Урок - творческий проект "Как нам жить в дружбе с природой" (3 класс)
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

Тюряева Тамара Ивановна

Интересный урок - творческий проект "Как нам жить в дружбе с природой!" окажется незаменимым помощником для моих коллег. Делюсь свои педагогическим мастерством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_kak_nam_zhit_v_druzhbe_s_prirodoy.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – творческий проект.

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ№1» г. Микунь

Тюряева Тамара Ивановна

« Как нам жить в дружбе с природой».

  • По содержанию  - урок окружающего мира
  • По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект
  • По форме организации – групповой
  • По срокам выполнения – среднесрочный
  • По результатам выполнения – практический

Задача:

  • Обогатить школьников экологическими знаниями и умениями

Цели:

  • Закрепить ранее полученные знания о природе
  • Затронуть душу ребёнка, вызвав у него восхищение многообразием и красотой природы и тревогу за её судьбу
  • Повлиять на желание у детей готовностью охранять родную природу
  • Способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения, речи
  • Формировать коммуникативные навыки

Творческие группы:

  • Журналисты
  • Художники
  • Учёные
  • Артисты
  • Юные натуралисты

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Группы приветствуют гостей, занимают свои места.

  1. Подготовительный этап.

Учитель:

- Как вы думаете, смог бы человек жить без природы?

- Почему?

- А теперь закройте глаза и представьте мир без цветов, деревьев, птиц, бабочек.

- Кому стало страшно?

Учитель:

- А такое, к сожалению, может случиться, потому что много лет люди брали у природы всё, что хотели, ничего и никого не жалея.

Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе.

Но человек наносит природе и большие раны.

(презентация о деятельности человека в природе)

Учитель:

- А теперь откройте учебник и прочитайте диалог героев Лены и Миши.

Лена удивляется, почему люди не сохраняют природу, хотя понимают, что без неё не смогут жить.

- Что ответил ей Миша?

- А как бы вы ответили Лене?

Проблема:

- Что нужно сделать людям, чтобы выжить? Как не дать исчезнуть всему живому на земле?

Учитель:

- Сегодня мы вместе будем искать ответ на этот вопрос.

  1. Творческий отчёт групп.

Журналисты ( выступление детей )

- Мы отправились в лес. Нам из леса пришли смс сообщения с жалобами от жителей леса.

  • От черёмухи: мы – первая зелень и за это нас все ломают, мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам!
  • От грибов: что хотите с нами делайте: режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не выдирайте с корнем! Не разрывайте вокруг лесной подстилки, не портите нашу грибницу! А не послушаетесь – совсем перестанем расти.
  • От бывшей лесной полянки: была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя непохожая!

          Траву на мне вытоптали, кусты поломали!

          Берёзку на дрова срубили, ёлочку – на подстилку. Забросали меня

          банками, грязной бумагой, щепками, тряпками, пакетами.

Учитель:

- На что же жалуются лесные обитатели?

- Можно ли так относиться к природе? Почему?

  • А вот ещё одна жалоба от птиц: на дворе зима, до лета ещё далеко. Вспомни о своих маленьких слабых друзьях – птицах. Каждый день доставляй продукты в птичьи столовые: зерно, хлебные крошки, свежее сало. И сколько птиц ты спасёшь от голодной смерти.

Юные натуралисты ( выступление детей )

Знаете ли вы, что

  • Птицы – это лесные доктора. Дятлы, скворцы и синицы истребляют большое количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
  • У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
  • Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона вредных насекомых.
  • Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.
  • Семья одного большого муравейника защищает от вредителей целый гектар леса.
  • Пауки обладают хорошим аппетитом. Именно паучий аппетит защищает нас от мух и комаров и не даёт тлям, улиткам и клещам опустошать поля, сады, огороды.

Учёные ( выступления детей )

- В конце – концов люди поняли: если не помочь природе, то она погибнет. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу – Красную. Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой – либо вред, а людей, которые это делают,  наказывают.

  • Это было примерно 250 лет назад. Один путешественник обнаружил в море у самого берега невиданных животных. Огромные, неповоротливые, они мирно жевали подводные растения. Назвали этих животных морскими коровами. Мясо морских коров оказалось очень вкусным. И вскоре люди стали охотиться на них. Пришло время, когда морские коровы исчезли на всегда. И никто уже не увидит этих удивительных животных, уничтоженных людьми.
  • В одной стране когда – то жили необыкновенные голуби. Огромными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими голубями. И было этих голубей так много, что люди совсем их не жалели. Убивали ради вкусного мяса. И не прекращалась эта охота до тех пор, пока на земле не осталось ни одного странствующего голубя.

- Вы узнали о двух животных, исчезнувших по вине человека, но на самом деле таких животных гораздо больше.

- Много страниц в красной книге. Много на этих страницах записано растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда.

  • Это – лотос, одно из самых красивых растений на земле.
  • Подснежник – они начинают цвести сразу, как только сойдёт снег. По древней легенде подснежник появился будто бы из хлопьев снега.
  • Венерин башмачок – один из самых красивых цветов нашей страны. Они по форме напоминают женскую туфельку, отсюда и название.
  • Розовый фламинго – чудо птица, создаётся впечатление, будто она сказочная. Они изящны, стройны, нежны, а их оперение красного и розового цвета, чёрного и белого.
  • Пеликаны питаются только рыбой, проглатывают пищу целиком, благодаря огромному клюву. Глотают рыбину весом 1,5 – 2кг без всякого затруднения и причём головой вперёд, чтобы острые плавники не поранили глотку и пищевод.
  • Журавли – в нашей стране 7 видов журавлей, а всего в мире 14. Эти птицы стройны, у них длинные ноги, длинные шеи, большой клюв, с помощью которого они добывают насекомых, мелких грызунов, ягоды, семена.
  • Тигр – окраска их яркая, красновато – рыжая с узорами из тёмных полос. Зубы длиной 6 см, когда до 10 см. Охотится он на самых разнообразных животных, легко добывает оленя, барана, кабана, может справиться с лошадью и коровой.
  • Белый медведь – владыка Арктики. Живёт до 40 лет. Этот зверь вечно в пути по просторам Северного Ледовитого океана. Вес до 800 кг. Его меню – нерпа, морской заяц, молодые моржи, тюлени.

Художники ( выступление детей )

Мы расскажем о правилах поведения в природе.

Беречь нужно не только редких животных и растения. Беречь нужно и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

  • Не разоряй птичьи гнёзда.
  • Не сбивай грибы, даже не съедобные.
  • Не лови бабочек, шмелей и стрекоз.
  • Не ломай ветви деревьев.
  • Не рви в лесу и на лугах цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.
  • Не уноси животных из леса домой.

Артисты ( выступление детей )

- Если, ребята, вы будете бережно относиться к природе, если будете выполнять те правила, с которыми сегодня познакомились, то однажды, придя в лес и присев на лесной полянке передохнуть, вы можете услышать, о чём же говорят звери и птицы между собой. ( Показ маленьких сценок).

  • Синица и дятел.

- Дятел, а Дятел, ты когда есть хочешь, что делаешь?

- Сухое дерево долблю!

- А когда пить хочешь?

- Сочное дерево долблю.

- А когда наешься  и напьёшься?

- Всё подряд долблю! Мне тогда ни есть, ни пить не надо, только подолбить дайте.

  • Лиса и ёж.

- Всем ты ёж хорош и пригож. Да вот колючки тебе не к лицу.

- А что, лиса, я с колючками не красивый что – ли?

- Да не то чтобы некрасивый.

- Может, я с колючками неуклюжий?

- Да не то чтобы неуклюжий.

- Так какой же я с колючками – то?

- Да какой то ты, брат, с ними не съедобный.

  • Заяц и медведь.

- Белка на зиму грибы запасает, Бурундук – орехи. А ты , медведь, всё без дела шатаешься. Вот засыплет снег землю – что лопать – то станешь?

- Ты за меня, косой, не волнуйся. Я, брат, самоед. Я зимой сам себя ем. На – ко, пощупай, сколько я сала под шубой припас - на всю зиму хватит. Я по лесу не зря шатаюсь – я сало коплю.

  1. Итог урока.

Учитель:

- Вот мы посмотрели и послушали выступления наших творческих групп на тему « Как нам жить в дружбе с природой».

- Чьё сообщение вас больше всего удивило?

- Заставило задуматься?

- Опечалило?

- Понравилось?

- Откройте учебники, прочитайте обращение авторов в учебнике.

- Как же нам жить? Что нужно делать человечеству, чтобы сохранить нашу планету? ( дети высказывают своё мнение)

- Всё живое на земле имеет право на жизнь: и человек, и синица и божья коровка.

Ученики:

  • Нужны все на свете!
  • Нужны все подряд!
  • И кто делает мёд.
  • И кто делает яд.
  • И если мы с кем – то

          Не очень дружны -  

Вместе:

- Мы всё – таки очень

Друг другу нужны.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как нам жить в дружбе с природой

Презентация к уроку "Окружающий мир" в 4 классе...

Как нам жить в дружбе с природой

Разработка учебного материала к уроку содержит:конспект урока;презентация...

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе"Как нам жить в дружбе с природой"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе"Как нам жить в дружбе с природой".Образовательная система "Школа 2100"...

Конспект по окружающему миру. Как нам жить в дружбе с природой?

Конспект урока по окружающему мирупо образовательной системе «Школа 2100»по учебникам Вахрушева А. А. «Окружающий мир» («Обитатели Земли»)3 класс Тема «Как нам жить в дружбе с природой...

Внеклассное занятие по окружающему миру."Как нам жить в дружбе с природой".

Показать актуальность проблем охраны окружающей среды, формирование ценностных экологических ориентаций. Активизация экологической деятельности через осмысление сделанного, развитие артистизма, и...

Приложение 3. Презентация урока "Как нам жить в дружбе с природой"

Презентация урока Как нам жить в дружбе с природой...

Конспект урока по окружающему миру " Как нам жить в дружбе с природой?" 3 класс

Цель урока: Обучение бережному отношению к природе....