Урок окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
11.02.2013
В ЛЕС ПО ЯГОДЫ ПОЙДЕМ
Цели:
познакомить учащихся с ягодами и их питательными и целебными свойствами, правилами сбора ягод;
продолжить ознакомление с разнообразием растений;
научить распознавать наиболее распространенные ядовитые растения своего края; воспитывать бережное отношение к растениям;
продолжить формирование навыка чтения (на материале учебника).
Оборудование:
Загадки , стихотворения про ягоды; кроссворд «Ягоды»; изображения ягод, учебник, проектор.
Ход урока
Организация класса:
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книги? Ручки? И тетрадки?
Быть должны у нас в порядке:
Ручки, книги и тетрадки.
Актуализация опорных знаний:
(играет музыка, ученики закрывают глаза)
-Закройте глаза, что вы слышите?!
-Правильно пение птиц. А где могут петь птицы? В какое время года начинают петь птицы?!
-Какое время года наступает после Весны? Лето!!
-Что можно делать летом в лесу!? Верно собирать ягоды и грибы!
-И теперь отгадайте загадки.
Введение в тему.
Учитель. Послушайте загадки:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Варя) Малина.
Учитель.
Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Дозревала под снежком,
Ну–ка кто со мной знаком?
(Алина) Клюква.
Учитель.
Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто не подойдёт, всяк поклон отдаёт.
(Вероника) Земляника.
Учитель. А как, одним словом можно назвать отгадки?
Дети. Ягоды.
Учитель. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учитель: Мы сегодня входим в лес сл.1
Полный тайн и чудес.
Всё узнаем без утайки,
Разгадаем его тайны.
(вывешивается лукошко)
Учитель. А узнаем мы сегодня, какие ягоды растут в лесу, все ли ягоды можно есть и полезны ли они. Но отправимся мы в лес не одни. Посмотрите, кто пойдёт с нами. У нас есть помощники.
Дети. Маша
Учитель. Ребята, Маша предлагает нам отправиться в ягодную страну. Готовы?
Дети. Да.
Учитель. Тогда отправляемся в лес.
Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 56–57).
- Откройте учебник, по закладке рассмотрите рисунки на левой полосе. Какие ягоды здесь изображены?
- (Земляника, черника, малина, брусника, рябина.)
(картинки с ягодами кладутся в лукошко)
– Какие ягоды созревают летом в нашем крае?
– Какие ягоды растут в лесу?
– Чем полезны эти ягоды? Почему люди собирают лесные и садовые ягоды?
- Какие ягоды вы собирали? Что вам о них известно?
- Дети. Малина, рябина.
- Учитель. Кто из вас собирал ягоды, и какие?
- Ответы детей.
- Учитель. Как будут называться ягоды которые можно употреблять в пищу?
- Ученик. Я думаю, съедобные.
- Учитель. Ты правильно думаешь. А чем полезны ягоды?
Ученик. Они вкусны, питательны, свежими ягодами можно утолить жажду.
2. Р а с с к а з н а т е м у «Где я расту?» о ягодах.
- Эдик скажи ты знаешь адрес где ты живешь?
- Хорошо, молодец. А знаете ли вы адреса ягод?
- Если нет, то сейчас узнаем.
Адрес земляники – у лесных пней. Земляника растет там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам. (Катя Ч.)
Адрес черники узнай у лохматых и хмурых елей. Черника – обычная ягода сырого елового бора. Растет черника в сосновых и смешанных лесах. (Катя С.)
И брусничный адрес – сосновый бор и смешанный лес, только земля в брусничном бору будет посуше, чем в черничном. (Вика Ш.)
Малине нужна самая лучшая лесная земля. Малина обычно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги. (Юля )
Адрес клюквы – болото, где хозяином зеленый мох. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату. (Айтач)
Чтобы не зря ходить по ягодным адресам, надо знать время, когда поспевают ягоды:
– земляника – в июне;
– черника, голубика – в июле;
– малина – в июле;
– брусника – в августе.
Лес угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики.
- А какие правила сбора ягод вы знаете?
- собирать ягоды нужно в сухую погоду утром, дождавшись полного высыхания росы или вечером, когда солнце не мешает работе;
- - если ягоды растут на деревьях, работу начинают с нижних веток, а затем по ярусам продвигаются к верхним (то же самое касается кустарников – смородины, крыжовника и пр.);
- - перекладывать нежные ягоды из одной тары в другую нельзя – это спровоцирует порчу.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы шли-шли-шли,
Много клюквы нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы опять идем искать.
3. К р о с с в о р д «Чудо-ягоды».
1 | А | |||||||
2 | А | |||||||
3 | А | |||||||
4 | А | |||||||
5 | А |
Учитель загадывает детям загадки, а затем вывешивает картинку с изображением растения, или сразу показывает картинку, а дети определяют по ней, что за ягодное растение изображено.
1) Красна ягода родилась,
Пчелка на нее садилась,
Тут Топтыгин приходил,
И Мишутку угостил (Малина.)
2) Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!
(Смородина.)
3) Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
(Черника.)
4) Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)
5) Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!
(Клюква.)
4. И г р а «Верно – неверно».
Учитель читает предложения, в которых есть «подвох», а ученики говорят, верно или неверно это высказывание.
1) С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы.)
2) Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво.)
3) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
- Собираем ягоды возле железнодорожных и автомобильных дорог.
- Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
- Едим только вымытые ягоды.
закрепление изученного материала.
И г р а «Узнай ягоду».
(Ученикам заранее раздаются карточки с описанием ягоды они должны выйти и прочитать описание, другие ученики одгадывают название ягоды.)
Описание 1.
В старину меня прозвали ворон-ягода. Из моего сока готовили фиолетовые чернила. Я расту в лесах от Подмосковья до тундры. Я улучшаю зрение. (Черника.) (Артем С.)
Описание 2.
Я расту на болотах. Спелые ягоды – темно-красные. Сок мой всегда освежающий, но очень кислый. Ягоды долго хранятся как в свежем, так и в замороженном виде. Мой сок – отличное витаминное и жаропонижающее питье. (Клюква.) (Эдик Х.)
Описание 3.
Меня любят и люди, и медведи. А сушеная я еще и целебная – лечу от простуды. (Малина.) (Аня С.)
Описание 4.
Мы две сестры: летом зелены; осенью одна краснеет, а другая – чернеет. (Красная и черная смородина.) (Настя З.)
Описание 5.
Мой куст в колючках, словно еж, а раздвинь колючки – и жемчужины найдешь. (Крыжовник.) (Диана Р.)
Описание 6.
Я овальная, голубовато-сизая, с серым налетом. (Голубика.) (Максим И.)
Рефлексия:
У вас на столах лежат листочки, вам сейчас необходимо нарисовать ту ягоду которая вам больше всего нравится.
Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
- Назовите лесные ягоды нашего края.
- Почему люди собирают ягоды?
- Какие вы запомнили правила сбора ягод?
Давайте посмотрим на нашу корзинку, сколько здесь много ягод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...