Рабочая программа по программе Перспективная начальная школа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass_pnsh.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 51
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов от 28.08.2013 г. Протокол № 1 руководитель МО ________/М.Н.Ларькина/ | СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета г.Липецка от 30.08.2013г. протокол № 1 Руководитель МС __________/Н.Д.Покачалова/ | УТВЕРЖДЕНО Приказ от 30.08.2013 г. № 214 Директор МБОУ СОШ № 51 ___________/С.В.Бедрова |
Рабочая учебная программа
_____________по окружающему миру____________
(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения )
на ступени начального общего образования, 4 класс
(ступень образования, класс)
2013 – 2014 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе
Программы «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы (авторы О.Н.Федотова, С.А.Трафимова)_________________________
(наименование программы)
Программу составила
Дымова Галина Александровна, стаж работы 11 лет, первая квалификационная категория______________________________________________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная категория)
Липецк
2013
Пояснительная записка
Целью прохождения курса « Окружающего мира» в 4 классе является:
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации и опыта сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни);
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- Примерная программа начального общего образования по окружающему миру;
- Образовательной программы МБОУ СОШ №51 г. Липецка на 2013-2014 учебный год;
- Положение МБОУ СОШ №51 г. Липецка о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №51 г. Липецка протокол от 30.08.2011г. №2, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2011г. № 184).
Рабочая программа также составлена на основе авторской программы по о окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой - М.: Академкнига, 2012 г.
Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту начального общего образования по окружающему миру, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся. Программа построена таким образом, что знания последующего года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их (реализация принципов непрерывного развития каждого ребенка и прочности знаний).
Программа предназначена для изучения окружающего мира в 4 классе, составлена на 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №51 г. Липецка на 2013-2014 учебный год, Годовым календарным учебным графиком).
Рабочая программа не изменялась, она полностью соответствует авторской программе.
Основной формой организации образовательного процесса в 4 классе является урок.
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки на уроках окружающего мира используются предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос), письменными (проверочные работы, практические работы, тестирование, срезы и др.)
Реализация программы осуществляется на основе использования учебника:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2013.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.
Содержание программы
(70 часов)
Человек и природа (39ч)
Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество (20ч)
Наша родина - Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения - Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык - государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября 2004 г.).
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения (11ч)
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
Оказание первой медицинской помощи при ДТП.
Требования к уровню подготовки
В результате прохождения программного материала, обучающиеся должны знать/понимать:
- Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
- климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
- строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
- основы личной гигиены;
- влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- дата важнейших событий в истории в соответствии с программой.
Уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- устно описывать объекты природы;
- вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
- в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
- пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;
- лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
- выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Литература:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2013.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата прохождения темы | |
По плану | Фактически | |||
1 | Это должен знать каждый. Повторение «Основ дорожной безопасности» | 1 | 3.09 | |
2 | Древние славяне | 1 | 4.09 | |
3 | Занятия древних славян | 1 | 10.09 | |
4 | Древняя Русь | 1 | 11.09 | |
5 | Путь «из варяг в греки» | 1 | 17.09 | |
6 | Крещение Руси | 1 | 18.09 | |
7 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | 24.09 | |
8 | Возникновение Москвы. | 1 | 25.09 | |
9 | Первые Московские князья | 1 | 1.10 | |
10 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости | 1 | 2.10 | |
11 | Солнечная система | 1 | 8.10 | |
12 | Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца | 1 | 15.10 | |
13 | Природные зоны нашей страны | 1 | 16.10 | |
14 | Ледяная зона (заседание клуба) | 1 | 22.10 | |
15 | Ледяная зона (заседание клуба) | 1 | 23.10 | |
16 | Тундра | 1 | 29.10 | |
17 | Тундра | 1 | 30.10 | |
18 | Зона лесов | 1 | 5.11 | |
19 | Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека | 1 | 6.11 | |
20 | Зона степей | 1 | 12.11 | |
21 | Зона степей | 1 | 13.11 | |
22 | Зона пустынь | 1 | 19.11 | |
23 | Зона пустынь | 1 | 26.11 | |
24 | Субтропическая зона (заседание клуба) | 1 | 27.11 | |
25 | Субтропическая зона (заседание клуба) | 1 | 3.12 | |
26 | Твой родной край. | 1 | 4.12 | |
27 | Московское время. | 1 | 10.12 | |
28 | Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. А что можешь сделать ты? | 1 | 11.12 | |
29 | Полезные ископаемые твоего края | 1 | 17.12 | |
30 | Растения твоего края | 1 | 18.12 | |
31 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные | 1 | 24.12 | |
32 | Народные промыслы твоего края | 1 | 25.12 | |
33 | Заповедные места твоего края | 1 | 8.01 | |
34 | Мы юные инспекторы движения. | 1 | 9.01 | |
35 | Письмо руководителей клуба школьникам Забота о здоровье | 1 | 15.01 | |
36 | Как устроен организм человека | 1 | 16.01 | |
37 | Путешествие мир клеток | 1 | 22.01 | |
38 | Самый большой орган чувств | 1 | 23.01 | |
39 | Как человек двигается? | 1 | 29.01 | |
40 | Пищеварительная система | 1 | 30.01 | |
41 | Пищеварительная система | 1 | 5.02 | |
42 | Система кровообращения | 1 | 6.02 | |
43 | Система кровообращения | 1 | 12.02 | |
44 | Познакомимся с дыхательной системой. Всё о вдохе и выдохе | 1 | 13.02 | |
45 | Береги свои легкие | 1 | 26.02 | |
46 | Как почки удаляют из организма вредные вещества | 1 | 27.02 | |
47 | Нервная система человека | 1 | 5.03 | |
48 | Как мы воспринимаем окружающий мир (заседание клуба) | 1 | 6.03 | |
49 | Спроси у носа; что такое запах | 1 | ||
50 | Высуни язык и скажи: «А» | 1 | 12.03 | |
51 | «Взгляд» на глаз. Береги зрение | 1 | 13.03 | |
52 | Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия | 1 | 19.03 | |
53 | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними | 1 | 20.03 | |
54 | Советы школьного врача. Игры детей и дорожная безопасность. | 1 | 26.03 | |
55 | Границы России | 1 | 27.03 | |
56 | Границы России | 1 | 9.04 | |
57 | Соединенные штаты Америки | 1 | 10.04 | |
58 | Великобритания | 1 | 16.04 | |
59 | Франция | 1 | 17.04 | |
60 | День народного единства | 1 | 23.04 | |
61 | Москва: память о войне 1812 года | 1 | 24.04 | |
62 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов | 1 | 30.04 | |
63 | Памятники Москвы покорителям космоса | 1 | 7.05 | |
64 | Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация | 1 | 8.05 | |
65 | Основной закон страны – Конституция России. | 1 | 14.05 | |
66 | Президент России | 1 | 15.05 | |
67 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма | 1 | 21.05 | |
68 | Оказание первой медицинской помощи при ДТП. | 1 | 22.05 | |
69 | Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах | 1 | 28.05 | |
70 | Культура поведения и ответственность за нарушение ПДД | 1 | 29.05 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа составлена на основе учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. по русскому языку (Н.А.Чуракова,...
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа". Составитель: Чуфенёва А.Ю....
рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочие программы по курсу "Математика", "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир" и "Технология" разработаны на основе авторских программ по УМК "Перспективная начальная школа" на четыр...
Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование по предметам: математика, русский язык, литературное чтение за 2 класс....
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочие программы разработаны по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...
рабочая программа 3 класс перспективная начальная школа
рабочая программа 3 класс перспективная начальная школа...