Урок окружающего мира 2 класс "Смена времён года"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Данный урок содержит много интересного и познавательного материала. Урок соответствует всем новыйшим технологиям образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка
на участие в муниципальном этапе областного конкурса среди общеобразовательных учреждений по формированию здорового образа жизни обучающихся.
- Ф.И.О. Мисюра Татьяна Анатольевна
- Год и место рождения 1980 год, город Сальск
- Адрес места проживания Ростовская область, Сальский район,
посёлок Гигант улица Ленина д.112 кв.38
- Место работы МБОУ СОШ №78 п.Гигант
- Номинация – «Школа – территория здоровья»
- Название работы План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Смена времён года»
- Контактные телефоны 8-918-503-95-30
- Email tatyanamiss@yandex.ru
Дата_____________
Подпись______________
Данный конспект урока разработан на основе программы “Наша планета Земля”, 2 класс. Авторы:А.А.Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В.Чиханова. (Образовательная система «Школа 2100»)с использованием информационно-компьютерных технологий учителем начальных классов МБОУ СОШ №76 посёлка Гигант Мисюра Татьяной Анатольевной.
Тема: Смена времен года.
Цель:
- Закрепить знания о смене дня и ночи.
- Выявить взаимосвязь между вращением Земли и смены времен года;
- Систематизировать знания о природных явлениях, об отличительных особенностях каждого сезона;
- Расширить словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.
- Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
- Развивать умения добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
- Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитание чувства взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу;
Методическая цель урока.
- Познакомить с методикой организации учебных исследований.
Тип урока: урок творческого поиска
Оборудование
учебник, Вахрушев А.А. «Окружающий мир», 2 класс М.Баласс, 2012г.
- рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс М.Баласс,2012г.
- глобус, лампа, демонстрационный стол;
- карточки со словами
- разноцветные смайлики
- карточки с заданием
-листы с фонами времён года, ветки рябины в разное время года
-два полотенца, камин
-карточки с выводами по теме урока
- мультимедийный проектор,
-презентация
-компьютер
Для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни, внедряю здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий— обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Организационный момент | Метод мотивации и стимулирования: Создание благоприятного психологического кли мата Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. |
Актуализация знаний и постановка проблемы. | Метод проблемного обучения Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке Смена видов учебной деятельности на уроке Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Физкультминутки и физкультпаузы |
Совместное «открытие» знаний. | Частично-поисковый Метод проблемного обучения Словесный (беседа, работа с учебником) Метод контроля и самоконтроля Метод формирования интереса к учебной деятельности Активные методы:, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,, ученик как исследователь Смена видов учебной деятельности на уроке Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Физкультминутки и физкультпаузы |
Самостоятельное применение знаний. | Методы свободного выбора: свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера вы Вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. |
Итог урока. | Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Этапы урока |
Организационный момент. | ||
-Мы начинаем наш урок. -Как мы добываем знания на уроках окружающего мира? -Где пригодятся эти знания? -Предположительно оцените себя (Как бы вы хотели сегодня поработать?) -Начать наш урок я хочу словами французского философа Ж.Руссо «Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания. Отгадайте загадку: На планете чудеса: Слайд 1 - И сегодня мы продолжаем путешествие по нашей планете. -Ребята, сегодня мы продолжим учиться вести самостоятельные исследования. Давайте вспомним. А что надо сделать в первую очередь перед тем, как начать собирать нужную информацию. Подумайте, какая информация необходима для исследования. Давайте выстроим алгоритм нашего исследования. Слайд 3 Первое задание. Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.
Сегодня мы продолжим разговор о движении Земли. | Наблюдаем, проводим опыты, внимательно слушаем друг друга и учителя, выполняем задания в учебнике и в тетради, делаем выводы. Ответы детей. У детей на партах лежат карточки со словами: ПРОНАБЛЮДАТЬ, СПРОСИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ ,ПРОВЕСТИ ,ОПЫТ, ПРОЧИТАТЬ, НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ). (Дети выбирают нужные слова, идет коллективное рассуждение ) | – Цели, которые должны быть достигнуты учащимися: позитивно настроиться на урок определить приёмы работы – Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: психологически настроить учащихся на учебную деятельность создать атмосферу доброжелательности на уроке, уверенности в своих силах. Применяемые методы: Метод мотивации и стимулирования: а) интереса к учению б) долга и ответственности в учении |
Актуализация знаний и постановка проблемы. | ||
На столе лежат смайлики разного цвета. Возьмите себе тот смайлик, какой цвет вам ближе всего. Теперь распределитесь по группам в соответствии с тем цветом, который взяли. Возьмите карточки с заданиями и приготовьтесь к ответам.
-Как вы думаете, чему будет посвящён урок? -Итак, тема нашего урока «Смена времён года» -Посмотрите на цвета своих смайликов. Как они могут быть связаны с временами года? Чтобы вы хотели сегодня узнать на уроке? Слайд 7 Физминутка. Я сейчас буду называть различные понятия, а вы должны встать, если услышите понятие, обозначающее небесное тело (река, Юпитер, камень, Звезда и т.д.) | Дети выбирают смайлик. (красный, зелёный, голубой, жёлтый) Распределяются на четыре группы. Работа по группам. Ответы детей. Составляют план урока. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель: определить, на сколько глубоко усвоен заданный на дом материал, как дети выделяют главные положения выявить характерные недостатки в знаниях, их причины ликвидировать обнаруженные недочёты организовать и направить детей к постановке цели Применяемые методы:
Формы работы на данном этапе:
игра |
Совместное «открытие» знаний. | ||
Ребята, я общаюсь по Интернету с девушкой из Австралии. Она мне недавно сообщила, что как только у них наступил октябрь, месяц все жители Австралии дружно стали покупать себе новые купальники. Почему? - Какие движения Земли вы знаете? - К чему приводит движение Земли вокруг своей оси? - К чему приводит движение Земли вокруг Солнца? Сейчас мы с вами должны ответить на наш первый вопрос урока. Для этого нам предстоит стать учёными на некоторое время. Кто готов приступить к работе – сядьте ровно. Давайте попробуем на опыте осуществить вместе с Землёй-глобусом путешествие вокруг Солнца. -Куда будет направлена ось Земли при вращении Земли вокруг солнца? Обсудите в парах, подсказкой послужат вам рисунки созвездий. Когда мы будем передвигать глобус вокруг лампы, мы должны не забывать соблюдать направление земной оси. Слайд 8 - Как вы думаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое? Давайте определим, где теплее и при каком положении Земли: у нас или в Австралии. - Давайте передвинем глобус вокруг Солнца. ( Передвигаем глобус так, чтобы Северное полушарие оказалось повёрнуто к Солнцу) Куда же должна смотреть его ось? - Куда теперь смотрит ось Земли: на Солнце или от Солнце? Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: у нас или в Австралии. Что же произошло? -Так почему же изменяется жизнь природы по сезонам? Слайд 9
На доске листы с фонами времён года. - Ребята, вам необходимо прикрепить ветку рябины в разных временных особенностях на фоны того времени года, которое считаете правильным. Давайте еще раз сделаем вывод, Почему происходит смена времени года? Посмотрите в учебник на стр. 57. Какие времена года изобразил художник? -Когда лучи солнца падают на землю более прямо? - Когда земля получает больше лучей : зимой или летом? Проверим наше предположение с помощью опыта. Смотрите, я повесила два намоченных полотенца на спинку двух стульев. Один я поставила спинкой к камину так, чтобы тепло попадало прямо на полотенце. Второй стул я поставила боком. На него тепло падало сбоку. -Как думаете, какое полотенце успело высохнуть? -Какой можем сделать вывод? Откройте учебник на странице 57 и проверьте, правильно ли мы сделали вывод? Слайд 10 Танцевальная физминутка «Времена года» Итак, мы подобрались к третьему вопросу. Откройте учебники на странице 58. Сейчас вам предстоит прочитать текст учебника, делая следующие пометки
У вас на столе карточки с выводами «Почему же летом солнце поднимается выше. -Выберите карточку с правильным выводом. Ответили мы на главный вопрос урока? Какие изменения происходят на Земле во время её вращения вокруг Солнца? Тогда ответьте мне на вопрос. -Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появлялись первые листочки, а рядом буйно цвела вишня. Почему? Физминутка для глаз Слайд 11 | Дети выдвигают свои гипотезы. Работа в парах Рассматривают слайд на экране. Делают вывод, что в Австралии тепла чувствуется больше. Делают вывод, что у нас теплее, а в Австралии холодно. Выходят к доске прикрепляют рябиновую ветку на листы бумаги Дети танцуют Дети разбирают текст из учебника по абзацам, деля его на известный материал и неизвестный. Дети читают тексты на карточках, выбирают нужное. | Цели:
Применяемые методы:
Формы работы на данном этапе:
работа в парах |
Самостоятельное применение знаний. | ||
-На какие группы можно разделить все предметы? Слайд 12 А как считаете, какая группа нуждается в особенной охране людьми? (Выполнение заданий в тетради) -Необходимо ответить на вопрос, почему растениям и животным приходится меняться. -А как меняется жизнь человека со сменой времён года? -Легко ли человек реагирует на смену времён года? -Какие трудности испытывают люди с приходом нового времени года? -Какие меры необходимо применять для сбережения своего здоровья -летом -осенью -весной -зимой? Домашнее задание: Оформить паспорт времени года.
| Дети делятся на три группы, в зависимости от своих мнений Каждая группа получает задание. | Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:
Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:
Применяемые методы:
метод контроля и самоконтроля |
Итог урока. | ||
Оцени свою деятельность на уроке. Слайд 12 -Что нового узнали? -Как узнали, что помогло? -Где пригодятся знания? | Дети анализируют свою работу на уроке. |
Использованная литература
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля, 2 класс. Метод. Рекомендации для учителя по курсу окружающего мира.- Москва, Изд-во Баласс, - 2008 г.
- Жакулина И.В. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах. Модуль 2. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=127030&tmpl=com
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов: Изд-во Учитель, 2003 г.
- http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
- http://newschool.ucoz.ru/blog/samoanaliz_uroka_s_pozicii_zdorovesberezhenija/2010-11-12-4
- http://www.school2100.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира "Война 1812 года"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...
Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс
.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...
Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"
Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....
Презентация к уроку окружающего мира "Смена времен года"
В презентации рассматривается причина изменений в живой и неживой природе в разное время года....
урок окружающего мира "Война 1812 года" в 4 классе
Данный конспект урока поможет учителю в организации групповой и исследовательской работы на уроке....
Презентация к уроку окружающего мира "Смена времен года", 2 класс
Данная презентация составлена к уроку окружающего мира для 2 класса по УМК "Перспектива"....
Презентация к уроку окружающего мира "Удод - птица года 2016"
Презентация содержит сведения об удоде-яркой птице, избранной в 2016 году птицей года. Разработка может быть использована как на уроках окружающего мира в 1- 4 классах,так и во внеурочной деятельности...
Комментарии
Очень интересный урок!
Очень интересный урок! Обязательно воспользуюсь. Приглашаю и на мой сайт, может и вам что- то понравиться.