Первый шаг из моря на сушу
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Дарбинян Шогик Шаликоевна

Конспект урока по окружающему миру "Первый шаг из моря на сушу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Окружающий мир(3класс)

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Первый шаг  из моря на сушу».

Основные цели:

  1. познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных;
  2. сформировать  умение  находить  особенности  2 классов животных.

Демонстрационный материал:

  1. иллюстрации с изображением рыб и земноводных;

Раздаточный материал:

  1. карточка для самостоятельной работы;
  2. карточки для этапа рефлексии: красная рыба, желтая рыба, синяя рыба

                                     Ход урока

I.  Мотивация учебной деятельности.

Береги свою планету.

Ведь другой похожей нету.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой.

И  стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

- Ребята, а как вы будете узнавать новое? (Выясним, что не знаем, и сами откроем новое.)

- Как вы будете работать? (самостоятельно)

- Значит, вы не боитесь трудностей?

- Уверены, что сможете их преодолеть?

- Тогда пожелайте друг другу удачи.

И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать:

Сегодня я искал, творил,

И знанье новое открыл.

И то, что мне пришлось узнать,

Могу теперь всем рассказать.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

- Давайте вспомним, с какими животными мы уже познакомились?

(с простейшими  и многоклеточными)

- Кто является простым представителем  царства животных? (простейшие)

- Кто относится к многоклеточным животным? (кишечнополостные, черви, моллюски)

- На какие классы можно разделить членистоногие? (ракообразные, пауки, насекомые)

- Какой скелет имеют животные этого типа? (наружный)

- Какие преимущества у наружного скелета? (наружный скелет защищает от хищников, дает опору мышцам, уменьшает потери влаги)

- У кого наружный скелет? (у моллюсков, членистоногих)

- У каких животных внутренний скелет? (птиц, зверей и т.д.)

- Итак, ребята, что же вы сейчас повторили?

- Как вы думаете, какое задание я вам предложу? (задание на пробное действие)

- Зачем? (Чтобы мы поняли, что не знаем.)

Карточка с пробным действием:(рыбы и земноводные)

Распределите  этих животных на группы: карась, щука, тритон, лягушка, окунь.

- Что нового увидели в этом задании?

- Что вы должны сделать дальше? (попробовать выполнить)

На работу даю я вам 1 минуту.

-Поднимите руки, кто не смог выполнить задание?

- Что показало вам выполнение пробного действия? (Я не могу разделить животных на 2 группы.)

- Кто выполнил задание?

- Можете доказать, что верно разбили животных на 2 группы?

-Кто может доказать, что его ответ правильный? (Я не могу обосновать, что я верно разбил животных на 2 группы.)

- Что мы делаем, когда сталкиваемся с затруднением? (Будем думать.)

III. Выявление места и причины затруднения.

- Что вы должны были сделать? (распределить  животных на 2 группы)

- Почему вы не могли?  (Я не знаю, какие отличительные качества у  тритона.)

- Где возникло затруднение?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Прежде чем продолжить работу дальше, что нужно сделать? (Поставить цель.)

- Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать отличительные качества животных.)

- Давайте составим план работы (фиксируем план работы на доске):

1. Рассмотреть представителей рыб и земноводных.

2. Выделить признаки рыб.

3. Выделить признаки земноводных.

4. Находить общие признаки.

5. Находить отличительные признаки.

6. Сделать вывод.

- Сформулируйте тему урока.

- Чтобы вам легче работать я приготовила специальные карточки.

V. Реализация построенного проекта.

- Открывать новый способ вы будете в группах, но сначала вспомните основные правила работы в группе. (Один говорит, а остальные слушают, каждый должен высказывать свое мнение вежливо, в группе должен быть ответственный.)

Заполните таблицу:

Свойство

Рыбы

Земноводные

Наличие позвоночника

Покров на чешуи

Голая кожа

Органы дыхания-жабры

Органы дыхания-легкие

Конечности-плавники

Конечности-ноги

Обитают на суше

Обитают в воде

В ходе работы учитель наблюдает за ходом действий каждой группы.

- Давайте проверим. Что получилось?

- Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да.) Докажите. (Вывод: рыбы – водные позвоночные с жаберным дыханием; земноводные – позвоночные, живущие и в воде, и на суше.)

- Как можно проверить правильность ваших выводов? (Можно посмотреть в учебнике.)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Чтение текста на с. 96-99.

2. Работа в тетради на с. 47, № 1.

По очереди выполняют работу, подробно комментируя каждый шаг.

3. Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (в парах)

Разбить на 2 группы морские и пресноводные рыбы: треска, сом, ерш, сельдь,

Морской окунь, стерлядь, тунец, скумбрия, плотва, ленок.

Выполнение задания проверяется по образцу.

Образец: морские рыбы – скумбрия, треска, сельдь, морской окунь, тунец;

пресноводные – сом, ерш, плотва, ленок, стерлядь.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Что нужно сделать теперь? (поработать самостоятельно)

Карточка с самостоятельной работой:

Прочитай описание. Выдели красным карандашом характерные признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое животное. Соедини стрелкой.

Это животное хорошо плавает, тело покрыто чешуей и переливается желтым и красным цветом, обитает в аквариумах.

земноводные

Это позвоночные животные, обитают вблизи водоемов, и часть времени проводят в воде, а часть на суше. Они на воздухе дышат легкими, скрытыми от высыхания внутри тела, дышат через нежную кожу, которая покрыта защитной слизью.

рыбы

- Кто допустил ошибки при выполнения задания?

- Найдите место, где допущена ошибка, подчерните ее зеленой ручкой.

-Почему вы допустили ошибку? Над чем надо поработать?

- У кого все верно?

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

- Найдите название темы урока.

ПЕРВЫЙ ШАГ ИЗ МОРЯ НА СУШУ.

- Как вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу? (ответы детей)

Открывается таблица.

- Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды, первые завоеватели суши. Их ещё называют эволюционными прародителями рептилий, птиц, зверей, о которых мы будем говорить на последующих уроках.

- Каких же представителей земноводных вы запомнили? (лягушка, тритон)

- В чём сходство рыб и земноводных? (имеют внутренний скелет)

- Что составляет основу внутреннего скелета? (позвоночник)

- Каких животных, относящихся к группе позвоночных мы уже можем назвать? (рыбы и земноводные)

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель поставили на уроке?

- Достигли ли вы цели урока? Докажите. (Мы сами открыли новый способ и выполнили самостоятельную работу.)

- Какие классы животных изучали?

- Поднимите руку те, кто может сказать:

Сегодня я искал, творил,

И знанье новое открыл.

И то, что мне пришлось узнать,

Могу теперь всем рассказать.

-Можно ли сказать, что вы находились в учебной деятельности?

- Как бы вы оценили свою  работу на уроке?

- Оцените свою работу:

1. Если вам сегодня на уроке было комфортно, вы все запомнили, вам все понятно, то посадите в аквариум желтую рыбку;

2. Если что-то было непонятно или у вас остались вопросы – синюю рыбку;

3. Если вам совсем ничего непонятно, то прячьтесь в водоросли красной рыбой.

Домашнее задание: с.96-99 читать, ответить на вопросы

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе " Первый шаг из моря на сушу"

Урок предназначен для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. УМК "Школа 2000"....

конспект урока окружающий мир "Первый шаг из моря на сушу."

На данном уроке дети знакомятся с особенностями строения и образа жизни рыб и земноводных.  Учатся перечислять особенности рыб и земноводных. Предусмотрена работа детей в групп...

Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».

по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина  «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»). С презентацией....

Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».

по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина  «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»)...

Презентация, 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».

по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»)...

Окружающий мир Тема: Первый шаг из моря на сушу

Цели: Образовательные:·       Дать понятие «позвоночные животные»·       Познакомить обучающихся с особенностями строения и образом жизни ры...