Планирование по окружающему миру 2 класс "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Силантьева Елена Владимировна

Планирование по учебнику А.А.Плешакова , М.Ю. Новицкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_2_klass.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружающий мир

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для  2  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4  классы» (2011).

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно- научные сведения и

опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения

здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего

края.

Основные содержательные линии

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Время и календарь

(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла

и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные

часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный

календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень

(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни - погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях

и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением

пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день- погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима

 (13 ч +2ч экскурсии-прогулки)

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни- погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето

(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни - погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни- погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.

 Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

Цели курса

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

  • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  • Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
  • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  • Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета  2 часа в неделю, 68 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

I.        Организация учебного труда

  • Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно, оценивать своё отношение к учебной работе.
  • Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

II.        Работа с книгой и другими источниками информации

  • Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
  • Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

IV.        Мыслительные умения

  • Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
  • Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  • На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
  • Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  • Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
  • Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  • Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

— некоторые экологические связи в природе;

— особенности сезонного труда людей и его зависимость

от сезонных изменений в природе;

— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

— различать изученные растения, грибы, насекомых,

птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

— объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Дата (плановая)

Дата

(фактическая)

Тема урока

(текущий контроль)

Характеристика деятельности учащихся

Страница учебника

Страница тетради (другого доп. источника)

4.09

1

Мы -союз народов России.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить.

Различать государственные символы России.

Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России.

Обсуждать, почему  народы России называют братскими.

Стр3-7

Стр3. №1, стр.4№3

5.09

2

Мы - жители Вселенной

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

-определять свой «адрес в мире»

-сравнивать звезды и планеты

-сопоставлять образы родной страны с образами других  уголков  планеты

Стр8-11

Стр6№2,стр7№3,№4.

10.09

3

Наш «космический корабль» - Земля. Практическая работа с компасом

Понимать учебную задачу урока

-работать в группе: определять стороны горизонта

-формулировать выводы из  изученного материала

-отвечать на итоговые вопросы

-оценивать свои достижения на уроке

Стр. 12-13

Стр8№1, Стр9№3

11. 09

4

Наш «космический корабль»- Земля. (продолжение)

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее

-рассказывать об освоении человеком космоса,

,опираясь  на иллюстрации учебника

-работать в группе : высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку.

Стр14-15

Стр. 10 №5 стр.11 №6

18.09

5

Время

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее

-анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое., настоящее и будущее

-работать в паре : с помощью карточек  отображать последовательность дней недели, проводить взаимосвязь

-называть любимый день недели и объяснять почему

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Стр16-19

Стр12№2,стр 13 №3

19.09

6

Сутки и неделя

Понимать учебную задачу урока

-анализировать схему смены дня и ночи, называть  части суток в правильной последовательности

-работать в парах: находить несоответствия на рисунках учебника

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Стр20-23

Стр14 №2, стр15 №3, №4

25.09

7

Месяц и год

Понимать учебную задачу урока

-анализировать схему смены времен года и месяцев, называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяц

Называть любимое время года и объяснять почему

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Стр24-27

Стр18 №1 стр19 №4

26. 09

8

Времена года

Понимать учебную задачу урока

-анализировать схему смены времен года и месяцев, называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяц

Называть любимое время года и объяснять почему

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок

Стр28-31

Стр20№1 стр20 №2 стр21№4 стр21 №5

2.10

9

Погода. Практическая работа с термометром

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

-выполнять тестовые задания учебника

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся

-работать в паре: учиться читать и записывать показания термометра

Стр32-35

Стр23№2 №4 стр24 №3

3.10

10

Календарь –хранитель времени, страж памяти

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Называть дни недели в правильной последовательности, соотносить год и месяц

-называть время года и объяснять, почему  именно оно является любимым

-работать в паре: находить несоответствия в календаре на рисунках учебника

-наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в календаре

Стр36-39

Стр27№3

9.10

11

Красные дни календаря

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

-называть  важнейшие праздники в правильной последовательности и объяснять, почему этот праздник является любимым

-отвечать на вопросы учебника и оценивать свою работу в паре

Стр 40-43

Стр 29№4

10.10

12

Народный календарь

Знать некоторые народные приметы на погоду своего  края

 И уметь соотносить их с ощущениями ,которые дают нам разные органы чувств,

-уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду

Стр44-47

Стр31 №3

16.10

13

Экологический календарь

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

-находить в тексте учебника ответы на вопросы

-приводить примеры взаимосвязей между человеком и  природой

- оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них

-отвечать на вопросы учебника и оценивать свои достижения на уроке

Стр  48-51

Стр32№2

17.10

14

За страницами учебника. Предания народов нашего края о возникновении и устройстве  Вселенной

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

-объяснять различия внешнего вида  нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолета с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли

Стр52-54

23.10

15

За страницами учебника. Волшебные сказки народов нашего края с образами чудесных животных и растений

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

24.10

16

Осенняя прогулка (экскурсия)

Понимать учебные задачи урока и данного раздела и стремиться их выполнять

--классифицировать объекты неживой и живой природы

- приводить примеры объектов живой  и неживой природы

-устанавливать связи между живой и неживой природой

30.10

17

Осенние месяцы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее

-работать в паре : различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях ,происходящих с природными объектами

-приводить примеры сезонных явлений

-анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным  природным явлениям

Стр54-57

Стр36 №1 стр37№3

31.10

18

Осень  в неживой природе

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

-работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами

-рассказывать ( по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в неживой природе

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Стр58-61

Стр38 №1 стр38 №3

13.11

19

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

-рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой природе

-работать в паре : знакомиться по учебнику с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России

-дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями об осенних явлениях в живой и неживой природе

Стр62-65

Стр40 №2

14.11

20

Звездное небо  осенью

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

-находить на рисунке  знакомые созвездия  

-сопоставлять иллюстрации учебника с описанием созвездий

-работать со взрослыми: наблюдать звездное небо, находить на нем изученные созвездия

-формировать выводы  из  изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и  оценивать свои достижения на уроке

Стр66-69

Стр42№2 стр42№1

20.11

21

Трава у нашего дома

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

-устанавливать по схеме различия между группами растений

-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку  

-приводить примеры трав своего края

-оценивать эстетическое воздействие растений на человека

-

Стр70-73

Стр45 №3 стр45 №4

21.11

22

Старинная женская работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

-рассказывать о труде людей при обработке льна, льняной пряжи и ткани

-работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фото

Стр74-77

Стр47 №1 стр47№3

27.11

23

Деревья и кустарники осенью

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

-устанавливать на схеме различия между группами растений

-приводить примеры деревьев ,кустарников, трав нашего края

-определить растения с помощью атласа-определителя

Стр78-81

 Стр48 №1 стр49 №2

28.11

24

Чудесные цветники осенью

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее

-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения

-работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений, классифицировать культурные растения по определенным признакам

-сочинять и рассказывать сказку о дикорастущем или культурном растении

Стр82-85

Стр51№4

4.12

25

Грибы

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее

-работать в группе: знакомиться по учебнику с царством живой природы-грибы

-определять грибы с помощью атласа-определителя

-сравнивать и различать съедобные грибы

-находить новую информацию в текстах о  грибах

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Стр86-89

Стр52 №2,№1 стр53 №3,№4

5.12

26

Шестиногие восьминогие

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

-актуализировать знания о животном мире полученные в 1классе

-приводить примеры животных разных групп

-сочинять и рассказывать сказочную историю о насекомых

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Стр90-93

Стр54№1 стр55№2 стр55№3

11.12

27

Птичьи секреты

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

-понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края

-научиться различать перелетных и зимующих птиц

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы учебника и оценивать свои достижения на уроке

Стр94-97

Стр56 №1 стр57№2

12.12

28

Как разные животные готовятся к зиме

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных  

-наблюдать ,как готовятся птицы к зиме

-рассказывать по рисункам учебника, как готовятся животные к зиме

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Стр98-101

Стр58№1 стр59№2 №3 №4

18.12

29

Невидимые нити в осеннем лесу

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

-находить в тексте ответы на вопросы

-приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой

-оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них

Стр102-105

Стр60 №2 стр61 №4

19.12

30

Осенний труд

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

-сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии

-прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе

-дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека

Стр106-109

Стр62 №2

20.12

31

Будь здоров! (Подвижные старинные  осенние игры)

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

-находить в тексте ответы на вопросы

-приводить примеры здорового образа жизни

-работать в парах: читать и обсуждать отрывок из учебника стр. 110

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы  и оценивать свои достижения на уроке

Стр110-113

Стр64№2 №1

25.12

32

Охрана природы осенью

Понимать  учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

-работать в группе: знакомиться по учебнику с растениями, занесенными в Красную книгу

-работа со взрослыми: составить серию рисунков «Красота осени»  

-готовить краткие сообщения о том ,как нужно собирать плоды осенью

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Стр114-117

Стр6

33

За страницами учебника. Организовать  экскурсию в зоопарк

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить

-наблюдать за животными нашего края

-устанавливать взаимосвязь между изменениями неживой природы и животными

-оценивать результаты своих достижений на экскурсии

34

За страницами учебника Проведения праздника по обычаям народов своего края (заготовка капусты на зиму)

Понимать учебную задачу праздника

-оценивать результаты своих достижений на празднике

35

Зимние месяцы

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- наблюдать над зимними погодными явлениями

-исследовать  пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов

-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, и следы животных

Стр4-7

Стр3 №1,№2

36

Зима – время науки и сказок

Понимать учебную задачу урока

-знать несколько зимних народных примет на погоду

-уметь объяснять, чему учат народные сказки

-представлять себя учениками старинной школы

-учатся узнавать погоду по старинным народным приметам

Стр8-11

Стр6№1 №2

37

Зима в неживой природе

Понимать  учебную задачу урока

-наблюдать над зимними погодными явлениями  

-обсуждать зимние явления  в неживой природе в прошедшие дни

-наблюдать  поведение зимующих птиц

-формулировать выводы по материалу учебника

-оценивать свои достижения на уроке

Стр12-15

Стр8№1,№2,№3

38

Звездное небо зимой

Понимать учебную задачу урока

-работать в группе: высказывать предположения по вопросам  учебника, осуществлять самопроверку

-находить на рисунке знакомые созвездия

-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея

-находить информацию о зодиакальных созвездиях в доп. литературе

Стр16-19

Стр10№1,№2,№4 Стр8 №3

39

Зимняя прогулка ( экскурсия)

Понимать учебную задачу урока и стараться выполнять ее

-наблюдать изменения в неживой и живой природе

-устанавливать взаимозависимость между ними

-определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе

-наблюдать  поведение зимующих птиц

-формулировать выводы по материалу экскурсии  

-оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии

40

Зима в мире растений

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее  

-обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни

-определять деревья по их силуэтам и описаниям в учебнике

-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, и следы животных

-обсуждать поведение зимующих птиц

-формулировать выводы по материалу учебника

Стр20-23

Стр12№1 ,2 стр13 №3

41

Зимние праздники

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее  

-знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России

-знакомить с праздником Коляда

стр24-27

Стр14№1 стр15№3

42

Растения в домашней аптечке

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

-рассматривать иллюстрации учебника ,извлекать из них нужную информацию  

-работать в паре: определять  с помощью атласа- определителя названия лекарственных трав  

-сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку

Стр28-31

Стр16№1

43

Зимняя жизнь птиц и зверей

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

-выступать с сообщениями о

-животных нашего края

-сравнивать животных и выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни  

-формулировать правила  охраны природы зимой

Стр32-35

Стр18 №1,2

44

Невидимые нити в зимнем лесу

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

-устанавливать взаимосвязи между живой  и неживой  природой, растениями и животными, разными животными

-работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи

-делать выводы о необходимости бережного отношения к природе и сохранению природных связей

Стр36-39

Стр20 №1 стр 21 №2

45

В феврале зима  с весной  встречается впервой

Знать, что  по старинному календарю многих народов мира февраль был не 2,а последним 12 месяцем года или даже 1

-знать когда в народе отмечали первую встречу весны

-выбрать веселую забаву для одноклассников во время масленицы

Стр40-43

Стр22№1,2

46

Зимний труд

Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста

-знать особенностями ухода зимой за растениями и животными

-понимать необходимость поддерживать порядок на улице

Стр44-47

Стр25 №3

47

Будь здоров!

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

- работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах

-сравнивать роль витаминов: А, В и С в жизнедеятельности человека

Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении режима дня  в жизни человека отвечать на итоговые вопросы учебника

Стр48-51

Стр26№1,№2

48

Охрана природы зимой

Понимать учебную задачу урока

-обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги» великан на поляне»

-формулировать выводы по материалам экскурсии оценивать свои достижения на уроке

Стр52-55

Стр29 №3,4

49

За страницами учебника .Посещение зоопарка (знакомство с редкими животными) экскурсия

Понимать учебную задачу экскурсии

-наблюдать жизнь животных зимой в зоопарке

-наблюдать поведение зимующих птиц

-оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии

50

За страницами учебника Проведение праздника «Масленица «

Понимать учебную задачу урока  и стремиться выполнить ее

-изучать старинные игры народов нашего края на свежем воздухе

-знакомить детей со старинными забавами и потехами

51

Весенние месяцы

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

-рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края

-работать в группе6 знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной

-различать известную и новую для себя информацию

-узнавать перелетных птиц

Стр58-61

Стр32№1,2

52

Весна в неживой природе

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее

-рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края

-работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной

-находить  в книге «Зеленые страницы» информацию на заданную тему

-различать известную и новую для себя информацию

-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе

Стр62-65

Стр34 №1,2,3

53

Весна-утро года

Понимать учебную задачу и стремиться выполнить ее

-работать со взрослыми: наблюдать весенние изменения в природе

-фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради  

-выполнять серию рисунков на тему «Красота  весны»

-формулировать выводы из изученного материала

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои результаты

Стр66-69

Стр36  №1,2,3

54

Звездное небо весной

Понимать учебную задачу и стремиться выполнить ее

-наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо

-проводить наблюдения над созвездиями, Луной, погодой

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Стр70-73

Стр38№1

55

Весенняя прогулка (экскурсия)

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться выполнить ее

-наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением перелетных птиц

-формулировать выводы из изученного материала

-отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии

56

Весеннее пробуждение растений

Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края

-работать в парах: находить информацию в  о раннецветущих растениях  в книге»Зеленые страницы»

-делать сообщения  о цветении деревьев

-работать со взрослыми :наблюдать весенние явления в природе

Стр74-77

Стр40 №1 стр41 №2,3

57

Чудесные цветники весной

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку

-приводить примеры культурных растений цветника

-определять растения с помощью атласа –определителя

-оценивать эстетическое воздействие растений на человека

-работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Стр78-81

Стр44 №1,2

58

Весна в мире насекомых

Понимать учебную задачу и стремиться выполнить ее

-работать в группе :узнавать насекомых на рисунке, осуществлять самопроверку

-выступать с сообщениями

-различать известную и новую  для себя информацию

-формулировать выводы из изученного материала

-отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

Стр82-85

Стр46 №1,2,3,4

59

Весна в мире птиц и зверей

Узнать  о весенних изменениях  в жизни птиц и зверей

Стр86-89

Стр48№1,2,3

60

Невидимые нити в весеннем лесу

Узнать о взаимосвязях в весеннем лесу между животными и растениями

-научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу

Стр90-93

Стр50№1 стр51№2,3

61

Труд людей весной

Учиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину

-уметь  объяснять значение пословиц о весеннем труде

-проводить наблюдения за состоянием природы в марте и в мае

Стр94-97

Стр53№3 стр52№1,2

62

Старинные весенние праздники

Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в  Вербное воскресенье и молодоженом на Пасхальной неделе

Стр98-101

Стр54№1,2 стр55 №3

63

Будь здоров!

Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период

-знать и уметь объяснять товарищам правила  двух-трех народных игр, подходящих    для 6весны  

-уметь контролировать во время игры свое поведение

Стр102-105

56№1,2

64

Охрана природы весной(экскурсия)

Самоконтроль во время прогулки в парке (не оставлять мусор и.т.д.)

65

Лето красное

Научиться находить признаки летних  явлений природы и особенности жизни людей летом в старинных  названиях летних месяцев

-описывать красоту летней природы

-

Стр110-113

Стр64№№1,2

66

Летние праздники и труд

Научиться выразительно, читать стих. Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека  

-разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда

-перечислять летние дары природы своего края

Стр114-117

Стр66№1,2

67

За страницами учебника Экскурсия в парк

Знакомство с цветущими растениями

-создания радостного и эмоционального восприятия детьми цветущей природы

-настрой детей на восприятие информации

-умение наблюдать за жизнью насекомых птиц

-бережное отношение к окружающей природе

68

За страницами учебника  Игры на улице

Знакомство  со  старинными  летними играми народов своего края

-контролировать поведение во время игр

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков окружающего мира 3 класс

Планирование уроков окружающего мира 3 класс ОС 2100, автор Вахрушев, по триместрам...

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний...

Тематическое планирование по окружающему миру

Тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе составлено на основе требований федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 года.  УМК "Школа России"...

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...