Урок окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

В ЛЕС ПО ЯГОДЫ ПОЙДЕМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_11.02.2013.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

11.02.2013
В ЛЕС ПО ЯГОДЫ ПОЙДЕМ

Цели: 

познакомить учащихся с ягодами и их питательными и целебными свойствами,      правилами сбора ягод;

продолжить ознакомление с разнообразием растений;

научить распознавать наиболее распространенные ядовитые растения своего края; воспитывать бережное отношение к растениям;

 продолжить формирование навыка чтения (на материале учебника).

Оборудование:

Загадки , стихотворения про ягоды; кроссворд «Ягоды»; изображения ягод, учебник, проектор.

Ход урока

      Организация класса:

   Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Книги? Ручки? И тетрадки?

 Быть должны у нас в порядке:

 Ручки, книги и тетрадки.

     Актуализация опорных знаний:

        (играет музыка, ученики закрывают глаза)

-Закройте глаза, что вы слышите?!

-Правильно пение птиц. А где могут петь птицы? В какое время года начинают петь птицы?!

-Какое время года наступает после Весны? Лето!!

-Что можно делать летом в лесу!? Верно собирать ягоды и грибы!

-И теперь отгадайте загадки.

       Введение в тему.

Учитель. Послушайте загадки:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят  бусы  эти

Дети, птицы и медведи.

               (Варя)                                                                               Малина.

Учитель.

Я красна, я кисла,

На  болоте я росла.

Дозревала под снежком,

Ну–ка  кто со мной знаком?

                                (Алина)                         Клюква.

Учитель.

Стоит Егорка в красной ермолке,

Кто не подойдёт, всяк поклон отдаёт.

                                 (Вероника)                                      Земляника.

Учитель. А как, одним словом можно назвать отгадки?

Дети. Ягоды.

Учитель. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 

Учитель:                               Мы сегодня входим в лес               сл.1

Полный тайн и чудес.

Всё узнаем без утайки,

Разгадаем его тайны.

(вывешивается лукошко)

Учитель. А узнаем мы сегодня, какие ягоды растут в лесу, все ли ягоды можно есть и полезны ли они. Но отправимся мы в лес не одни. Посмотрите, кто пойдёт с нами.   У нас есть помощники.

Дети. Маша

Учитель. Ребята, Маша предлагает нам отправиться в ягодную страну. Готовы?

Дети. Да.

Учитель. Тогда отправляемся в лес.

Изучение нового материала.

1. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 56–57).

  • Откройте учебник, по закладке рассмотрите рисунки на левой полосе. Какие ягоды здесь изображены?
  • (Земляника, черника, малина, брусника, рябина.)

                                            (картинки с ягодами кладутся в лукошко)

– Какие ягоды созревают летом в нашем крае?

– Какие ягоды растут в лесу?

– Чем полезны эти ягоды? Почему люди собирают лесные и садовые ягоды?

  • Какие ягоды вы собирали? Что вам о них известно?
  • Дети. Малина, рябина.
  • Учитель. Кто из вас собирал ягоды, и какие?
  • Ответы детей.
  • Учитель. Как будут называться ягоды которые можно употреблять в пищу?
  • Ученик. Я думаю, съедобные.
  • Учитель. Ты правильно думаешь. А чем полезны ягоды?

Ученик. Они вкусны, питательны, свежими ягодами можно утолить жажду.

2. Р а с с к а з   н а   т е м у  «Где я расту?» о ягодах.

  • Эдик скажи ты знаешь адрес где ты живешь?
  • Хорошо, молодец. А знаете ли вы адреса ягод?
  • Если нет, то сейчас узнаем.

Адрес земляники – у лесных пней. Земляника растет там, где светло: по  лесным  опушкам,  пригоркам  и  вырубкам.    (Катя Ч.)

Адрес  черники  узнай  у  лохматых  и  хмурых  елей.  Черника – обычная ягода сырого елового бора. Растет черника в сосновых и смешанных лесах.  (Катя С.)

И брусничный адрес – сосновый бор и смешанный лес, только земля в брусничном бору будет посуше, чем в черничном.      (Вика Ш.)

Малине нужна самая лучшая лесная земля. Малина обычно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги.       (Юля )

Адрес клюквы – болото, где хозяином зеленый мох. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату.     (Айтач)

Чтобы не зря ходить по ягодным адресам, надо знать время, когда поспевают ягоды:

– земляника – в июне;

– черника, голубика – в июле;

– малина – в июле;

– брусника – в августе.

Лес угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики.

  • А какие правила сбора ягод вы знаете?
  • собирать ягоды нужно в сухую погоду утром, дождавшись полного высыхания росы или вечером, когда солнце не мешает работе;
  •  - если ягоды растут на деревьях, работу начинают с нижних веток, а затем по ярусам продвигаются к верхним (то же самое касается кустарников – смородины, крыжовника и пр.);
  • - перекладывать нежные ягоды из одной тары в другую нельзя – это спровоцирует порчу.

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы шли-шли-шли,
Много клюквы нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы опять идем искать. 

3.  К р о с с в о р д  «Чудо-ягоды».

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

Учитель загадывает детям загадки, а затем вывешивает картинку с изображением растения, или сразу показывает картинку, а дети определяют по ней, что за ягодное растение изображено.

1)     Красна ягода родилась,
       
Пчелка на нее садилась,
       
Тут Топтыгин приходил,
       
И Мишутку угостил                                      (Малина.)        

2) Черных ягод пышный куст –

    Хороши они на вкус!                                                                  

                                                                             (Смородина.)        

3) Под листом на каждой ветке

    Сидят маленькие детки.

    Тот, кто деток соберет,

    Руки вымажет и рот.

                                                                      (Черника.)      

4) Я капелька лета на тоненькой ножке.

    Плетут для меня кузовки и лукошки.

    Кто любит меня, тот и рад поклониться,

    А имя дала мне родная землица.

                                                                        (Земляника.)    

5) Что за бусинка вот тут

    На стебле повисла?

    Глянешь – слюнки потекут,

    А раскусишь – кисло!

                                                                        (Клюква.)        

4. И г р а  «Верно – неверно».

Учитель читает предложения, в которых есть «подвох», а ученики говорят, верно или неверно это высказывание.

1) С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы.)

2) Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво.)

3) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.

  1. Собираем ягоды возле железнодорожных и автомобильных дорог.
  2. Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
  3. Едим только вымытые ягоды.

закрепление изученного материала.

 И г р а  «Узнай ягоду». 

(Ученикам заранее раздаются карточки с описанием ягоды они должны выйти и прочитать описание, другие ученики одгадывают название ягоды.)

Описание 1.

В старину меня прозвали ворон-ягода. Из моего сока готовили фиолетовые чернила. Я расту в лесах от Подмосковья до тундры. Я улучшаю зрение. (Черника.)                      (Артем С.)

Описание 2.

Я расту на болотах. Спелые ягоды – темно-красные. Сок мой всегда освежающий, но очень кислый. Ягоды долго хранятся как в свежем, так и в замороженном виде. Мой сок – отличное витаминное и жаропонижающее питье. (Клюква.)              (Эдик Х.)

Описание 3.

Меня любят и люди, и медведи. А сушеная я еще и целебная – лечу от простуды. (Малина.)                           (Аня С.)

Описание 4.

Мы две сестры: летом зелены; осенью одна краснеет, а другая – чернеет. (Красная и черная смородина.)             (Настя З.)

Описание 5.

Мой куст в колючках, словно еж, а раздвинь колючки – и жемчужины найдешь. (Крыжовник.)                                           (Диана Р.)

Описание 6.

Я овальная, голубовато-сизая, с серым налетом. (Голубика.)     (Максим И.)

Рефлексия:

У вас на столах лежат листочки, вам сейчас необходимо нарисовать ту ягоду которая вам больше всего нравится.

  Итог урока.

       – Что нового вы узнали на уроке?

  • Назовите лесные ягоды нашего края.
  • Почему люди собирают ягоды?
  • Какие вы запомнили правила сбора ягод?

Давайте посмотрим на нашу корзинку, сколько здесь много ягод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...