статья "Экологическое воспитание"
статья по окружающему миру по теме

Орлова Евгения Анатольевна

Статья "Экологическая культура и развитие младшего школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическая статья24.24 КБ

Предварительный просмотр:

« ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  И  РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНИКА»

                                                                       «Для ребенка не так важно знать,

                                                                                     как чувствовать»

Р. Карсон

Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений между обществом, человеком  и природой.

Особое место в формировании личности современного школьника занимает система экологических ценностей, значимость которых существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов и деградация окружающей среды, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем. Население Земли использует все большую часть территории планеты, ее минеральные и энергетические ресурсы, ускоряя геохимические преобразования биосферы.

В такой ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.

Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Важнейшим институтом формирования экологической культуры является система образования, закладывающая базовые принципы и знания, которыми каждый из нас руководствуется во взаимоотношениях с природой. В сегодняшней ситуации особую актуальность приобретает проблема создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения. Требуется новый подход к экологическому образованию школьников, осознанию его приоритетной роли в формировании общей и экологической культуры.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

     При проведении уроков, наиболее приемлемым в своей деятельности считаю соблюдение следующих принципов экологического образования:

     1. Осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребёнок улучшает окружающую среду своим трудом;

      2. «Умный физический труд» ребёнка по преобразованию и сохранению природы, в процессе которого, ребёнок должен убедиться, что природа не терпит невежества;

     3. Раскрытие новых тайн природы при активной работе мысли. В природе заложены в доступной для ребёнка форме факты, явления, зависимости, закономерности.

     Как показывает практика, содержание деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, независимо от возраста, следует обогащать за счет:

     - сочетания экологического воспитания с экономическим в интересах развития прогностических способностей детей;

     - включения в воспитательный процесс туристско-краеведческой работы, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом;

     - насыщения совместной деятельности общением, игрой и творчеством для придания ей большей привлекательности;

     - создания дома и в школе особой психологической среды, сориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в благоустройстве двора, улицы, района, города).

На уроках дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас.

Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

При использовании метода проектов  учащимся предоставляется возможность самим решать географические задачи  экономического и экологического содержания.

 Использование групповых форм работы позволяет развивать коммуникативные способности учащихся,  умение работать в команде.

Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которые придают экологическую ориентацию, следует выделить уроки-праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников направлено на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы. "Охрана природы -- долг каждого” -- вот основная идея, которая красной нитью проходит через композицию всякого натуралистического дела.

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в «детской лаборатории»  и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: экологические сказки, беседы и другие мероприятия.

     Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений.

     Во время наблюдения за комнатными растениями стараюсь обращать внимание детей на красоту цветов и листьев; провожу беседу о том, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и оздоравливают микроклимат помещения и т.д.  Чтобы закрепить знания учащихся, провожу игры «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию». Учащиеся готовят книжки-малышки  на тему: «Комнатные растения в моем доме». Во время подготовки дети получают дополнительные знания о растении.

Провожу наблюдения не только за комнатными растениями, но и за деревьями, травами и кустарниками. После наблюдений, которые происходят в один и тот же день каждого месяца,  оформляются дневники наблюдений за растениями. Для закрепления знаний провожу игру: «Знакомые незнакомцы»,  сбор гербария, изготовление поделок, картин из листьев. Оформляем книжки-малышки «Мой любимый полевой цветок», «Лекарственные растения». Проводится конкурс рисунков и конкурс чтецов на экологическую тематику. Оформляются выставки.

Много внимания уделяю  не только растениям, но и птицам.Принимаем участие в экологической акции «Покорми птиц». Изготавливаем и развешиваем  кормушки в парках, в рощах и на территории школы. Дети с большим удовольствием кормят птиц и наблюдают за ними круглый год. Для закрепления знаний оформляем книжки-малышки «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

  В классе организуем выставки книжек-малышек, дети еще не один раз смогут прочитать и посмотреть книжки, которые изготовили своими руками.

Активно сотрудничаем с Ростовским зоопарком. Вся начальная школа, совместно с родителями приняли участие в акции «Подари кормушку и скворечник зоопарку». По окончании акции сотрудники зоопарка привезли в школу животных и провели урок-лекцию, на котором дети получили еще больше знаний о птицах, насекомых и зверях.

В дальнейшем мы продолжим сотрудничество с Ростовским зоопарком.

     Целесообразно вводить экологическое воспитание, начиная с детского сада. В нашей школе  существуют две подготовительные группы, мы творчески сотрудничаемс детьми дошкольного возраста. Предлагаем ребятам посмотреть экологические сказки, поучаствовать в конкурсах, турнирах.

   Игровые конкурсы пользуются заслуженной популярностью у ребят, и носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений.

Нравственно-экологическое воспитание школьников является приоритетным направлением в работе МБОУ СОШ №110 Октябрьского района  г. Ростова –на-Дону  и осуществляющееся с учетом возраста учащихся, носит целенаправленный систематический характер. Конечная цель – формирование нравственно-экологической культуры школьников, сочетающей в себе нравственно-экологические знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых нравственно-экологическими ценностями.

Одним из путей активизации педагогической деятельности по формированию экологической направленности личности школьников может быть туристско-экскурсионная деятельность, осуществляемая в школе.

 Экскурсия является эффективным способом организации более интересного, познавательного разнообразного и результативного учебно-воспитательного процесса с учащимися. Использование экскурсионных методик, таких как экскурсия-лекция, экскурсия-прогулка, экскурсия-урок, обзорные экскурсии по городу, тематические экскурсии в музеях - пробуждают в душах детей интерес к миру живого, интерес приводит к знанию, на основе которого рождается понимание, сочувствие, ощущение ответственности и, в конечном счете, любовь.

Одним из важных направлений решения задачи экологического воспитания в школе является  исследовательская деятельность обучающихся.

В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе. Таким образом, мы провели  исследовательскую работу: «Внимание, бытовые отходы». Ребята закапывали весной различные виды бытовых отходов: газеты, пластиковые бутылки, фантики от конфет, полиэтиленовые пакеты, остатки яблока, хлеб и куриные кости. Осенью проверили свой «клад» и сделали выводы.

Я уверена, что в результате исследовательской работы,  мои  учащиеся осознают уникальность природы, ответственность за деятельность человека.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Мною разработан экологический проект: «Экологическое воспитание и развитие младших школьников - условие формирования благоприятного вхождения ребенка в окружающий мир».

Актуальность проекта обусловлена противоречием  между увеличивающимся негативным воздействием человека на окружающую среду и отсутствием эффективных технологий экологического образования и воспитания.

Проект позволяет не только закрепить на практике теоритические знания учащихся об окружающем мире, но и улучшить качество образовательной среды.

Задача любого учителя - воспитать или посеять в душе ребенка понимание того, что высшая ценность в мире - это жизнь.

Литература:

1. Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова, И. В. Снитко, И. В. Цветкова «Воспитание экологической культуры у детей и подростков». Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2010.

2. И. Д. Зверев «Экология в школьном обучении». - М., 2011.

3. Н. С. Дежникова, И. В. Цветкова «Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2010.

4.А.А. Плешаков, «Экология для младших школьников». -  М.: «Просвещение», 2011г.

5.И.В. Цветкова, «Экология для начальной школы».- Ярославль: «Академия развития», 2011г.

6. Т.Ю.Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».- М.: «Вако», 2010г.

7. http:www.ecology.com

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"

Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"

Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....

Экологическое воспитание – воспитание человечности.

Статья об экологическом воспитании младших школьников....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...