Зимняя жизнь птиц и зверей.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass_po_teme_zimnyaya_zhizn.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по окружающему миру
во 2 классе
по теме:
«Зимняя жизнь птиц и зверей»
учителя начальных классов
Королёвой Татьяны Михайловны
Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.
Цели:
- Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют дикие звери: заяц, медведь, лиса, и другие.
- Помочь детям сформировать представление о том, как зимуют птицы в лесу: дятел, клёст, поползень, ворона, синица, снегирь, воробей.
- Показать связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений.
- Развивать навыки работы с использованием современных информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, учебник, карточки, сказочный герой.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
- Орг. момент.
Начинается урок.
Он пойти вам должен впрок.
II. Актуализация ЗУН.
- Послушайте стихотворение.
Закружи!
В небе, будто на пружинке, Закружились три снежинки, Прочертили быстрый след Раз-два-три - и снега нет. | Но уже за их разбегом В целом мире пахнет снегом. Пахнет снегом каждый скрип, Стук синиц и мёрзлый гриб. |
Пахнет снегом струйка смеха Снегом пахнет даже эхо Всё светло, морозно, звонко. Лай щенка и крик ребёнка!
| Чистый, белый, удружи - Веселее закружи! |
- О каком времени года идёт речь?
- О зимушке–зиме. Так ласково называли в народе самое суровое, но в то же время - прекрасное, красивое время года.
Слайд № 1 «Зима».
- Какой зимний месяц идёт сейчас?
- Определите, какая сегодня погода?
- Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке?
(Ответы детей: Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы.)
-Какие сезонные изменения происходят в неживой природе зимой?
( Низкая температура воздуха, осадки в виде снега.)
- Какие явления природы бывают зимой?
(Снегопад, морозы, гололедица)
-Какое утверждение неверное (хлопните в ладоши):
- Зимой температура воздуха ниже нуля;
- Звезда, ёж, игла, крупа – виды снежинок;
- Зимой дни длиннее ночи.
- Как понимаете пословицу «Мороз невелик, а стоять не велит».
(в морозную погоду надо активно двигаться)
- Самоопределение к деятельности.
– Прежде чем перейти к теме урока повторите, какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?
(Ответы детей: солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, даёт мало тепла и света, похолодало, реки замерзли, осадки – снег.)
Но только ли на жизнь растений могут повлиять изменения в природе?
(Ответы детей.)
- Безусловно, изменения в неживой природе повлияли не только на жизнь растений, но и на жизнь птиц, зверей и других животных.
- Кто догадался, какая же сегодня тема урока?
- Тема урока: Зимняя жизнь птиц и зверей.
Слайд № 9 «Название темы урока».
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Цель урока: Узнать, как зимуют птицы и дикие звери. Установить связь их жизни с состоянием неживой природы.
- Формирование ЗУН.
- Сегодня наш гость, Снеговик. На кормушку к снеговику слетелись птицы, которые остались у нас на зиму.
- Как называются такие птицы?
(Ответы детей: зимующие.)
- А как называются птицы, которые улетели от нас в тёплые края?
(Ответы детей: перелётные.)
- Почему они улетели?
(Ответы детей: из-за нехватки корма.)
- Остановимся на зимующих птицах.
Викторина: « Угадай птицу»
-По моим вопросам вы должны угадать птицу, рассказать, что вы о ней знаете.
1.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
Слайд № 2 «Дятел».
2.Какая птица высиживает птенцов зимой? (клёст)
Слайд № 3 «Клёст».
3.Какая птица передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре? (поползень)
Слайд № 4 «Поползень».
4.Какую птицу называют санитаром? (ворона)
Слайд № 5 « Ворона».
5. Какая птица может открыть бутылку с молоком, ест мясо, рыбу, сало? (синица)
Слайд № 6 «Синица».
6. Какой птице дали название за свойство появляться с первым снегом? (снегирь)
Слайд № 7 «Снегирь».
7. Какую птицу называют компанейской? (воробей)
Слайд №8 «Воробей».
- Трудно находить птицам корм во время снегопадов метелей, в сильные морозы. Как человек должен помогать птицам пережить зиму?
(Ответы детей: подкармливать, развешивать кормушки.)
А.Яшин. Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой. Не богаты их корма. Сколько гибнет их — не счесть, Разве можно забывать: Приучите птиц в мороз |
- Каких животных вы знаете?
- На какие две большие группы можно разделить животных?
(ответы детей: дикие, домашние)
- Почему они так называются?
- Каких диких животных вы знаете?
- А хотите отправиться в путешествие в зимний лес за чудесами к диким животным?
( слайд №10 «Зимний лес»)
Путешествие.
- Отгадайте, к какому зверю мы сейчас отправимся?
1.) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна
Просыпается от сна.(медведь)
(слайд №11 « Медведь»)
- А кто знает, как медведя в народе называют?
(ответ детей: косолапый)
-Почему?
(ответ детей: за неуклюжесть)
-Как зимует медведь?
(ответы детей)
- Давайте послушаем, какой разговор произошёл между сорокой и
медведем.
Сценка: «Сорока и Медведь»
- Эй, Медведь, спишь, что ли?
- Уснёшь с такой… Чего тебе, стрекотуха?
- Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну заяц-беляк, ну птица глухарь-это понятно. А вот Медведь… Ну что такое Медведь?
- Охо-хо ! Бестолковая ты птица. «Мед-вед» - значит «мёд ведающий» Знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от тебя нету.Только сон сладкий начал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в нём соты. И никто про то не ведает, один я, Медведь, ведаю. И будто бы… Хррр, хррр!
- Почему медведь спит зимой?
(ответ детей: медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего не ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира)
- Говорят, что медведь зимой сосёт лапу. Почему?
-Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная тонкая нуждается в согревании. Облизывая языком подошвы, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосёт лапу, а на самом деле он согревает её.
Только ли медведь спит зимой? Послушайте разговор зайца и летучей мыши.
Сценка: « Заяц и Летучая мышь»
- Здравствуй, Ушан-Летучая мышь!
- Здравствуй, Заяц-Длинные уши!
- Как живёшь поживаешь?
- Лучше всех живу - горя не знаю!
- Как же ты это так ухитряешься?
- Это проще простого. Как плохо мне,- зима там пришла или дождь, ветер, - я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю.
- Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если сплю так и то с открытыми глазами!
- Какие ещё животные впадают в спячку?
(ответ детей: барсук, хомяк, насекомые, лягушка, ящерица и т. д. )
- Отгадайте к какому зверю мы отправимся теперь.
2.) Длинное ухо
Комочек пуха
Прыгает ловко
Любит морковку. (заяц)
(слайд № 12 «Заяц»)
- Почему зайца в народе называют косой?
Сообщение ученика.
- Прежде, чем поговорить о жизни зайца зимой, давайте послушаем разговор зайца со снегирём.
Сценка: « Заяц и Снегирь»
- Заяц белый, куда бегал?
- На деревню.
- Для чего?
- Клочок сена подобрать, зелени пощепать, кочерыжку капустную в огороде найти.
- И нашёл?
- Как бы не так, сено под снегом, зелень под снегом, в огороде собаки брехучие!
- А теперь ты куда?
- Осинку глодать.
- Да она, поди, горькая?
- Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел,- куда как сладкая осинка покажется!
-Чем питается заяц зимой?
(ответы детей: зимой зайцы ведут активный образ жизни, едят кору деревьев, сухую траву, веточки и чуть – чуть хвою)
-Как приспосабливается заяц –беляк к зиме?
Сообщение ученика.
- Кто ещё из животных так же как и заяц ведёт активный образ жизни, питается ветками деревьев, травой?
(ответ детей: лось)
(слайд №13 «Лось»)
- Что вы знаете об этом животном?
(рассказ учеников дополняется рассказом учителя)
Физминутка.
Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?
3.) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (лиса)
(слайд №14 «Лиса»)
-Почему лису прозвали Патрикеевной?
- Давным-давно 700 лет назад жил-был князь Патрикей, который прославлялся своей хитростью и изворотливостью. А так как лиса хитрая она получила отчество Патрикеевна.
- Расскажите, что вам уже известно об этом зверьке?
(В ходе обсуждения выяснить следующие вопросы:
- Какой образ жизни ведёт лиса зимой?
- Почему лиса недовольна своей окраской?
- Чем питается лиса?
- Почему не запасает корм на зиму?
- Где укрывается от непогоды и врагов?)
(Видео лиса мышкует)
Кто ещё из животных ведёт такой же образ жизни, как и лиса?
(ответ детей: волк)
(слайд №15 «Волк»)
- Расскажите всё, что вы знаете о волке?
(ответы детей: Волк – крупный хищный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние – отлично по запаху чует других животных. Волк – санитар леса.)
Последний зверь, к которому мы отправляемся в гости, живёт в домике без названия. Это загадочный зверь. А почему он загадочный поймёте, послушав рассказ
Н. Сладкова «Загадочный зверь»
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка мух. Скажи, что ешь ты и я скажу кто ты. И слышу я голосок:
- Угадай кто я? Я ем жуков и муравьёв.
Я подумал и твёрдо сказал:
- Дятел!
- Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!
- Ага, ты птица осоед!
- Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
- Гусениц и личинок любят дрозды.
- А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
- Ты, наверное, лесная мышь.
- И не мышь. Бываю я сама ем мышей.
- Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
- То кошка, то мышка. И совсем не отгадал.
- Покажись! – крикнул я и стал вглядываться в тенистую ель, откуда слышится голосок.
- Покажусь, только ты признай себя побеждённым.
- Рано – ответил я.
- Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
- Может ты цапля?
- Не цапля. Я люблю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
- Похоже ты куница.
- Не говори мне про куниц. Куница мой старый враг. А я ем почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды, грибы.
Я рассердился и крикнул: « Скорее всего, ты свинья. Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая с глупу забралась на ёлку!
- Сдаёшься? – спросил голосок.
Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку.
- Запомни! – сказала она, кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орехи.
- Кто же последний гость?
(слайд №16 « Белка»)
- Почему же белка загадочный зверь?
(ответы детей)
- Летом у белки очень разнообразная пища. А как зимой она решает свои трудности, чем питается, как зимует, вы узнаете, послушав разговор синицы и белки.
Сценка: «Синица и белка»
- Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?
- Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.
- А чем же ты кормишься?
- А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы- то и отсижусь!
- Как зимует белочка?
(ответы детей)
Хоть и нет в лесу орехов, грибов белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои запасы. Сильные морозы пережидает в гнезде или дупле. Хорошие когти на ногах позволяют легко передвигаться по коре стволов или веткам деревьев.
- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост?
(ответы детей)
Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не даёт кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево. Хвост у белки – своеобразный руль и парашют.
- Как зверёк меняет свою шерсть?
(ответы детей: на более тёплую, светлеет окраска)
V. Закрепление ЗУН.
- Выполнение заданий в рабочей тетради стр.18.
- Звери Алькеевского района.
V I. Итог урока.
-- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.
Давайте подведём итог.
- Зимой многие животные переключаются на другую пищу. Многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Какие?
(ответы детей)
- Другие звери пользуются своими запасами. Какие?
(ответы детей)
- Некоторые на зиму засыпают. Какие?
(ответы детей)
- Для маскировки некоторые животные меняют окраску. Какие?
(ответы детей)
- У многих животных вырастает тёплый подшёрсток, спасающий их от холода. Почти все животные имеют хороший слух, зрение, чуткое обоняние для поиска пищи и спасения от врагов.
V I I. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие. Мы возвращаемся в класс.
- С каким настроением вы возвращаетесь в класс?
- Что вы можете сказать о путешествии?
- Что бы вы взяли с собой из путешествия?
(карточки)
VI I I. Домашнее задание.
- Не смотря на все приспособления к зиме, животным и птицам бывает очень трудно! Какие трудности могут испытывать животные? А птицы? Почему их надо подкармливать?
Вы узнаете прочитав в учебнике тему
«Зимняя жизнь птиц и зверей» стр. 32-35.
Это ваше домашнее задание. Подготовить рассказ об одном из животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест с макросами "Зимняя жизнь птиц и зверей"
Данный тест может использоваться на следующем уроке после прохождения темы "Зимняя жизнь птиц и зверей", во время проверки д/з фронтально или индивидуально....
Конспект урока с использованием ИД "Зимняя жизнь птиц и зверей"
Урок помогает учащимся усвоить образ жизни и питания зимующих птиц и знакомит с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку....
Конспект урока" Зимняя жизнь птиц и зверей" УМК "Перспектива" 2 класс
Конспект урока "Зимняя жизнь зверей и птиц" УМК "Перспектива"...
Зимняя жизнь птиц и зверей
Презентация к уроку по окружающему миру...
Открытый урок "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс
Открытый урок "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс...
Презентация тест по теме "Зимняя жизнь птиц и зверей"
Цель презентации проверить умение классифицировать животных на группы по питанию, выявить особенности некоторых животных. УМК "Перспектива" 2 класс....
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива...