Где зимуют птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Тема урока
«Где зимуют птицы»
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы и формы работы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная, работа в четвёрках
Цель урока: способствовать осознанию и осмыслению блока новой учебной информации и применения его………и новой учебной ситуации.
Задачи
· Образовательная: расширить знания детей о птицах;
дать представление о перелётных и зимующих птицах;
· Развивающая: развивать наблюдательность, воображение, речь, память;
· Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе, ответственность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Где зимуют птицы? 1 класс | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
I. Организационный момент.
Я сегодня на уроке ничего не упущу,
(дети выполняют наклоны головы вперёд, назад, влево, вправо)
Всё усвою, всё запомню и в копилку (упражнение «Шапка»)
Положу!»
II. Актуализация знаний.
– Урок у нас сегодня необычный. Я вас приглашаю, не покидая класса отправится в зимний лес.
(Музыка П.И.Чайковского «Январь». )
– Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и леса как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.
И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то.» Днём идёт снег. Страницы чистые.
Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали.
– Чьи же следы можно увидеть в лесу? (ответы детей) СЛАЙД Следы птиц
-А кто здесь расхаживал по страницам лесной книги?
Ученик:
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы –
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница –
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.
– Догадались, о ком будем говорить на уроке? (О птицах.)
Мы уже знакомы с этими удивительными животными. И встреча с ними у нас не первая. Значит сегодня нам предстоит узнать о них что то новое.
– Вспомним, кто такие птицы?
Сегодня к нам на урок прилетел птенчик, он ещё совсем мало знает об окружающем мире, но уже рассуждает о том, кто же такие птички. Будьте внимательны, чтобы сказать, в чём он неправ. СЛАЙД разные птицы
(Аудиозапись песни “Кто такие птички?”)
– В чём же ошибается птенчик?
(анализируем:
Летают не только птицы, но и насекомые;
поют по-своему и другие животные, например, дельфины, лягушки,..;
вьют гнёзда – мыши, осы,;
несут яйца – крокодилы,)
– Что же мы скажем птенцу?
(Ответ уч-ся: “Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями)
Общее птиц - оперение, разнообразное.
Что же общего в строении птиц? (Есть клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги).
СЛАЙД строение птиц
3.Постановка темы, цели урока
В разных странах живут разные птицы. Птицы везде . Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах, у себя за окном во дворе.
- А замечали ли вы? В разное время года, за окном мы видим одних и тех же птиц? (ответы детей)
Людей всегда интересовал вопрос6 куда на зиму улетают птицы?
И нам сегодня предстоит выяснить СЛАЙД где зимуют птицы?
Пытаясь ответить на этот вопрос, мы с вами сможем решить следующие задачи…
Нам поможет муравьишка – вопросик стр. 16. Итак, мы … (опоры на доску по мере чтения)
УЗНАЮ. Почему птицы зимуют по - разному?
ЗАПОМНЮ Названия птиц, смогу их различать
СМОГУ. Выдвигать предположения, доказывать свою точку зрения.
III. Изучение нового материала.
Начнём с сегодняшнего дня.
Какой сейчас месяц? (Февраль)
Какое время года? (Зима)
Какие изменения происходят в природе с приходом зимы? (Ответы учащихся).
Вот вы сказали, что улетают птицы, а как называют птиц, которые зимуют с нами? (Ответы учащихся
Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Ответы учащихся).
Подтверждение в учебнике стр 16
Составление схемы на доске СЛАЙД схема деление на группы
- Составление групп по представлению, основанному на жизненном опыте
- А давайте посмотрим, так ли вы внимательны, сможете ли узнать птицу, и определить к какой группе она относится, опираясь на свою наблюдательность.
Загадки
(В ходе работы изображение птиц на доску.)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей)
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель,
И ставит подпись…” (Дятел)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно - розовый … (Скворец)
– Одни птицы зимуют с нами – это зимующие, или осёдлые птицы. Они не боятся морозов. Но всё-таки им тяжело зимой. Из десяти птиц одна-две доживают до зимы. Другие – улетают в тёплые края – это перелётные птицы.
Работа по учебнику (самостоятельно)
- Рассмотрите стр. 16 и попытайтесь самостоятельно определить - какие птицы зимующие, а какие перелётные. Проверьте себя .( на доске). СЛАЙД камера
Если есть ошибки Знаний пока не достаточно, не всегда достаточно жизненного опыта, значит, мы не случайно изучаем эту тему. Кроме наблюдательности необходимы и другие источники информации.
Физкультминутка
А как замечателен мир с высоты птичьего полёта! Вот бы нам посмотреть!
(исп. интерактивная доска: вид земли с высоты птичьего полёта)
Давайте мы с вами руками помашем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
(Встают.)
Проблемное задание.
Отдохнули… А теперь предстоит подумать… СЛАЙД мудраая черепаха
Работа по учебнику стр. 17 (можно в паре)
Мудрая черепаха принесла вам вопросы для размышления: “Почему ласточка улетает в тёплые края, а дятел остаётся зимовать? Почему журавль улетает в тёплые края, а сова зимует с нами?”(ответы детей) –при затруднении обратить внимание на иллюстрацию в учебнике. стр. 17
(Размер и оперение одинаковые)
ВЫВОД: Птицы улетают не только из-за холода. Многие птицы питаются только насекомыми. Но зимой насекомые спрячутся под кору деревьев. Другие птицы питаются рыбой. Но зимой вода в реке замёрзнет и рыбу не достать. Поэтому многие птицы вынуждены улетать.
Мы выяснили основные причины, которые объясняют перелёт птиц. Теперь давайте попробуем, основываясь на наших выводах определять птиц и доказывать. Почему птица является зимующей или перелётной?
ГРУППОВАЯ РАБОТА Узнай птицу.
ДНА ГОЛОВА ХОРОШО ,а 4 лучше.
Пример
Ваша задача СЛАЙД ПАЗЛ
1.собрать пазл
2. узнать название птицы (что нам в этом поможет?)
Если вы что позабыли,
Нет большой трагедии.
На все вопросы ты ответы
Найдешь в энциклопедии.
Памятка «Как работать с энциклопедией, справочником, буклетом.
- Сформулируй тему поиска.
- Найди аналогичную тему в оглавлении.
- Найди нужную страницу.
3. прослушать сообщение о птице
Меня вы узнаете по ярко-красной шапочке и длинному крепкому клюву.
С утра до позднего вечера вы слышите в лесу мой стук. Упрусь в ствол хвостом, зацеплюсь сильными лапами, и долблю дерево клювом, чтобы достать жучков и гусениц, которые вредят дереву. За это меня называют санитаром леса.
Питаюсь семенами сосен и елей. (Ключевые слова)
4. обсудив с товарищами в группе сделать вывод
Какая птица перелётная или зимующая
5.Птиц добавлять в схему на интерактивной доске. Слушать голоса.
СЛАЙД РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПТИЦ ИЗ ГРУПП…
Грач Я грач. Ростом я примерно с ворону. Но весь чёрный с красивым металлическим блеском. Основание у клюва беловатое. Мы всеядны, но главным образом питаемся червями и личинками насекомых, которых находим, копаясь в земле своим крепким клювом. Любим большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.
Синица
Я – синичка, красивая птичка. У меня белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.
Синичкой меня назвали за мою песенку: “сии-сии”.
Летом я питаюсь насекомыми. Зимой мне очень трудно: насекомые прячутся. Тогда я прилетаю к вашим домам за помощью и буду рада крошкам, зернышкам, кусочкам несолёного сала.
Ранней весной я начну вить гнездо. Ещё будет холодно, поэтому гнездо буду строить из пуха и перьев. В нём я буду сидеть, как на перине.
Я – многодетная мама. За лето в моей Синичкиной семье появится 20-25 птичек.
Кукушка
Я – кукушка. Едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи вы услышите мой голос.
Про меня говорят, что я плохая мама, потому что не вью гнезда и подбрасываю яйца в чужие гнёзда. Но это не так. На самом деле мои птенцы появляются через большие промежутки времени. Что же мне делать? Если я начну кормить уже вылупившихся птенцов – мне придётся бросить яйца. И наоборот: если буду высиживать яйца – погибнут маленькие птенцы. Чтобы выжили все птенцы, я по одному яйцу подбрасываю в гнёзда других птиц.
Я очень трудолюбивая: поедаю мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасаю лес от гибели.
Клёст Я – клёст. Отличаюсь от других птиц перекрещенным клювом, помощью которого достаю из шишек семена. Мои птенцы появляются ЗИМОЙ! Зимой много еловых семян, я кормлю ими птенцов. В марте еловые шишки раскроются, семена высыплются на снег и весенняя вода разнесёт их по лесу. Весной мне не найти птенцам корм.
Трясогузка.
Я – трясогузка. Меня можно встретить почти всюду: на городской улице и луговой тропинке, у воды и в поле. Узнают меня по одной особенности: постоянно трясу хвостиком. Отсюда и название. Живу около воды, вью гнёзда на земле или в дупле. Питаюсь исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловлю на лету.
Сойка Я - сойка. Я птичка размером с галку. Увидеть меня можно в лесу. Мои родственники-вороны, галки, грачи, сороки. От них я отличаюсь рыжевато- коричневой окраской. Очень я нарядная птица с голубыми пёрышками на крыльях Весной и летом питаюсь насекомыми, осенью и зимой - жёлудями и орехами.
Вы справились с заданием и применили новые знания, смогли доказать свою точку зрения. (опора)
- Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края. А раньше люди этого не знали. Для них было загадкой, почему зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов:
1. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.
2. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят — зимуют под водой, зарывшись в ил.
3. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Лишь со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы.
– Как же это удалось учёным? (Ответы.)
- Точнее ответить на этот вопрос поможет учебник. Стр 17 (85)
СЛАЙД окольцовывание птиц
– Посмотрите на кольца, которые учёные придумали надевать на лапки птенцам. На каждом кольце – номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы. СЛАЙД Орнитолог (учёные изучающие птиц)
Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края, как ни далек, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров.
(Рассмотреть карту, показывающую, где проводят зиму ласточки и журавли)
РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (самостоятельно)
Стр. 15 На схеме красными стрелками указать весенний переедет , синими зимний перелёт.
Так в каком направлении летят птицы осенью (юг)
Проверка один ученик на доске СЛАЙД перелёт птиц
СЛАЙД Крачки
Итог урока.
Итак вернёмся к нашим задачам СЛАЙД знаю, запомнил., смог (дети)
Знаю причины по которым птицы улетают в тёплые края
Каких птиц называют зимующими?
Куда улетают некоторые птицы на зиму?
Как называют этих птиц? (Перелетные.)
Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).
Запомнил названия птиц
Могу опираясь на новые знания доказывать
Тест (ключ на доске)
Вопрос 1: Почему птицы осенью улетают на юг?
1.становится холодно
2.земля покрывается снегом
3.нет корма
Вопрос 2: Кто из этих птиц зимующие?
1.воробей
2.грач
3 трясогузка
Вопрос 3: Как помочь птицам зимой?
1. расчистить землю от снега
2.сделать кормушки
3.устроить теплое жилье
Вопрос 4: Как называют учёных которые изучают птиц?
1.зоологи
2.биологи
3.орнитологи
Вопрос 5: Куда улетают птицы осенью?
1.север
2.юг
3.запад
4.восток
Рефлексия.
У вас лежат две птички: красная и жёлтая.
Если вы всё запомнили на уроке и сделали свою работу самостоятельно, то возьмите красную птичку.
Если вам было трудно, были ошибки тогда возьмите жёлтую птичку.
Наклейте свою птичку на дерево.
(Учащиеся выбирают птичку и наклеивают на дерево)
Дополнительно
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки им тяжело зимой. Особенно трудно маленьким птицам.
– Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки.) Слайд (наши кормушки)
– Я надеюсь, что вы помогаете птицам и сохраните им жизнь, чтобы весной вся певчая компания радовала нас своей неповторимостью.
Кто же будет весной в этой компании, в наших лесах и городах?
Если будет время
КАК СКВОРЕЦ ЛЕТЕЛ ДОМОЙ
С. В. Михалков
Скворец летел к себе домой,
Летел дорогою прямой.
Он изучил за много лет
Её по множеству примет.
Четыре дня лететь скворцу.
Лишь на последний день, к концу,
Увидеть должен он с небес
Изогнутый подковой лес,
За лесом речки берега,
А там знакомые луга,
А за лугами тот колхоз,
Где он птенцом когда-то рос,
И в том колхозе, в том селе,
Его скворечня на ветле...
И день, и ночь скворец летел.
Устал бедняга, похудел.
Четвертый день идет к концу -
Пора и дома быть скворцу.
Но что за чудо из чудес?
Он под собою видит лес,
Но лес, что так ему знаком,
Стоит на берегу морском,
И в берег плещется прибой
Воды прозрачно-голубой...
Скворец над морем сделал круг:
Здесь должен быть колхозный луг!
Скворец туда, скворец сюда -
Вода!..
Вода!..
Вода!..
Беда!..
Кругом - вода! Куда лететь?
Куда лететь? Где жить? Где петь?..
«В родные я летел края -
Не мог с дороги сбиться я!»
Ребята, найдите продолжение стихотворения и узнайте, долетел ли скворец до дома.
Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
Конспект урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Уроки по немецкому языку по теме "Зима. Погода зимой"
В методической разработке по теме "Зима. Погода зимой" размещен материал 2 уроков (сценарий урока и мультимедийная презентация к нему). Разработка каждого урока представлена по плану: тема; задачи уче...
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс
Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13: Изготовление кормушки из бумажного пакета....