"Почему нужно чистить зубы и мыть руки."
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме

Остапенко Наталья Степановна

Формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; довести до понимания необходимость гигиенических процедур- чистки зубов и мытья рук; учить приёмам чистки зубов и мытья рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.odt22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №42 муниципального образования города Братска»

Урок окружающего мира  

в 1 классе

«Почему нужно чистить зубы и мыть руки.»

Составила: Остапенко Наталья Степановна,

учитель начальных классов.

       Методическая разработка урока разработана в соответствии с ФГОС.

В начале урока- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: положительная эмоцианальная направленность, самопроверка домашнего задания по образцу, девиз. Возникновение проблемной ситуации даёт учащимся возможность самостоятельно сформулировать цели урока как собственную задачу и создаёт на уроке ситуацию сотрудничества и ситуацию успеха для каждого ученика. На уроке широко используются различные формы, методы и приёмы, а так же технические средства обучения. Создаются условия для выстраивания учеником индивидуальной траектории изучения материала. Содержание соответствует федеральным государственным образовательным  стандартам общего образования, направлено на формирование личностных, метапредетных и предменых результатов образования, реализуется деятельностный подход к образовательному процессу.

   Практическая значимость разработки в том, что её можно использовать в других образовательных учреждениях.

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Цели:формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; довести до понимания необходимость гигиенических процедур- чистки  зубов и мытья рук; учить приёмам чистки зубов и мытья рук.

 формировать устойчивый навык личной гигиены;

 формировать у учащихся положительную мотивацию к учению;

 развивать познавательный интерес;

 воспитывать здоровый образ жизни.

Оборудование: сигналы обратной связи, индивидуальные компьютеры, телевизор, конверт с  письмом от Мойдодыра, плакат с  девизом  урока «Я здоровье берегу, Сам себе я помогу», макет зубов человека и большой зубной  щётки, несколько видов зубной пасты и мыла, у учащихся — зеркальце, расчёска с помещённой между зубцами ватой, старая зубная щётка,  фото людей с выпавшими зубами.

Ход занятия

I Организационный момент

-Какое у вас настроение? (показ детьми сигнала: зелёный- хорошее, красный-   нет)

-Значит вы готовы работать и получать знания!

(Дети хором)  Пусть принесёт урок успех и порадует нас всех!

II Актуализация знаний

1 Игра « Да. Нет» (разминка на индивидуальных компьютерах)

-Поставьте + или -  (согласны или нет с высказыванием):

1 У радуги 9 цветов.

2 Весенние месяцы: февраль, март, апрель.

3 Бабочки не могут жить без цветов, потомучто питаются нектаром.

4 Луна- спутник Земли.

5 Времена года идут так: весна, лето, зима, осень.

6 Овощей и фруктов надо есть много, потомучто в них содержатся витамины.

(самопроверка по образцу)

2 Конкурс стихов

  • Какое время года наступило?
  • Назовите признаки весны.
  • Расскажите стих о весне. (под музыку)

III Самоопределение к деятельнсти

  • А сейчас мы будем работать в парах!

( Дети хором, повернувшись к друг другу)  Ты пришёл и я пришёл

                                                   Вместе нам хорошо.

                                                         Будем думать, отвечать

                                                                           И друг другу помогать!

  • -Продолжите предложение:  Если хочешь быть здоров …

( Высказывания ребят)

  • Как думаете, мы всё знаем о здоровье человека? Значит сегодня цель...

IV Работа по теме урока

на плакате девиз урока «Я здоровье берегу,Сам себе я помогу»

-Как можете объяснить наш девиз?

- О чём будет идти речь?

  • Для того , чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, отгадайте загадки и ребус:

Когда мы едим- они работают,

Когда не едим-они отдыхают.

(зубы)                            

Белая река

В пещеру затекла

                                                 Чистит до бела.                              ( зубная паста)

 

                   (Приложение № 1)   ребус  ( мыло)      

       -  Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

  • Какие цели перед собой поставим?
  • Совершенно верно. Откройте учебник  на странице 56 и прочитайте тему.

      Почему нужно чистить зубы и мыть руки

  • Порассуждайте и ответьте на вопрос:
  • Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
  • Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на странице 90.

Беседа

     - Что образуется на зубах? (Налёт из микробов и остатков пищи.)

     - Что появляется на руках? (Грязь и микробы.)

  • Сколько раз в день нужно чистить зубы? (Два раза- утром и вечером.)
  • Рассмотрите предметы на стр. 56 учебника. Какие из них нужны для чистки зубов? (Зубная паста и зубная щётка.)
  • А какие предметы нужны для мытья рук? (Мыло, полотенце.)
  • Рассмотрите рисунки ниже. В каких случаях надо мыть руки? (Перед обедом, после какой-нибудь работы, после общения с животными, после посещения туалета.)
  • А сколько раз в день надо мыть руки? (Много раз, в определённых случаях.)

 (Можно проговорить ве моменты, когда человек должен помыть руки.

Получится более 10-15 раз в день.)

Физминутка

Льётся чистая водица . Мы умеем чисто мыться.

Порошок зубной берём,крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши, после вытремся посуше.

Поверни головку вправо, поверни головку влево.

Опусти головку вниз и тихонечко садись.

 

 Загадка: Костяная спинка.                                      

                  На брюшке щетинка,                                    

                  По частоколу прыгла,                                    

                  Всю грязь повыгнала.      (Зубная щётка)                             

  -Зачем она нужна человеку? (Мы ей чистим зубы.)                                                                                                                                                                                   Правильно. Она должна быть у каждого человека собственная (личная, индивидуальная)

-Как думаете, давно ли люди стали чистить зубы?

  Послушайте рассказ ученика. (Приложение № 2 )   

-Что интересного узнали?

  Послушайте рассказ ученика о зубах. ( Приложение №  3 )

-Как правильно надо чистить зубы?

Гимнастика для глаз (смотреть на свой указательный палец, который дети

приставляют сначала к носу, потом вытягивают руку: 5 раз; делают глазами

 движения: вверх-вниз, вправо-влево, круги: 3 раза.)

- Посмотрите на стр. 57  Ученик рассказывает стих:

Надо чистить каждый зуб,

Верхний зуб, нижний зуб,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три,

Три снаружи, изнутри...

-Расскажите, как надо чистить зубы. (Изнутри и снаружи каждый зуб.)        Какими движениями надо чистить зубы? (Вверх-вниз снаружи и изнутри, сверху- круговыми движениями.)

(Один ученик показывает на макете)

Практическая работа :  У учащихся на столах расчёска с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка. Учитель поясняет, что зубцы расчески изображают наши зубы, а вата — зубной налет и остатки пищи; просит рассмотреть рисунки на с. 106 учебника и подумать, какими движениями нужно чистить зубы. Предположения детей проверяются опытом с расческой и щеткой. Учащиеся убеждаются, что движениями вверх-вниз гораздо легче и быстрее удается очистить «зубы».

  • Что произойдёт, если не чистить зубы?

(Показ фото людеё с выпавшими зубами на экране)

Рассказ учителя (показ картинок на экране как образуется кариес)

      Самая распространённая болезнь зубов – это кариес. Кариес – это

разрушение зуба с образованием в нём полости (дырки). При появлении в зубах даже небольшой дырки, нужно сразу же обратиться к врачу стоматологу. Для профилактики кариеса нужно чистить зубы дважды в день – утроми вечером. Чтобы не болели зубы и не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: есть много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить побольше молока.

  • Какую зубную пасту выбрать? (Показ разных видов пасты.)
  • Надо брать детскую.

Работа в группах (Объяснить фразеологизмы)

1 группа:  Ни в зуб ногой. Вооружён до зубов.

2 группа: Зубы заговаривать. Положить зубы на полку.

3 группа: Скалить зубы. Чесать зубы.   (Объяснения  ребят)   

Загадка:   Гладко, душисто, моет чисто.( Мыло.)

Зачем мы моем руки?

  •  Как правильно вымыть руки? (Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, помыть, затем смыть пену водой.  Если вода ещё грязная, то процедуру повторить.)

У каждого человека полотенце должно быть индивидуальное.

( Дети читают правило в учебнике.)

Показ различных видов мыла

  • Какое выбрать?  Конечно- детское!
  •  Давно ли люди стали пользоваться мылом?  ( Ответы учащихся.)
  • Рассказ ученика о мыле. ( Приложение №  4 )
  • Что интересного узнали из рассказа одноклассника? ( Ответы учащихся.)
  • Отгадайте от кого это письмо? (На столе конверт с письмом)

Читает учитель :        Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас,мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Всё равно, какой водой:

Кипячёной, ключевой,

Из реки или колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём-

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите - не беда!

И чернила,и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень,очень вас прошу:

Мойтесь чаще,мойтесь чище-

          Я грязнуль не выношу!  (  Ю. Тувим  )

Выберите правильную картинку у себя в компьютере

( Даны картинки: принцессы, Мойдодыра, Ивана- царевича, Красной    шапочки, колобка, лисички.)

  • Назовите главную мысль письма.

Работа в тетради.

  • Не теряем время, выполняем работу на стр. 38  (Дети хором:)

Ум и сердце в работу вложу,

Каждой минутой в труде дорожу.

(Взаимопроверка)

V Рефлексия

Продолжи:

  •  Я понял , что...
  • Я хочу быть здоровым, поэтому я …

Оцени свои достижения по лесенке успеха:

  • ( У каждого в компьютере лесенка. Надо поставить человечка.)

(Первая ступенька- я на уроке узнал мало нового,

                                                       

вторая- узнал немного нового,

третья-узнал много нового и интересного.)

  • Необходимо ли знать о том, как правильно чистить зубы и мыть руки?
  • Так как ещё можно продолжить фразу:

Если хочешь быть здоров...

  • Что нового и интересного ты можешь рассказать своим родным и друзьям?
  • Я желаю вам расти крепкими , сильными и здоровыми.

Литература

  1. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.»
  2. Асмолов А. Г. « Федеральный государственный стандарт начального общего образования».
  3. Байкова Л. А. « Педагогическое мастерство и педагогические технологии.»
  4. Волина В. «Пословицы, поговорки, ребусы.»
  5. Газета «Первое сентября.», «Проектирование уроков по новым ФГОС.»
  6. Дендебер И. «Урок по-новому.», «Формируем учебную мотивацию.»
  7. Интернет-ресурсы.
  8. Личная педагогическая копилка.
  9. Миронов А. В. «Как построить урок в соответствии с ФГОС.»


10

Приложение № 1

                                ,,, ЛО         

Приложение №2

Давно ли люди стали чистить зубы

    Давно, когда зубной щётки ещё и в помине не было, люди всё же чистили зубы.Древние римляне, а особенно римлянки, полоскали рот отваром трав на меду и луковым отваром. Из жжёного оленьего рога приготовлли зубной порошок и чистили им зубы, пользуясь деревянной палочкой Дёсны после чистки зубов смазывали специальными мазями.

     У народоа Азии в древности тоже было приспособление для чистки зубов, похожее на современную зубную щётку. Называлось это приспособление « зубной веник».

     В европейских страах- во Франции, Англии, в России и других- зубная щётка появилась более 300 лет назад.

Приложение №3

Человеческий детёныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6 – 8 месяцев. К двум годам у детей появляются 20 зубов. Эти зубы называются молочными. С возраста 6- 7 лет и до 12

происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого челове

 вместо 20 молочных появляется 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет. Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается. Она может растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры! Зубы – очень важная часть пищеварительного канала. Зубами человек откусывает и пережёвывает пищу. Больные зубы могут быть причиной разных заболеваний.

Приложение № 4

   

    Варить мыло люди научились ещё в глубокой древности- 4 тыс. лет назад. Конечно, первое мыло было мало похоже на душистые разноцветные кусочки в красивой упаковке, которые мы покупаем сегодня.

    Это было скверно пахнущий мыльный раствор, сваренный из козьего жира и золы деревьев.

    Первые мыловаренные заводы построили во Франции в IX. В России такие заводы стали строить при Петре I. Мылом пользовалась только знать. Крестьяне ещё долго стирали и мылись щёлоком- древесной золой, прокипячённой с водой.

    Сейчас же каждый человек за год расходует около 10 кг мыла, шампуня, стирального порошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему нужно чистить зубы и мыть руки

Презентация дает школьникам представление о простых правилах гигиены....

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Ознакомить обучающихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значением для организма; что происходит с пищей в организме, для чего надо есть, как есть правильно; фор...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Предмет: окружающий мир 1 классФорма  организации урока: урок - исследование  по теме  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»Тип урока: урок  усвоения  новых знаний...

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по теме : "почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по теме : "почему нужно чистить зубы и мыть руки?" Презентация прилагается....

окружающий мир урок по теме "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Открытый урок по курсу "Окружающий мир". Рассчитан для учащихся 1 класса...

Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе  "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".

Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....