Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с основными поло­жениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, с учётом авторской программы по «Окружающему миру» А.А.Плешакова 2012 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Пояснительная записка

       1) Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы по «Окружающему миру» А.А.Плешакова 2012 года

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

 Ценностные ориентиры содержания курса

 • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

       Цели и задачи курса программы окружающего мира соответствуют целям и задачам МО и школы.

       Преобладающая форма учебной работы учащихся индивидуальная, групповая.

    2) Программа создана на основе:

     1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2009 года.

     2. Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих    

     программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.

     3. Образовательной программы по предмету «Окружающий мир», автор Плешаков А.А.. 2012г

   

    3)  Данная программа классифицируется как  компилятивная.

   

    4) Место и роль учебного курса.

        Содержание и построение учебного предмета «Окружающий мир» позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. В процессе изучения курса дети осознают о необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

5) Рабочая программа рассчитана на 66 ч. в год: 2 часа в неделю, составлена на основе УМК «Школа России», под редакцией А.А. Плешакова

 6) Список научно-методической литературы для ученика:                                            

       1.Плешаков А. А. Учебник с приложением на электронном носителе «Окружающий мир. Я и мир вокруг» (в двух  

         частях) 2012

        2.Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь. 1 класс»  (в двух частях) 2012

        3.Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты. 1 класс» 2012

     

 Список научно-методической литературы для учителя:                                            

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 кл. «Просвещение», 2012г.
  2.  Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса (авт. А. А.  Плешаков,  М.: Просвещение», 2012).
  3.  Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс» (авт. О.В.Казакова, Н.А.Сбоева и др.,   М.:  «ВАКО», 2012).
  4.  Тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» (авт.  А. А Плешаков, М.: Вита-Пресс, 2011).
  5.  Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас»  (авт. А. А.  Плешаков, М.: Просвещение, 2011).
  6. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Поурочные разработки. 1 класс 2012
  7. Плешаков А.А. Атлас – определитель для начальной школы «От земли до неба»
  8. Плешаков А.А Книга для учащихся начальных классов «Зеленые страницы»

        9.Плешаков А.А , Румянцев А.А. «Великан на поляне, или  Первые уроки экологической этике»

           

                       Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Количество часов

Планируемые результаты

           Элементы содержания разделов

Система оценки

Дата

Вводная часть

1

Уметь задавать вопросы;  вступать в учебный диа лог;пользоваться условны ми обозначениями учебни ка; различать способы и средства познания окру жающего мира; задавать вопросы; вступать в учеб ный диалог;  пользоваться условными обозначения ми учебника; различать способы и средства поз нания окружающего мира;

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сбор ником тестов, атласом-оп ределителем «От земли до неба», книгами для чте ния «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянны ми персонажами учебни ка — Муравьем Вопроси ком и Мудрой Черепахой

   

Раздел «Что и кто?» 

20

Знать  достопримечатель ности столицы;комнатные растения.

Уметь сравнивать, разли чать и описывать герб и флаг России; находить на ночном небе ковш Боль шой Медведицы; разли чать гранит, кремень, изве стняк; цветки и соцветия; сравнивать и группиро вать листья по различным признакам, ель и сосну; сравнивать части тела раз личных насекомых; узна вать рыб на рисунке, птиц зверей; характеризовать назначение бытовых пред метов;определять состав ные части компьютера; выявлять потенциально опасные предметы домаш него обихода; объяснять особенности движения Земли.

Родина — эта наша стра на, Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах Рос сии, её столице, о своей малой родине. Националь ные праздники народов России. Москва — столи ца России. Достопримеча тельности Москвы Днев ное и ночное небо. Солн це и его форма. Звёзды и созвездия. Распознавание камней Распознавание камней. Части растения Распознавание растений цветника. Распознавание растений цветника. Распо знавание деревьев по ли стьям Лиственные и хвой ные деревья. Разнообра зие насекомых.Морские и речные рыбы.Знакомство с птицами. Внешнее строе ние и разнообразие зве рей. Роль компьютера в современной жизни. Глобус — модель Земли.

Как, откуда и куда?

12

Знать по именам (отчест вам, фамилиям) членов своей семьи;

Уметь выяснять опас ность употребления заг рязнённой воды; отличать электроприборы от дру гих бытовых предметов, не использующих элект ричество; различать поч товые отправления: пись ма, бандероли, посылки, открытки; сравнивать ре ку и море;  различать прес ную и морскую воду; зи мующих птиц; формули ровать предложения по защите окружающей сре ды от загрязнений;

Семья — это самые близ кие люди. Значение воды в доме. Значение электро приборов в жизни совре менного человека. Знаком ство с работой почты. Ку да текут реки? Снег и лёд. Растение как живой орга низм. Животные как жи вые организмы. Правила подкормки птиц. Источ ники загрязнения нашей планеты и способы защи ты её от загрязнений.

Где и когда?

11

Знать последовательность дней недели; названия осе нних, зимних, весенних и летних месяцев.

Уметь рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; различать прош лое, настоящее и буду щее; находить на глобусе Северный Ледовитый оке ан и Антарктиду, экватор и жаркие районы Земли; различать зимующих и перелётных птиц; отли чать национальную одеж ду своего народа от одеж ды других народов; срав нивать старинные и совре менные велосипеды; жизнь взрослого и ребён ка;

Условия интересной и ус пешной учебы. Последова тельность дней недели. Названия осенних, зим них, весенних и летних месяцев. Животный мир холодных районов. Животный мир жарких районов. Зимующие и пе релётные птицы. История появления одежды и раз вития моды. История по явления и усовершенст вования велосипеда. Отли чие жизни взрослого че ловека от жизни ребёнка.

Почему и зачем?

22

Знать цвета радуги; правила поведения в природе; правила гигиены; правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Уметь  сопоставлять види мые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солн ца; анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её по верхности Солнцем; объ яснять причины возник новения дождя и ветра; пе редавать голосом звуки окружающего мира; рас сказывать об уходе за кошкой и собакой; делать выводы о значении сна в жизни человека; разли чать средства связи и средства массовой инфор мации; классифицировать автомобили, корабли и самолёты, и объяснять их назначение; сравнивать старинные и современные поезда; рас сказывать об освоении человеком кос моса;

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Луна — спутник Земли. Причины возникновения дождя и ветра.Причина возникно вения и способ распрост ранения звуков. Цвета ра дуги. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Разнообразие цветов и бабочек. Значе ние сна в жизни человека. Средства массовой инфо рмации. Интернет. Авто мобили — наземный тран спорт. Поезда — назем ный и подземный транс порт. Корабли (суда) — водный транспорт. Са молёты — воздушный транспорт. Гагарин — пер вый космонавт Земли. Вза имосвязи между челове ком и природой.

                                         

                               

                                 Календарно – тематическое планирование

Всего 66 часов, 2 часа в неделю

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Дата

план

факт

Вводная часть (1 ч)

1

Задавайте вопросы!

           1

Комбинированный

04.09

«Что и кто?» (20 ч)

2

Что такое Родина?

1

Комбинированный

07.09

3

Что мы знаем о народах России? (урок-игра)

1

Комбинированный

11.09

4

Что мы знаем о Москве?

1

Комбинированный

14.09

5

Проект «Моя малая Родина» ОБЖ. Пра вила дорожного движения (экскурсия по станице)

1

Экскурсия

18.09

6

Что у нас над головой?

1

Комбинированный

21.09

7

Что у нас под ногами?

1

Комбинированный

25.09

8

Что общего у разных растений?

1

Комбинированный

28.09

9

Что растёт на подоконнике? (урок-игра)

1

Комбинированный

02.10

10

Что растёт на клумбе? (урок-экскурсия на пришкольном участке)

1

Экскурсия

05.10

11

Что это за листья?

1

Комбинированный

09.10

12

Что такое хвоинки?

1

Комбинированный

12.10

13

Кто такие насекомые?

1

Комбинированный

16.10

14

Кто такие рыбы? 

1

Комбинированный

19.10

15

Кто такие птицы?

1

Комбинированный

23.10

16

Кто такие звери?

1

Комбинированный

26.10

17

Что окружает нас дома?

1

Комбинированный

06.11

18

Что умеет компьютер?

1

Комбинированный

09.11

19

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Комбинированный

13.11

20

На что похожа наша планета?

1

Комбинированный

16.11

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

1

Обобщение знаний

20.11

«Как, откуда и куда?» (12 ч)

22

Как живёт семья?

1

Комбинированный

23.11

23

Откуда в наш дом приходит вода и ку да она уходит?

1

Комбинированный

27.11

24

Откуда в наш дом приходит электри чество?

1

Комбинированный

30.11

25

Как путешествует письмо?

1

Комбинированный

04.12

26

Куда текут реки?

1

Комбинированный

07.12

27

Откуда берутся снег и лёд?

1

Комбинированный

11.12

28

Как живут растения?

1

Комбинированный

14.12

29

Как живут животные?

1

Комбинированный

18.12

30

Как зимой помочь птицам?

1

Комбинированный

21.12

31

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

1

Комбинированный

25.12

32

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

Комбинированный

28.12

33

Откуда в снежках грязь?

1

Комбинированный

11.01

34

Проверим себя и оценим свои дости жения по разделу «Как, откуда и ку да?»

1

Обобщение знаний

15.01

        

                                                                               «Где и когда?» (11ч)

35

Когда учиться интересно?

1

Комбинированный

18.01

36

Проект «Мой класс и моя школа»

1

Комбинированный

22.01

37

Когда придёт суббота?

1

Комбинированный

25.01

38

Когда наступит лето?

1

Комбинированный

29.01

39

Где живут белые медведи?

1

Комбинированный

01.02

40

Где живут слоны?

1

Комбинированный

05.02

41

Где зимуют птицы?

1

Комбинированный

08.02

42

Когда жили динозавры?

1

Комбинированный

19.02

43

Когда появилась одежда?

1

Комбинированный

22.01

44

Когда изобрели велосипед?

1

Комбинированный

26.02

45

Когда мы станем взрослыми?

1

Комбинированный

01.03

46

Проверим себя и оценим свои дости жения по разделу «Где и когда?»

1

Обобщение знаний

05.03

        

«Почему и зачем?» (22 ч)

47

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

Комбинированный

12.03

48

Почему Луна бывает разной?

1

Комбинированный

15.03

49

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Комбинированный

19.03

50

Почему звенит звонок?

1

Комбинированный

02.04

51

Почему радуга разноцветная?

1

Комбинированный

05.04

52

Почему мы любим кошек и собак

1

Комбинированный

09.04

53

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

Комбинированный

12.04

54

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

Комбинированный

16.04

55

Почему их так назвали?

1

Комбинированный

19.04

56

Зачем мы спим ночью?

1

Комбинированный

23.04

57

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Комбинированный

26.04

58

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

Комбинированный

30.04

59

Зачем нам телефон и телевизор?

1

Комбинированный

07.05

60

Зачем нужны автомобили и поезда?

1

Комбинированный

12.05

61

Зачем строят корабли и самолёты?

1

Комбинированный

14.05

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

Комбинированный

17.05

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

1

Комбинированный

21.05

64

Зачем люди осваивают космос?

1

Комбинированный

24.05

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Комбинированный

28.05

66

Проверим себя и оценим свои дости жения по разделу «Почему и зачем

1

Обобщение знаний

31.05

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса:

1.Печатные пособия (плакаты, таблицы, карты, тесты);

2.Технические средства обучения (компьютер, проектор, экран, доска);

3.Демонстрационные объекты (глобус, муляжи, гербарии);

4.Экранно – звуковые пособия (диски)

5.Термометры (разных видов).

6.Лупа.

7.Компас.

8.Часы.

9.Микроскоп.

10.Лабораторное оборудование для проведения опытов.

11.Оборудование для уголка живой природы.

 12.Рельефные модели.        

 13.Модель «Торс человека с внутренними органами»

 14.Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

 15.Муляжи овощей, фруктов, грибов.

 16.Коллекции плодов и семян, растений.

 17.Гербарии культурных и дикорастущих растений.

 18.Живые объекты (комнатные растения, животные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А.  Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России

Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"

Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года,         -  авторской...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....