Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы по «Окружающему миру» А.А.Плешакова 2012 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1) Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы по «Окружающему миру» А.А.Плешакова 2012 года
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Цели и задачи курса программы окружающего мира соответствуют целям и задачам МО и школы.
Преобладающая форма учебной работы учащихся индивидуальная, групповая.
2) Программа создана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2009 года.
2. Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих
программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.
3. Образовательной программы по предмету «Окружающий мир», автор Плешаков А.А.. 2012г
3) Данная программа классифицируется как компилятивная.
4) Место и роль учебного курса.
Содержание и построение учебного предмета «Окружающий мир» позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. В процессе изучения курса дети осознают о необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
5) Рабочая программа рассчитана на 66 ч. в год: 2 часа в неделю, составлена на основе УМК «Школа России», под редакцией А.А. Плешакова
6) Список научно-методической литературы для ученика:
1.Плешаков А. А. Учебник с приложением на электронном носителе «Окружающий мир. Я и мир вокруг» (в двух
частях) 2012
2.Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь. 1 класс» (в двух частях) 2012
3.Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты. 1 класс» 2012
Список научно-методической литературы для учителя:
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 кл. «Просвещение», 2012г.
- Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение», 2012).
- Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс» (авт. О.В.Казакова, Н.А.Сбоева и др., М.: «ВАКО», 2012).
- Тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» (авт. А. А Плешаков, М.: Вита-Пресс, 2011).
- Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011).
- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Поурочные разработки. 1 класс 2012
- Плешаков А.А. Атлас – определитель для начальной школы «От земли до неба»
- Плешаков А.А Книга для учащихся начальных классов «Зеленые страницы»
9.Плешаков А.А , Румянцев А.А. «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этике»
Содержание учебного предмета
Наименование раздела | Количество часов | Планируемые результаты | Элементы содержания разделов | Система оценки | Дата |
Вводная часть | 1 | Уметь задавать вопросы; вступать в учебный диа лог;пользоваться условны ми обозначениями учебни ка; различать способы и средства познания окру жающего мира; задавать вопросы; вступать в учеб ный диалог; пользоваться условными обозначения ми учебника; различать способы и средства поз нания окружающего мира; | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сбор ником тестов, атласом-оп ределителем «От земли до неба», книгами для чте ния «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянны ми персонажами учебни ка — Муравьем Вопроси ком и Мудрой Черепахой |
| |
Раздел «Что и кто?» | 20 | Знать достопримечатель ности столицы;комнатные растения. Уметь сравнивать, разли чать и описывать герб и флаг России; находить на ночном небе ковш Боль шой Медведицы; разли чать гранит, кремень, изве стняк; цветки и соцветия; сравнивать и группиро вать листья по различным признакам, ель и сосну; сравнивать части тела раз личных насекомых; узна вать рыб на рисунке, птиц зверей; характеризовать назначение бытовых пред метов;определять состав ные части компьютера; выявлять потенциально опасные предметы домаш него обихода; объяснять особенности движения Земли. | Родина — эта наша стра на, Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах Рос сии, её столице, о своей малой родине. Националь ные праздники народов России. Москва — столи ца России. Достопримеча тельности Москвы Днев ное и ночное небо. Солн це и его форма. Звёзды и созвездия. Распознавание камней Распознавание камней. Части растения Распознавание растений цветника. Распознавание растений цветника. Распо знавание деревьев по ли стьям Лиственные и хвой ные деревья. Разнообра зие насекомых.Морские и речные рыбы.Знакомство с птицами. Внешнее строе ние и разнообразие зве рей. Роль компьютера в современной жизни. Глобус — модель Земли. | ||
Как, откуда и куда? | 12 | Знать по именам (отчест вам, фамилиям) членов своей семьи; Уметь выяснять опас ность употребления заг рязнённой воды; отличать электроприборы от дру гих бытовых предметов, не использующих элект ричество; различать поч товые отправления: пись ма, бандероли, посылки, открытки; сравнивать ре ку и море; различать прес ную и морскую воду; зи мующих птиц; формули ровать предложения по защите окружающей сре ды от загрязнений; | Семья — это самые близ кие люди. Значение воды в доме. Значение электро приборов в жизни совре менного человека. Знаком ство с работой почты. Ку да текут реки? Снег и лёд. Растение как живой орга низм. Животные как жи вые организмы. Правила подкормки птиц. Источ ники загрязнения нашей планеты и способы защи ты её от загрязнений. | ||
Где и когда? | 11 | Знать последовательность дней недели; названия осе нних, зимних, весенних и летних месяцев. Уметь рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; различать прош лое, настоящее и буду щее; находить на глобусе Северный Ледовитый оке ан и Антарктиду, экватор и жаркие районы Земли; различать зимующих и перелётных птиц; отли чать национальную одеж ду своего народа от одеж ды других народов; срав нивать старинные и совре менные велосипеды; жизнь взрослого и ребён ка; | Условия интересной и ус пешной учебы. Последова тельность дней недели. Названия осенних, зим них, весенних и летних месяцев. Животный мир холодных районов. Животный мир жарких районов. Зимующие и пе релётные птицы. История появления одежды и раз вития моды. История по явления и усовершенст вования велосипеда. Отли чие жизни взрослого че ловека от жизни ребёнка. | ||
Почему и зачем? | 22 | Знать цвета радуги; правила поведения в природе; правила гигиены; правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) Уметь сопоставлять види мые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солн ца; анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её по верхности Солнцем; объ яснять причины возник новения дождя и ветра; пе редавать голосом звуки окружающего мира; рас сказывать об уходе за кошкой и собакой; делать выводы о значении сна в жизни человека; разли чать средства связи и средства массовой инфор мации; классифицировать автомобили, корабли и самолёты, и объяснять их назначение; сравнивать старинные и современные поезда; рас сказывать об освоении человеком кос моса; | Солнце — ближайшая к Земле звезда. Луна — спутник Земли. Причины возникновения дождя и ветра.Причина возникно вения и способ распрост ранения звуков. Цвета ра дуги. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Разнообразие цветов и бабочек. Значе ние сна в жизни человека. Средства массовой инфо рмации. Интернет. Авто мобили — наземный тран спорт. Поезда — назем ный и подземный транс порт. Корабли (суда) — водный транспорт. Са молёты — воздушный транспорт. Гагарин — пер вый космонавт Земли. Вза имосвязи между челове ком и природой. |
Календарно – тематическое планирование
Всего 66 часов, 2 часа в неделю
№ урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата | |
план | факт | ||||
Вводная часть (1 ч) | |||||
1 | Задавайте вопросы! | 1 | Комбинированный | 04.09 | |
«Что и кто?» (20 ч) | |||||
2 | Что такое Родина? | 1 | Комбинированный | 07.09 | |
3 | Что мы знаем о народах России? (урок-игра) | 1 | Комбинированный | 11.09 | |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Комбинированный | 14.09 | |
5 | Проект «Моя малая Родина» ОБЖ. Пра вила дорожного движения (экскурсия по станице) | 1 | Экскурсия | 18.09 | |
6 | Что у нас над головой? | 1 | Комбинированный | 21.09 | |
7 | Что у нас под ногами? | 1 | Комбинированный | 25.09 | |
8 | Что общего у разных растений? | 1 | Комбинированный | 28.09 | |
9 | Что растёт на подоконнике? (урок-игра) | 1 | Комбинированный | 02.10 | |
10 | Что растёт на клумбе? (урок-экскурсия на пришкольном участке) | 1 | Экскурсия | 05.10 | |
11 | Что это за листья? | 1 | Комбинированный | 09.10 | |
12 | Что такое хвоинки? | 1 | Комбинированный | 12.10 | |
13 | Кто такие насекомые? | 1 | Комбинированный | 16.10 | |
14 | Кто такие рыбы? | 1 | Комбинированный | 19.10 | |
15 | Кто такие птицы? | 1 | Комбинированный | 23.10 | |
16 | Кто такие звери? | 1 | Комбинированный | 26.10 | |
17 | Что окружает нас дома? | 1 | Комбинированный | 06.11 | |
18 | Что умеет компьютер? | 1 | Комбинированный | 09.11 | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Комбинированный | 13.11 | |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | Комбинированный | 16.11 | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | Обобщение знаний | 20.11 | |
«Как, откуда и куда?» (12 ч) | |||||
22 | Как живёт семья? | 1 | Комбинированный | 23.11 | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и ку да она уходит? | 1 | Комбинированный | 27.11 | |
24 | Откуда в наш дом приходит электри чество? | 1 | Комбинированный | 30.11 | |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | Комбинированный | 04.12 | |
26 | Куда текут реки? | 1 | Комбинированный | 07.12 | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Комбинированный | 11.12 | |
28 | Как живут растения? | 1 | Комбинированный | 14.12 | |
29 | Как живут животные? | 1 | Комбинированный | 18.12 | |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Комбинированный | 21.12 | |
31 | Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? | 1 | Комбинированный | 25.12 | |
32 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Комбинированный | 28.12 | |
33 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Комбинированный | 11.01 | |
34 | Проверим себя и оценим свои дости жения по разделу «Как, откуда и ку да?» | 1 | Обобщение знаний | 15.01 | |
«Где и когда?» (11ч) | |||||
35 | Когда учиться интересно? | 1 | Комбинированный | 18.01 | |
36 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | Комбинированный | 22.01 | |
37 | Когда придёт суббота? | 1 | Комбинированный | 25.01 | |
38 | Когда наступит лето? | 1 | Комбинированный | 29.01 | |
39 | Где живут белые медведи? | 1 | Комбинированный | 01.02 | |
40 | Где живут слоны? | 1 | Комбинированный | 05.02 | |
41 | Где зимуют птицы? | 1 | Комбинированный | 08.02 | |
42 | Когда жили динозавры? | 1 | Комбинированный | 19.02 | |
43 | Когда появилась одежда? | 1 | Комбинированный | 22.01 | |
44 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Комбинированный | 26.02 | |
45 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Комбинированный | 01.03 | |
46 | Проверим себя и оценим свои дости жения по разделу «Где и когда?» | 1 | Обобщение знаний | 05.03 | |
«Почему и зачем?» (22 ч) | |||||
47 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | Комбинированный | 12.03 | |
48 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Комбинированный | 15.03 | |
49 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Комбинированный | 19.03 | |
50 | Почему звенит звонок? | 1 | Комбинированный | 02.04 | |
51 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Комбинированный | 05.04 | |
52 | Почему мы любим кошек и собак | 1 | Комбинированный | 09.04 | |
53 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Комбинированный | 12.04 | |
54 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Комбинированный | 16.04 | |
55 | Почему их так назвали? | 1 | Комбинированный | 19.04 | |
56 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Комбинированный | 23.04 | |
57 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Комбинированный | 26.04 | |
58 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Комбинированный | 30.04 | |
59 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Комбинированный | 07.05 | |
60 | Зачем нужны автомобили и поезда? | 1 | Комбинированный | 12.05 | |
61 | Зачем строят корабли и самолёты? | 1 | Комбинированный | 14.05 | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Комбинированный | 17.05 | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Комбинированный | 21.05 | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Комбинированный | 24.05 | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Комбинированный | 28.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои дости жения по разделу «Почему и зачем | 1 | Обобщение знаний | 31.05 |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса:
1.Печатные пособия (плакаты, таблицы, карты, тесты);
2.Технические средства обучения (компьютер, проектор, экран, доска);
3.Демонстрационные объекты (глобус, муляжи, гербарии);
4.Экранно – звуковые пособия (диски)
5.Термометры (разных видов).
6.Лупа.
7.Компас.
8.Часы.
9.Микроскоп.
10.Лабораторное оборудование для проведения опытов.
11.Оборудование для уголка живой природы.
12.Рельефные модели.
13.Модель «Торс человека с внутренними органами»
14.Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
15.Муляжи овощей, фруктов, грибов.
16.Коллекции плодов и семян, растений.
17.Гербарии культурных и дикорастущих растений.
18.Живые объекты (комнатные растения, животные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А. Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России
Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"
Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года, - авторской...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....