Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру
Методическая разработка для учителей начальных классов
Автор: Макарова наталья Валерьевна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Тема урока: «Как живет семья?». Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».
Цели:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития
содержательно-методических линий школьного курса окружающего мира и построение обобщённых норм учебной деятельности. Формирование осознания ценности семьи, развития этических норм по отношению к членам своей семьи, подготовки детей к реализации проекта «Моя семья»
Задачи:
-способствовать формированию уважительного отношения детей к членам семьи;
- развивать кругозор детей через интервьюирование членов семьи;
- учить поддерживать и продолжать семейные традиции;
- способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса к общей деятельности.
Условия, необходимые для проведения урока: наличие компьютера, подключенного к сети Интернет, Литература и интернет-ресурсы:
1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополнительное.- М. : Азбуковник, 1999. – 944 стр.
Содержание урока
№ | Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
Психологический настрой | Дети молча, только глазами, послали добрые мысли и добрые чувства окружающим. - Здоровья, добра, удачи, хорошего настроения и т. д -Было весело, стало очень хорошо, я почувствовала добро и тепло …. | - Давайте мысленно пошлем друг другу хорошие чувства и пожелания А что вы мысленно пожелали? -Что вы чувствовали, когда «посылали» друг другу добрые мысли и добрые чувства? -Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения. | Настрой на тему урока. Подготовка к определению темы и целеполаганию. | |
Целеполагание | Дети отгадывают: «Семья» - Кто живёт рядом с тобой?» - О семье. - Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста? | Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус. На доске появляется «7Я» О чём мы будем сегодня говорить? - На какие вопросы мы можем сегодня на уроке найти ответы? | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Формирование умения определять тему и ставить цели работы на уроке. | |
Планирование | Сначала узнаем, что такое семья. | Давайте, определим в какой последовательности можно построить работу на уроке. | Формирование умения планировать свою деятельность. | |
Реализация плана | Семья – это:(учащиеся выражают своё мнение). Структура ЭЙ АР ГАЙД, Работа в группах: 1 группа ищет толкование слова в словаре Ожегова С.И.; | Попробуйте сказать, что же такое семья? Поработаем в группах | Формирование умения работать с различными источниками | |
Представление результатов работы групп, анализ | - Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. | Какое из этих определений наиболее близки и понятны вам? Почему? | Формирование умения высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение. | |
Применение новых знаний | -Дочь – Двоюродные братья и сестры Дети в группах читают предложения: Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством. Работа в паре. РЕЛЛИ РОБИН Каждая пара, прочитав слова, составляет пословицу: Семья, место, душа, вместе. так. и. на, месте. Семье клад, лад, не нужен, когда, в Каша, в, гуще, семье, и. Семья, куче, страшна, туча, в, не. Счастлив, дома, у, кто, счастлив, себя, тот | Поиграем «Кто кому кто?» –Аня, ты кто для мамы? - А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно найти смысловые ошибки в предложениях.
На основе этих правил русский народ сложил много пословиц о семье, попробуйте составить пословицы из слов, работая в паре. | Понимание родственных связей. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
Формирование умения сотрудничать. Дети объясняют смысл составленных пословиц. | |
Физкультминутка | Дети играют в игру «Уголки» КОНЭРС-обучающая структура | - Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свою семью и самих себя. – Сейчас поиграем в игру, которая называется «Уголки». Встаньте: в правый угол – кто похож на маму? в левый угол – кто похож на папу? ко мне – кто похож сам на себя? в правый угол – у кого есть сестрёнки? в левый угол – у кого есть братишки? к двери – у кого есть и братишки и сестрёнки? к окну – у кого пока никого нет? все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте! – Да, вы счастливые дети. | Предупреждение утомляемости – физкультминутка. | |
Подготовка к выполнению проекта «Моя семья» | Дети показывают количественный состав семьи Ответы детей: все семьи разные, не похожие друг на друга.
Мир, зло, взаимопонимание, добро, любовь, ссора, уважение, вражда, дружба, улыбка. Мама, папа, бабушка, дедушка | – Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек. Покажите на пальцах сколько членов семьи проживает у вас дома. Смотрите, какие разные по количеству семьи у нас, а только ли количеством семьи отличаются друг от друга? – Как вы видите – нет одинаковых семей. У каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения, занятия, но каждая семья держится на … Выберите нужные слова. У вас у всех очень разные и интересные семьи со своими истоками, корнями, а кто в вашей семье может вам рассказать больше всего о родственниках, о традициях семья, увлечениях членов семьи? | Формирование умения вести диалог со сверстниками, высказывая свою точку зрения. | |
Работа в группах, подготовка вопросов для интервью. | Составляют на основе работы групп опросник: Кто самый старший в нашей семье? Мы все вместе, как дерево. Опросить всех членов семьи по опроснику, подобрать семейные фотографии, нарисовать семейное древо, составить рассказ о своей семье. | А вы сможете взять интервью у членов своей семьи? Для этого нам надо подготовить вопросы, которые вы можете задавать своим родным. О чем вы можете их спросить? А можно нарисовать портрет семьи? В каком виде? Я предлагаю вам дома выполнить проект на тему «Моя семья». Какую работу для этого вы можете сделать? | Формирование умения организовывать сотрудничество со взрослыми. | |
Рефлексия | Близкие родственники, живущие вместе | В чем вы сегодня были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок? Хочу завершить наш урок словами: | Формирование умения анализировать свою деятельность |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру
Методическая разработка для учителей начальных классов
Автор: Макарова наталья Валерьевна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Тема урока: «Как живет семья?». Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».
Цели:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития
содержательно-методических линий школьного курса окружающего мира и построение обобщённых норм учебной деятельности. Формирование осознания ценности семьи, развития этических норм по отношению к членам своей семьи, подготовки детей к реализации проекта «Моя семья»
Задачи:
-способствовать формированию уважительного отношения детей к членам семьи;
- развивать кругозор детей через интервьюирование членов семьи;
- учить поддерживать и продолжать семейные традиции;
- способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса к общей деятельности.
Условия, необходимые для проведения урока: наличие компьютера, подключенного к сети Интернет, Литература и интернет-ресурсы:
1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополнительное.- М. : Азбуковник, 1999. – 944 стр.
Содержание урока
№ | Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
Психологический настрой | Дети молча, только глазами, послали добрые мысли и добрые чувства окружающим. - Здоровья, добра, удачи, хорошего настроения и т. д -Было весело, стало очень хорошо, я почувствовала добро и тепло …. | - Давайте мысленно пошлем друг другу хорошие чувства и пожелания А что вы мысленно пожелали? -Что вы чувствовали, когда «посылали» друг другу добрые мысли и добрые чувства? -Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения. | Настрой на тему урока. Подготовка к определению темы и целеполаганию. | |
Целеполагание | Дети отгадывают: «Семья» - Кто живёт рядом с тобой?» - О семье. - Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста? | Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус. На доске появляется «7Я» О чём мы будем сегодня говорить? - На какие вопросы мы можем сегодня на уроке найти ответы? | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Формирование умения определять тему и ставить цели работы на уроке. | |
Планирование | Сначала узнаем, что такое семья. | Давайте, определим в какой последовательности можно построить работу на уроке. | Формирование умения планировать свою деятельность. | |
Реализация плана | Семья – это:(учащиеся выражают своё мнение). Структура ЭЙ АР ГАЙД, Работа в группах: 1 группа ищет толкование слова в словаре Ожегова С.И.; | Попробуйте сказать, что же такое семья? Поработаем в группах | Формирование умения работать с различными источниками | |
Представление результатов работы групп, анализ | - Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. | Какое из этих определений наиболее близки и понятны вам? Почему? | Формирование умения высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение. | |
Применение новых знаний | -Дочь – Двоюродные братья и сестры Дети в группах читают предложения: Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством. Работа в паре. РЕЛЛИ РОБИН Каждая пара, прочитав слова, составляет пословицу: Семья, место, душа, вместе. так. и. на, месте. Семье клад, лад, не нужен, когда, в Каша, в, гуще, семье, и. Семья, куче, страшна, туча, в, не. Счастлив, дома, у, кто, счастлив, себя, тот | Поиграем «Кто кому кто?» –Аня, ты кто для мамы? - А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно найти смысловые ошибки в предложениях.
На основе этих правил русский народ сложил много пословиц о семье, попробуйте составить пословицы из слов, работая в паре. | Понимание родственных связей. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
Формирование умения сотрудничать. Дети объясняют смысл составленных пословиц. | |
Физкультминутка | Дети играют в игру «Уголки» КОНЭРС-обучающая структура | - Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свою семью и самих себя. – Сейчас поиграем в игру, которая называется «Уголки». Встаньте: в правый угол – кто похож на маму? в левый угол – кто похож на папу? ко мне – кто похож сам на себя? в правый угол – у кого есть сестрёнки? в левый угол – у кого есть братишки? к двери – у кого есть и братишки и сестрёнки? к окну – у кого пока никого нет? все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте! – Да, вы счастливые дети. | Предупреждение утомляемости – физкультминутка. | |
Подготовка к выполнению проекта «Моя семья» | Дети показывают количественный состав семьи Ответы детей: все семьи разные, не похожие друг на друга.
Мир, зло, взаимопонимание, добро, любовь, ссора, уважение, вражда, дружба, улыбка. Мама, папа, бабушка, дедушка | – Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек. Покажите на пальцах сколько членов семьи проживает у вас дома. Смотрите, какие разные по количеству семьи у нас, а только ли количеством семьи отличаются друг от друга? – Как вы видите – нет одинаковых семей. У каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения, занятия, но каждая семья держится на … Выберите нужные слова. У вас у всех очень разные и интересные семьи со своими истоками, корнями, а кто в вашей семье может вам рассказать больше всего о родственниках, о традициях семья, увлечениях членов семьи? | Формирование умения вести диалог со сверстниками, высказывая свою точку зрения. | |
Работа в группах, подготовка вопросов для интервью. | Составляют на основе работы групп опросник: Кто самый старший в нашей семье? Мы все вместе, как дерево. Опросить всех членов семьи по опроснику, подобрать семейные фотографии, нарисовать семейное древо, составить рассказ о своей семье. | А вы сможете взять интервью у членов своей семьи? Для этого нам надо подготовить вопросы, которые вы можете задавать своим родным. О чем вы можете их спросить? А можно нарисовать портрет семьи? В каком виде? Я предлагаю вам дома выполнить проект на тему «Моя семья». Какую работу для этого вы можете сделать? | Формирование умения организовывать сотрудничество со взрослыми. | |
Рефлексия | Близкие родственники, живущие вместе | В чем вы сегодня были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок? Хочу завершить наш урок словами: | Формирование умения анализировать свою деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.
Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....
методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония
Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.
Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164 г. Санкт - Петербург Аннотация к...
Методическая разработка урока по Окружающему миру 3 класс.
Познакомить учащихся с понятием почва,выяснить основное свойство почвы, в процессе опытов установить состав почвы, показать значение почвы для растений и животных....
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
Формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели....