Первый шаг из моря на сушу
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру "Первый шаг из моря на сушу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир(3класс)
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Первый шаг из моря на сушу».
Основные цели:
- познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных;
- сформировать умение находить особенности 2 классов животных.
Демонстрационный материал:
- иллюстрации с изображением рыб и земноводных;
Раздаточный материал:
- карточка для самостоятельной работы;
- карточки для этапа рефлексии: красная рыба, желтая рыба, синяя рыба
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности.
Береги свою планету.
Ведь другой похожей нету.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
- Ребята, а как вы будете узнавать новое? (Выясним, что не знаем, и сами откроем новое.)
- Как вы будете работать? (самостоятельно)
- Значит, вы не боитесь трудностей?
- Уверены, что сможете их преодолеть?
- Тогда пожелайте друг другу удачи.
И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать:
Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Давайте вспомним, с какими животными мы уже познакомились?
(с простейшими и многоклеточными)
- Кто является простым представителем царства животных? (простейшие)
- Кто относится к многоклеточным животным? (кишечнополостные, черви, моллюски)
- На какие классы можно разделить членистоногие? (ракообразные, пауки, насекомые)
- Какой скелет имеют животные этого типа? (наружный)
- Какие преимущества у наружного скелета? (наружный скелет защищает от хищников, дает опору мышцам, уменьшает потери влаги)
- У кого наружный скелет? (у моллюсков, членистоногих)
- У каких животных внутренний скелет? (птиц, зверей и т.д.)
- Итак, ребята, что же вы сейчас повторили?
- Как вы думаете, какое задание я вам предложу? (задание на пробное действие)
- Зачем? (Чтобы мы поняли, что не знаем.)
Карточка с пробным действием:(рыбы и земноводные)
Распределите этих животных на группы: карась, щука, тритон, лягушка, окунь.
- Что нового увидели в этом задании?
- Что вы должны сделать дальше? (попробовать выполнить)
На работу даю я вам 1 минуту.
-Поднимите руки, кто не смог выполнить задание?
- Что показало вам выполнение пробного действия? (Я не могу разделить животных на 2 группы.)
- Кто выполнил задание?
- Можете доказать, что верно разбили животных на 2 группы?
-Кто может доказать, что его ответ правильный? (Я не могу обосновать, что я верно разбил животных на 2 группы.)
- Что мы делаем, когда сталкиваемся с затруднением? (Будем думать.)
III. Выявление места и причины затруднения.
- Что вы должны были сделать? (распределить животных на 2 группы)
- Почему вы не могли? (Я не знаю, какие отличительные качества у тритона.)
- Где возникло затруднение?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Прежде чем продолжить работу дальше, что нужно сделать? (Поставить цель.)
- Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать отличительные качества животных.)
- Давайте составим план работы (фиксируем план работы на доске):
1. Рассмотреть представителей рыб и земноводных.
2. Выделить признаки рыб.
3. Выделить признаки земноводных.
4. Находить общие признаки.
5. Находить отличительные признаки.
6. Сделать вывод.
- Сформулируйте тему урока.
- Чтобы вам легче работать я приготовила специальные карточки.
V. Реализация построенного проекта.
- Открывать новый способ вы будете в группах, но сначала вспомните основные правила работы в группе. (Один говорит, а остальные слушают, каждый должен высказывать свое мнение вежливо, в группе должен быть ответственный.)
Заполните таблицу:
Свойство | Рыбы | Земноводные |
Наличие позвоночника | ||
Покров на чешуи | ||
Голая кожа | ||
Органы дыхания-жабры | ||
Органы дыхания-легкие | ||
Конечности-плавники | ||
Конечности-ноги | ||
Обитают на суше | ||
Обитают в воде |
В ходе работы учитель наблюдает за ходом действий каждой группы.
- Давайте проверим. Что получилось?
- Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да.) Докажите. (Вывод: рыбы – водные позвоночные с жаберным дыханием; земноводные – позвоночные, живущие и в воде, и на суше.)
- Как можно проверить правильность ваших выводов? (Можно посмотреть в учебнике.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Чтение текста на с. 96-99.
2. Работа в тетради на с. 47, № 1.
По очереди выполняют работу, подробно комментируя каждый шаг.
3. Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (в парах)
Разбить на 2 группы морские и пресноводные рыбы: треска, сом, ерш, сельдь,
Морской окунь, стерлядь, тунец, скумбрия, плотва, ленок.
Выполнение задания проверяется по образцу.
Образец: морские рыбы – скумбрия, треска, сельдь, морской окунь, тунец;
пресноводные – сом, ерш, плотва, ленок, стерлядь.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Что нужно сделать теперь? (поработать самостоятельно)
Карточка с самостоятельной работой:
Прочитай описание. Выдели красным карандашом характерные признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое животное. Соедини стрелкой. | |
Это животное хорошо плавает, тело покрыто чешуей и переливается желтым и красным цветом, обитает в аквариумах. | земноводные |
Это позвоночные животные, обитают вблизи водоемов, и часть времени проводят в воде, а часть на суше. Они на воздухе дышат легкими, скрытыми от высыхания внутри тела, дышат через нежную кожу, которая покрыта защитной слизью. | рыбы |
- Кто допустил ошибки при выполнения задания?
- Найдите место, где допущена ошибка, подчерните ее зеленой ручкой.
-Почему вы допустили ошибку? Над чем надо поработать?
- У кого все верно?
VIII. Включение в систему знаний и повторения.
- Найдите название темы урока.
ПЕРВЫЙ ШАГ ИЗ МОРЯ НА СУШУ.
- Как вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу? (ответы детей)
Открывается таблица.
- Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды, первые завоеватели суши. Их ещё называют эволюционными прародителями рептилий, птиц, зверей, о которых мы будем говорить на последующих уроках.
- Каких же представителей земноводных вы запомнили? (лягушка, тритон)
- В чём сходство рыб и земноводных? (имеют внутренний скелет)
- Что составляет основу внутреннего скелета? (позвоночник)
- Каких животных, относящихся к группе позвоночных мы уже можем назвать? (рыбы и земноводные)
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель поставили на уроке?
- Достигли ли вы цели урока? Докажите. (Мы сами открыли новый способ и выполнили самостоятельную работу.)
- Какие классы животных изучали?
- Поднимите руку те, кто может сказать:
Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать.
-Можно ли сказать, что вы находились в учебной деятельности?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Оцените свою работу:
1. Если вам сегодня на уроке было комфортно, вы все запомнили, вам все понятно, то посадите в аквариум желтую рыбку;
2. Если что-то было непонятно или у вас остались вопросы – синюю рыбку;
3. Если вам совсем ничего непонятно, то прячьтесь в водоросли красной рыбой.
Домашнее задание: с.96-99 читать, ответить на вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе " Первый шаг из моря на сушу"
Урок предназначен для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. УМК "Школа 2000"....
конспект урока окружающий мир "Первый шаг из моря на сушу."
На данном уроке дети знакомятся с особенностями строения и образа жизни рыб и земноводных. Учатся перечислять особенности рыб и земноводных. Предусмотрена работа детей в групп...
Открытый урок по окружающему миру -Первый шаг из моря на сушу
Классный час с презентацией...
Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».
по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»). С презентацией....
Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».
по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»)...
Презентация, 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».
по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»)...
Окружающий мир Тема: Первый шаг из моря на сушу
Цели: Образовательные:· Дать понятие «позвоночные животные»· Познакомить обучающихся с особенностями строения и образом жизни ры...