Зимняя жизнь птиц и зверей.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Татьяна Михайловна Королёва

Конспект урока по окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по окружающему миру

во 2 классе

по теме:

 «Зимняя жизнь птиц и зверей»

учителя начальных классов

Королёвой Татьяны Михайловны

Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Цели:

  • Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют дикие звери: заяц, медведь, лиса, и другие.
  • Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют птицы в лесу: дятел, клёст, поползень, ворона, синица, снегирь, воробей.
  • Показать связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений.
  • Развивать навыки работы с использованием современных информационных технологий в исследовательской деятельности.
  • Развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, учебник, карточки, сказочный герой.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Начинается урок.
Он пойти вам должен  впрок.

II. Актуализация  ЗУН.

- Послушайте стихотворение.

                                   

  Закружи!

В небе, будто на пружинке,

Закружились три снежинки,

Прочертили быстрый след

Раз-два-три - и снега нет.

Но уже за их разбегом

В целом мире пахнет снегом.

Пахнет снегом каждый скрип,

Стук синиц и мёрзлый гриб.

Пахнет снегом струйка смеха

 Снегом пахнет даже эхо

 Всё светло, морозно, звонко.

 Лай щенка и крик ребёнка!

   

Чистый, белый, удружи -  

 Веселее закружи!

  • О каком времени года идёт речь?

- О зимушке–зиме. Так ласково называли в народе самое суровое, но в то же время -  прекрасное, красивое время года.

Слайд № 1 «Зима».

  • Какой зимний месяц идёт сейчас?
  • Определите, какая сегодня погода?
  • Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке?

(Ответы детей: Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы.)

-Какие сезонные изменения происходят в неживой природе зимой?

( Низкая температура воздуха, осадки в виде снега.)

- Какие явления природы бывают зимой?

(Снегопад, морозы, гололедица)

-Какое утверждение неверное (хлопните в ладоши):

  • Зимой температура воздуха ниже нуля;
  • Звезда, ёж, игла, крупа – виды снежинок;
  • Зимой дни длиннее ночи.

- Как понимаете пословицу «Мороз невелик, а стоять не велит».

(в морозную погоду надо активно двигаться)

  1. Самоопределение к деятельности.

– Прежде чем перейти к теме урока повторите, какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?

(Ответы детей: солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, даёт мало тепла и света, похолодало, реки замерзли, осадки – снег.)

Но только ли на жизнь растений могут повлиять изменения в природе?

(Ответы детей.)

- Безусловно, изменения в неживой природе повлияли не только на жизнь растений, но и на жизнь птиц, зверей и других животных.

- Кто догадался, какая же сегодня тема урока?

- Тема урока: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Слайд № 9 «Название темы урока».

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Цель урока: Узнать, как зимуют птицы и дикие звери. Установить связь их жизни с состоянием неживой природы.

  1. Формирование ЗУН.

- Сегодня наш гость, Снеговик. На кормушку к снеговику слетелись птицы, которые остались у нас на зиму.

  • Как называются такие птицы?

(Ответы детей: зимующие.)

  • А как называются птицы, которые улетели от нас в тёплые края?

(Ответы детей: перелётные.)

  • Почему они улетели?

(Ответы детей: из-за нехватки корма.)

- Остановимся на зимующих птицах.

Викторина: « Угадай птицу»  

-По моим вопросам вы должны угадать птицу, рассказать, что вы о ней знаете.

1.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

Слайд № 2 «Дятел».

2.Какая птица высиживает птенцов зимой? (клёст)

Слайд № 3 «Клёст».

3.Какая птица передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре? (поползень)

Слайд № 4 «Поползень».

4.Какую птицу называют санитаром? (ворона)

Слайд № 5 « Ворона».

5. Какая птица может открыть бутылку с молоком, ест мясо, рыбу, сало? (синица)

Слайд № 6 «Синица».

6. Какой птице дали название за свойство появляться с первым снегом? (снегирь)

Слайд № 7 «Снегирь».

7. Какую птицу называют компанейской? (воробей)

Слайд №8 «Воробей».

- Трудно находить птицам корм во время снегопадов метелей, в сильные морозы. Как человек должен помогать птицам пережить зиму?

(Ответы детей: подкармливать, развешивать кормушки.)

А.Яшин. Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- Каких животных вы знаете?

- На какие две большие группы можно разделить животных?

(ответы детей: дикие, домашние)

- Почему они так называются?

- Каких диких животных вы знаете?

- А хотите отправиться в путешествие в зимний лес за чудесами к диким животным?

( слайд №10 «Зимний лес»)

Путешествие.

- Отгадайте, к какому зверю мы сейчас отправимся?

1.) Он в берлоге спит зимой

      Под большущею сосной

      А когда придёт весна

      Просыпается от сна.(медведь)

(слайд №11 « Медведь»)

- А кто знает, как медведя в народе называют?

(ответ детей: косолапый)

-Почему?

(ответ детей: за неуклюжесть)

-Как зимует медведь?

(ответы детей)

- Давайте послушаем, какой разговор произошёл  между сорокой и

медведем.

Сценка: «Сорока и Медведь»

- Эй, Медведь, спишь, что ли?

- Уснёшь с такой… Чего тебе, стрекотуха?

- Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну заяц-беляк, ну птица глухарь-это понятно. А вот Медведь… Ну что такое Медведь?

- Охо-хо ! Бестолковая ты птица. «Мед-вед» - значит «мёд ведающий» Знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от тебя нету.Только сон сладкий начал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в нём соты. И никто про то не ведает, один я, Медведь, ведаю. И будто бы… Хррр, хррр!

- Почему медведь спит зимой?

(ответ детей: медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего не ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира)

- Говорят, что медведь зимой сосёт лапу. Почему?

-Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная тонкая нуждается в согревании. Облизывая языком подошвы, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосёт лапу, а на самом деле он согревает её.

Только ли медведь спит зимой? Послушайте разговор зайца и летучей мыши.

Сценка: « Заяц и Летучая мышь»            

- Здравствуй, Ушан-Летучая мышь!

- Здравствуй, Заяц-Длинные уши!

- Как живёшь поживаешь?

- Лучше всех живу - горя не знаю!

- Как же ты это так ухитряешься?

- Это проще простого. Как плохо мне,- зима там пришла или дождь, ветер, - я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю.

- Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если сплю так и то с открытыми глазами!

- Какие ещё животные впадают в спячку?

(ответ детей: барсук, хомяк, насекомые, лягушка, ящерица и т. д. )

- Отгадайте к какому зверю мы отправимся теперь.

2.) Длинное ухо

      Комочек пуха

      Прыгает ловко

      Любит морковку. (заяц)

(слайд № 12 «Заяц»)

- Почему зайца в народе называют косой?

 Сообщение ученика.

- Прежде, чем поговорить о жизни зайца зимой, давайте послушаем разговор зайца со снегирём.

Сценка: « Заяц и Снегирь»

- Заяц белый, куда бегал?

- На деревню.

- Для чего?

- Клочок сена подобрать, зелени пощепать, кочерыжку капустную в огороде найти.

- И нашёл?

- Как бы не так, сено под снегом, зелень под снегом, в огороде собаки брехучие!

- А теперь ты куда?

- Осинку глодать.

- Да она, поди, горькая?

- Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел,- куда как сладкая осинка покажется!

-Чем питается заяц зимой?

(ответы детей: зимой зайцы ведут активный образ жизни, едят кору деревьев, сухую траву, веточки и чуть – чуть хвою)

-Как приспосабливается заяц –беляк к зиме?

Сообщение ученика.

- Кто ещё из животных так же как и заяц ведёт активный образ жизни, питается ветками деревьев, травой?

(ответ детей: лось)

(слайд №13 «Лось»)

- Что вы знаете об этом животном?

(рассказ учеников дополняется рассказом учителя)

Физминутка.         

Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?

3.) Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (лиса)  

(слайд №14 «Лиса»)

-Почему лису прозвали Патрикеевной?

- Давным-давно 700 лет назад жил-был князь Патрикей, который прославлялся своей хитростью и изворотливостью. А так как лиса хитрая она получила отчество Патрикеевна.

- Расскажите, что вам уже известно об этом зверьке?

(В ходе обсуждения выяснить следующие вопросы:

- Какой образ жизни ведёт лиса зимой?

- Почему лиса недовольна своей окраской?

- Чем питается лиса?

- Почему не запасает корм на зиму?

- Где укрывается от непогоды и врагов?)

(Видео лиса мышкует)

Кто ещё из животных ведёт такой же образ жизни, как и лиса?

(ответ детей: волк)

(слайд №15 «Волк»)

- Расскажите всё, что вы знаете о волке?

 (ответы детей: Волк – крупный хищный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние – отлично по запаху чует других животных. Волк – санитар леса.)

Последний зверь, к которому мы отправляемся в гости, живёт в домике без названия. Это загадочный зверь. А почему он загадочный поймёте, послушав рассказ

Н. Сладкова  «Загадочный зверь»

 Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка мух. Скажи, что ешь ты и я скажу кто ты. И слышу я голосок:

- Угадай кто я? Я ем жуков и муравьёв.

Я подумал и твёрдо сказал:  

- Дятел!

- Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

- Ага, ты птица осоед!

 - Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

 - Гусениц и личинок любят дрозды.

- А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

- Ты, наверное, лесная мышь.

- И не мышь. Бываю я сама ем мышей.

- Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

- То кошка, то мышка. И совсем не отгадал.

- Покажись! – крикнул я и стал вглядываться в тенистую ель, откуда слышится голосок.

- Покажусь, только ты признай себя побеждённым.

- Рано – ответил я.

- Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

- Может ты цапля?

- Не цапля. Я люблю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Похоже ты куница.

- Не говори мне про куниц. Куница мой старый враг. А я ем почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды, грибы.

Я рассердился и крикнул: « Скорее всего, ты свинья. Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая с глупу забралась на ёлку!  

 - Сдаёшься? – спросил голосок.

Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку.

 - Запомни! – сказала она, кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орехи.

- Кто же последний гость?

(слайд №16 « Белка»)         

- Почему же белка загадочный зверь?

(ответы детей)

- Летом у белки очень разнообразная пища. А как зимой она решает свои трудности, чем питается, как зимует, вы узнаете, послушав разговор синицы и белки.

Сценка: «Синица и белка»

- Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?

- Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.

- А чем же ты кормишься?

- А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы- то и отсижусь!   

- Как зимует белочка?

(ответы детей)

Хоть и нет в лесу орехов, грибов белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои запасы. Сильные морозы пережидает в гнезде или дупле. Хорошие когти на ногах позволяют легко передвигаться по коре стволов или веткам деревьев.

- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост?

(ответы детей)

Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не даёт кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево. Хвост у белки – своеобразный руль и парашют.

- Как зверёк меняет свою шерсть?

(ответы детей: на более тёплую, светлеет окраска)

V. Закрепление  ЗУН.

- Выполнение заданий в рабочей тетради стр.18.

- Звери Алькеевского района.

V I. Итог урока.

-- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.

 Давайте подведём итог.

- Зимой многие животные переключаются на другую пищу. Многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Какие?

(ответы детей)

- Другие звери пользуются своими запасами. Какие?

(ответы детей)

- Некоторые на зиму засыпают. Какие?

(ответы детей)

- Для маскировки некоторые животные меняют окраску. Какие?

(ответы детей)

- У многих животных вырастает тёплый подшёрсток, спасающий их от холода. Почти все животные имеют хороший слух, зрение, чуткое обоняние для поиска пищи и спасения от врагов.

V I I. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие. Мы возвращаемся в класс.

- С каким настроением вы возвращаетесь в класс?

- Что вы можете сказать о путешествии?

- Что бы вы взяли с собой из путешествия?

(карточки)

VI I I. Домашнее задание.

- Не смотря на все приспособления к зиме, животным и птицам бывает очень трудно! Какие трудности могут испытывать животные? А птицы? Почему их надо подкармливать?

Вы узнаете прочитав в учебнике тему

 «Зимняя жизнь птиц и зверей» стр. 32-35.

 Это ваше домашнее задание. Подготовить рассказ об одном из животных.      

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест с макросами "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Данный тест может использоваться на следующем уроке после прохождения темы "Зимняя жизнь птиц и зверей", во время проверки д/з фронтально или индивидуально....

Конспект урока с использованием ИД "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Урок помогает учащимся усвоить образ жизни и питания зимующих птиц и знакомит с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку....

Конспект урока" Зимняя жизнь птиц и зверей" УМК "Перспектива" 2 класс

Конспект урока "Зимняя жизнь зверей и птиц" УМК "Перспектива"...

Зимняя жизнь птиц и зверей

Презентация к уроку по окружающему миру...

Открытый урок "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс

Открытый урок "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс...

Презентация тест по теме "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Цель презентации проверить умение классифицировать животных на группы по питанию, выявить особенности некоторых животных. УМК "Перспектива" 2 класс....

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива...