КТП по ОМ 4 класс ПНШ
классный час по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яйская основная общеобразовательная школа №3»
Утверждена Приказом №248 от «30» августа 2013г. Директор __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для учащихся 4 класса
Количество часов - 68 час
Количество часов в неделю- 2 час
Учебник: Федотова,О. Н. Окружающий мир:4 класс:учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. Академкнига/Учебник,2010.
Составитель: Шипачева Е. М., учитель начальных классов |
Принята на заседании РМО Протокол № 1 от « 27 » августа 2013г. Руководитель РМО _______________ Шипачева Е.М. | Принята педагогическим советом Протокол №1 от « 30 » августа 2013г |
Яя
2013
Пояснительная записка
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой «Программа по окружающему миру» (Москва, Академкнига/Учебник, 2009 г.), созданной в соответствии Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:
1. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
3. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
4. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : метод. пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни – с естественно-природным ритмом ЖИЗНИ, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
• последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной, справочной литературой;
• проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
• изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления).
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».
Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.
Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников с устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится историческому материалу – истории отечества. Программа учитывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир»
к концу четвертого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
• Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
• климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
• строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
• основы личной гигиены;
• влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
• способы сохранения и укрепления здоровья;
• даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;
уметь:
• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
• устно описывать объекты природы;
• вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
• в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
•пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
• соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:
• для обогащения постоянного жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
• выполнения правил поведения в природе;
• рассказа о родном крае, родной стране, столице.
Содержание
раздел | Название разделов программы | Номера уроков | Кол – во часов |
1 | Человек и природа | 13-54 | 42 |
2 | Человек и общество | 1-12, 55-68 | 26 |
Всего | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № п/р | Наименование разделов и тем учебника | Кол-во часов | Формы контроля | Учебник; часть;стр | Тетрадь; часть; стр | Дата проведения урока |
Раздел 1. История отечества | 10 | 1 часть | |||||
1 | 2.1 | Древние славяне | 1 | 7 - 13 | 2 | 03.09 | |
2 | 2.2 | Занятия древних славян | 1 | 14 – 17 | 3 | 05.09 | |
3 | 2.3 | Древняя Русь | 1 | Практ.раб | 18 – 20 | 4 | 10.09 |
4 | 2.4 | Путь «Из варяг в греки» | 1 | 21 – 24 | 5 | 12.09 | |
5 | 2.5 | Крещение Руси | 1 | 25 – 29 | 6 | 17.09 | |
6 | 2.6 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | сообщение | 30 – 33 | 7 | 19.09 |
7 | 2.7 | Возникновение Москвы. | 1 | 34 | 8 | 24.09 | |
8 | 2.8 | Первые Московские князья | 1 | сообщение | 35 – 38 | 9 | 26.09 |
9 | 2.9 | Время многобожия | 1 | 39 – 48 | 10 | 01.10 | |
10 | 2.10 | Вера в силы природы | 1 | 39 – 48 | 10 | 03.10 | |
Итого по разделу: | 10 | ||||||
Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы | 2 |
| |||||
11 | 2.11 | Солнечная система | 1 | 49 – 53 | 11 – 12 | 08.10 | |
12 | 2.12 | Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца | 1 | 54 – 58 | 13 – 15 | 10.10 | |
Итого по разделу: | 2 | ||||||
Раздел 3. Путешествие по природным зонам России | 13 | ||||||
13 | 1.1 | Природные зоны нашей страны | 1 | 59 – 63 | 16 – 18 | 15.10 | |
14 | 1.2 | Неживая природа ледяной зоны | 1 | сообщение | 65 – 73 | 19 – 21 | 17.10 |
15 | 1.3 | Живая природа ледяной зоны | 1 | сообщение | 65 – 73 | 19 – 21 | 22.10 |
16 | 1.4 | Тундра | 1 | 74 – 83 | 22 – 26 | 24.10 | |
17 | 1.5 | Тундра | 1 | сообщение | 74 – 83 | 22 – 26 | 07.11 |
18 | 1.6 | Зона лесов | 1 | 84 – 94 | 27 – 31 | 12.11 | |
19 | 1.7 | Живая природа лесов | 1 | сообщение | 84 – 94 | 27 – 31 | 14.11 |
20 | 1.8 | Зона степей | 1 | 95 – 103 | 32 – 34 | 19.11 | |
21 | 1.9 | Зона степей | 1 | 95 – 103 | 32 – 34 | 21.11 | |
22 | 1.10 | Зона пустынь | 1 | 104 – 111 | 35 – 36 | 26.11 | |
23 | 1.11 | Зона пустынь | 1 | сообщение | 104 – 111 | 35 – 36 | 28.11 |
24 | 1.12 | Субтропическая зона. | 1 | 112 – 121 | 37 | 03.12 | |
25 | 1.13 | Животный мир субтропиков | 1 | сообщение | 112 – 121 | 37 | 05.12 |
Итого по разделу: | 13 | ||||||
Раздел 4. Родной край – часть великой России | 9 | ||||||
26 | 1.14 | Твой родной край. | 1 | 123 – 125 | 10.12 | ||
27 | 1.15 | Московское время. | 1 | 126 – 127 | 40 | 12.12 | |
28 | 1.16 | Карта твоего края. | 1 | 128 | 38 – 39 | 17.12 | |
29 | 1.17 | Поверхность и водоемы твоего края. | 1 | 129 – 132 | 41 – 42 | 19.12 | |
30 | 1.18 | Полезные ископаемые твоего края | 1 | сообщение | 133 – 135 |
| 24.12 |
31 | 1.19 | Растения твоего края | 1 | 136 – 137 | 1; 43 | 26.12 | |
32 | 1.20 | Животноводство твоего края и домашние животные | 1 | сообщение | 138 – 139 | 14.01 | |
33 | 1.21 | Народные промыслы твоего края | 1 | 140 – 143 | 44 | 16.01 | |
34 | 1.22 | Заповедные места твоего края | 1 | сообщение | 144 - 147 | 45 | 21.01 |
Итого по разделу: | 9 | ||||||
Раздел 5. Человеческий организм | 13 | 2 часть | |||||
35 | 1.23 | Забота о здоровье | 1 | Практ.раб | 7 – 8 | 23.01 | |
36 | 1.24 | Как устроен организм человека | 1 | 9 – 11 | 2 – 3 | 28.01 | |
37 | 1.25 | Путешествие мир клеток | 1 | 12 – 13 | 4 – 5 | 30.01 | |
38 | 1.26 | Самый большой орган чувств | 1 | 14 – 16 | 6 – 7 | 04.02 | |
39 | 1.27 | Как человек двигается? | 1 | 17 – 20 | 8 – 9 | 06.02 | |
40 | 1.28 | Пищеварительная система | 1 | 21 – 24 | 10 – 12 | 11.02 | |
41 | 1.29 | Пищеварительная система | 1 | Практ.раб | 21 – 24 | 10 – 12 | 13.02 |
42 | 1.30 | Система кровообращения | 1 | 25 – 28 | 13 – 14 | 18.02 | |
43 | 1.31 | Система кровообращения | 1 | 25 – 28 | 13 – 14 | 20.02 | |
44 | 1.32 | Вдох и выдох | 1 | 29 – 33 | 15-17 | 25.02 | |
45 | 1.33 | Береги свои легкие | 1 | Практ.раб | 34 – 35 | 18 | 27.02 |
46 | 1.34 | Работа почек в организме | 1 | 36 – 37 | 19 | 04.03 | |
47 | 1.35 | Нервная система человека | 1 | 38 – 40 | 20 – 21 | 06.03 | |
Итого по разделу: | 13 | ||||||
Раздел 6. Изучаем органы чувств | 7 | ||||||
48 | 1.36 | Как мы воспринимаем окружающий мир | 1 | 43 – 45 | 11.03 | ||
49 | 1.37 | Спроси у носа: что такое запах? | 1 | 46 – 48 | 22 – 23 | 13.03 | |
50 | 1.38 | Высуни язык и скажи: «А» | 1 | 49 – 51 | 24 | 18.03 | |
51 | 1.39 | «Взгляд» на глаз. Береги зрение | 1 | 52 – 56 | 25 – 27 | 20.03 | |
52 | 1.40 | Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия | 1 | 57 - 59 | 28 – 30 | 01.04 | |
53 | 1.41 | Распознавание предметов путем соприкоснове- ния с ними | 1 | 60 – 63 | 03.04 | ||
54 | 1.42 | Игры детей и дорожная безопасность. | 1 | сообщение | 64 – 66 | 31 | 08.04 |
Итого по разделу: | 7 | ||||||
Раздел 7. Путешествие по странам мира | 5 | ||||||
55 | 2.13 | Границы России с Европой | 1 | Практ.раб | 69 – 79 | 32 – 33 | 10.04 |
56 | 2.14 | Границы России с Азией | 1 | Практ.раб | 69 – 79 | 32 – 33 | 15.04 |
57 | 2.15 | Соединенные штаты Америки | 1 | Практ.раб | 80 – 83 | 34 – 35 | 17.04 |
58 | 2.16 | Великобритания | 1 | Практ.раб | 84 – 86 | 36 – 37 | 22.04 |
59 | 2.17 | Франция | 1 | Практ.раб | 87 – 89 | 38 – 39 | 24.04 |
Итого по разделу: | 5 | ||||||
Раздел 8. Москва как летопись истории России | 4 | ||||||
60 | 2.18 | День народного единства | 1 | 93 – 95 | 40 – 41 | 29.04 | |
61 | 2.19 | Москва: память о войне 1812 года | 1 | 96 – 99 | 42 – 43 | 06.05 | |
62 | 2.20 | Память Москвы о героях ВОВ 1941-1945 годов | 1 | доклад | 100 – 103 | 44 | 08.05 |
63 | 2.21 | Памятники Москвы покорителям космоса | 1 | сообщение | 104 – 107 | 13.05 | |
Итого по разделу: | 4 | ||||||
Раздел 9. Мы – граждане России | 5 |
| |||||
64 | 2.22 | Имя нашей страны – Россия; или РФ | 1 | 109 – 111 | 45 | 15.05 | |
65 | 2.23 | Основной закон страны – Конституция России | 1 | сообщение | 112 – 114 | 20.05 | |
66 | 2.24 | Президент России | 1 | сообщение | 115 – 116 | 22.05 | |
67 | 2.25 | Наш мир знакомый и загадочный | 1 | 27.05 | |||
68 | 2.26 | Что нового я узнал? | 1 | доклад | 29.05 | ||
Итого по разделу: | 5 | ||||||
Всего по курсу: | 68 |
Перечень ключевых слов
Аллергия
Археолог
Астероиды
Астроном
Бармица
Береста
Бивак
Бородинская битва
Булат
Бусурман
Варяги
Венцы сруба
Витраж
Вселенная
Дань
Драгун
Защитный рефлекс
Кариес
Картечь
Кивер
Конгресс
Комета
Константинополь
Крещение
Лафет
Летяга
Лишайники
Междоусобица
Метеорные тела
Молоточек (косточки)
Наковальня (косточки)
Мусью
Ополчение
Осязание
Пионер
Плактон
Племя
Полон
Поры
Природные зоны
Ратуша
Редут
Сеча
Свод законов
Союз
Сустав
Сукно
Стремечко (косточки)
Телескоп
Уланы
Устье
Ширваншах
Химера
Фураж
Фьорд
Частокол
Целинная степь
Циркуляция
Список литературы
для учителя:
1. «Перспективная начальная школа» Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009, стр 121-142.
2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
3. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
4. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
5. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : метод. пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.
для учащегося:
1. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
3. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
Дополнительный материал в интернете
ИСТОРИЯ
Начальная русская летопись
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/ predkis/pvl.htm
Верования древних славян
http://www.rusfederation.narod.ru/text3.html
http://www.verovaniya-slavyan.narod.ru/index.html
Праздники древних славян
http://ancient.astrostar.ru/slavjane /108943.html
Древняя Русь IX—XII вв.
http://rusfederation.narod.ru/historyrus.html
Культура Киевской Руси X—XIII вв.
http://schools.perm.ru/modules/wf downloads/
singlef ile.php?cid=13&lid=103
Карты Руси VII-XVIb.
http: // www.ostu.ru/personal/nikolaev/wslav7.gif
Александр Невский
http:// a-nevskiy.narod.ru/nevskiy.html
Русские богатыри
http:// www.home-edu.ru/user/uatml/00000628/
uroki2004/urok22.htm http:// www.rusbogatyr.ru/index.html
Ледовое побоище
http:// www.hrono.info/sobyt/ledov.html http:// a-nevskiy.narod.ru/library/45.html
Крещение Руси
http:// rusfederation.narod.ru/text3.html Рассказы о Москве
http:// www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/epoha/epoha.htm
http:// www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/
moscow/oherk/oherk.html http:// www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/
moscow/sevenholm/holmi_moskvi.htm
ЗЕМЛЯ И СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
Земля в Солнечной системе
http:// pmos.vstu.vinnica.ua/kursov/earth/sunsys.htm http:// adventure.hut.ru/general/
Солнце, планеты
http:// www.astro.alf aspace.net/sol_sys/5. htm http:// systemplanet.narod.ru/
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ
Природные зоны России (Арктика, тундра, тайга, степи) http:// rospriroda.ru/?cat=43
Лес
http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200101602 http:// forest-russia.narod.ru/ http:// www.lesgazeta.ru/
Лесотундра
http:// mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=34595&rubr=286
Лесостепь
http:// mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber= 34593&rubr=286
Степь
http:// www.biodat.ru/doc/biodiv/part3a.htm http:// adventure.hut.ru/general/steppe.htm
Степь и полупустыня
http:// geo.1september.ru/2002/04/11.htm Полупустыня
http:// mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=50182&rubr=286
Пустыня
http:// mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=52332&rubr=286
Арктические пустыни
http:// mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=3807
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
http:// www.moscow-vernisage.com/main/spravka# 12
http:// russia.rin.ru/guide/3/5.html
http:// www.moscow-vernisage.eom/main/spravka# 10
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ
Опорно-двигательный аппарат
http://www.skeletos.zharko.ru/G 1 /AdvSkeletEnc.htm http://www.skeletos.zharko.ru/main. php?page=G1 Anatomy http://www.skeletos.zharko.ru/main.php?page=G212 Человеческий организм
http://dronisimo.chat.ru/homepage1 /anatom1.htm
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНАМ МИРА
США (Статуя свободы) http://chudesa.by.ru/liberty.html
Великобритания - http://www.uk.ru/culture/queen_trad.html
Лувр - http://louvre.historic.ru/
Эйфелева, Останкинская и Берлинская башни http://www.solnet.ee/school/деоО 1.html
Эйфелева башня - http://fr.iatp.org.ua/paris_123.html
http://chudesa.by.ru/eifel.html
ИСТОРИЯ Кремль - XVI век
http://www.kinderino.ru/vokrug/russia/moskva/m_12.hti Война 1812 г.
http://www.kinderino.ru/vokrug/russia/kutuzov.html Великая Отечественная Война http://cat.tmn.fio.ru/works/88x/311 /index.htm
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ
Президент России http: //www.uznay-prezidenta.ru
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...