Урок-конференция с применением ИКТ "Экологические проблемы использования водных ресурсов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок построен в виде конференции. Дети в общении и в дискуссиях закрепляют, доказывают и подтверждают свои знания о воде, её свойствах, о роли воды в жизни человека. Воспитывается бережное отношение к природе. Присутствует музыкальное и видео сопровождение.
Цель урока: донести до сознания учащихся понимания бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы.
Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира или как внеклассное мероприятие. Учащиеся стремятся к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем, к бережному и заботливого отношения к окружающей природе; доказывают необходимость беречь воду; на основе своих знаний строят связные высказывания; развивают свои познавательные процессы (мышление, воображение, внимание); развивают экологическое и логическое мышление, внимательность, деловую активность на уроке; воспитывают чувства внимательного отношения друг к другу при работе на уроке; развивают актерское мастерство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - конференция с применением ИКТ
Тема «Экологические проблемы использования водных ресурсов»
Цель: донести до сознания учащихся понимания бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы.
Задачи: побудить учащихся к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем, к бережному и заботливого отношения к окружающей природе; доказать необходимость беречь воду; на основе своих знаний строить связные высказывания; привлечь учащихся к исследовательской деятельности, развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание); развивать экологическое и логическое мышление, внимательность, деловую активность на уроке; воспитывать чувства внимательного отношения друг к другу при работе на уроке; развивать актерское мастерство.
Вид ресурса: презентация, документ
Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран
Ход урока
I. Организационный момент (презентация)
Слайд 1
Прекрасна, нарядна Планета Земля.
Прекрасней её не найти никогда!
И чистый здесь воздух, красивы леса,
И синяя в море и речке вода!
Начинаем наш урок-конференцию. Сегодня поговорим с вами о том без чего невозможно прожить, мы настолько привыкли к этому богатству, что не задумываемся о его значении. А ведь с этим богатством мы встречаемся утром, в обед и вечером. Кто догадался?
II. Актуализация знаний (демонстрация презентации, беседа)
Слайд 2
Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе?
(Ответы учащихся)
Вода- это источник жизни и всего живого. Она играет огромную роль в природе. Именно в воде зародилась жизнь на Земле. Воды на Земле много, но пригодной для использования человеком, то есть пресной воды всего лишь 0,6% от общего количества воды.
III. Систематизация и обобщение знаний
Слайд 3
Одной из самых острых экологических проблем является дефицит и качество питьевой воды. Поэтому обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества в достаточном количестве является наиболее важной общегосударственной задачей. Важность этой проблемы была подчеркнута на Форуме чистой воды, который состоялся 6-7 ноября 2012 года в Москве. В работе форума приняли участие более 1700 человек.
Среди них руководители российских и зарубежных органов власти, министерств, ведомств, дипломатические представители, видные ученые, представители международных организаций, предприниматели, руководители общественных организаций. В числе участников Форума были представители 47 стран мира.
В день открытия Форум посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Участники Форума обменялись мнениями, обсудили стратегические направления деятельности и выработали рекомендации по дальнейшему развитию водной отрасли, обеспечению населения России чистой водой.
Ребята, а как вы думаете, зачем столько много народу потратило 2 дня для проведения форума о воде? (ответы детей)
Вода признана наиболее ценным ресурсом для дальнейшего развития и будущего человечества.
Слайд 4
Реки, озёра, моря, океаны,
Ручьи, родники, болота и пруды,
Бежит из земли, бежит из-под крана,
Жизнь невозможна, увы, без воды.
Ресурсы планеты — совсем не бездонны,
И водный ресурс будем мы охранять,
Использовать воду с умом и законно,
Использовать так, чтобы не отравлять.
Чтоб в чистой, зеркальной, прохладной водице,
Плескались детишки, на радость себе.
Улыбка и счастье, чтоб были на лицах,
А отражались в кристальной воде!
Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой; даже суша, словно паутиной, пронизана сотнями рек и ручьев. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.
В самом деле, как еще именовать небесное тело, почти залитое водой; окутанное парами воды, обильно ею пропитанные? Запасы пресной воды составляют 400 тыс. км3.
Вода – источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях.
Какая вода нужна нам? Где живет вода?
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смеем всем мы доложить:
Без воды нам не прожить.
Человеку и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода... Ее не так уж и много в природе. Потеря воды смертельна. Без пищи люди могут прожить несколько недель, а без воды – не более 5-6 дней, собака погибает на 3-4 день. За жизнь человек выпивает более 50 т воды – целую цистерну.
Слайд 5
Почему в наше время мы говорим об угрозе водного голода, о жажде? Сколько было ее на земле миллионы лет назад, столько осталось и сейчас. Она никуда не исчезает с нашей планеты: сколько воды берут, столько же отдают. Только берут чистую, а отдают грязную. В реки и озера сбрасываются промышленные отходы, ядохимикаты. Миллионы рыб гибнут в жиже из мазута, грязи, сточных вод.
Слайд 6-7
С момента зарождения человечества считалось, что жизнь состоит из четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды.
Тело взрослого человека на 70% состоит из воды. Если человек весит 70 кг, то в нем 45–50 кг воды, или 4 ведра. Потеря 10–20% воды для человека смертельна. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды — не более 5–6 дней, собака погибает на третий-четвертый день. Дожив до 60 лет, человек выпивает более 50 т воды – целую цистерну.
Выходит мальчик Водолей
Я Водолей, правитель всей воды на свете,
Круговоротом управлять не устаю.
Все в этом мире подчиняется частицам,
Из малых капелек и сам я состою.
Запоминайте поскорей, пока не передумал,
Куда уходит пар, как движется вода,
Про лед, про реки, про грозу и про цунами,
С водой моей дружите вы всегда.
Из ручейков, озер и рек испаряется вода,
На небе превращается в большие облака,
Затем дождик прольётся, проникнет в недра рек –
Вот так и получается круговорота бег.
Что вы знаете о круговороте воды в природе? (ответы учащихся)
Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 л воды приходится 2 л пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Этот континент покрыт километровой толщей льда. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах. Самое крупное пресное озеро Европы – Ладожское. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара. Соотношение воды мы видим на диаграмме: 97% – соленая вода, 2% – ледники, 1% – пресная вода.
На гербе водяного царства можно написать слова: «Никому не уступлю». Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал ее красой природы, Менделеев – кровью природы.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня. «Воде, – сказал великий Леонардо да Винчи, – была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Все народы заботливо и бережно относятся к колодезной и родниковой питьевой воде.
У русского человека напоить путника – не услуга, не проявление доброй воли хозяина, а долг. За воду спасибо не говорят. «Плевать в колодец – все равно, что в лицо матери», – говорили на Руси.
Кружку холодной воды – первое, что попросит уставший путник, переступив порог гостеприимного армянского дома. Впрочем, даже без просьбы ему предложат глоток воды.
«Если в семье родился сын или случилось другое радостное событие, вырой колодец или найди родник, сделай так, чтобы они были заметны издали, и усталые путники могли утолить из них жажду и становились счастливыми, как и ты», – говорят старики молдаване.
У туркмен существует обычай здороваться с водой: «Здравствуй, уважаемый колодец! Мой руки и лицо умой. Дай кружку воды для гостя».
В настоящее время 70 % территории нашей планеты покрыты водой. При этом пить можно только 1 % этой воды. С каждым годом проблем доступа к водным ресурсам становится острее. За последние 50 лет в мире произошли целых 507 конфликтов, связанных с доступом к воде. 21 спор привели к военным действиям.
Слайд 8
Какое значение имеет вода для организма человека, животных?
Водный обмен является важной составной частью общего обмена веществ живых организмов, в том числе и человека. При потере организмом человека даже 6-8% влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, 15-20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. Таким образом, если без пищи человек может прожить около месяца, то без воды – всего лишь несколько суток. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ ), 80% заболеваний в мире вызваны низким качеством воды.
Кто еще не может жить без воды? (животные, растения)
Слайд 9
Слону нужно в сутки 90 л воды.
Растение на 4/5 состоит из воды. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 ведер воды.
Без воды не могут работать заводы, фабрики.
Вода расходуется на выплавку стали. Для изготовления 1 т стали нужно 150 т воды, 1 т чугуна – от 20 до 50 т воды, 1 т кирпича – 1 т 200 кг воды, 1 т бумаги – 250 т воды, 1 т ткани – 1100 т воды, 1 т сахара – 100 т воды.
Чем отличается вода организма человека от обычной воды?
Эта вода отличается от обычной наличием различных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности. Примерно около 4,5л этой воды входит в состав крови. Вода служит также проводником тепла по организму. Вода - хороший растворитель. Количество воды в крови всегда остается постоянным.
Просмотр видеоклипа «Зачем нужно беречь воду»
Обсуждение: доказательства тех фактов, которые были в фильме.
А теперь представьте себе земной шар, а рядом – маленькую бочку, в которую умещается вся питьевая вода. Открывая кран, помните, что вы черпаете из этой бочки. Не расплескивайте слишком много! Давайте посчитаем: при утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро. Сколько наберется за неделю? За месяц? Неравномерно распределена вся питьевая вода на земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. Более половины нашей планеты находится на жестком водном пайке. В нашей стране в центральных и южных районах, а также в Средней Азии воды не хватает. Воды недостает Нью-Йорку, Токио, Парижу, Гонконгу и многим другим городам. В Италии продают ключевую воду. В Сингапуре вода выдается по карточкам. Германия, Голландия, Дания покупают воду у Швеции.
Слайд 10
Сценке по сказке Пушкина.
Старуха. Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись Рыбке. Попроси у нее чистой воды – наша-то совсем загрязнилась.
Ведущий. Пришел старик к синему морю, стал кликать Золотую рыбку. Приплыла к нему Рыбка, спросила.
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Ведущий. Ей с поклоном старик отвечает.
Старик. Пуще прежнего старуха вздурилась, не дает старику мне покою. Надобно ей чистой водицы, наша-то совсем загрязнилась.
Рыбка берет у старика кувшин и наливает чистой воды.
Рыбка. Не печалься, ступай себе с Богом! Возьми чистую водицу.
Старуха. Как мне приятно выпить чаю –
Совсем не так, как в те года!
Спасибо, Рыбка золотая,
Что воду чистую дала.
Рыбка. Если лишь плясать и петь
И в мечтах всего хотеть,
Не поможет чудо вам,
Будет только горе там,
Где спускают все отход
В наши реки, в наши воды.
Берегите воду сами,
Соревнуйтесь с чудесами!
Пройдет немного времени – и владелец воды станет властелином мира. Полцарства будут давать не за коня, как раньше, а за глоток воды.
Слайд 11
Волнуется Природа неспроста.
Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется Природа неспроста.
Она предупреждает Человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботиться от века и до века –
Старается всегда предупредить.
Пройдет немного времени – и владелец воды станет властелином мира. Полцарства будут давать не за коня, как раньше, а за глоток воды.
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Слайд 12
Знаете ли вы…
По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров холодной воды в сутки
Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды
Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды
Наполняя ванну лишь наполовину, вы расходуете 150 литров воды
Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту
Разовый смыв в туалете – 8-10 литров воды
Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки !!!
Слайд 13
Прочитаем заповеди:
1. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.
2. Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки.
3. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки.
Слайд 14
С 22 марта 1993 года на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.
22 марта праздник — День воды,
Озера, речки и пруды,
Пусть полнятся водою,
Прозрачной, ключевою!
Чтоб не случилось вдруг беды,
Желаю вам, ЧИСТОЙ ВОДЫ!
Берегите воду не только для себя, но и для своих потомков!
Просмотр мультфильма «Берегите воду»
(на фоне мультфильма читаются стихи)
Поется в песне, без воды,
И не туды, и не сюды,
Мы знаем точно, что вода,
Необходима нам, всегда!
Мы без нее прожить не сможем,
Давайте же себе поможем,
Будем водицу мы беречь
И устранять любую течь,
Чтоб чудо дивное, вода,
Не исчезала НИКОГДА!
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан
Слайд 15
Просмотр мультфильма «Приключение Капельки»
Слайд 16
Исполняется песня на мотив «Мы желаем счастья вам»
IV. Рефлексия
Слайд 17
Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети в скором времени станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.
Какие слова необходимо нам использовать при обращении ко всем окружающим?
(бережно, экономно, охранять)
СПАСИБО ЗА РАБОТУ.
Презентация http://www.proshkolu.ru/user/Plysnina59/file/4775584/
Видеофрагмент http://yadi.sk/d/p5U4F_XnK29GS
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В современном мире важной задачей школы, в том числе и начальной, является формирование у детей устойчивых знаний в области информатики, умения быстро ориент...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Водные ресурсы Иркутской области
Презентация. Водные ресурсы Иркутской области...
Презентация. Материаты по темам: "Вода - это жизнь", "Правила бережного отношения к водным ресурсам","Водные ресурсы", "Всемирный день воды".
Данная презентация разработана мной для проведения уроков, занятий, бесед на тему "Водные ресурсы", "Всемирный день воды", "Вода - это жизнь". В завершении занятия (...
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС НОО
Русский язык, 2 класс, Однокоренные слова. Корень слова....
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС НОО
Распознавать однокоренные слова, выделять в них кореньОбосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах, наблюдать за единообразным написанием корня в однокоренных ...
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными на конце слов и перед соглас
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов Правописание слов с парн...
Комментарии
Водные рессурсы
В работе раскрывается тема сохранения водных рессурсов. Эта проблема сегодня стоит на одном из первых мест. Очень важно ее донести до подрастающего поколения, воспитать в них бережное отношее ко всему, что дает нам природа.