) – с. 59–

61, второй форзац

учебника;

Рабочая тетрадь № 2 – с.31, задание 3.

1

Комби-
нированный

Человек – член общества. Россия – наша Родина

Как называется наше

государство. Что

относится к

государственным

символам, что они

символизируют. Какими могут быть

границы государства,кто их охраняет.

Российская Федерация,

республика, край,

область;

государственная граница (сухопутная,

морская), армия;

герб, флаг, гимн России; .

Умение отличать

государственные символы

России от других

государств, воспитание патриотизма.

Устный опрос

Актуализируют свои знания о государстве, его

символах, проверяют себя по учебному тексту,

объясняют значение символов, содержание

гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда

вывешиваются государственные флаги и

исполняется государственный гимн, узнают

правила прослушивания государственного гимна;

готовят сообщение о государственных символах (по выбору).

с. 59-61

отвечать на вопросы Приготовить сообщение о государственных символах (по выбору)

50.

3. Конституция –

основной закон

государства

Государственные

праздники

Учебник (часть 2) – с. 62–67

Рабочая тетрадь № 2 – с.31, задание 4;

Тестовые задания - с. 40-41, тест № 10.

1

Комби-
нированный

Человек – член общества. Россия – наша Родина.

Государственные праздники

кто им управляет Что

такое закон. Где

записаны законы

государства. Какими

правами и

обязанностями

наделены граждане

России. Что такое

Государственный праздник.

Президент, закон,

Конституция, права и

обязанности

гражданина России,

ребѐнка;

международный,

государственный, национальный и др. праздники.

Умение работать с текстом,

выделять основную мысль,

находить информацию для ответа на вопросы.

Самостоятельная работа

Выделяют в тексте незнакомые понятия,

объясняют их и применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания; обсуждают

права и обязанности гражданина России, в том числе и права ребѐнка (они выделены

международным сообществом отдельно); знакомятся (или закрепляют) с государственными

праздниками, международными Днями охраны

природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России.

с. 62-67

отвечать на вопросы.

51.

4. Москва – столица

России

Учебник (часть 2) – с. 68–71.

1

Комби-
нированный

Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Какой город является

столицей

современной России.

Всегда ли Москва

была столицей нашего государства. Чем славятся

Москва, Санкт–

Петербург, Великий

Новгород.

Столица,

достопримечательность,

основные исторические

памятники Москвы, Санкт–Петербурга.

Умение выполнять проектную работу.

Работа
в парах
и по группам

Знакомятся с историей государства, какие города

были его столицами, с их

достопримечательностями;

готовят сообщение о любой

достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города).

С. 68–
71.

Отвечать
на вопросы

52.

5. Российские города.

Учебник (2 часть) - с. 72–

76;

Тестовые задания – с. 42-

43, работа № 8

1

Комби-
нированный

Города России
(2–3): название, достопримечательности, расположение на карте

Чем известны и

примечательны

некоторые города

России. За какие

заслуги городу

присваивают звание

«город-герой». Какие

города называют

городами воинской

славы. Как дают имена

городам, что

отражают на их гербах.

Город-герой, город

воинской славы, город-

миллионер;

культурный,

промышленный,

торговый центр,

кремль, герб города.

Умение осуществлять поиск

информации в

дополнительной

литературе, выделять

нужную информацию из

текста (учебного, научно-

популярного,

художественного) из

иллюстраций, умение

представлять собранную

информацию;

умение выполнять тестовые задания разных типов.

Фронтальный опрос

Актуализируют свои знания о российских

городах, рассматривают иллюстрации

предполагают, чем примечательны города,

изображѐнные на них, почему они так названы;

выделяют информацию, связанную с городами-

героями, городами воинской славы, городами-

миллионерами;

размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались, что

обязательно строилось в древнем городе;

рассматривают и сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители; выполняют задания в рабочей тетради и готовят сообщение о родном городе.

с. 72-76

отвечать на вопросы.

Приготовить сообщение о родном городе

53.

6. Родной город (село),

его

достопримечательности

Тестовые задания – с. 49, задание 1.

1

Комби-
нированный

Продолжить

формировать умение

выполнять проектную работу.

Умение выполнять

проектную работу; тестовые

задания разных типов,

работать с блок-схемами алгоритмов.

Фронтальный опрос

В начале урока ученики выполняют задание в

тестовой тетради; обсуждают, какими

достопримечательностями могут гордиться люди,

живущие в городе, как они должны за ними ухаживать.

Далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе.

54.

7. Горожане и селяне.

Проблемы современного

города

Учебник (2 часть) – с. 77–82;

Рабочая тетрадь № 2 - с.32, задание 5, с. 33,

задание 6

1

Комби-
нированный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

О чѐм думают

архитекторы, когда

проектируют город,

какие зоны выделяют

в нѐм. Чем

различаются улицы

больших городов.

Какие службы есть в городах, чем они занимаются.

Чем опасны свалки отходов.

Как надо собирать

отходы, как их

перерабатывать.

Архитектор, небоскрѐб,

сквер, парк, улица,

проспект, бульвар,

площадь;

отходы городского

хозяйства и бытовые,

свалка, контейнер для

сбора отходов;

правила безопасного и

экологически

грамотного поведения в городе и за городом.

умение работать со

словарѐм;

умение ставить

познавательную задачу и решать еѐ с помощью

опыта, выполнять простые опыты.

Беседа

по вопросам

Рассуждают, чем отличается город от села

(деревни), чем отличается вид современного

города от старинного города, чем различаются

промышленная, жилая зоны, места отдыха в

городе;

сравнивают условия жизни горожан и селян,

анализируют городские улицы и постройки,

высказывают предположения, о чѐм должен

думать архитектор, планируя город, проверяют

свои предположения по тексту, находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью по иллюстрациям;

рассуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город, куда направляют городские отходы, выясняют значение слова «свалка», что может находиться на ней,

обсуждают чем опасны свалки отходов;

предлагают свои варианты избавления жителей

от бытовых отходов, как их можно уменьшить,

как правильно организовать их сбор;

выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют

металлический лом, выполняют задания в рабочей тетради.

С. 77–82.

Отвечать
на вопросы

55.

8.Проблемы

современного города

(продолжение)

Учебник (2 часть) – с. 83–85;

Рабочая тетрадь № 2 - с.34, 35, задания 7-9.

1

Комби-
нированный

Правила поведения в природе. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России.

Транспортные

проблемы

современного города.

Каким бывает

наземный транспорт,

причиной каких

экологических

проблем он может быть.

Транспорт,

пассажирский,

грузовой, специальный,

наземный, подземный,

общественный, личный;

правила безопасного

поведения на транспорте.

Умение проводить

наблюдения, анализировать

их; работать с блок-схемами алгоритмов.

Фронтальный

и индивид.

опросы

Закрепляют свои знания, совершая мысленное

путешествие по городу (рисунок-схема города в учебнике); актуализируют свои наблюдения и

обсуждают, какими могут быть проблемы в

большом городе, связанные с наземным

транспортом; называют отличительные признаки

разных видов наземного транспорта и распределяют его на группы;

Обсуждают правила безопасного поведения на транспорте; выполняют задания в рабочей тетради.

С. 83–85.

Отвечать
на вопросы

56.

57.

9, 10. Водный и

воздушный транспорт.

Проблемы загрязнения

воздуха и воды при его

использовании

Учебник (2 часть) – с. 86–89; Рабочая тетрадь № 2 –с. 36 - 38, задания 10 15;

тестовые задания – с. 46-47, работа № 9, задания 1-6.

2

Комби-
нированный

Правила поведения в природе. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России.

Какие виды водного

и воздушного

транспорта изобрѐл

человек. Какие

проблемы создаѐт

транспорт, для

городских жителей,

как их можно решить.

Водный и воздушный

транспорт;

экологические проблемы, связанные с транспортом.

Умение выдвигать

проблемы и решать их,

работать со схемами, блок-

схемами алгоритмов,

классифицировать

предметы окружающего мира.

Работа
в группах

Сравнивают различные виды транспорта,

классифицируют их, выделяя их отличительные

признаки;

обсуждают экологические проблемы, связанные с

транспортом и предлагают возможные пути их решения;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях.

 с. 86–89;

Отвечать на влпросы

58.

1.Разнообразие музеев.

Экспонаты музеев.

Профессия археолог

Учебник (2 часть) – с. 90–93

Рабочая тетрадь № 2 – с.39, задание 16.

1

Комби-
нированный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Какими бывают

музеи, какие

экспонаты в них хранятся. О чѐм можно узнать в музеях. Чем важна профессия археолог.

Музей, экспонат музея,

окаменелость,

исторический,

краеведческий,

политехнический и другие музеи.

Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.

Фронтальный

опрос

Закрепляют полученные знания, выполняя работу

№ 9 в тетради «Тестовые задания»;

актуализируют свои знания о музеях и проверяют

их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради.

С. 90–91.

Отвечать
на вопросы

59.

2.Старинные и

современные предметы

одежды и быта

Учебник (2 часть) – с. 94-

96;

Рабочая тетрадь № 2 – с.39, задание 17, с. 40, задание 18.

1

Комби-
нированный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические

Какими были

старинные предметы

быта, одежда и

обувь, чем они

отличались от современных вещей.

Быт, утварь, ухват,

кочерга, русская печь, чугунок, туесок, самовар, коромысло,

кафтан, сарафан, зипун, лапти; лампада, факел,

керосиновая лампа, свеча; правила

безопасного

пользования

осветительнымиприборами.

Умение анализировать

рисунки, текст и извлекать

из них нужную информацию.

Тест

Сравнивают (находят сходства и различия)

старинные и современные предметы быта,

одежду, светильники; обсуждают правила

безопасного пользования осветительными

приборами (современными и старинными), выполняют задания в рабочей тетради.

С. 94–96.

Отвечать
на вопросы

60.

3.Старинные и

современные средства

письменности, счѐта,

связи

Учебник (2 часть) – с. 97–101;

Тестовые задания – с. 44-45, тест № 11.

1

Комби-
нированный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические

Как в давние времена

писали, считали,

связывались друг с другом на расстоянии.

Знаки, буквы,

иероглифы, алфавит;

счѐты, арифмометр,

калькулятор,

компьютер; глашатай,

гонец, телеграф,

телефон, телевизор,

радио, радиотелефон, спутник связи, почта.

Умение анализировать

рисунки и текстовую

информацию, выполнять

проектную работу и презентовать еѐ.

Фронтальный опрос

Сравнивают современные и старинные средства

письменности, счѐта, связи, издание книг; готовят выставку  старинных вещей и презентуют еѐ экспонаты.

С. 97–101.

Отвечать
на вопросы

61.

4. Художественное

творчество человека

Учебник (2 часть) – с. 102–103. Тестовые задания – с. 48-51, работа № 10.

1

Комби-нированный

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

Что кроме жилища,

пищи, одежды ещѐ

необходимо

человеку. Что такое «искусство», какими

его видами занимаются люди.

Художник, поэт,

композитор, актѐр,

скульптор, клоун,

музыкант, певец; театр, цирк,

консерватория, опера, пьеса, спектакль.

Развитие эстетического

восприятия окружающего

мира, умение оценивать произведения искусства.

Беседа по вопросам. Фрон
тальный

опрос

Рассуждают, для чего нужно человеку искусство,

актуализируют свои знания о людях искусства,

их произведениях;

обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься искусством, кого называют талантливым, чем интересны профессии художника, композитора, поэта и др.; делятся своими впечатлениями о посещении цирка, театров, вспоминают правила культурного

поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников; выполняют задания в тестовой тетради.

С. 102–
103.

Отвечать
на вопросы

62.

5.Красота природная и

рукотворная. Осевая

симметрия

Учебник (2 часть) – с. 104-105;

Рабочая тетрадь № 2 – с.41-42, задания 19-23.

1

Комби-
нированный

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

Какой предмет

называют

симметричным.

Какую симметрию

называют осевой (зеркальной).

Симметричный и

несимметричный

предметы, признак

симметрии;

осевая симметрия,

линия симметрии;

умение различать

симметричный и

несимметричный

предметы, проводить линию симметрии.

Умение целенаправленно

наблюдать, делать выводы

из наблюдений; умение

различать предметы по их отличительным признакам.

Беседа

по вопросам

Наблюдают (рассматривают) различные

предметы природы, изделия человека,

сравнивают их, пытаются объяснить, чем они

красивы, проверяют свои предположения с

текстом учебника и объяснениями учителя;

выделяют признаки симметричного предмета и

обсуждают, как его отличить от несимметричного

предмета;

догадываются о признаке осевой симметрии по

тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей

тетради, наблюдают симметричные предметы в

классной комнате, находят среди них предметы с

осевой симметрией, проверяют правильность

проведения линии симметрии;

«играют» с зеркалом, наблюдая зеркальное

отражение в нѐм предметов, находят его

особенности, выясняют, какое расположение

предметов называют зеркально-симметричным, располагают соответственно предметы на столе.

С. 104–
105.

Отвечать
на вопросы

63

6. Центральная

(поворотная) симметрия.

Центр симметрииУчебник (2 часть) – с. 105;

Рабочая тетрадь № 2 – с.43, задания 24-26, с. 44,

задания 27-29.

1

Комби-
нирован-ный

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

Как проверить, что

данный предмет не

обладает осевой симметрией.

Как проверить, что

предмет обладает

центральной

(поворотной) симметрией.

Центральная

(поворотная)

симметрия, центр симметрии; умение

различать предметы,

обладающие

центральной

симметрией, находить центр симметрии.

Умение работать с разными

источниками информации.

Умение применять знания в практической деятельности.

Беседа

по вопросам

В начале урока проверяют свои знания осевой

симметрии, выполняя задания в рабочей тетради;

догадываются о признаке центральной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные

предметы в классной комнате, находят среди них предметы с центральной симметрией;

проверяют вырезанное (из рабочей тетради)

изображение предмета на наличие осевой

симметрии, убеждаются, что повторяемость

частей предмета происходит при его повороте,

находят центр симметрии предметов; выполняют задания в рабочей тетради.

С. 105.

Отвечать
на вопросы

64.

7.  Орнаментальная

(переносная) симметрия.

Учебник (2 часть) – с. 106;

Рабочая тетрадь № 2 – с.

45, задания 30-32.

1

Комби-
нированный

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

Какой вид симметрии

часто используется в

узорах одежды,

предметов быта, украшениях.

элемент (ячейка)

переноса, бордюр,

орнамент;

умение находить ячейку

переноса в бордюрах и орнаментах.

Развитие эстетического

восприятия окружающего

мира; умение применять

знания в практической деятельности.

Беседа

по вопросам

Догадываются о признаке переносной симметрии

по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей

тетради, наблюдают симметричные предметы в

классной комнате, находят среди них предметы,

где есть переносная симметрия, находят ячейку переноса; выполняют задания в рабочей тетради.

С.
106.

Отвечать
на вопросы

65

8. Виды симметрии в

изделиях людей

Учебник (2 часть) – с. 107-109;

Тестовые задания – с. 52-52, работа № 11.

1

Комби-
нированный

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

Почему люди

используют

симметрию в своих

изделиях.

Проверка усвоения

знаний по разделу «Симметрия».

Основные понятия и

умения, подлежащие

контролю:

симметричный и

несимметричный

предмет, виды

симметрии, умение

изображать предметы,

обладающие

симметрией, проводить линии симметрии.

Умение проверять и

оценивать результаты своего учебного труда.

Беседа

по вопросам

Рассуждают, где необходима симметрия, где ею

можно пренебречь.

Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы.

С.
107-109.

Отвечать
на вопросы

66

9. Контрольный урок.

Что узнали, чему

научились во 2 классе

Тестовые задания – с. 54-56;

Рабочая тетрадь № 2 – с.46.

1

Комби-
нированный

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

Проверяем

предметные знания и

умения работать с

текстовой и

графической

информацией,

умение оценивать свои успехи в учѐбе.

Знания объектов живой

и неживой природы,

изделий человека;

умение различать тела и

явления живой и неживой природы.

Умение работать с

иллюстрациями, текстом,

находить нужную

информацию, использовать

еѐ для решения учебных задач.

Беседа

по вопросам

Читают текст, выбирают нужную информацию,

отвечая на вопросы; выбирают тела неживой и

живой природы и дают им характеристику,

называют их существенные признаки, находят в

тексте явления, которые характерны для

Мурманска, по его гербу определяют, чем

занимаются его жители;

выбирают (или делают все) дополнительные вопросы и отвечают на них;

Отвечать
на вопросы

67

10. Экскурсия

«Красота природная и

рукотворная»

1

Экскурсия

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Наблюдение

природных и

рукотворных

объектов с целью

оценки их красоты и

гармонии,

творческих

способностей человека.

Умение подмечать

красивое, примечательное, развивать эстетический вкус.

Беседа

по вопросам

Фотографируют примечательные растения,

здания, решѐтки оград, мосты и др. Готовят альбом о своѐм городе (селе).

Отвечать
на вопросы

68

Резервный урок.

Путешествие в город Экоград

1

Урок-игра

Правила поведения в природе

Знать правила безопасного поведения в природе

Конкурсы, игры, тесты

Задание
на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. 4 класс. УМК "Школа 2100".

Планирование уроков математики, русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО, труда....

Календарно-тематическое планирование , 2 класс

Планирование составлено по программе "Перспективная начальная школа"....

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование уроков с ИКТ поддержкой к учебному комплекту Б.П. Гейдмана....

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование интегрированных уроков "Окружающий мир, литературное чтение" для 1 класса (учебник: А. Плешаков)...

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование уроков по обучению грамоте (Горецкий) и литературному чтению (Климанова)+ИКТ...

Рабочие программы по предмету "Русский язык" 1-4 класс.Календарно тематическое планирование 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы с 1 по 4 класс  и календарно тематическое планирование  1  класс  УМК "Школа России"...