Рабочая программа Окружающий мир 1 класс
рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) по теме

Поддубная Татьяна Владимировна

ОС 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_1_klass_os_2100.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

 «Рассмотрена»

Руководитель МО учителей базового начального образования

______________Т.В.Поддубная

Протокол № 4 от «27» мая 2013г.

«Согласована»

 Заместитель директора по УВР

МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда»

______________ С.А. Мертюкова

 

 «___»___________________2013г.

«Утверждена»

 Директор МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда»

______________И.А.Малинин

Приказ №_____от «___»__________2013г.

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «Окружающий мир»

1 класс (базовый уровень)

Поддубной Татьяны Владимировны,

учителя начальных классов первой квалификационной категории 

 

                                                                                                   

                                                                                  Рассмотрена на заседании

                                                                              педагогического совета

                                                              протокол № 1

                                                                             от « » августа 2013 г.

Ныда

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру разработана  в соответствии с  требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования  и примерной основной образовательной программы «Образовательная система «Школа 2100. Окружающий мир» (А.В. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, с.240)  и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

 

1. Вахрушев, А. А.  Окружающий  мир.  1  класс.  («Я  и  мир  вокруг») [Текст] : учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.

2. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг») [Текст] / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2013.

3. Вахрушев, А. А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1 класса [Текст] / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2013.

 4. Курапова, И. И. Мои первые опыты [Текст] : учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1–2 классов / И. И. Курапова ; под ред. А. А. Вахрушева. – М. : Баласс, 2011.

5. Окружающий мир. 1 класс [Текст] : методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» / А. А. Вахрушев [и др.] ; под ред. А. А. Вахрушева. – М. : Баласс, 2010. 

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся материал, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса «Окружающий мир».

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники:

– овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;

– учатся  осмысливать  причинно-следственные  связи  в  окружающем мире;

– осваивают основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей среде;

– получают возможность найти свое место в ближайшем окружении, научиться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества;

– знакомятся с системой позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения и патриотизма.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

  1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
  2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
  3. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Центральным новообразованием данного возраста – полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Учебная деятельность – основная для младшего школьника.

                    Формы проведения уроков: урок-КВН, уроки-путешествия, лекции, экскурсии, практические работы, уроки с применением ИКТ.        

На уроках используются групповая работа, индивидуальная, коллективная, работа в парах, практические работы, уроки с применением ИКТ. 

Методы обучения: словесный (объяснение, лекция, беседа и др.), наглядный (таблицы, плакаты, рисунки и др.), практический (работа по карточках, по учебнику, с тестами, с рабочей тетрадью, с раздаточным и демонстрационным материалами и др.).

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий  мир»  изучается  с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов, из них в первом классе – 66 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы (наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей)1.

В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру (автор А. А. Вахрушев) в объеме 2 часа в неделю, 66 часов в год,  в том числе для проведения экскурсий отводится 5 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса
«Окружающий мир»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, сохранение и приумножение её богатств.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым сохраняющей жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур2.

Содержание учебного предмета

Количество часов в год – 66

Количество часов в неделю – 2

Количество часов в I четверти – 18

Количество часов во II четверти – 14

Количество часов в III четверти – 18

Количество часов в IV четверти – 16

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоя-тельные работы

экскурсии

практичес-кие

работы

1

Как мы понимаем друг друга.

8

2

2

2

Как мы узнаём, что перед нами.

4

2

1

3

Времена года.

2

1

2

4

Как мы узнаем мир.

6

3

5

Твоя семья и твои друзья.

8

3

1

6

Времена года.

3

2

7

Что нас окружает.

7

1

2

8

Богатства природы.

4

1

9

Времена года.

3

1

1

10

Живые обитатели планеты.

14

1

5

1

11

Времена года.

5

2

1

12

Повторение

2

 

Итого:

66

5

24

6

Как мы понимаем друг друга.

Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).

Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источники жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.

Понятия «справа», «слева», «посредине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ»; «раньше» и «позже».

Как мы узнаём, что перед нами.

Предметы  и  их  признаки.  Признаки  общие  с  другими  предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.

Как ты узнаёшь мир.

Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.

Твоя семья и твои друзья.

Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила пользования электроприборами. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при общении с малознакомыми и незнакомыми людьми.

Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие людей друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражения приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т. д.). Виды общения у человека и животных, их сходство.

Что нас окружает.

Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центры города, зоны отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.

Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча их из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.

Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к  природным  богатствам.  Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

Живые обитатели планеты.

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.

Человек, как и животное, дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

Отчего и почему.

Последовательность событий и её причины. Причина и следствие.

Времена года.

Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы-первоцветы. Птицы и их гнёзда.

Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство. Созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.

Экскурсия в парк «Осенняя природа».

Экскурсия в парк «Зимняя природа».

Экскурсия в парк «Весенняя природа».

Обобщение и систематизация знаний, изученных в 1 классе (часы по усмотрению учителя).

Портфолио ученика 1 класса.

Результаты изучения учебного предмета

В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка – более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире. Преимущества интеграции:

 во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры;

 во-вторых, обеспечит социализацию учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь;

 в-третьих, интеграция позволит решить задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования;

 в-четвертых, интеграция позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.

Это определило цель обучения – помочь младшему школьнику осознать целостную картину мира и сформировать оценочное, эмоциональное отношение к нему.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г. и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

 овладение умениями наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой компетенций и компетенции личностного саморазвития.

Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального в особенности и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира. Планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.

Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.

В зоне внимания находится также анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Не нужно формально подходить к процессу запоминания научной информации, которая представлена в обязательном минимуме. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль научного текста, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание явления или термина.

Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены  и  возможности  для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий,  работа  в  парах  и  др.),  что  будет  способствовать  реализации важных задач обязательного минимума – умений учебного общения (взаимодействовать,  давать  объективную  оценку,  учитывать  другие  мнения и пр.).

Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что в свою очередь неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников, формирование общих учебных навыков, умений и способов деятельности, возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников: они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и т. д. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития естественнонаучных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Спроектированная в Программе базовая дидактическая модель педагогического процесса и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных обобщенных способов предметных и универсальных учебных действий.

Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения первоклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. В качестве итоговой оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. С этой целью будет организована специальная работа по сбору информации для оформления предметной странички портфолио.

Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.

Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.

Для сохранения результатов учебной деятельности предполагается использовать тетрадь открытий, общеклассный справочник.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).

Требования к предметным результатам изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе (базовый уровень):

должны знать:

– роль руки и слов в общении;

– роль опыта как источника благосостояния людей;

– что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;

– что такое общение и какова его роль в жизни человека;

– что такое город;

– основные  профессии  людей  и  взаимопомощь  людей  разных  профессий;

– основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;

– свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;

– основные черты сходства и различия растений и животных;

– основные группы домашних животных и растений;

– отличительные особенности человека от животных;

– элементарные сведения о строении человека;

– правила поведения в природе;

– основные признаки каждого времени года;

должны уметь:

– называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;

– пользоваться словами, указывающими направление и время;

– наблюдать, делать умозаключения;

– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

– различать профессии людей;

– различать природные богатства, живые и неживые;

– различать растения и животных;

– приводить примеры дикорастущих растений и диких животных (5–10 названий);

– приводить примеры культурных растений и домашних животных (5–10 названий);

– оценивать правильность поведения в природе;

– оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);

способны решать следующие жизненно-практические задачи: ориентироваться в окружающем мире (окружающих предметах), общаться со сверстниками  и  взрослыми,  вести себя в различных ситуациях; сравнивать, классифицировать объекты живой и неживой природы, предметы быта; устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих умений:

– самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

– в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании  и  смысле  собственных  поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.). Регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;

– признавать свои плохие поступки;

– объяснять, что связывает с семьей, друзьями, одноклассниками; оказывать им эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;

– положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; освоить роль «хорошего ученика»;

– проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;

– иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

 обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;

выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций  предметного  способа  действия  в  диалоге  с  учителем  и  одноклассниками;

высказывать свое предположение, предлагать способ его проверки;

– работать по инструкции, по предложенному учителем плану;

– определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

– оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки «+», «–», Л, С, Т;

– проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;

– совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

– понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями (задачи-«ловушки») в один «шаг»;

– добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы (объекты живой и неживой природы, предметы быта);

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ по результатам, зафиксированным в дневнике наблюдений, таблице, подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

– слушать и понимать речь других;

– выделять в тексте ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы;

– работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе.

 

Материально-техническое обеспечение

1. Дополнительная литература.

1. Логинова, О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева ; под ред. О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011.

2. Растения России [Текст] : школьный словарик. – М. : ВАКО, 2011.

3. Планеты. Звезды. Созвездия [Текст] : школьный словарик. – М. : ВАКО, 2011.

4. Праздники России [Текст] : школьный словарик. – М. : ВАКО, 2011.

5. Животные России [Текст] : школьный словарик. – М. : ВАКО, 2011.

6. Птицы России [Текст] : школьный словарик. – М. : ВАКО, 2011.

7. Реки, моря, озера, горы России [Текст] : школьный словарик. – М. : ВАКО, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (Окружающий мир: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа : www.vneuroka.ru

2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www.school2100.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

6. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Образовательный  комплекс  «1С: Школа. Игры и задачи. 1–4 классы» (DVD).

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).

3. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс (DVD).

4. Наглядные пособия.

1. Натуральные живые объекты – комнатные растения, животные, содержащиеся в аквариуме или в уголке живой природы.

2. Гербарии,  коллекции  насекомых,  влажные  препараты,  чучела  
и скелеты  представителей  различных  систематических  групп,  микропрепараты.

3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

4. Изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.

5. Географические и исторические карты.

6. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной и праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

7. Комплект наглядных пособий. 1 класс. Окружающий мир: в 3 ч. (сост. А. А. Вахрушев).

5. Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Телевизор.

3. Компьютер.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Штатив для таблиц; ящики для хранения таблиц.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

4. Измерительные приборы: весы, термометры, измерительные линейки, мензурки.

5. Экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки.

6. Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т. п.).

7. Специальные путеводители для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев.

7. Специализированная мебель.

Компьютерный стол.

        


Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, село Ныда

(территориальный, административный округ (город, поселок, село)

МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

(название образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру на 2013/2014 учебный год

Класс:       1 а      

Учитель:      Поддубная Татьяна Владимировна

Количество часов на  I и ΙΙ полугодие: всего 66 ч, в неделю  2 ч;

 

Планирование составлено на основе примерной основной образовательной программы «Образовательная система «Школа 2100» Книга 2.-  М.: БАЛАСС, 2011

  

Литература: 

1. Вахрушев, А. А.  Окружающий  мир.  1  класс.  («Я  и  мир  вокруг») [Текст] : учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.

2. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг») [Текст] / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2013.

3. Вахрушев, А. А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1 класса [Текст] / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2013.

 

Дата

п/п

Раздел

Тема урока

Тип урока

Развитие УУД

Ресурсное

обеспечение

Дом.

задание

план

факт

06.09

1

Как мы понимаем друг друга

2 ч

Мой дом, моя  школа. Ты – школьник. 

(Экскурсия по школе)

УИПЗЗ

Предметные: знание основных направлений ориентирования в пространстве, взаимосвязь процесса и результата деятельности

Метапредметные:

Познавательные:  сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; ориентируется в пространстве, используя понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх»,  «низ»; понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи-«ловушки»).

Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. 

Личностные: самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках; проявляет интерес к способам решения новой частной задачи

06.09

13.09

2-3

Путешествуем, не выходя из класса

(презентация))

УИПЗЗ

DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.

1 класс»

13.09

20.09

4-5

Ценный
совет

УИПЗЗ

20.09

6

Где и куда

(Посещение библиотеки)

УИПЗЗ

27.09

7

Учимся определять направления

УИПЗЗ

27.09

8

Учимся определять верх и низ

УИПЗЗ

04.10

04.10

9-10

Как мы узнаем, что перед нами

4 ч

Предметы и их признаки

УИПЗЗ

Предметные: знание характеристик и свойств предметов природы и быта.

Метапредметные:

Познавательные: ориентируется в учебнике; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; отличает новое знание от уже известного с помощью учителя; сравнивает и группирует предметы живой и неживой природы и их образы, выделяя основания для группировки;– выявляет наблюдаемые признаки объектов живой и неживой природы, сезонные изменения и фиксирует их в знаково-символической форме.

Регулятивные:  овладеет умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам.

Коммуникативные: владеет умением использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения; доверяет педагогам; концентрируется на учебе; оказывает помощь другим обучающимся.

 Личностные:  имеет представление о себе и своих возможностях; проявляет интерес к способам решения новой частной задачи

11.10

11

Сочетания предметов

УИПЗЗ

11.10

12

 Сочетания предметов

  

УПОКЗ

18.10

13

Времена года

2 ч

Осень: природа готовится
к зиме

(презентация)

УИПЗЗ

Предметные: знание сезонных изменений в живой
и неживой природе осенью.

Метапредметные:

Познавательные: задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы(в рамках доступного); – выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации;

 использует символы для обозначения атмосферных явлений.

Регулятивные:  работает по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).

Коммуникативные: умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни.

Личностные: оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения; проявляет интерес к способам решения новой частной
задачи

Презентация «Осень»

18.10

14

Осень:
природа
готовится

к зиме

УИПЗЗ

25.10

25.10

15-16

Как мы узнаем мир

6 ч

Наши помощники – органы чувств

УИПЗЗ

Предметные: знание способов получения информации о предмете (при помощи различных органов чувств из книг).

 Метапредметные:

 Познавательные: использует поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; фиксирует полученные данные в специально под-
готовленной таблице.

Регулятивные:  определяет, формулирует учебную зада-
чу на уроке в диалоге с учителем
 и одноклассниками.

Коммуникативные:  старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;

 оформляет свою мысль в устной речи в пределах нескольких предложений.

Личностные: положительно относится к школе, проявляет внимание, интерес, желание больше узнать, осваивает роль «хорошего ученика»

СD «Звуки природы»

01.11

01.11

17-18

Наши помощники – память и ум

(урок-игра)

УИПЗЗ

11.11

13.11

19-20

Родители, учителя
и книги

УИПЗЗ

18.11

20.11

21-22

Твоя семья и друзья

8 ч

Ты и твоя семья

(урок-гостиная)


УИПЗЗ

Предметные:  знание способов фиксации информации

о своей семье (ведение семейного альбома – записи, фото-, видео-съемка).

Метапредметные:

Познавательные: определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами; владеет информацией о составе семьи, данными биографии членов семьи (имена, возраст, род занятий);

 использует основные формулы речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми; оценивает поведение людей в быту
(правила общения, ОБЖ, уличного движения).

Регулятивные:  высказывает своё предположение (версию), пробует предлагать способ проверки, отмечает изменения

в своих действиях, сравнивает свои достижения.

Коммуникативные:  задает уточняющие вопросы, высказывает согласие или несогласие, комментирует точку зрения других.

Личностные: дает оценку своим поступкам, поведению других людей; объясняет, что связывает ученика с семьей, друзьями, одноклассниками

 

25.11

27.11

23-24

Учимся быть само-стоятельными

УИПЗЗ

02.12

25

Ты и твои друзья

(круглый стол)


УИПЗЗ

04.12

26

Учимся общаться

УИПЗЗ

Диск

с песней

М. Пляц-ковского «Улыбка»

09.12

27

Учимся решать
жизненные задачи

УИПЗЗ

11.12

28

Итоговая проверочная работа

УПОКЗ

16.12

18.12

29-30

Времена года

3 ч

Зима: покой природы

(презентация)

УИПЗЗ

Предметные:  знание сезонных изменений в живой и неживой природе зимой.

Метапредметные:

Познавательные: задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы (в рамках доступного); использует символы для обозначения атмосферных явлений; выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации.

Регулятивные:  работает по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).

Коммуникативные: умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни.

Личностные: оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь  в случаях затруднения объясняет самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет

 

Презентация «Зима»

23.12

31

Дневник наблюдений

25.12

32

Что нас окружает

7 ч

Город, в котором мы живем.

(фильм)

УИПЗЗ

Предметные:  знание функций города, элементарные представления о таких объектах, как бульвар, проспект, улица, проезд, шоссе; знание домашнего адреса, правил безопасного перемещения по улице.

Метапредметные:

Познавательные:  использует поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием видеоресурсов; владеет информацией о своем домашнем адресе, правилах безопасного перемещения на улице; определяет вид транспорта согласно предложенной классификации (наземный, воздушный, морской).

Регулятивные: высказывает своё предположение (версию), предлагает способ проверки, совместно с учителем дает оценку
деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни; проводит несложные наблюдения и делает самостоятельные выводы.

Личностные: самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на улице; оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;

осознанно использует правила безопасного перемещения по улице

Фильм
о родном городе

13.01

33

Город,
в котором мы живем

(Экскурсия)

   УИПЗЗ

15.01

20.01

34-35

Учимся быть пешеходами

(урок-игра)

УИПЗЗ

22.01

36

Путешествие Колобка (презентация)

УИПЗЗ

Учебная презентация «Где растет хлеб?»

27.01

29.01

37-38

Хозяйство человека

УИПЗЗ

03.02

05.02

39-40

Богатства природы

4 ч

Богатства природы

УИПЗЗ

Предметные: знание элементарные представления о богатствах природы (полезные ископаемые, продукты животноводства и растениеводства); три состояния вещества (воды) – жидкое, твердое, газообразное.

Метапредметные:

Познавательные: задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступ-
ного); выделяет и формулирует проблему, отличает известное от неизвестного;
 имеет представление о богатствах природы, о произведенных из них предметах;  устанавливает состояния вещества согласно предложенной классификации (жидкое, твердое, газообразное).

Регулятивные:

– определяет и формулирует учебную задачу на уроке в диалоге
с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: умеет задавать уточняющие вопросы, старается договариваться, находит общее решение.

Личностные: проявляет интерес к способам решения новой частной задачи; имеет представление о себе и своих возможностях, объясняет самому себе, что делает

с удовольствием, с интересом, что получается хорошо,
а что – нет

10.02

12.02

41-42

Твердые
тела, жидкости и газы

(урок-исследование)

УИПЗЗ

26.02

43

Времена года

3 ч

Весна: пробуждение природы

(презентация)

УИПЗЗ

Предметные: знание сезонных изменений в живой
и неживой природе весной; условные обозначения атмосферных явлений (дневник наблюдений).

Метапредметные:

Познавательные:  задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы (в рамках доступного); использует символы для обозначения атмосферных явлений; выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации.

Регулятивные: работает по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий). 

Коммуникативные: умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывает свою точку зрения, вступает в беседу на уроке, в жизни.

Личностные: оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения; проявляет интерес к способам решения новой частной задачи.

Презентация «Начало весны»

  03.03

44

Итоговая проверочная работа

УПОКЗ

 05.03

45

Весна: пробуждение природы

УИПЗЗ

10.03

12.03

46-47

Живые обитатели планеты

6 ч

Живое и неживое

(урок-игра)

УИПЗЗ

 

Предметные: Знание признаков объектов живой и неживой природы, свойств животных и растений, их отли-
чительных особенностей.

Метапредметные:

Познавательные: делает самостоятельные выводы о свойствах растений и животных; находит необходимую информацию

о растениях и животных с использованием учебной литературы.

Регулятивные: оценивает правильность выполнения

действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, предлагает 2–3 критерия для оценки своих действий.

Коммуникативные: учитывает разные мнения и стремится к коор-динации различных позиций в сотрудничестве; уступает
и договаривается в случаях, где это необходимо.

Личностные: положительно относится к школе, проявляет
внимание, удивление, желание больше узнать, осваивает роль «хорошего ученика»; имеет представление о себе и своих возможностях.

17.03

19.03

48-49

Растения
и животные

Комплексная проверочная

работа


УИПЗЗ

Презентация

«Растения»,  «Животные)

02.04

50

Растения
и животные

(презентация)


 

УПОКЗ

07.04

51

Равновесие в природе

УИПЗЗ

09.04

14.04

52-53

Живые обитатели планеты

8 ч

Домашние любимцы и комнатные растения

УИПЗЗ

Предметные:  знание огородных, садовых и полевых растений (некоторых видов); признаков сходства и отличия человека и животных.

Метапредметные:

Познавательные: находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; сравнивает и различает формы жизни (растения –
животные, животные – человек), виды растений(полевые,
садовые, огородные).

Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Личностные: самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения в живой природе; проявляет интерес к способам решения новой частной задачи.

16.04

21.04

54-55

Наши помощники – домашние животные и культурные растения

УИПЗЗ

23.04

28.04

56-57

Человек – разумное
существо

УИПЗЗ

30.04

05.05

58-59

Природа и мы (презентация)

УИПЗЗ

Презентация «Будь природе другом!»

07.05

60

Времена года

5 ч

Лето – природа цветет и плодоносит

УИПЗЗ

Предметные: знание сезонных изменений в живой
и неживой природе летом.

Метапредметные:

Познавательные: задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы (в рамках доступного);  использует символы для обозначения атмосферных явлений; выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации Регулятивные: совместно с учителем планирует свою работу, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий), оценивает свою работу по заданным критериям.

Коммуникативные: умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других;  высказывает свою точку зрения, вступает в беседу на уроке, в жизни.

Личностные: оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения; объясняет
самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет

12.05

61

Отчего и почему

(урок- игра)

УИПЗЗ

14.05

62

Итоговая проверочная работа

УПОКЗ

19.05

21.05

63-64

Чему научились
за год? Учимся  
решать жизненные задачи

Урок-экскурсия  «Весенняя природа»

УОСЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....