Использование мультимедийных презентаций Power Point на уроках «Познание мира» в начальной школе.
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме
Данная статья идёт как приложение к уже выложенным презентациям, где несколько подробно рассказано, как использовать презентации на уроках по курсу "Познание мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_multimediynykh_prezentatsiy_power_point_na_urokakh.docx | 48.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мультимедийных презентаций Power Point на уроках «Познание мира» в начальной школе.
Подготовила
учитель начальных классов
1 – категории Ахмадиева А.В.
КГУСШ № 40.
Пояснительная записка.
Наша жизнь движется вперёд и школа должна идти в ногу со временем. Стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования в век высоких компьютерных технологий наша страна более не может и не должна. Усиливается роль компетенций в образовании. А развитие компетенций, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения –
всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на Flash – накопителе.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип равенства позиций
2. Принцип доверительности
3. Принцип обратной связи
4. Принцип занятия исследовательской позиции.
При внедрении информационных технологий на уроке следует придерживаться следующих методических правил:
1. информационные технологии в образовании (ИТО) являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;
2. новейшие информационные технологии не антагонистичны к традиционной системе образования, а естественным образом, оптимально интегрируются в нее с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности применения ИТО в сочетании с различными педагогическими технологиями;
3. в качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования ИТО выбираются обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социально накопленным опытом, заключенным в содержании образования; направленность не только на получение глубоких и фундаментальных знаний, развитие мышления учащихся, его творческой индивидуальности и т.д., но и, в первую очередь, на проявление его самостоятельности - на саморазвитие и самореализацию личности;
4. ИТО не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а опредмечивают и усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимся и компьютером, оптимизируют профессионально-педагогическую деятельность.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам познание мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций MS Power Point.
"Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Использование возможностей программы MS Power Point для создания презентаций открывает большие перспективы для:
- повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;
- создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;
- смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
- стимулирования познавательного мышления учеников;
- наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.
Преимущества использования мультимедийных презентаций.
Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Использование презентаций позволяет проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Вообще для уроков «Познание мира» презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, растения, природные зоны, круговорот воды, цепи питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Я использую презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
• повышает качество знаний (контрольные годовые срезы, качество знаний увеличилось на 20%)
• продвигает ребенка в общем развитии
• помогает преодолеть трудности
• вносит радость в жизнь ребенка
• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной
работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Хочу обратить внимание, что когда зимой стоят морозы, и занятия отменяются, когда много детей болеет, то выложенные в свободном доступе мои презентации на порталах http://www.rusedu.ru/member11111.html и http://nsportal.ru/ahmadieva-anastasiya-vladimirovna , на хостинге http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/rastenija-i-zhivotnye-luga.html
могут служить и удалённому обучению.
Что это дает мне, как учителю?
Учителю отведена главная роль в учебно-образовательном процессе. Создавая презентацию, учитель должен учитывать, во-первых, возрастные особенности ребёнка. Поэтому, прежде всего при составлении презентации, я четко отбираю материал. При этом нужно много просмотреть литературы, чтобы выбрать главное. Следовательно, сама получаю какие-то знания и обогащаю свой словарный запас, то есть получаю самообразование в той или иной области. Во-вторых, наглядный материал должен быть подобран, соответствующий теме урока. В связи с этим я просматриваю огромное количество наглядного материала, замечаю краски, оттенки, мастерство изображения. Отбираю картинки самого лучшего качества. Этим повышается эстетическое восприятие окружающего мира, повышается творческий потенциал. В-третьих, материал должен иметь научное направление. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Создавая презентацию, вкладываешь в неё всё своё творчество, талант, теплоту души. При этом учишься сравнивать, анализировать, рассуждать.
Остановлюсь подробно на представленных в приложении презентациях.
1. «Птицы Восточного Казахстана».
Красочная презентация для начальной школы, показывающая птиц, которые обитают в Восточном Казахстане. Предназначена для использования во внеклассных мероприятиях, проектной деятельности, а также во время проведения уроков по курсу "Познание мира" в рамках регионального компонента с целью познакомить учащихся с птицами, которые обитают в данной природной зоне, птицами, которые охраняются государством и занесены в Красную книгу. Используется на уроках «Познание мира» на этапах актуализации знаний, изучения, повторения, обобщения материала.
Например: слайды №2 - 21.
- К какой группе можно отнести животное?
- Что о них знаете? Где они обитают? Назовите птиц нашего края.
- Птицы встречаются по всему свету, их можно увидеть даже на вершинах полярных ледников. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Многие птицы нуждаются в охране.
- Какую пользу приносят птицы?
- Орнитологи – слышали вы это слово? Что оно обозначает?
- По каким признакам можно определить, что это животное птица?
2. «Полезные ископаемые Казахстана».
Используется на протяжении всего урока при изучении нового материала, по 2 мин, при повторении, обобщении.
Например: слайд №2.
Что такое полезные ископаемые?
Что такое месторождение?
Кто ищет месторождения полезных ископаемых?
Как они используются человеком?
Проверим ваши ответы: слайды № 3-5.
Например: слайд №6.
Назовите горючие полезные ископаемые.
Проверка: слайд №7.
Найти и показать на карте месторождения каменного угля, нефти и газа.
Проверка: слайд №9, 12.
Например: слайд 19.
Назовите руды чёрных металлов.
Проверка: слайд № 20.
Где сосредоточены месторождения руд чёрных металлов в республике Казахстан? Найти и показать на карте.
Проверка: слайды № 21-22.
Что получают из руд чёрных металлов в процессе обработки?
Проверка: слайды № 17-18.
Например: слайд № 25.
Назовите руды цветных металлов.
Проверка: слайд № 26.
Где сосредоточены месторождения руд цветных металлов в республике Казахстан? Найти и показать на карте.
Проверка: слайды № 27-30.
Что получают из руд цветных металлов в процессе обработки?
Проверка: слайд № 32.
Например: слайд № 33.
Назовите нерудные полезные ископаемые.
Проверка: слайд 34.
Найти и показать на карте месторождения нерудных полезных ископаемых.
Проверка: слайды № 38, 40, 45.
3. «Многообразие животных». См. план-конспект урока.
Используется для сопровождения объяснения нового учебного материала, для первичного закрепления знаний, систематизации и обобщения изученного, контроля.
Слайд №1.
Игра на внимание «Живая – неживая природа».
Правила игры: Я называю различные слова. Если называю предмет неживой природы – вы хлопаете в ладоши, если живой – приседаете. В игре возможны «ловушки» - названия предметов, которые сделаны руками человека.
Примеры слов: шмель, окунь, вода, ящерица, воздух, облако, журавль, камень, автомобиль, сова, песок, лошадь, лягушка, карандаш, волк.
- На слайде № 1 вы видите все названия тел живой природы, которые вы услышали во время игры.
- Что у них общего? (Это животные.)
- Назовите признаки тел живой природы.
Проверка: слайд №2.
(Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)
Например: просмотр слайдов № 5-14.
Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные? Определите название группы. Назовите и запишите в таблицу отличительные признаки данной группы животных (работа в паре).
Проверка: слайд №15.
Аналогичная работа проводится со всеми изучаемыми группами животных.
4. «Растения и животные степей». См. план-конспект урока.
Используется при изучении нового материала в течение всего урока, при выполнении тестовых заданий отдельные слайды несут в себе элементы самопроверки.
Например: тема, которую мы будем изучать на уроке, звучит так – «Растения и животные степей».
- А что мы будем изучать? (Какие в степи живут животные и растения. Как растения и животные приспособились к жизни в степи).
- Какие умения необходимо развивать, чтобы изучить новый материал? (Ответы детей.)
- Давайте посмотрим, смогли вы правильно определить цели нашего урока.
Проверка: Слайд №2.
Например: на столах гербарные растения, иллюстративный материал учебника.
- Пользуясь образцами гербарных растений, карточками с изображением растений, растущих в степи, инструкционной картой, вы должны подумать и ответить, как растения степи приспособились к природным условиям.
Проверка: слайд № 30.
Например: пользуясь инструкционной картой слайд № 50 , иллюстрациями учебника (стр.78), определите, как животные приспособились к жизни в степи (открытая местность, засушливый климат, период бескормицы).
Проверка: слайд № 51.
Например: как приспособились растения к жизни в степи?
Проверка: слайд № 55. (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
Как приспособились к жизни в степи животные?
Проверка? Слайд № 56.
(В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
5. «Растения и животные водоёма».
Параллельно с учебником используется на этапах изучения, повторения, обобщения материала.
При изучении нового материала, основываясь на жизненно опыте учащихся.
Например: слайд №2.
Что такое водоём?
Проверка: слайд №3.
Какие бывают водоёмы?
Проверка: слайд № 4.
Водоёмы по своему происхождению: естественные. Слайды № 8-11.
Водоёмы по своему происхождению: искусственные. Слайды 13-15.
Водоём - это дом для растений и животных. Слайды № 17-32. Слайды № 34-78.
Охрана водоемов, бережное отношение к воде. Экологические проблемы. Слайд № 79.
Подведение итогов урока. Обобщение материала. Слайд № 80.
1. Что такое водоём?
2. Почему в водоёмах много разнообразных обитателей? Какие из них показались тебе самыми интересными?
3. Какую роль в водоёме играют растения?
4. Как приспособились к жизни в воде различные обитатели водоёма?
5. Составь 1-2 цепи питания, которые складываются в водоёме.
6. Почему водоём называют природным сообществом?
Домашнее задание. Слайд № 81.
Составьте памятку «Как вести себя у водоёма». Приготовьте сообщение о любых растениях или животных водоёма, занесённых в «Красную книгу Республики Казахстан».
6. «Понятие о космосе».
Яркая красочная презентация знакомит детей с планетами Солнечной системы. Используется при изучении и закреплении нового материала.
- Можно ли увидеть Солнце и звёзды одновременно?
- Можно ли полететь на Солнце?
- Где Солнце всходит, а где заходит?
- Движется ли Солнце вокруг Земли или нам это кажется?
- Когда можно наблюдать звёзды и Луну?
- Что такое Солнце и Земля?
- Чем отличаются звёзды и планеты?
Найти точные ответы на эти и другие вопросы нам поможет раздел, который мы начинаем изучать. Тема нашего урока «Понятие о космосе». Слайд №1.
- Какие небесные тела вы знаете?
Проверка ответов: слайд №3.
Работа с новым понятием: что такое Солнечная система? Какие планеты входят в Солнечную систему? слайды № 4 – 6. (Солнечная система).
Знакомство с каждой планетой в отдельности: слайды №7-17, телами, которые входят в солнечную систему: слайды № 18-22.
Исследование космоса. Слайды № 24-33.
Кто его изучает? Космонавты, астрономы. Каких космонавтов вы знаете? Мусабаев, Аубакиров, Гагарин… Как исследуется космос в наше время?
Обобщение и повторение изученного материала. Слайд № 34.
Какие космические тела образуют Солнечную систему?
Что такое звезда?
Чем отличается планета от звезды?
Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
Назовите космонавта, который первым облетел вокруг Земли.
Домашнее задание. Слайд № 35.
Вылепи из пластилина модели планет. Покажи при этом, что все планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры. Расположи модели планет на картонке или фанерке в порядке их удаления от Солнца. Подпиши названия планет. Поскольку Солнце намного больше каждой из планет, можно показать на модели лишь его край.
7. «Явления природы».
Презентация «Явления природы» поможет ответить детям на такие вопросы: почему идёт снег, появляется радуга, падает град, дует ветер, откуда берётся молния, и как образуется туман. Расскажет, что такое иней, гром, роса, северное сияние, наводнение, землетрясение. Используется при изучении нового материала, для первичного закрепления знаний, обобщения изученного, контроля.
Например: Все природные тела постоянно подвергаются различным изменениям.
Такие изменения происходят в живой и неживой природе.
Например, дерево. Какие с ним происходят изменения?
- Изменения в живой и неживой природе – это явления природы. Слайд №1.
Знакомство с новыми понятиями: наводнение, землетрясение, туман, роса, образование инея и др. Слайды № 2-22. Постоянны они в природе или временны?
8. «Растения и животные луга».
Презентация описывает жизнь луга, его обителей, объединённых в экосистему. Цель урока – изучить данное природное сообщество, узнать жителей луга, растения, которые находятся в его владениях, климат, показать роль человека в жизни данной экосистемы. Используется параллельно с материалами учебника на этапах изучения и обобщения нового материала.
Например: попробуйте самостоятельно ответить на вопрос что такое луг? Слайд № 2.
Проверка: слайд №3.
- Какие растения встречаются на лугу?
- Какие животные встречаются на лугу?
Демонстрируются растения луга, прослушивается запись голосов птиц, рассматриваются иллюстрации животных луга. Слайды № 5-34, 44-71.
Обобщение и повторение изученного материала. Слайд № 72.
Какие живые существа встречаются на лугу?
Как связаны между собой обитатели луга?
Почему луг называют природным сообществом?
В чём видна приспособленность животных луга к условиям жизни на лугу?
Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу?
Как нужно охранять луг?
Домашнее задание. Слайд № 73.
Составь 3-4 цепи питания, которые складываются на лугу.
Составь памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.
9. «Растения и животные гор».
Данная презентация знакомит учащихся с новыми понятиями, растительным и животным миром гор, развивает навыки работы с картой, учит понимать, любить и беречь природу. Может быть использована на этапах изучения и обобщения нового материала.
Демонстрируются растения гор, прослушивается запись голосов птиц, животных, рассматриваются иллюстрации животных гор. Слайды № 2-75.
10. Страдания «Старого Чингиза».
Слайды Презентация знакомит учащихся с Семипалатинским ядерным полигоном, проблемах людей живущих в данном месте, движением «Невада-Семипалатинск». Используется параллельно с материалами учебника при изучении данного материала.
Знакомство с Семипалатинским полигоном. Город Семипалатинск раскинулся на просторах Сары - Арки у берегов седого Иртыша. Сама природа создала этот уголок земли для мирной жизни. Шумели на ветру густые сочные трава и хлебные поля.
Казахская степь много веков дарила людям здоровье и радость. Люди приезжали сюда подышать настоем трав, испить чистой родниковой воды и кумыса, послушать прекрасные степные напевы.
Жизнь шла своим чередом, но в конце сороковых годов правительство СССР решило создать на нашей территории ядерный полигон. Место выбрали недалеко от горы Чингизтау, у подножья хребта Дегелен. Слайды № 2-6.
Но вот наступило 29 августа 1949 года. Летний день. Ярко сияет солнце. В голубом небе медленно поднимается облако, похожее на гриб. Люди с интересом наблюдают за ним.
Но вдруг земля ушла из - под ног. Раздался треск, гул. В этот день впервые здесь провели наземные испытания ядерного оружия. С этого момента началась трагедия Семипалатинской степи.
Всё задрожало. Небо потемнело.
Над областью Семея грянул взрыв!
Не видывала ты, земля, ещё такого,
Ты не испытывала столь большой подрыв.
Гибли животные, птицы, разрушались дома, облучались люди. До 1953 года людей не предупреждали о взрывах и не отселяли в безопасные места. Радиоактивные вещества рассеивались на огромные расстояния. Свечение ядерного «солнца» наблюдалось за сотни километров, а ударная волна сбивала с ног людей во время взрывов. Люди лежали на улице кто как, потому что ударная волна давила к земле, глаза слепило от яркой вспышки. Ядерный гриб в небе из серого постепенно становился голубовато - красным. Слайды № 10-18.
Использование ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Слайды № 7-9.
Последствия испытаний на ядерном полигоне. Слайды № 19-20.
Ядерные взрывы нанесли большой вред не только человечеству, но и природе. Земля, вода вокруг полигона заражена, на ней ничего нельзя выращивать, производить.
Более чем за 40 лет на полигоне было совершено более 456 взрывов.
С тех пор на полигоне гремели взрывы, по 18 взрывов в год. Начали исчезать травы и вода в колодцах, стали болеть и умирать люди. Человек мог погибнуть даже от мозоли на руке. В одном только маленьком ауле за 6 месяцев умерли 20 человек.
Первое испытание на Семипалатинском ядерном полигоне было проведено рано утром 29 августа 1949 года, а 29 августа 1991 года Н.А.Назарбаев подписал Указ «О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона». Слайд № 21.
Домашнее задание. Слайд № 22.
Напишите сочинение – рассуждение: «Каким я увижу Казахстан через 10 лет?»
11. Формы поверхности суши.
Презентация знакомит учащихся с формами поверхности суши Республики Казахстан. Используется при изучении нового материала.
Например: как обозначаются на карте: низменности, возвышенности, горы, глубины океанов и морей?
Проверка: слайд №2.
Работа с физической картой Казахстана. Показ на карте Сарыарки, Прикаспийской низменности, Южного и Рудного Алтая, Джунгарского Алатау, Центрального, Северного и Западного Тянь-Шаня). Слайды №3, 13, 24.
Знакомство с новыми понятиями (горы, равнины, холмистая равнина, плоская равнина, овраги, холмы, низменности): слайды №4-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
Использование технологии Педагогических мастерских на уроках познания мира.
Знакомство с технологией педагогических мастерских. Разработка открытых уроков по данной технологии....
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БиС» НА УРОКАХ ПОЗНАНИЯ МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БиС» НА УРОКАХ ПОЗНАНИЯ МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Качество в образовании предполагает достижение учащимися определенных требований в обучении, развитии и воспитании. Э...
статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"
В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....
Выступление на конференции «Федорино горе» Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе.
Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе....
Исследовательская деятельность, как средство познания мира в начальной школе.
Применение современных образовательных технологиц и методов, как средсто познания окружающего мира...