Конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по учебнику А. А. Плешакова.
(УМК «Школа России»)
Тема урока: Откуда берутся снег и лёд?
Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок – исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_dlya_1_klassa_po_uchebniku_a.docx | 44.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по учебнику А. А. Плешакова.
(УМК «Школа России»)
Тема урока: Откуда берутся снег и лёд?
Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок – исследование.
Цели урока:
- познакомить учащихся со свойствами льда и снега;
- продолжать обучение практическому исследованию природных объектов, сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода;
Задачи урока:
- повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года - зима;
- проверить уровень усвоения темы через мини- тестирование;
- формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают;
- развивать кругозор;
- воспитывать умение работать в парах;
- воспитывать любовь к родной природе, гордость за свою страну;
Планируемые результаты: учащиеся научатся проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы; учащиеся должны усвоить, что снег и лёд – это замёрзшая вода.
Оборудование: для учащихся:
- учебное пособие А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”
- рабочая тетрадь
- для каждой пары учеников стаканчик со снегом и стаканчик со льдом для исследования;
- листы цветной бумаги ( красная, белая, серая)
- простой карандаш
- цветные карандаши
- конверты со знаками
для учителя:
- мультимедийный проектор и экран;
- презентация,
- сравнительная таблица на доске “Свойства льда и снега”.
- Молоток, салфетки
Ход урока
- Организационный момент.
(Презентация, слайд № 1, звуковое оформление “Колокольчики”):
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
- Актуализация знаний. Презентация, слайд № 2
- Беседа
-Ребята, а вы верите в чудеса? Как вы думаете, они бывают только в сказках? Я познакомлю с чудесами, которые происходят рядом с нами каждый день, но мы так к ним привыкли, что даже их не замечаем. Каждый день мы используем волшебное вещество, без которого наша жизнь просто бы не существовала. Оно может изменяться прямо у нас на глазах – за короткий промежуток времени из жидкого становится твёрдым или невидимым, а если мы возьмём его в руки, может стать опять жидким.
Человек может прожить без этого не более 2-3 дней.
Наш организм на 65-70% состоит из этого.
Человек за один год потребляет коло 60 000 литров этого вещества только в процессе питания.
-Догадались, о чём я говорю? Что уже знаете о воде?
- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком оно времени года.
- Чтение учителем стихотворения
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала -
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом -
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
Я. Купала
- О каком времени года это стихотворение? (О зиме). (Презентация, слайд №3). Вам нравится зима?
- О каких приметах зимы в нём говорится?
Мы поговорим о чудесах, которые происходят с водой зимой.
3. Введение в работу. Мотивация. Повторение правил работы в группе.
- Сегодня необычный урок. Вы должны успеть побывать и учёными-исследователями, и художниками, и даже учителями.
- Кто такие учёные-исследователи, чем они занимаются? (Презентация, слайд № 4 )
(проводят опыты и делают научные открытия)
- Какие качества необходимы, по-вашему, учёным, чтобы сделать научные открытия? (наблюдательность, терпение, трудолюбие)
- Как вы думаете, если учёные работают в группе, какие правила они должны соблюдать?
-Какие правила работы в группе вы знаете?
III. Самоопределение к деятельности.
1. «Мозговой штурм»
- Послушайте загадки. Отгадав их, вы поймете, какова тема нашего сегодняшнего урока. (Презентация, слайд № 5 ):
- Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)
2) Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно. (лёд)
(На доске карточки со словами – снег, лёд)
(Презентация, слайд № 6):
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О снеге и льде)
- Что хотели бы узнать о них вы?
- Как вы думаете, что бы хотел узнать о них Муравьишка – Вопросик?
2. Работа по учебнику.
- Прочитайте тему урока на с. 68 учебника.
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока.
1) Беседа (Презентация, слайд № 7 ):
- Откуда же всё-таки берутся снег и лёд? (С неба, на реке. На лужах)
- Давайте воспользуемся загадками из учебника на с. 68. Может быть, они помогут точнее ответить на этот вопрос.
2) Чтение в учебнике на с. 68 загадок, отгадывание. Беседа по содержанию.
а) 1 загадка
– Что названо серыми гусями? (тучи)
- Какой из них летит белый пух? (снег)
- Откуда он сыплется? ( с неба)
2 загадка
- Что узнали о снеге из второй загадки? (в тепле снег тает, образуется вода)
3 загадка
- О чём говорится в третьей загадке?
- Что названо камнем? ( лёд)
4 загадка
- О каком мосту говорится в четвёртой загадке?
- Что за дедушка его строит?
- Как образуется лёд?
- Где вы видели лёд?
- Можно ли дома увидеть лёд? Как в домашних условиях получить лёд?
3) Обобщение
- Что общего у снега и льда? (В тепле тают, превращаются в воду)
- Верно. А если вода замёрзнет, что она образует? (Лёд)
- А видели ли вы когда-нибудь, чтобы из воды при замерзании образовался снег? ( Нет. Он падает с неба в виде снежинок.)
- Сегодня я хочу рассказать вам тайну снежинки. (Презентация, слайд №8)
Тайна снежинок
Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.
Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.
Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.
- Из чего же образуются снежинки? Сколько у них лучиков? Бывают ли одинаковые снежинки?
4) Чтение вывода в учебнике. Сопоставление со своими рассуждениями.
- Давайте проверим, правильно ли мы ответили на вопросы. Прочитаем вывод на с. 69 учебника.
V. Физкультминутка.
(Презентация, слайд № 9 )
VI. Продолжение работы по теме урока.
- Практическая работа в группах.
(Презентация, слайд № 10 )
-Прочитайте план практической работы в группах на слайде.
2. Работа по плану.
А) С помощью учебника сформулируйте цель опытов.
- Прочитайте в учебнике на с. 68 задание для работы в группе.
Итак, цель нашей работы…
Прочитайте слова-помощники на доске.
Б) Рассмотрите и назовите предметы оборудования.
(Стаканы, цветная бумага, простой карандаш)
3. Проведение опытов.
Опыт 1.
-Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку. Возьмите карандаш, сделайте ямку. А теперь тоже самое сделайте изо льда.
-Получилось? (Нет)
- Посмотрите, что сделаю я. (Накрываю кусок льда салфеткой, ударяю молотком)
- Что вы заметили? (Лёд разбился)
Сделайте вывод.
Проверьте по учебнику. Дополните предложение, подобрав слово-помощник.
Снег рыхлый, а лёд … (хрупкий).
Опыт 2.
А) –В стакане – снег. Какого он цвета? (Белый)
-Найдите среди цветных листов цвет снега. Почему снег белый? Как вы думаете? (Рассуждения детей)
(Презентация, слайд № 11 )
Из чего состоит снег?
Причина того, что снег белый, в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым.
Белый цвет считается символом чистоты, добродетели, радости.
Б) Придвиньте стаканчик со льдом к себе поближе. Какого цвета лёд?
Можно ли найти такой цвет среди листов цветной бумаги?
Сделайте вывод: имеет ли лёд цвет? ( Нет, он бесцветный).
Проверьте свой вывод по учебнику. Найдите слово-помощник на доске.
Снег белый, а лёд - …(бесцветный).
Опыт 3.
Положите снег и лёд на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А подо льдом?
Сделайте вывод.
Сравните с выводом в учебнике. Найдите на доске слова-помощники.
Снег непрозрачный, а лёд … (прозрачный).
Опыт 4.
Рассмотрите снег и лёд в стаканах.
Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом? (Они начали таять)
Сделайте вывод.
Сравните с выводом в учебнике. Найдите на доске слова-помощники.
В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.
-А почему же снег и лёд зимой на улице не тают? (Зимой на улице холодно, мороз)
4. Обобщение выводов о свойствах снега и льда.
- Расскажите о свойствах снега и льда по записям на доске.
Снег Лёд
рыхлый хрупкий
белый бесцветный
непрозрачный прозрачный
в тепле тает в тепле тает
5. Оцените результаты работы (достигнута ли цель опытов)
-Какова была цель практической работы?
-Изучили ли вы свойства снега и льда? Оцените свою работу при помощи знаков.
Жёлтый круг – на все вопросы ответили правильно. Молодцы!
Зелёный круг – ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!
Красный круг – не ответили на вопросы. Ай-ай-ай! Придётся начать сначала!
VII. Физкультминутка.
VIII. Закрепление изученного.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- – Откройте рабочую тетрадь на с. 46 . Найдите упражнение № 2.
- В каком столбике описаны свойства снега, а в каком – льда?
Соедините чёрточками.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего товарища. Оцените её.
Жёлтый круг – на все вопросы ответили правильно. Молодцы!
Зелёный круг – ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!
Красный круг – не ответили на вопросы. Ай-ай-ай! Придётся начать сначала!
-У кого своя оценка совпала с оценкой товарища, поднимите руки.
2) Беседа «Откуда берутся снег и лед?». Выполнение задания №3 на с. 46 в рабочей тетради..
- Где же образуется снег? (В небе, в облаках)
- Вот как на этот вопрос ответил поэт.
Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали: туча спит,
Как перину распороли –
И оттуда пух летит –
В глазах рябит,
А поймаешь – холодит. В. Мусатов.
- Что за пух? Вспомните, как на прогулке рассматривали снежинки.
- Сколько лучей имеет каждая снежинка? Все ли снежинки одинаковые?
- О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?
- А хотите побыть художниками и изобразить свою снежинку.
Дорисуйте снежинки в «Рабочих тетрадях» на с. 46, упражнение № 3.
1 группа – 1 снежинку
2 группа – 2 снежинку
3 группа – 3 снежинку
- А где образуется лед? (В луже, в реке, на мокрой дороге)
3) Беседа о правилах безопасного передвижения по улице в гололёд
- Попробуйте доказать, что лёд может быть опасен.
(Презентация, слайд № 12 )
- Какие меры осторожности мы должны соблюдать?
К сожалению, лёд может быть опасным. Существуют такие природные явления, как гололёд и гололедица.
Гололёд – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). Толщина льда при гололёде может достигать нескольких сантиметров.
Гололедица – тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания.
Гололёд и гололедица являются причинами травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга.
Вот как описывает это явление природы поэт И. Лешкевич в своём стихотворении «Гололёд».
Февраль был тёплый, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут ещё снежку метель
На тротуар набросила.
Скользит автобус голубой:
Не зря шофёр волнуется –
Ребята-школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, другой упал,
Поспешность не помощница:
Один затылок трёт рукой,
Другой от боли морщится.
Шофёр отвёл от них беду
(Так не всегда случается). . .
На мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.
- Как вы думаете, можно ли в гололёд избежать травм?
- О чём важно помнить, выходя в гололёд из дома?
- В какой обуви нужно в этот период выходить из дома?
Правила передвижения по улице в гололёд.
1).Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.
2).Прикрепите на каблуки металлические набойки, натрите наждачной бумагой подошву.
3).Наклейте на подошву изоляционную ленту (лейкопластырь). Наклейку сделайте крест-накрест или лесенкой.
4).Рассчитайте время движения, выйдите заранее, чтобы не торопиться.
5).Передвигайтесь осторожно, ступайте на всю подошву. При ходьбе ноги должны быть слегка расслаблены в коленях, руки свободны ( не заняты сумками).
6).Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения надо сжаться (напрячь мускулы, чтобы смягчить силу удара).
Пожилым людям в гололёд лучше вообще не выходить из дома.
-А мы с вами будем всю зиму здоровыми и сможем любоваться красотами русской зимы.
4) Выполнение задания № 4 на с. 46 – 47 в рабочей тетради.
- Рассмотрите фотографии. Догадайтесь, из чего построена крепость? Из чего сделаны рыбки?
( Из снега и льда).
- Рассказ учителя о зимних развлечениях.
(Презентация, слайд № 13 )
Зима в России традиционно была временем забав и праздников. Обилие снега располагало не только к подвижным играм, но и к творчеству. Никто не знает когда и кому пришло в голову слепить первую снежную бабу. Зато доподлинно известна дата основания Ледяного Дома, прославившего в 18 веке правительницу Анну Иоанновну.
В последние годы строительство ледовых скульптур и выставки фигур изо льда в разных странах приобрели популярность. Используя современные инструменты, скульпторы и художники с большим мастерством мастерят ледяные шедевры и радуют публику всю зиму. Такие фестивали проводятся в Москве, в Санкт – Петербурге, Екатеринбурге и других городах нашей страны.
Снежный фестиваль в японском городе Саппоро (северный остров Хоккайдо) уже давно стал ежегодным и представляет собой настоящее путешествие в покои Снежной Королевы. Данный фестиваль ежегодно привлекает до 2 млн. человек, собирающихся из разных уголков страны
Особый зрительский интерес вызывают скульптуры — репродукции, выполненные в натуральную величину.
Для детей скульпторы создают любимых мультипликационных персонажей, в том числе из репертуара Уолта Диснея.
Но затем слава о снежных фестивалях распространилась и в других странах, по примеру Японии такие фестивали стали проводить в разных уголках планеты. Стали проводить соревнования.
- Рассказ об Олимпийских играх в Сочи.
- Как вы думаете, снег и лёд помогают укреплять здоровье?
Какие зимние виды спорта вы знаете?
Отгадайте загадки о зимних видах спорта
Один из видов зимних игр
Цель поразить и дальше в путь!
Спортсмен на лыжах и с ружьём
Так что же это?.......биатлон.
На санях с горки я лечу
По горке льдом покрытой всей
Эх, прокатил бы,– прокачу!
Хороший зимний спорт....бобслей.
В платьях, фраках и костюмах
По льду под музыку катание
Какой красивый это спорт –
Фигурное катание!!!
Клюшкой шайбу точно бей.
Любят все игру – хоккей!
Фристайл – какое слово!
Здесь акробатика, балет,
И по бугристой трассе спуск,
А страха не было, и нет!
К какому важному событию идёт подготовка в нашей стране? (Презентация, слайд № 14 )
Это 22-е зимние Олимпийские игры. Данная Олимпиада является второй за все время для России. Первая, Олимпиада-80, но тогда проводилась летняя, а теперь будет зимняя Олимпиада.
Олимпийские и Паралимпийские игры – крупнейшие и самые престижные в мире спортивные состязания, которые с нетерпением ждут миллионы любителей спорта. Игры походят один раз в четыре года. И их организация – высокая честь и большая ответственность.
Олимпийские Игры будут проходить в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года.
Паралимпийские Игры будут проходить с 7 по 16 марта 2014 года.
Сочи будет первым в истории Олимпийского движения городом с субтропическим климатом.
Сочи — это единственный в своем роде курорт, на котором вы сможете утром промчаться по заснеженным склонам на горных лыжах, а поздним вечером этого самого дня расслабится на теплом пляже, понежится в морских водах.
(Презентация, слайд № 15 )
Талисманы
Горный спасатель-альпинист Леопард живет в кроне огромного дерева, которое растет на самой высокой скале в заснеженных горах Кавказа.
Леопард – прекрасный сноубордист, он научил этому виду спорта всех своих друзей и соседей. У Леопарда веселый нрав, он не может жить в одиночестве и очень любит танцевать.
За полярным кругом в ледяном иглу живет белый мишка.
Белый мишка с раннего детства воспитывался полярниками. Именно они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в керлинг. Но больше всего белому мишке понравилось кататься на спортивных санках. Он стал настоящим саночником и бобслеистом, а его друзья – тюлени и морские котики - с удовольствием наблюдают за его победами. Теперь они вместе устраивают соревнования по этим видам спорта, и долгой полярной ночью им некогда скучать!
Зайка – самая активная жительница зимнего леса. Ее друзья всегда удивляются – и как она все успевает!? Ведь Зайка не только успевает учиться в Лесной Академии на «отлично», помогать маме в семейном ресторанчике «Лесная запруда», но и участвовать в различных спортивных соревнованиях. Зайка уверяет своих друзей, что у нее нет никакого секрета: просто она очень любит спорт. А еще она любит петь и танцевать.
Девиз этой олимпиады –« Жаркие. Зимние. Твои.»
Считается, что этот пусть и короткий, но выражающий все настроение Олимпийских игр, девиз, позволит показать всю яркую натуру нашей страны.
Слово «жаркие», характеризует не только соперничество и дух победы, но и климат города, в котором будет проходить Олимпиада, ведь Сочи имеет субтропический климат.
Слово «зимние», которое характеризует не только время года, в котором будут проходить Олимпийские и Паралимпийские игры, но и символизируют то, как другие страны видят нашу страну, с сугробами и снежными полями.
А слово «твои» означает, что Олимпиада, это мероприятие не только всех стран, но и каждого отдельного человека, который сопереживает своим соотечественниками, как на трибунах, так и у экранов телевизора.
IX. Обобщение знаний.
Сегодня на уроке вы были и учеными и художниками, а теперь предлагаю вам побыть учителями.
– Я написала небольшую работу, вам предлагаю проверить. Я буду читать предложения, если вы с ними согласны, то говорите «да», идем дальше, а если вы не согласны - «нет», мы останавливаемся и ищем правильный ответ. Приготовились? (Презентация, слайд № 16)
– Снег при таянии превращается в воду (Да)
– Если вода замерзнет, она превращается в лёд (Да)
– Снег бесцветный (Нет)
– Лёд прозрачный (Да)
– Все снежинки одинаковые (Нет)
- Снег рыхлый (Да)
– Лёд хрупкий (Да)
-У снежинки 5 лучиков (Нет)
- Гололёд и гололедица являются причинами травм пешеходов из-за падений. (да)
- Во время гололёда нужно выходить из дома заранее, чтобы не торопиться.(Да)
X. Итог урока. (Презентация, слайд № 17)
- Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем мы с вами были на уроке? Скажите, пожалуйста, что вас сегодня удивило на уроке?
Что расскажите родителям? О чём бы хотелось узнать поподробнее? Как это можно сделать?
XI. Рефлексия.
Поднимите руки те, кто может с уверенностью сказать: « Мне понравился сегодняшний урок, я понял, откуда берутся снег и лёд!» (Презентация, слайд № 18)
Мы в очередной раз помогли Муравьишке-Вопросику найти ответ на вопрос. Значит, мы…
МОЛОДЦЫ!
МКОУ СОШ №5 г. Нововоронеж - Кол Наталья Евгеньевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"
Этот конспект разработан для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и групповыми признаками животных....
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...
Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....
Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."
Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")
Открытое занятие по окружающему миру "Что такое экономика?" (2 класс "УМК "Школа России")...
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)...
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....