Исследовательская работа "Пордземные тайны Краснослободска"
проект по окружающему миру (2 класс) по теме
Исследовательская работа ученицы 2 класса Елисеевой Ульяны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_-_podzemnye_tayny_starogo_krasnoslobodska.doc | 520.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Исследовательская работа
Подземные тайны
старого Краснослободска
Выполнила: ученица 2 «А» класса
Ульяна Елисеева
Руководитель: учитель начальных классов О. А. Малышева
Помогала: Ю. А. Елисеева
г. Саранск
2012–2013 уч. год
I. Введение
С раннего детства я любила все необычное и таинственное, но раньше считала, что подобное случается только в волшебных сказках, а в нашем мире все известно и объяснимо. Однако я на собственном опыте убедилась в обратном. Этим летом я гостила на каникулах у бабушки с дедушкой, которые живут в одном из старинных и красивейших городов нашей республики – Краснослободске. У дедушки есть мастерская, в которой он часто работает. Однажды пол в этой мастерской начал проседать, и когда доски сняли, то оказалось, что под ними – большая яма с осыпающимися стенками. Я спросила, что это может быть, и дедушка, загадочно усмехнувшись, ответил: «Весьма вероятно, что это подземный ход…» Сначала я решила, что он шутит, но мама и бабушка подтвердили это предположение, тем более что наш дом оказался очень старым, ему более ста лет. Так я впервые услышала о таинственных подземельях Краснослободска и решила узнать о них как можно больше.
Из этого стремления родилась тема моего исследования: «Подземные тайны старого Краснослободска». Его объектом не случайно стал этот малый исторический город Мордовии: он очень древний, имеет интересную историческую судьбу и хранит много загадок. Именно поэтому предметом исследования выступили легенды о краснослободских подземных ходах как значимом историко-культурном феномене, углубляющем представления о жизни Красной Слободы в далеком прошлом.
Стремясь расширить свои знания о любимом городе, я поставила перед собой цель – опираясь на легенды о пронизывающих Краснослободск подземных ходах, восстановить его историю и осмыслить уникальность образа.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты взаимосвязанные исследовательские задачи:
1. Выявить и изучить литературу по теме исследования (монографии, очерки, сборники статей), а также собрать информацию путем опроса ряда горожан.
2. Проанализировать содержание устойчивых городских легенд о подземных ходах (их местонахождении, особенностях).
3. Создать карту подземных ходов, отражающую наиболее важные исторические объекты города с позиций материала легенд.
4. Попытаться самостоятельно найти доказательства существования краснослободских подземных ходов.
Я второй год занимаюсь в кружке «Я – исследователь» под руководством нашего учителя Ольги Анатольевны Малышевой и знаю, что перед проведением любого исследования необходимо выдвинуть гипотезу – предположение о его результатах. В данном случае я выдвинула две конкурирующие гипотезы:
Краснослободск – город, первоначально возникший как крепость; подземные ходы реально существуют, поскольку они были важной частью системы крепостных коммуникаций;
подземные ходы Краснослободска – плод фантазии увлеченных краеведением горожан, они существуют только в городских легендах.
Чтобы определить, какая из гипотез верна, я разработала план, помогающий решить поставленные выше задачи и достичь цели исследования.
План исследования
1. Выявить и изучить материалы по теме исследования.
2. Реконструировать историю возникновения и развития Красной Слободы.
3. Изучить городские легенды о подземных ходах.
4. Составить карту подземных ходов по опорным пунктам – важнейшим историко-культурным памятникам Краснослободска.
5. Провести самостоятельное археологическое мини-разыскание подземного хода.
6. Обобщить найденную информацию.
II. Исследовательский этап по плану
Основная трудность первого этапа исследования – сбора и анализа литературы по выбранной теме – заключалась в малом количестве опубликованных источников. Дело в том, что историки предпочитают работать не с легендами и преданиями, а с более надежными историческими документами – убедительными доказательствами того или иного события, факта. К сожалению, многие бесценные документы, освещавшие историю Краснослободска, были уничтожены свирепым пожаром 1737 г., бушевавшим в городе. В более позднее время (первая половина ХХ в.) они целенаправленно уничтожались – сжигались или сдавались в макулатуру – как якобы не имевшие исторической ценности.
В результате местным краеведам пришлось собирать информацию о подземных ходах города буквально по крупицам. Глубже остальных этот вопрос исследовал Анатолий Владимирович Лютов, учитель истории городской средней школы № 1. В своей книге «Там, где Мокша встречается с Прамой. Очерки г. Краснослободска и Краснослободского уезда в XVIII–XIX веках» [5] он ссылается на воспоминания старожилов, своими глазами видевших фрагменты подземных коммуникаций. Интересно, что сам Анатолий Владимирович в течение ряда лет планомерно исследовал старинные постройки города, иногда даже с риском для жизни, чтобы раз и навсегда доказать факт существования подземных ходов.
Кроме работ А. В. Лютова, мне пришлось обратиться к трудам и других исследователей-краеведов. С помощью мамы я нашла в Краснослободской районной библиотеке:
– сборник статей известного краеведа XIX в., краснослободского уездного врача Григория Павловича Петерсона «Странички старины» [6];
– ставшую классической работу Ивана Дмитриевича Воронина «Достопримечательности Мордовии: природные, исторические, культурные» [2];
– детальный исторический очерк Ивана Михайловича Корсакова «Краснослободск» [4];
– солидную монографию Сергея Борисовича Бахмустова «Монастыри Мордовии» [1], в которой отражены и монастыри Краснослободска;
– фундаментальный труд о городе моего детства «Красная Слобода», созданный учеными Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия [3] и др. источники.
Но самым интересным для меня источником информации стали беседы с моими бабушкой и дедушкой. Они родились и выросли в Краснослободске, с детства слышали завораживающие истории о подземельях, залегающих глубоко под городом, и даже сами пробовали их отыскать.
В результате я собрала довольно много информации по истории Краснослободска, важной с точки зрения интересующей меня проблемы, и приступила к восстановлению его исторического прошлого. Это стало содержанием второго этапа исследования.
Оказалось, что город возник еще в XVI в., предположительно в 1571 г. О сути выбора места проектировщиками и строителями красноречиво говорит само его название (красный = красивый). По замечанию А. В. Лютова, «слово „красный“ как нельзя лучше помогает понять замыслы и вкусы тех людей, которые заложили первые камни на самом высоком и живописном венце в долине реки Мокши» [5, с. 4–5].
Принципиально важно, что Красная Слобода строилась как крепость, которая играла решающую роль в деле защиты края от нападений кочевников на юго-востоке. Выбор возвышенного места объяснялся возможностью хорошего обзора и защиты в случае нападения [4]. Развернутое описание крепости было дано в XVIII столетии, при составлении плана города: «Земляной вал и ров, внутри оного строение: соборная церковь каменная, соборная же церковь деревянная, казенные строения – присутственные места, дом городнический, кладовая для хранения государственной казны, винный магазейн, соляной магазейн, соляные амбары деревянные» [3, с. 32].
Крепость Красная Слобода (реконструкция по описанию писцов М. Бурцева,
М. Аксентьева и титулярного советника В. Алфимова)
Крепость состояла из восьми крепких дубовых башен в несколько этажей (на верхних этажах размещались караульные вышки). Ее размеры были достаточно внушительными для того времени: общая длина стен составляла свыше 665 м. Управлял крепостью воевода, в обязанности которого входили поддержание крепости в боевой готовности и контроль над поселенцами.
Красная Слобода была не только крепостью, но и житницей царской семьи: весьма плодородные краснослободские земли обеспечивали значительные запасы зерна, меда, сена.
Первыми поселенцами Красной Слободы были служилые военные люди: пушкари, солдаты, казаки с их женами и детьми. Большую часть составляли дворцовые крестьяне, для которых крепость имела значение убежища в случае какой-либо опасности. У каждого социального слоя был свой круг обязанностей, что обеспечивало жизнеспособность крепости. В первой половине XVII в. она не раз подвергалась набегам ногайцев и крымских татар, пережила Гражданскую войну 1670–1671 гг. и лишь в конце века стала постепенно утрачивать свое оборонительное значение, поскольку с середины
XVII века сторожевая черта Московского государства передвинулась на 100 и более километров к юго-востоку от Красной Слободы.
Традиционный уклад жизни краснослободчан был нарушен в эпоху Петра I, проводившего в стране городскую реформу. Изменились система управления (с 1706 г. Красная Слобода уже была городом, которым управлял воевода, и был образован Краснослободский уезд), состав населения (начал формироваться слой помещиков), стало активно развиваться промышленное производство (появились железоделательные заводы, позже – стекольный завод, полотняная фабрика, винокурни). Постепенно Краснослободск перестал быть городом-крепостью: к середине XVIII столетия крепостные постройки полностью обветшали, рвы были засыпаны землей.
В XIX в. Краснослободск превратился в крупный промышленный и одновременно сельскохозяйственный центр Примокшанья. Сильно изменилось
его лицо. Вместо тесных, грязных улиц с лачужками, крытыми соломой, стали появляться продуманные, красивые архитектурные объекты; к середине XIX в. город украшали уже шесть каменных церквей (Троицкая, Смоленская, Успенская, Благовещенская, Владимирская, Покровская), а во второй половине века был возведен Вознесенский собор. Улицы стали прямыми, появились добротные каменные дома. Изменения коснулись не только архитектурного облика Краснослободска: с середины XIX столетия в городе появляются первые представители интеллигенции: смотрители и педагоги училищ, врачи [2, с. 192]. С 1864 г. в Краснослободском уезде действовало земство, которое отвечало за решение широкого круга проблем – от хозяйственных до социальных (земские больницы, школы, читальни). Развивалась благотворительность: богатые купцы, мещане, священнослужители охотно жертвовали на строительство учебных заведений, богаделен, домов призрения.
Общий вид Краснослободска (рисунок с гравюры XIX в.)
Вид Краснослободска со стороны р. Мокши (фото 1913 г.)
Базарная площадь. Конный ряд (фото 1912 г.)
Когда же и почему в городе могли возникнуть подземные ходы, рассказы о которых давно передаются от одного поколения горожан к другому? На третьем этапе исследования я попыталась ответить на этот вопрос, используя собранные материалы.
Как показал экскурс в историю города, у занимательных и таинственных рассказов о краснослободских подземных ходах, пронизывающих город на большой глубине и скрывающих редкие по ценности находки, есть историческая основа. По всем канонам строительства крепостей подземные ходы были необходимым элементом выживания населения. В старину такие ходы назывались «слухами». Использовались они, в основном, для боевых вылазок и тайной слежки за противником. Известно, что подземные ходы создавали мастера-строители самой высшей пробы. Для сокрытия протяженности и направления ходов они делали замуровки в виде ложных тупиков, потайные двери в боковых стенах и люки, скрывающие глубокие колодцы и винтовые лестницы. Это система внутренней защиты исключала изготовление чертежей и карт, и информация передавалась только устно избранному кругу людей.
Допустить, что в краснослободской крепости действительно были сделаны подземные ходы, позволяет их практическая полезность. В случае пожара, вполне возможного в деревянной крепости, ходы глубоко под землей (свыше 10 метров) играли роль спасительного убежища, а в случае ее захвата помогали внезапно напасть на врага и истребить его. Можно предположить, что ходы начинались из хлебных или пороховых подвалов крепости.
Интересно, что в соседних городах – Пензе, Нижнем Ломове и др. – подземные галереи упоминались в летописях или даже указывались на планах крепостей, и их фрагменты удалось обнаружить. Часто это происходило при строительстве зданий, когда ковш экскаватора выворачивал дубовые бревна, под которыми оказывались значительные по объему пустоты – колодцы, уходящие вглубь земли.
Основываясь на находках в других городах и в самом Краснослободске, можно выделить два основных типа подземных галерей. Первый тип, более ранний, предполагал использование просмоленных (для большей прочности) бревен, которыми выкладывались трапециевидные земляные своды и стены ходов. Позднее своды стали делать в виде арок и выкладывать красным кирпичом (это второй тип ходов).
Ход в форме трапеции Ход в форме арки
По сравнению с другими городами Краснослободску повезло меньше: в сохранившихся описаниях крепости о подземных ходах не упоминается, многие документальные свидетельства погибли в огне, а редкие находки почти сразу же уничтожались: ходы засыпались землей, замуровывались. Поэтому теперь довольно сложно определить, где они пролегали.
Очевидно, вести поиски подземных коммуникаций нужно с учетом месторасположения крепости. Она была гораздо меньше современного города и занимала площадь от того места, где сейчас стоит школа № 1, до корпусов современной прядильно-ткацкой фабрики. «Именно отсюда, из центра Красной Слободы XVI века, и должны начинаться подземные галереи, ‒ замечает А. В. Лютов. – Учитывая то, что крепость была действующая, наличие подземных туннелей для того времени не вызывает сомнений, особенно в этом районе города» [5, с. 219].
Чтобы уточнить предполагаемые маршруты подземных ходов старого Краснослободска, я составила их карту с опорой на ключевые архитектурные объекты. Это стало основным содержанием следующего, четвертого этапа исследования.
Легенды о подземных ходах связаны практически со всеми старыми зданиями города. Особенно часто туннели упоминаются в связи с подвалами Краснослободской средней школы № 1 (бывшего Краснослободского духовного училища). Оно было открыто на месте усадьбы богатого купца Абрама Дмитриевича Муромцева в 1893 г.
Бывшее Краснослободское духовное училище (фото 2012 г.)
«Многие из учившихся в нашей школе рассказывали о своих путешествиях по подземелью. В рассказах постоянно фигурирует небольшая арочная дверь в стене, ведущая в таинственную темноту, – пишет А. В. Лютов. – Вначале ход [за этой дверью] шел прямо, затем резко спускался вниз, и там был слышен шум падающей воды… Для того чтобы пресечь исследовательскую деятельность не в меру любознательных учеников, которая, справедливости ради, могла закончиться трагично, входы довольно профессионально замуровали» [5, с. 219].
Именно в школе № 1 учился мой дедушка. Он вспоминает, что в большом подвале была тяжелая, обитая железными полосками дверь, на которой висел большой замок. И хотя школьникам страстно хотелось за нее попасть, дверь ни разу не открыли.
Недалеко от Краснослободского духовного училища находилось здание уездного казначейства, с которым тоже связаны рассказы о подземных ходах. Оно было построено в 1815 г. по проекту талантливого петербургского архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова и знаменито тем, что в нем по делам службы бывал русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Бывшее Краснослободское уездное казначество (фото 2012 г.)
Практически на одной линии с этими историческими зданиями располагается жемчужина городской архитектуры – дом Севастьяновых. Хотя в реестре исторических памятников Российской Федерации он числится как дом Ивана Михайловича Севастьянова, богатейшего купца I гильдии, винного откупщика и главы большой семьи, чаще дом связывают с одним из его сыновей, Петром Ивановичем Севастьяновым, известным путешественником, археологом, собирателем христианских древностей. Поэтому иногда говорят – «дом Севастьяновых», подразумевая все семейство.
И. М. Севастьянов П. И. Севастьянов
(фото 1860-х гг. с портрета 1820-х гг.) (фото 1850–60-х гг.)
Дом Севастьяновых (фото 1916 г.)
Величественный особняк Севастьяновых был построен в самом начале XIX в. на месте Покровского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. В нем есть глубокие подвалы, по легенде, имевшие выход в подземелья города. Дом с колоннами наверняка хранит много тайн, которые еще предстоит открывать краеведам.
Дом с колоннами – родовое гнездо Севастьяновых в наши дни
(фото 2012 г.)
Особенно много легенд о подземных ходах старого Краснослободска связаны с бывшим Успенским женским монастырем (сейчас это корпуса районной больницы и бывшей вспомогательной школы). В 1810 г. была построена Успенская церковь, а в 60-е гг. XIX в. ее преобразовали в Успенский женский монастырь.
Успенский женский монастырь (фото 1912 г.)
По мнению ряда исследователей-краеведов, все строения монастыря соединялись друг с другом подземными ходами. К сожалению, попытки проникнуть глубоко в подвалы сохранившихся зданий кончались неудачей: огромные горы мусора и земли не дают это сделать. Но подвальные окна выглядят так загадочно, что сомнений почти не остается: наверняка в глубине этих архитектурных памятников скрываются подземные галереи…
Самые удивительные легенды о подземных ходах относятся к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю, который начал возводиться в 1656 г. Дело в том, что этот монастырь находится на другом берегу Мокши –
Спасо-Преображенский мужской монастырь (фото 1912 г.)
реки, протекающей под горой, на которой стоит Краснослободск. Высказываются предположения, что подземный ход был проложен под руслом реки. Это звучит фантастично, но ведь имеются подобные примеры: так, известный отечественный спелеолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий писал о ходах под Москвой-рекой, есть такой ход и под Невой. Конечно, прокладывание подземных туннелей под руслом реки – очень сложная задача, ведь работать нужно было на большой глубине, чтобы ход не затопило.
Спасо-Преображенский
мужской монастырь
(фото 2012 г.)
По легенде, в подземном ходе спрятаны сокровища, накопленные монастырем, и древние книги по истории монастыря и города в целом.
Таким образом, на моей карте отражены наиболее важные исторические памятники – ориентиры в поиске подземных ходов. Мне было очень интересно и самой принять участие в этом процессе. В ходе реализации пятого этапа исследования я помогала дедушке в исследовании глубокой ямы, которая была обнаружена в одном из строений нашего дома (мастерской). К сожалению, спуститься туда не представлялось возможным, поскольку края сильно осыпались. Тогда мы с дедушкой привязали на длинную веревку старое ведро и как можно глубже опустили в яму. Сначала мы вытаскивали оттуда только землю, а потом в ведре обнаружилась находка – старинный стеклянный пузырек с надписью «Масло от мощей преподоб. Серафима Саровского чудотвор.».
Я узнала, что Серафим Саровский (1759–1833) – великий чудотворец, причисленный к лику святых в 1903 г. Он провел в Саровской пустыни 54 года, из них 13 – в «пустынке» (то есть был отшельником). Духовный подвиг преподобного Серафима Саровского – непрерывная молитва в течение тысячи дней и тысячи ночей на камнях.
Эта находка не доказывает факт существования подземного хода, но убеждает в том, что земля хранит много старинных предметов, представляющих огромный интерес для историков, археологов, краеведов, бережно воссоздающих прошлое нашей Родины.
III. Заключение
Изучив научно-популярную литературу по теме, проведя опрос некоторых жителей Краснослободска и создав карту возможных подземных ходов города, на шестом этапе исследования я пришла к выводу, что Краснослободск, как и многие другие малые исторические города нашей страны, имеет интересную судьбу и неповторимый облик. Город-крепость на берегу Мокши выполнял важную функцию защиты русских земель от набегов кочевников в XVI–XVII вв., стал одним из крупных центров промышленной и аграрной жизни мордовского края в XVIII–XIX вв., преобразился в вихрях перемен ХХ в. и продолжает активно развиваться в настоящее время.
Одна из важных культурных нитей, связывающих современных краснослободчан с историческим прошлым родного города, – легенды о подземных ходах, пронизывающих город на большой глубине. К сожалению, ни одна попытка проникнуть в подземелья Краснослободска пока не увенчалась успехом: большинство провалов и колодцев было засыпано, двери замуровывались, сами ходы обваливались естественным путем. Однако, как известно, труднодостижимая цель обладает особой притягательностью, и это одна из причин популярности легенд о подземных ходах в городском фольклоре. Конечно, кого-то интересуют клады, кто-то мечтает найти спрятанные в стенах ходов исторические документы, но по большому счету ищут вход не столько в подземный, сколько в иной мир – мир Красной Слободы в бытность ее крепостью. История XVI, XVII, XVIII, XIX веков – рядом, буквально под ногами, от чего замирает сердце не только у подростков-кладоискателей, но и у бывалых археологов.
На мой взгляд, данное исследование подтверждает первую гипотезу: подземные ходы со времен города-крепости существуют. Необходима дальнейшая работа по их изучению.
Энтузиаст поисков подземных ходов А. В. Лютов справедливо замечает: «Пыль веков скрывает от нас много тайн. Наши историки и археологи уезжают порой за тридевять земель от родных мест, чтобы открыть и вернуть из небытия на свет Божий ушедшее под землю прошлое. И не подозревают, что здесь, в Краснослободске, у них под ногами таится одна из удивительных загадок, будоражившая умы разных поколений краснослободчан, – подземные ходы» [5, с. 215–216]. Они манят к себе, обещая приоткрыть завесу тайны над жизнью города в далеком прошлом. Я надеюсь, что краеведческие исследования в этом направлении помогут глубже понять своеобразие Красной Слободы как одного из интереснейших городов мордовского края, и обязательно продолжу свою научно-исследовательскую работу, связанную с разгадкой ее подземных тайн.
Источники
1. Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. Саранск, 2000. 973 с., [8] л. цв. ил.
2. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии: природные, исторические, культурные. Саранск, 1967. 384 с.
3. Красная Слобода / В. А. Юрченков [и др.] ; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2008. 464 с.
4. Корсаков И. М. Краснослободск: (Исторический очерк). Саранск, 1966. 176 с.
5. Лютов А. В. Там, где Мокша встречается с Прамой. Очерки г. Краснослободска и Краснослободского уезда в XVIII–XIX веках. Воронеж, 2007. 260 с.
6. Петерсон Г. П. Странички старины. Саранск, 1993. 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Тайны Кравцова озера"
Исследовательская работа " Тайны Кравцова озера", ученика Коленкова Даниила заняла 1 место в городе исследовательских проектов. Полную работу с презентацией Вы можете скачать на моем персональном сайт...
Исследовательская работа "Тайны шипучей воды"
Исследовательская работа о вреде газированной воды. Дети сами проводили опыты, подтверждающие данный факт, нашли способы изготовления воды, заменяющей газировку, выработали собственные советы по выбор...
Исследовательская работа "Тайна роста"
работа по наблюдению за ростом дуба....
Проектно-исследовательская деятельность "Тайна имени"
Значение и происхождение имен....
Проектно-исследовательская деятельность "Тайна имени"
Значение и происхождение имен....
Исследовательский проект "Тайны старинной книги"
Исследовательский проект "Тайны старинной книги" был выполнен по предмету "Технология" по теме "Технология изготовления книг". Учащимся было предложено выполнить исследовательский проект по теме "Книг...
Исследовательский проект "Тайны воды"
Интересный необычный проект, в котором ученик опровергает устойчивые представления о свойствах воды....