Статья, опубликованная в сборнике «Начальная школа XXI века»
статья по окружающему миру (1 класс) по теме
Материалы по обобщению опыта по предмету "Окружающий мир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sbornik_nachalnaya_shkola_21_veka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья,
опубликованная в сборнике
«Начальная школа XXI века»
Мерман Анны Борисовны –
учитель начальных классов ГОУ гимназия № 295
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Издательский центр «Вентана-Граф»
2012
В курсе «Окружающий мир», представленном в СУ «Начальная школа XXI века», основной целью предмета является формирование социального опыта школьника в подготовке к правильному взаимодействию со средой обитания, в осознании ребенком своего места в системе «Человек – природа – общество», в понимании своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Программа «Окружающий мир» развивает личность школьника. Ученик – равноправный участник обучения, ему предоставляется право выбора, способа и пути деятельности, все это дает возможность ребенку научиться работать с информацией, применить знания на практике.
Для развития универсальных учебных действий при изучении предмета «Окружающий мир» целесообразно использовать игровые методы обучения, вводить ситуационные задачи, позволяющие учащимся освоить знания и умения на практике.
Так, в своей педагогической практике при изучении сквозных тем, связанных с историей культуры России («Художественные ремесла в Древней Руси» 1-4 класс), мною используются следующие педагогические техники.
В 1 классе на уроке «Золотые руки народные» на этапе «Знакомство с предметами декоративного искусства народов России» я помогаю ученикам прочувствовать атмосферу народной ярмарки, на которой мои ученики становятся покупателями, а я – продавцом-ремесленником в лавке сувениров. В процессе проигрывания ситуации ученик должен выбрать свой предмет, описать его, сам предмет не называя, остальные учащиеся пытаются догадаться, что он хочет купить. У меня на прилавке картинки с изображением дымковской, городецкой игрушки, гжельская керамика и хохломская посуда.
Когда покупатель берет свой товар, я объясняю, что он выбрал, как называется изделие. Мы вместе находим отличительные особенности. Учащиеся, под моим руководством, учатся различать предметы декоративного искусства.
На этапе закрепления изученного материала дети работают в четырех группах, собирают пазлы.
В результате у каждой из групп получается свой предмет:
- Дымковская игрушка
- Городецкая игрушка
- Гжельская керамика
- Хохломская посуда
В 4 классе работа усложняется. Так, перед проведением урока «Художественное ремесло в Древней Руси», мы с ребятами посетили Этнографический музей, там учащиеся увидели, как работают гончары, а потом и сами оказались в роли мастеров.
Посещение Этнографического музея позволило по-новому провести урок. На этапе погружения в тему урока, я ориентировала учеников на закрепление полученного при посещении музея эмоционального опыта, предложив им поработать в парах, записать, с чем у них ассоциируется слово «ремесло», после того как они сами попробовали создать художественные изделия. Задание дало хорошие результаты, обогатив представления детей о ремесленном искусстве. Раскрывая понятие «ремесло» ученики дали такие значимые и точные характеристики – художество, красота, ручной труд.
На следующем этапе урока, работая в малых группах по карточкам (см. карточку 1), ребята сопоставляли название материала и отвечали на поставленные вопросы, в результате чего был сделан вывод о различном применении материалов.
Карточка 1
Дерево | Глина | Золото | |
| |||
| |||
|
В четвертом, так же как и в первом классе, я провожу ролевую игру по освоению социальной позиции ремесленника («Все мы ремесленники»), но теперь, ученики, которые работают в группах, сами становятся ремесленниками, выполняя определенные задания.
Для этого я размещаю на партах иллюстрации с изображением художественных изделий (браслет, ключ, кувшин, наконечник стрелы и т.д.).
Ребята называют свое изделие и выбирают карточку с названием подходящего ремесла. (карточки размещены на доске), делают вывод по по алгоритму на карточке (см. карточка 2).
Карточка 2
Я работаю… |
Изготавливаю… |
Такие задания развивают речь учащихся, умение самостоятельно отбирать нужную информацию, систематизировать ее. Работа в группах направлена на социализацию учащихся, позволяет каждому из участников проявить себя.
Особое внимание при работе по формированию универсальных учебных действий уделяется формированию информационных умений учащихся. Источником информации для учащихся при освоении содержания предмета может быть не только печатный текст, но и средства массовой информации, такие как Интернет, радио, телевидение. Например, во время просмотра видеофрагмента из фильма «Как жили славяне» ребята должны были узнать и назвать знакомые им ремесла, которые были развиты в Древней Руси.
Для развития информационных умений учащихся начальных классов я использую приемы активизации познавательной деятельности, вводя элементы наглядности, занимательности в образовательный процесс. Например, при обобщении темы урока я использую игру «Ромашка».
Правила игры:
- На доске висит необычная ромашка. У нее множество лепестков. На каждом лепестке с обратной стороны написано слово, понятие, название какого-нибудь предмета, относящегося к теме урока.
- Учащиеся выбирают любой лепесток, прочитывают запись на обратной стороне и объясняют его значение.
- Если ученик не может ответить сам, у него есть возможность обратиться за помощью к учебнику, тетради, другим ученикам.
- Если встретится лепесток с заданием, на который мы все вместе не сможем ответить, то дети пробуют поискать объяснения в библиотеке, спрашивают у родных, друзей, используют Интернет и другие возможные пути поиска информации
- Последний лепесток с заданием объясняет учитель.
Благодаря этой игре ученики обмениваются информацией, полученной за урок, повторяют изученный материал, помогают друг другу исправить ошибки.
Так школьники учатся самостоятельности, овладевают умением работать с разными источниками информации, что является одним из показателей достижения требований стандарта и готовности к обучению в средней школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/
Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...
Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»
Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....
Статья в сборнике «Начальная школа Белгородчины»: "Совершенствование речевой культуры младших школьников при изучении категории рода имен существительных"
Статья в сборнике «Начальная школа Белгородчины»" Совершенствование речевой культуры младших школьников при изучении категории рода имен существительных...
Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»
Данная статья раскрывает возмжности УМК "Начальная школа 21 века" в формировании универсальных учебных действий на уроках математики....
Сборник контрольных работ по математике 2 класс "Начальная школа 21 века"
контрольные работы...