"Грач - весенняя птица"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Александрова Наталья Валерьевна

конспект урока развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grach-_vesennyaya_ptitsa.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Урок развития речи «Грач».

Цели:

  1.   обобщить и расширить знания детей о первой весенней птице – граче;
  2. упражнять в употреблении простых предлогов;
  3. развивать умение связно, последовательно составлять описательный рассказ о граче;
  4. развивать умение правильно согласовывать существительное с прилагательными в роде и числе, использовать в речи словосочетания глагол + существительное в косвенном падеже с предлогом и без него;
  5. развивать познавательные процессы
  6. воспитывать бережное отношение к природе.

                                                            Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Упражнение на внимание.

Выполнять только движения с  командой «пожалуйста»: руки за голову, руки в стороны «пожалуйста» и т.д.

2. «Прогноз погоды»

Сегодня – число, месяц.

 Пасмурно (ясно), без осадков (с осадками какими?), ветрено (безветренно), температура воздуха  … градусов.

II. 1.-Какое время года в природе? (весна)

    - Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

   2. Дыхательные упражнения.

  - вдох – выдох

  - вдох – на выдохе произносим слова: весна, март, апрель, май.

  3. Артикуляционная гимнастика.

- улыбка – трубочка- рупор

-«лопатка», «иголочка», «чашечка»

-«лошадка»

4.- а?-а-а      о-о?-о        у-у-у? (слайд)

- «у»- с усилением, с ослаблением.

III. Определение темы урока.

1.- Назовите признаки весны.

- Быстро вступает весна в свои права, пробудилась природа от зимнего покоя, начали возвращаться к родным местам птицы. А как называются такие птицы? (перелётные)

2.- А о какой птице мы будем говорить? Название птицы спряталось в предложении.

Игра, чем не занятие для малыша (слайд)

- Тема нашего урока «Грач» (слайд).

 Сегодня мы обобщим и расширим знания об этой птице.

Составим о ней рассказ.

3.- Сейчас поработаем в группе. Повернитесь друг к другу. Вам нужно выбрать правильное утверждение о граче (карточки).

Грач - домашняя птица.

Грач – перелётная птица.

Грач – зимующая птица.

Грач – весенняя птица.

Да, грач весенняя птица. В народе говорят: увидел грача -  весну встречай.

Грачей называют вестниками весны. Кто такой  вестник? (кто приносит какую-то весть)

4.- Посмотрите на картинку (слайд).

- Из каких частей состоит тело птицы? (голова, клюв, туловище, крылья, лапы, хвост)

- «Исправь ошибку»: у всех птиц есть нос, голова, туловище, руки, 4 лапы, хвост, тело покрыто шерстью.

- Подберите однокоренное слово к слову грач, которое отвечает на вопрос чьи? (грачиные)

- Поиграем в игру «Чьё это?» (дети задают друг другу вопрос)

Чьё туловище у грача? У грача грачиное туловище и т.д.

(слайд) Повторим.

грачиные               глаза, лапы, перья    

грачиное                гнездо, перо, туловище, крыло

грачиная                голова, лапа, стая

грачиный               хвост, глаз, клюв

- А какие однокоренные слова можно ещё подобрать к слову грач?

(слайд)

Грач, грачиные, грачиха, грачонок, грачата, грачевник.

Грачевник – это место скопления гнёзд грачей (слайд).

5. Описание грача (слайд).

                             

- На  какую из  птиц похож грач?

Грача иногда путают с черной вороной, однако вблизи их легко различить. Черное оперение грача отливает синим металлическим блеском.

   Хотя грач величиной примерно с ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв. В отличие от черной вороны, у взрослых грачей основание клюва, подбородок и часть щек лишены оперения и имеют беловатую окраску. Грача называют белоносым. А на самом деле носик у него чёрный. В чём тут дело?

Грач целый день в земле копается, добывая из почвы личинок, насекомых, червей.

От такой работы мелкие чёрные пёрышки вокруг клювика вытираются. Остаётся только колечко белой кожи. Вот со стороны и кажется нос белым.

- Опишите грача.

(грач чёрный, с синеватым оттенком, клюв прямой, тонкий, чёрный, у основания  клюва

белое пятно, грач величиной с ворону, но стройнее её)

 Физминутка.

6. Просмотр видео ролика «Грачи прилетели»

- Понаблюдайте, что делают грачи, какие они.

 возвращаются  ремонтируют летают прыгают клюют строят ищут поют машут вьют  кружатся выводят

- Игра «Один – много» (мяч): вьёт – вьют, выводит – выводят …т.д.

(слайд)

-Летают – перелетают, вылетают, слетают, налетают, подлетают, залетают,   влетают.

Грач вылетел …. гнезда. Грач залетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач летает … гнездом. Грач перелетает …  ветки … ветку. Грач доволен и говорит вам: «Спасибо!»

- (слайд)

7. Составить словосочетания: вьют ………, выводят  ……., машут …….., поют ……..,

питаются ……………..(карточки)

8.Составление предложений.

Грачи вьют гнёзда на вершинах деревьев и др.

Грачи возвращаются с громкими  оглушительными криками «кра-кра-кра» и сразу начинают ремонтировать старые гнёзда. Также они вьют новые гнёзда колониями по несколько гнёзд на одном дереве. Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, около полей. Грачи гнёзда строят вместе, от врагов тоже защищаются сообща. Вся стая налетает громкими криками на врага и клюют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.

9. Вставить пропущенные слова в текст.

Грач – ………….. птица. Весной грачи первыми ----------------в родные места. Грач ---------,

С синеватым оттенком, клюв --------------, тонкий, чёрный, у основания клюва ---------------

пятно. Грач величиной с  ---------------, но стройнее её. Поселяются грачи обычно около

------------, в рощах, в парках. Питается грач --------------, ---------------, пауками. Гнёзда -----

из сухих ----------- близко друг к другу на вершине -------------. Потом выводят --------------  -

грачат. Грачи их кормят, учат летать.

  Грачей считают полезными птицами, так как они уничтожают насекомых – вредителей полей.

- Кому сложно, можно использовать слова для справок.

Слова для справок: перелётная, возвращаются, чёрный, прямой, белое, ворону, полей, насекомыми, червями, строит, веток, дерева, птенцов.

9.Проверка.

IV. Подведение итога урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Весенние изменения в жизни птиц. Кукушка. (ФГОС)

Окружающий мир + математика (интегрированный урок). УМК "Перспектива" Авторы учебников Л.Г.Петерсон "Математика 2 класс",2012 г, Плешаков А. А. "Окружающий мир 2 класс",2012г....

Птицы-грачи

Изготовление птицы-грача в технике оригами....

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе:"Птицы в весеннем лесу".

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Птицы в весеннем лесу».Цели ОД: - Знакомить детей с новыми видами птиц; -Обобщить знания детей о жизни птиц ...