КТП 3 класс окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
№ уро-ка | Тематическое планирование | Кол-во часов | Дата проведения | Обору-дование | Характеристика деятельности учащихся | Страни-цы учебни-ка | |
план | факт | ||||||
1 четверть - 18 ч | |||||||
Как устроен мир (6 ч) | |||||||
1. | Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей | 1 | 4.09 | презентация | -Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, -анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку, - работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.4- 9 | |
2. | Человек. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира | 1 | 7.09 | диск | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, - различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.10-15 | |
3. | Проект «Богатства отданные людям» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | 11.09 | диск | В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | С.16-17 | |
4. | Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. | 1 | 14.09 | диск | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира, - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку,рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.18-23 | |
5. | Что такое экология. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | 1 | 18.09 | диск | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схему, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.24-28 | |
6. | Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь - примеры животных исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. | 1 | 21.09 | презентация | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий, работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; обсуждать, как каждый может помочь природе, - готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохраняемых мероприятиях в своём селе ;участвовать в природоохранной деятельности, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.29-34 | |
«Эта удивительная природа» (18 ч) | |||||||
7. | Тела, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. | 1 | 25.09 | диск | - Понимать учебные задачи урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ - наблюдать опыт с растворением вещества -высказыватьпредположения объясняющие результат опыта -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, - работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку - моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.36-40 | |
8. | Разнообразие веществ. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль , сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. | 1 | 28.09 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. - практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; - работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.41-45 | |
9. | Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. | 1 | 2.10. | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - анализировать схему с целью определения состава воздуха - исследовать с помощью опытов свойства воздуха, -различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.46-50 | |
10. | Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. | 1 | 5.10 | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - практическая работа:исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре:находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды, рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию, - проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.51-54 | |
11. | Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | 1 | 9.10 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара -высказывать предположения о состояниях воды в природе -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя -работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.55-58 | |
12. | Берегите воду! Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. | 1 | 12.10 | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать опыт фильтрация воды -высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду, находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника, -доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.59-63 | |
13. | Как разрушаются камни. Процесс разрушения горных пород, причины, последствия | 1 | 16.10 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; - наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
14. | Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | 1 | 19.10 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, -анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам, схему связей почвы и растения, на основе схемы моделировать связи почвы и растений; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете» - практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, -высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.64-68 | |
15. | Разнообразие растений. Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях. | 1 | 23.10 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, доказывать, используя свои знания и рисунок, что растения очень разнообразны, знакомиться с группами растений по материалам учебника -работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристики групп растений, - приводить примеры растений разных групп и видов -используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.69-73 | |
16. | Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | 1 | 26.10 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, -моделировать процессы питания и дыхания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.74-77 | |
17. | Размножение и развитие растений. Опыление. Рол насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян. | 1 | 30.10 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения - наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; - выявлять роль животных в размножении и развитии растений; - характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.78-81 | |
18. | Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе | 1 | 2.11. | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - актуализировать сведения, полученные в 1 -2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, -обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе, -оформлять памятку (книжку) «Берегите растения» - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.82-86 | |
2 четверть - 14 ч | |||||||
19. | Разнообразие животных. Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных. | 1 | 13.11 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах; -характеризовать группы животных -классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками - приводить примеры животных разных групп. - работать с электронным приложением к учебнику -обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.87-93 | |
20. | Кто что ест? Проект: «Разнообразие природы нашего края». Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | 16.11 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных по типу питания, -приводить примеры животных по типу питания, -анализировать схемы цепей питания, - характеризовать защитные приспособления растений и животных, обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: -определять цель и этапы работы - распределять обязанности - находить материалы о природе родного края - составлять и презентовать «Книгу природы родного края» | С.94-99 | |
21. | Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп. | 1 | 20.11 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных разных групп по способу размножения. - моделировать стадии размножения животных разных групп -Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.100-105 | |
22. | Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | 1 | 27.11 | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, -обсуждать меры по охране животных, -формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, -создать книжку – малышку «Береги животных» - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.106-111 | |
23. | В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники | 1 | 27.11 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать строение шляпочных грибов. различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы -обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне», -моделировать различие грибов-двойников - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.112-117 | |
24. | Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | 1 | 30.11 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители, - рассказывать о круговороте веществ в природе, -моделировать круговорот веществ в природе - наблюдать опыт -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ в природе, -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.118-120 | |
«Мы и наше здоровье»(10ч) | |||||||
25. | Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная системы. | 1 | 4.12 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать системы органов человека (их части и значение) -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, -анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.122-125 | |
26. | Органы чувств. Глаза, уши нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | 1 | 7.12 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучать материалы темы и готовить рассказ по предложенному плану, -распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента, -формулировать правила гигиены органов чувств, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.126-129 | |
27. | Надежная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) | 1 | 11.12 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать средства гигиены и уход за кожей, Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи -работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, подготовить рассказ об уходе за кожей, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.130-133 | |
28. | Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | 1 | 14.12 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, -раскрывать роль правильной осанки длядискздоровья человека, -следить за правильной осанкой на уроке и вне его, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.134-137 | |
29. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта | 1 | 18.12 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания - моделировать строение пищеварительной системы -обсуждать правила рационального питания -составлять меню здорового питания -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.138-143 | |
30. | Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота | 1 | 21.12 | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, моделировать строение дыхательной системы и кровеносной системы -характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме -обсуждать взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы, -работать в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.144-146 | |
31. | Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. | 1 | 25.12 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы закаливания, -формулировать правила закаливания, составлять памятку по закаливанию, - составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.147-149 | |
32. | Здоровый образ жизни. Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников | 1 | 28.12 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие, -характеризовать понятие ЗОЖ, -обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться его соблюдать - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.150-153 | |
3 четверть - 20 ч | |||||||
33. | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | 1 | 15.01 | выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность / неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать знания в соответствии с набранными баллами | С.154-170 | ||
34. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 | 18.01 | презентация | - Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | ||
«Наша безопасность» (7ч) | |||||||
35. | Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | 1 | 22.01 | диск | - понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить, -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры - анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.4-7 | |
36. | Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле. | 1 | 25.01 | диск | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - работать в группе: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовит сообщения, -обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными, моделировать свои действия в ходе ролевой игры - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.8-13 | |
37. | Дорожные знаки Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | 1 | 29.01 | Диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешехода, -выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.14-17 | |
38. | Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | 1.02 | презентация | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить в Интернете и др.источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС -интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | С.18-19 | |
39. | Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу и т.д. | 1 | 5.02 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах, -обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.20-24 | |
40. | Природа и наша безопасность Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). | 1 | 8.02 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать опасности природного характера -обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы» -характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными, отличать гадюку от ужа, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.25-30 | |
41. | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | 1 | 12.02 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения, -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм, -обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.31-36 | |
«Чему учит экономика» (12ч) | |||||||
42. | Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | 1 | 15.02 | диск | -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить -раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги» -различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг -характеризовать роль труда в создании товаров и услуг - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.38-41 | |
43. | Природные богатства и труд людей – основа экономики. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | 1 | 19.02 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану, -приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров, -прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий -раскрывать роль науки в экономическом развитии - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.42-45 | |
44. | Полезные ископаемые. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых. | 1 | 22.02 | Презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые, -характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки) - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.46-50 | |
45. | Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. | 1 | 26.02 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством, различать и классифицировать культурные растения, -характеризовать роль выращивания культурных растений вэкономик и труд растениеводов, -выявлять связь растениеводства и промышленности - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.51-55 | |
46. | Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных. | 1 | 1.03 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -классифицировать домашних сельскохозяйственных животных, характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов, -выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.56-59 | |
47. | Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая. | 1 | 5.03 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать отросли промышленности по их роли в производстве товаров, -соотносить продукцию и отросли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности, -характеризовать труд работников отраслей промышленности - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.60-63 | |
48. | Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | 7.03 | презентация | -собирать информацию об экономике своего края (села) -оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; -коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края» -презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | С.64-65 | |
49. | Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. | 1 | 12.03 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать виды обмена товарами (бартер и купли-продажа); моделировать ситуации и купли-продажи -раскрывать роль денег в экономике, различать денежные единицы разных стран - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.66-70 | |
50. | Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства | 1 | 15.03 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы -определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета, выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства, -моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.71-74 | |
51. | Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи. | 1 | 19.03 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы -выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья, -обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными, моделировать семейный бюджет - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.75-78 | |
52. | Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | 1 | 22.03 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду -раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией, обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза -приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов -моделировать экологические прогнозы - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.79-82 | |
4 четверть – 16 ч. | |||||||
53. | Экологические прогнозы. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. | 1 | 2.04 | диск | С.82-84 | ||
«Путешествия по городам и странам» (15ч) | |||||||
54. | Золотое кольцо России. Города Золотого кольца Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов. Золотое кольцо России – слава и гордость страны. | 1 | 5.04 | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России, -рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца -составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу -выполнять задания из электронного приложения к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.86-89 | |
55. | Города Золотого кольца Ярославль, Кострома, Плёс. Золотое кольцо России – слава и гордость страны. | 1 | 9.04 | презентация | С.90-92 | ||
56. | Города Золотого кольца Иваново, Суздаль, Владимир, их достопримечательности. | 1 | 12.04 | презентация | С.93-97 | ||
57. | Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | 16.04 | презентация | - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал) -оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения; презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | С.98-99 | |
58. | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. | 1 | 19.04 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы, -обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения, выполнять задания из электронного приложения к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.100-105 | |
59. | На севере Европы Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги и т.д. | 1 | 23.04 | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.108-117 | |
60. | Что такое Бенилюкс? Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | 1 | 26.04 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.118-124 | |
61. | В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | 1 | 30.04 | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.125-131 | |
62. | По Франции и Великобритании (Франция). Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | 1 | 3.05 | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -описывать достопримечательности Франции по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.132-137 | |
63. | По Франции и Великобритании (Великобритания) Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | 1 | 7.05 | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.138-141 | |
64. | На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | 1 | 10.05 | презентация | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и её столиц на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений -описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.142-148 | |
65. | По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | 1 | 14.05 | диск | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, -обсуждать цели международного туризма -описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.149-153 | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 | 17.05 | диск | -Выполнять тесты с выбором ответа, - оценивать правильность /неправильность предложенных ответов, - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | С.154-170 | |
67. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края». | 1 | 21.05 | презентация | -Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, - обсуждать выступления учащихся, -оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||
68. | Презентация проектов «Музей путешествий». | 1 | 24.05 | презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир
К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....
Монопроект 1 класс. Окружающий мир, ИЗО Тема: Где зимуют птицы? Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2011
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/65503.html...
Проверочная работа по окружающему миру на тему «Карта – наш экскурсовод», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Проверочная работа по окружающему миру на тему "Карта-наш экскурсовод", 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива")...
Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...