Классный час: "Птицы - наши друзья"
классный час по окружающему миру (1 класс) по теме

pchelka_1968

Загадки о птицах, словарные слова,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy-_nashi_druzya_verkh.konkurs_znatokov.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

         Конкурс знатоков «Птицы – наши друзья». ( апр. 2014 г.)

Цель: Закрепить знание названий пернатых друзей, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания.

I. Орг. момент.

  1. Возникновение праздника.

2. Стихи.

3. Беседа

4.Игра «назови птиц»

 «с», «в», «г», «к»

II. Конкурс №1

Блиц – вопрос:

- Сегодня наша встреча посвящена Международному Дню птиц. Этот праздник принято отмечать в нашей стране весной - 1апреля. Впервые, 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция (соглашение между разными странами) об охране птиц, но ещё эта дата напоминает нам о возвращении пернатых птиц с зимовок, потепления в природе, вступление весны в свои «права». О празднике люди знали давно, но лишь с 1 апреля с 1994 года в нашей стране стали  широко отмечать «День птиц».

    По старинному обычаю в этот день люди пекли из теста птиц жаворонков, пели особые песенки – заклички, зазывали пернатых гостей в гости и развешивали скворечники.

    1. Весна идёт!

  Уже расцвел подснежник -

  Зовёт весь мир очнуться ото сна

  Снимают горы белые одежды

  Весна идёт!

  В наш край идёт весна!

    2. Мы сегодня встали рано.

  Ждали птиц еще вчера.

  Ходит по двору охрана.

  Гонит кошек со двора.

  Наконец-то из-за леса

  Мчится по небу отряд,

  Наконец-то из-за леса

  Птицы быстрые летят.

-  С приходом весны к нам возвращаются наши друзья – перелетные птицы. О, как бы скучно и проблематично было нам без них жить на планете. Они привлекают причудливым оперением, дивной расцветкой, своим чудесным пением, которое оживляет наши поля, сады, леса, поднимает нам настроение. Птиц называют властелинами воздуха. Они  повсюду - в любом уголке нашей планеты.

Всего на нашей планете насчитывается  около 8 600 видов птиц. Они отличаются по величине, окраске, пению, повадкам, месту обитания и образу жизни.

1. Вспомните и перечислите названия птиц. («С»-сокол, синица, соловей, сойка, снегирь, сорока, свиристель.)

( на «В» - ворона, воробей, выпь, вальдшнеп,    )

( «Г» - грач, галка, гуси, гаичка (пухляк), горихвостка..).

( «К» - королёк, кукушка, кедровка, клёст, куропатка..)

1. Назовите  самую  крупную  птицу  в мире? (африканский страус, его рост достигает 2 м 75 см, а весит он 90 кг.)

2.  А  какая птица считается самой маленькой в мире и может летать хвостом вперёд? (колибри).

3.Какая птица прилетает  первой после зимы? (грач)

4. Какая птица имеет самый длинный хвост? (сорока)

5.У какой птицы самый длинный язык?    (дятел)

6. Какая птица быстрее всех летает?      (стриж)

7.Какие птицы выводят птенцов  зимой?       (клесты)

8. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (таскают у них шерсть для своего гнезда, выклёвывают насекомых и личинок из кожи).

9. Какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых, сохраняют жизнь растениям, радуют людей).                   Молодцы!

  За время обучения в школе вы получили уже много знаний о птицах, наших пернатых друзьях. Сегодня  вы узнаете для себя ещё много нового и интересного о них. А мы определим, кто же из вас самый смышленый, находчивый, главный «знаток» о птицах.

 Конкурс № 2 «Загадки о птицах»

    ( Кроссворд)

Работа в группах.

1. В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

В тёплый край не улетает,

Здесь под крышей обитает?            (Воробей.)     зим.

2. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

А вам  она знакома?                      (Ворона.)          зим.

3. Он по-рабочему одет

Удобно, просто, ловко,

На нём малиновый берет

И пёстрая спецовка.                     (Дятел.)             зим.

4.  Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым:

- Клё! клё! клё! - поет со свистом.   (Клёст.)    зим.

 5. Не ворона, ни синица –

     Как зовётся эта птица?

     Примостилась на суку –

     Раздалось  в лесу «ку-ку».   (Кукушка.)               пер.        

6. Угадайте, что за птица -

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

И как будто два хвоста.             (Ласточка.)          пер.

7.  Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

     Голосистей и нежней.

     Кто  певец тот?                     (Соловей)                пер.

8. Северные гости.

     Клюют рябины грозди,

     Так нарядны и ярки,

     На головках – хохолки.       (Свиристель)             зим.

9. Сквозь летние сумерки парка,

      По краю искусственных вод

      Красавица птица – дикарка,

      Как белое диво, плывёт.     (Лебедь)                 пер.

10. Днём сидит он, как слепой,

     А лишь вечер – за разбой:

     Голубей ловить, лягушек

     И мышей во тьме ночной.  (Филин)                      зим.

- Зачитайте ответы в кроссворде….

- На какие 2 большие группы можно разделить всех перечисленных птиц? (перелётные и зимующие).

 Конкурс №3 «Скороговорки».

(на карточках)

- Кто из  отважных смельчаков  готов  участвовать в конкурсе  скороговорок:

1. Хитрую сороку поймать морока,

     А сорок сорок -  сорок морок.

2. Дятел дуб долбил, долбил,

    Да не додолбил.

3. Перепел перепёлку и перепелят

    В перелеске спрятал от ребят.

4. Две вороны спозаранку

    Подрались из-за баранки.

5. Курочка Ряба пестра,

   С носа востра.

6. Три сороки – тараторки

    Тараторили на горке.

7. Цыплята и курица

    Пьют чай на улице.

Конкурс № 4. Текст-описание из толкового словаря (энциклопедии)

Конкурс «Узнай по описанию птицу».

1. …. – маленькая певчая перелетная птица с серовато-бурым оперением, отличающаяся красивым пением.              ( соловей)

2. … - птица с белой грудью и белым брюшком, чёрными головкой и крыльями и длинным чёрным хвостом, издающая характерный крик – стрекотание.                ( сорока)

3.… - маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ строений.                 ( воробей)

4.  … - крупная птица с блестящим чёрным оперением, гнездящаяся обычно в уединённых местах.  (ворон)

5.… - домашняя птица с ярким, разноцветным оперением, красным гребешком на голове и красной бородкой. (петух)

6. ….. – небольшая лесная птица, с зелёно- желтым и чёрным оперением. Повисая на веточках, птица ловко добывает плоды питания.                     (чиж)

7…. - чёрная , важная птица, по полю за трактором любит носиться.                                            (грач)

- Что у них общего? (сущ., в каждом спряталась орфограмм)

Конкурс №5 «Доскажи пословицу».

Конкурс «Доскажи  пословицу».

1. Лучше синица в руках, чем ….  (журавль в небе).

2. Слово не воробей …. (вылетит – не поймаешь).

3. Всякая птица своим пером …. (гордится)

4. Сорока на хвосте весть …. (принесла)

5. Воробьи прячутся под кровлю, а совы (выходят на ловлю)

Конкурс № 6

 «Птичьи разговоры»

1. голоса (диск);

2. карточки (соотнести)

Прослушайте звучание записи «Голоса птиц России» и 1).определите  кому эти  голоса  принадлежат?

  (13 – тетерев, 35 – кукушка, 50 – скворец, 76 – соловей)

2). На карточках задание для младших  (работа в парах):

    1. Гуси                             крякают                          (1 – 3)

    2. Соловьи                       кричат                            (2 – 4)

     3. Журавли                      гогочут                          (3 – 2)

     4. Утки                             свистят                          (4 – 1)

     5. Вороны                        ухают                             (5 – 7)

     6. Ласточки                     воркуют                         (6 – 8)

     7. Голуби                         каркают                         (7 – 6)

     8. Синицы                       щебечут                          (8 – 9)

     9. Совы                            пищат                             (9 – 5)

III.Физ. минутка

 Вдох и выдох!              Покружились…,  полетели,

Раз - присели!                 И за парту снова  сели.

Два - привстали,              

Три – полетели.              

 Конкурс № 7 «Птичьи профессии».

(индивидуальные карточки)

IV. Новые сведения,

  знаете ли вы что:

1. о работоспособности птиц;

 Как много на нашей планете людей, так и много профессий. Люди занимаются различным трудом: работают в больницах, школах, магазинах, на заводах... Птицы тоже не отстают от своих старших братьев, у каждой птицы есть своя профессия, которую она любит и с удовольствием выполняет.

           Конкурс «Птичьи профессии».

  1. Птица – рыболов                      соловей

  2. Птица – плотник                        ласточка

  3. Лесная кошка                             поползень

  4. Птица – строитель                    баклан

  5. Птица – акробат                        иволга

  6. Пернатый солист                      кукушка

  7. Ночной хищник                          дятел

  8. Легкомысленная мамаша        грач

  9. птица – первооткрыватель      сова

1. …. Эта птица прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г. рыбы. Часто они воруют рыбу прямо из сетей рыбаков.                 (птица  - рыболов (баклан))

2…. Эта птица долбит кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, продлевает жизнь деревьям.                     (птица – плотник (дятел))

3….эта птица действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой она обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.(лесная кошка (иволга))

4…. Эта птица искусный строитель, она строит гнездо из веточек и глины без молотка и топора.

(птица – строитель (ласточка))

5….. Эта птица лазает по деревьям вниз и вверх головой.             (птица - акробат (поползень)

6….. Эта птица радует нас  самым лучшим пением.  Обладает трепетным и звонким голосом.»   ( птица – солист (соловей)).

7….  Эта ночная птица ловит и глотает мышей целиком.                  ( ночной хищник (( сова).

8…. Эта птица не любит строить себе гнезда, поэтому своих детей подбрасывает к «соседям».                           (легкомысленная мамаша ( кукушка)).

 9. ….первыми прилетают к нам после холодов, уничтожают всё ненужное, очищают нашу планету.

(птица – первооткрыватель (грач))

Чуть свет – птицы «встают» на крыло и улетают. Скворец работает в сутки 17 ч, ласточка -18 ч, стрижи - 19 ч., а горихвостка – 20 часов. А у людей рабочий день продолжается всего  8 ч.

Вот так добросовестно несут вахту наши пернатые друзья, много работая. Да, меньше им работать и нельзя! Ведь чтобы накормить своих птенцов-детей, стриж должен принести в гнездо корм за день не меньше 30-35 раз, скворец - 200 раз, ласточка - 300 раз, а горихвостка свыше 450 раз.  Птицы работают, не покладая.....  крыльев.

2.  о гнёздах;

изобразите на доске какие знаете домики «жильцов»

 -А задумывались ли вы, какая птица самая искусная в гнездостроении?

Человек строит себе жилище, схожее по внешнему виду (стены, крыша, окна, двери…). А вот птицы строят своё жильё  по-разному… иногда не похожее ни с каким другим … Вот и я растерялась, чьё жильё может оказаться самым искусным?  Вспомните и нарисуйте:

1. иволгино гнездо! Висит в воздухе легкая люлечка из травинок, гибких стебельков, березовой кожурки.

2. Ласточкино гнездо посмотришь - тоже удивленье: до чего ловко сплетено из земли и глинки где-нибудь на скале над пропастью!       (или под крышей дома)

3. А у дрозда какое гнездо! Глубокая чаша внутри из удивительного цемента: древесной трухи и собственной слюнки!

4. А у синички! Настоящий, сказочный теремок! Рукавичка из растительного пуха к тростнику подвешена!

Вот такие есть среди нас умельцы!

V. Итог.

(выслушиваю предложения)

- Я  надеюсь, что  вас время не прошло «даром» и вы смогли задуматься о своих поступках, о людях, о природе, которые вас окружают. Каждый из вас сегодня для себя  должен сделать  вывод, как же человек обязан  относиться к природе? (любить природу, беречь её, охранять, радоваться жизни  вместе с ней).

1). Давайте вместе составим правила обращения с птицами, что надо делать, чтобы не навредить пернатым друзьям?

        Правила обращения с птицами:

1. Не разорять гнёзда птиц; (не ловить, не убивать).

2. Не трогать яйца  птиц  и птенцов.

3. Подкармливать их в холодное, голодное время.

4. Охранять их от их вредителей (кошек, ворон, собак)

5. Развешивать кормушки, на период холодов, когда с питанием у них затруднение, а весной – скворечники, когда надо выводить птенцов.

- Что за праздник отмечают 1 апреля? (праздник птиц)

- Сколько существует видов птиц на планете? (8600)

2). А сейчас вы получите трафарет (контур) птицы, раскрасьте (превратив в воробья, синицу, снегиря, соловья...), а поможет вам внешнее сходство с печеньем «Птички».

- Узнали для себя что – то новое?

- Какой конкурс был для вас самым интересным? Надеюсь, что у вас появилось желание ещё больше узнать о птицах, а в этом вам помогут: энциклопедии и рассказы писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Птицы - наши друзья" 3 класс

Классный час с презентацией и элементами соревнования. В ходе данного занятия дети расширят знания о птицах, научатся работать в группе....

Классный час "Птицы -наши друзья"

Главная особенность данного классного часа состоит в организации природоохранной деятельности, а именно изготовление и развешивание кормушек, подкомка птиц....

Классный час Птицы - наши друзья

Класс сәғәте "Ҡоштар - беҙҙең дуҫтар"...

Классный час "Птицы - наши друзья"

Внеклассное мероприятие с целью воспитания ответственного отношения  к природе, к "братьям нашим меньшим"...

Классный час. "Птицы - наши друзья"

Цели:Познакомить учащихся с птицами родного края, показать необходимость защиты птиц.Развитие интереса к живой природе.Развитие речи, внимания, наблюдательности, мышления учащихся.Воспитание чувства л...

Классный час "Птицы-наши друзья"

Открытый классный час на школьном методическом объединении классных руководителей "Птицы-наши друзья". Данный материал может быть использован для проведения классных часов, внеклассных мероп...

Классный час "Птицы - наши друзья"

Цель:- экологическое воспитание обучающихся;- расширение кругозора;- проверка знаний эрудиции;- видеть взаимосвязь человека с природой. Задачи:- содействовать воспитанию чувства доброты, сопережи...