Урок по окружающему миру в 1 классе по теме: "Когда наступит лето?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Данный урок формирует представление о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, учит выделять характерные признаки времён года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzh._miru.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Когда наступит лето?
Цели:
- формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности;
- учить выделять характерные признаки времён года;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать речь, мышление, память.
1.Организация класса.
2.Актуализация знаний.
Ребята, вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?
- Как вы понимаете, что значит прошлое, настоящее, будущее?
- Отгадайте загадку.
Что за птицы пролетают?
По семёрке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(дни недели)
- Сейчас проверим, как вы хорошо знаете дни недели.
(у каждого ученика карточки с названиями дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; их надо наклеить в тетради по порядку)
- Какой сегодня день недели?
Закрась карточку красным цветом.
- Какой день был вчера?
Закрась карточку синим цветом.
- Какой день будет завтра?
Закрась карточку зелёным цветом.
3.Мотивация учебной деятельности.
- Какой помощник помогает нам ориентироваться во времени? (календарь)
Муравей Вопросик посмотрел на наш календарь и захотел узнать: когда наступит лето?
Поможем ему и ответим на его вопрос.
4.Работа по теме урока.
а) Знакомство с временами года.
Побежал Муравьишка к Мудрой Черепахе, а она его встречает новой загадкой.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет.
(времена года)
- Какие времена года вы знаете?
На экране: Первой к нам зима идёт,
Новый год она ведёт.
За зимой – второй – весна.
Говорят: «Весна - красна».
Третьим – лето всё в цветах
И с малиной на кустах.
А четвёртой – осень…
Лес наряд свой сбросил.
- А какое сейчас время года?
б) Игра «Узнай время года».
(у каждого на парте картинки с изображением времён года, учащиеся отгадывают загадки , выбирают соответствующую картинку и кладут на годовой круг в учебнике на стр.10)
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Холодно берёзе,
Холодно осине.
Даже белка в шубе
На морозе стынет.
Только зимородок
На мороз не ропщет –
В полынье холодной
Крылышки полощет.
(зима)
Стали дождиком метели,
На дворе звенят капели.
На реке растаял лёд.
Воробей из лужи пьёт,
И снегурочка по небу
Белым облаком плывёт.
(весна)
Красным зовётся,
Платье в цветах,
Ягодой сладкой
Зреет в лесах.
Дождиком тёплым
По саду идёт,
Иволгой звонкой
На ветке поёт.
(лето)
Потемнели ветки,
От воды туман.
Гонит тучи ветер
Из далёких стран.
Лето на излёте,
Лес промок насквозь.
Ищет на болоте
Клюкву старый лось.
(осень)
- Назовите основные признаки каждого времени года.
- Сколько всего времён года?
Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий и так без конца.
- Какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге.
- Какое время года было до него?
- Какое будет после него?
- Скажите Муравьишке Вопросику, когда же наступит лето?
в) Знакомство с месяцами.
Мудрая Черепаха приготовила ещё одну загадку.
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(месяцы года)
- Сколько месяцев в году?
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- А теперь слушаем стихотворение и подписываем названия месяцев на годовом круге.
Зовём мы зимнею порой
Декабрь, январь, февраль,
Когда снежинок белый рой
Летит куда-то вдаль.
За февралём приходит март,
За ним апрель и май.
В лесу и в поле слышен гвалт
Весенних птичьих стай.
За маем лето на порог
Июнь к нам приведёт.
Июль подарит ягод сок,
А месяц август – мёд.
За летом осени ансамбль
Исполнит танец свой,
Сентябрь, октябрь, потом ноябрь
Засыпят сад листвой.
Снежок роняя на ходу,
Зима придёт опять.
Двенадцать месяцев в году,
И всех их надо знать.
- Назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние, осенние.
- В каком месяце у тебя день рождения? Поставь галочку.
- А теперь послушайте, почему так называются месяцы. (приложение 1)
г) Работа в тетради.
В разные времена года носят разную одежду.
- Посмотрите на картинки и скажите, в какое время года Муравьишка одевал такую одежду.
- Почему так думаете?
- Нарисуйте, какую вы бы надели одежду в данное время года.
5.Закрепление пройденного.
а) Игра «Какое время года».
(у каждого ученика таблички с названиями: зима, весна, лето, осень; учитель читает загадки о временах года, а ученики поднимают соответствующие карточки с отгадками – приложение 2)
б) Дети читают стихи о месяцах, которые они предварительно подготовили. (приложение 3)
в) Посмотри на экран и продолжи цепочки:
* дни недели: понедельник, . . . . .
* времена года: весна, . . . . .
* весенние месяцы: март, . . . . .
* летние месяцы: июнь, . . . . .
* осенние месяцы: сентябрь, . . . . .
* зимние месяцы: декабрь, . . . . .
6.Рефлексия учебной деятельности.
- Есть ли у вас любимое время года?
- Почему оно вам нравится?
- Ответьте на вопрос, заданный в начале урока.
Приложение 1.
Названия месяцев.
Январь. Назван в честь бога времени, покровителя путешественников – Януса.
Февраль. Назван в честь праздника очищения от грехов, который назывался Днес фербутус и праздновался в этом месяце. Вскоре стали называть и весь месяц Фебруарис.
Март. Назван в честь римского бога войны Марса. Римляне называли этот месяц Мартусом.
Апрель. С латинского языка слово «априкус» значит согретый солнцем. «Априре» обозначает расцветать.
Май. Назван в честь богини плодородия Иайн.
Июнь. Этот месяц назвали в честь богини Юноны, жены владыки неба Юпитера.
Июль. Назван в честь римского императора Юлия Цезаря.
Август. Назван в честь императора Октавиана Августа.
Сентябрь. От латинского слова «септембер», что значит седьмой. Римляне начинали считать месяцы не с января, а с марта, поэтому этот месяц был седьмым по счёту.
Октябрь. От латинского слов «октобер», что значит восьмой.
Ноябрь. «Новембер», значит девятый.
Декабрь. «Децембер», значит десятый.
Приложение 2.
Я раскрываю почки, в зелёные листочки ,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
(весна)
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(осень)
Наступили холода, обернулась в лёд вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(зима)
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на речку
И по снежку, и по цветку.
(весна)
Кто поляны белит белым
И на стенках пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(зима)
Я соткано из зноя.
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» - приглашаю.
(лето)
Веют осенние ветры в мрачной дубраве.
С шумом на землю валятся жёлтые листья. (осень)
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь колосится, золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(лето)
Несу я урожаи,
Поля вновь заселяю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
(осень)
Ветки белой краской разукрашу.
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(зима)
Светит солнце ярче, греет солнце жарче,
Пробуждается природа постепенно ото сна.
Наступает утро года, начинается . . .
(весна)
Придёт неслышными шагами,
Незримой стужею дохнёт.
И, всё вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерёт:
«Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос.»
(зима)
Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(лето)
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора,
А птицы пропели:
«Вить гнёзда пора!»
(весна)
Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима.»
(осень)
Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица.
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
(зима)
Луг, совсем как ситцевый
Всех цветов платок, -
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.
(лето)
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава.
(весна)
Приложение 3.
Январь
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом. Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Март
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене. Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Май
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень. Июнь
Пришёл июнь.
«Июнь! Июнь!» -
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
Много людям радости
После всех трудов.
Июль
Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
Август
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов. Сентябрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.
Октябрь
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе,
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек. Ноябрь
В инее ложбины,
В огоньках рябины.
Дятел клювом бьёт –
Зиму в гости ждёт.
Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 1 класс "Когда наступит лето?"
Задачи урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года....
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
Формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели....
Урок по окружающему миру 1 класс " Когда наступит лето"
Урок помогает систематезировать и обобщить знания детей о временах года, их смене , о природных изменениях в каждый месяц времени года....
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков
Целью урока по окружающему миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...
Урок окружающего мира ("Школа России") по теме "Когда изобрели велосипед". 1 класс
Конспект урока соответствует требованиям к современному уроку. Урок новых знаний. Урок-исследование. Взаимосвязь с предыдущими уроками: с уроками раздела «Где и когда?»: «Когда учиться инте...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...