Урок по окружающему миру "Кем гордится Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Евсеева Оксана Александровна

Обобщающий урок по окружающему миру в 4 классе "Кем гордится Россия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: « Окружающий мир»

      Обобщающий урок:

   «Кем и чем

 гордится Россия»

 

   4-й класс программа "Гармония"

                                             

                                     Учитель: Евсеева Оксана

                                                 Александровна

                               

                                                  2010

      Цели урока:

    - Продолжить формирование целостного представления о трудовом и славном пути нашей Родины.

    - Развивать умение обобщать.

    - Воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину.

Оборудование урока:

Информационные учебно-наглядные пособия: индивидуальные разноуровневые дидактические карточки – задания, реферат, детские презентации.

Учебно-наглядные пособия: презентация «Кем и чем гордится Россия»,

Контрольные учебно-наглядные пособия: тесты 1 уровня, листок контроля.

Технические средства информации: компьютер, проектор, экран.

                         Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие гостей и друг друга).

Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся гостям, теперь друг другу и начнём наш урок.

     

     2.Тема урока.

Сегодня мы  с вами совершим путешествие по ленте времени, вспомнив исторические события нашей страны.

     Тема  урока: «Кем и чем гордится Россия». (Слайд 1)

       

                                            Путь нелёгкий предстоит

                                      В даль дорога уж бежит

                                      Мы промчимся чрез века

                                            Через многие года

    3. Актуализация знаний.

- Что изображено на слайде? ( Крещение на Руси) (Слайд 2)

- Для чего крестили Русь? ( Русские князья решили сплотить народы разных племен на основе христианской веры, которая призывает всех верующих жить в мире и согласии)

       Записать дату в ленту времени.

Работаем дальше.

  • Какие несчастья обрушились на русскую землю в 13 веке? (На юге страны хозяйничали монголо-татары, а с северо-запада наступали шведы.)

           ·   Кто был в это время князем новгородским? (Александр Ярославович)

           ·   Что вы о нём можете сказать? (На тот момент ему было всего 19 лет, но он уже был опытным воином, умным и образованным) (Слайд  3 )

         - Найдите ошибки в историческом тексте  (Слайд  4 )

5 апреля     года на льду . озера состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием …. побоища.  Возглавил русское войско ………..В бою рыцари строились  Сеча была великая. Грохот битвы слышали за много верст.    Александр изменил расстановку своих сил и рыцари оказались в западне. Сбитые в кучу, они дрогнули и отступили. Многие из-за своих  доспехов утонули в озере.

      - А сейчас возьмите свои листки контроля  и запишите, пропущенные слова.

 (Слайд  5 )

      -   Почему именно это время выбрали шведы для наступления? (Русь была ослаблена  нашествием монголо-татар)

       - Какой год записываем в ленту времени?

Учитель: В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий - внук Ивана Калиты. (Слайд № 6 ). Он узнал, что Золотая Орда пришла в упадок. Видя её слабость, он перестал платить ей дань. Правитель Орды Мамай решил

проучить непокорного князя. Он стал собирать войско и грозился вновь разорить всю русскую землю.

       Князь Дмитрий понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Он разослал по всей земле русской гонцов с грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси.

Все явились во всеоружии.

             Каким было вооружение того времени нам расскажет и покажет  Писковацков Саша (Слайд №7 )

            Рассказ ученика: "Вооружение того времени было очень тяжёлое. Воины с головы до ног были покрыты доспехами из меди, железа, дерева. Больше всего употреблялись кольчуги - рубахи до колен из плотно сплетённых мелких железных колец. Использовались и дощатые нагрудники с нашитыми на них маленькими железными пластинками. На голове носили разные шлемы. (слайд №6) Для защиты лица от сабельных ударов к шлему прикреплялось забрало. У некоторых шлемов сзади была кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи, плеч. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, мечи, кинжалы, сабли, топоры (слайд №7). Однообразия в вооружении не было, каждый имел доспехи и оружие по своему желанию и достатку."

Учитель:

       -Что и где  произошло в 1380 году? ( На Куликовом поле, Куликовская битва)

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух богатырей  А легенду о поединке нам расскажет Данилов Ярослав (слайд №8-9).

"Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая - монгольский богатырь Челубей. Он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял русский богатырь Пересвет. С копьём наперевес помчались всадники навстречу друг другу и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга."

Учитель: И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.(Слайд №10)

Стрелы падали дождём, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Князь Дмитрий в одежде простого ратника сражался вместе со всеми.

          Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

Но к чувству торжества и ликования примешивалась скорбь по погибшим. Из летописи известно, что вся земля на Куликовом поле была пропитана кровью, а воды реки Дон три дня были красны. Восемь дней хоронили на Куликовом поле погибших героев.

  « Была на Руси радость великая, но и печаль великая по убитым от Мамая на Дону», - записано в летописи.

        Народ, в память победы на Дону стал называть своего князя Дмитрием Донским.

         - Запишите дату, когда была Куликовская битва в ленту времени.

 

 А сейчас я зачитаю вам исторический портрет очень известного человека, а вы догадайтесь.

       Этот человек освоил 15 профессий, в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, кораблестроителя. Говорил на нескольких языках. При нем была открыта Морская Академия. Морской флот стал его детищем. Кто это? ( Слайд 11-13 )

    - Какое событие произошло в 1713 году? ( Новой столицей Российского государства стал Санкт-Петербург) ( Слайд 14 )

    - Кого считают родоначальником российской культуры? ( Слайд 15-18 )

    - В каком году был открыт первый Московский университет? ( Слайд 19 )

   

          Физминутка «Солдатушки, бравы ребятушки»(музыка)

- Ребята, а какого захватчика сокрушил российский народ в отечественной войне 1812 года?

  - Назовите полководца, возглавившего борьбу с Наполеоном? ( слайд 20 )

  - Вблизи, какого села произошло знаменитое сражение? ( слайд 21 )

В память о героях Великой Отечественной войны 1812 года  был построен храм Христа Спасителя, на стенах которого золотыми буквами записаны имена героев Войны и памятник « Благодатная Россия – героям 1812 года. (Слайд 22)

      Мы гордимся тем, что устояли полки наших предков под началом князя Александра Невского перед шведскими и немецкими рыцарями. Мы гордимся тем, что русичи не сложили оружия перед несметными полчищами Чингисхана и Батыя. Мы по праву можем гордиться тем, что именно российский народ смог в 1812 году победить огромную армию завоевателя Европы Наполеона .  

           - Какое событие произошло в Российской империи в 1917 году? Как в дальнейшем стало называться государство? (Слайд 23)

        Звучит музыка из песни « Священная война» и выступает Чернышев Ваня 

            (Слайд 24 - 39)

             Ранним утром  в воскресенье 22июня 1941г.фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения:190 дивизий,(до 5 млн. человек),свыше 4 тыс.танков, более 47 тыс.орудий и миномётов, около 4,3 тыс.самолётов, до 250 кораблей. Началась Великая Отечественная война нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Это было одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых страной.                          

               Первыми приняли на себя удар пограничники  и передовые части войск прикрытия. Отражая превосходящие силы врага, личный состав многих пограничных застав полностью погибли. 

        Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы  не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В тыл, на восток, перевозились фабрики, чтобы там заново налаживать производство. Вся страна работала под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы».

      Тяжёлое испытание выпало на долю ленинградцев. Умирали сотнями от голода и холода. 900 дней и ночей длилась осада, но не пустили фашистов в город его жители и солдаты. Не дали разграбить его дворцы и храмы.

Знаменитая « Ленинградская» симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича посвящена блокаде Ленинграда.  Первое выступление  прошло прямо в осажденном городе фашистами городе, вызывая у слушателей слёзы, гордость за стойкость людей и ненависть к фашистским захватчикам, веру в победу над ними.

                   Война унесла 30 миллионов жизней.

        Россия гордится и тем, что в 1941-1945г.г. наш народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками. 

          - Ребята, а каких достижений  добился Советский союз в освоении космоса? Презентация Сухова Максима  (Слайд 40 – 48)

         

           До 1991г. Наша страна называлась ... Как? – Союз Советских социалистических республик. В этот период времени родились ваши бабушки и дедушки, папы и мамы.

         Давайте проверим, что мы знаем о нашей стране в этот период времени. Откройте тест. (см. Приложение 3) Выполните задание. (Слайд 49)

Взаимопроверка. Поменяйтесь работами с соседом. Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок. Зафиксируйте результаты.

Лучшие творения художников собраны в Третьяковской галерее в Москве (Слайд 50), в залах русского музея Санкт-Петербурга (Слайд 52), в музеях других городов России. Историю государства хранят музеи, памятники искусства.

- Какие события истории отражают фотографии памятников. (Слайд 53-54)

Выполним задание блиц-опроса.

Проверьте ваши ответы. Результаты зафиксируйте

. - Почему в истории современной России мы вспоминаем события Отечественной войны, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны?

- Как вы думаете, кем и чем гордится наша Родина?

         Гордость России – это славные дела наших предков. Мы можем гордиться тем, что в нашем государстве живут люди разных национальностей, которые сохранили свой язык, традиции, культуру

       Мы живем в великой могучей стране. Но нашей маленькой Родиной стало село Ольшанка. Ребята, а в нашем селе есть памятник?( Слайд 55-57  )Ученики нашей школы, в том числе и вы, ухаживаем за памятником.

         С каждым годом День Победы становится всё более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.

      Чтение слов из песни «Давно закончилась война» на фоне слайдов о ветеранах.  ( Cлайд 58-60)

                                          Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты

                                          И на груди их ордена.

                                          Горят, как памятные даты.

                                          Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений, –

                                          Принес победную весну, –

                                          Поклон и память поколений.

              - Наш урок близится к своему завершению.

       - Для того чтобы подвести итог, нам необходимо выполнить обобщающее задание на карточке 2.(см. Приложение 4) (Слайд 61-62)

      - Окончательную оценку вы получите после моей проверки ваших листов контроля.

Прочитайте еще раз, какая тема была сегодня на уроке?

      - Как вы думаете, всех ли героев и все ли подвиги, которыми гордится Россия, мы назвали на уроке.

               Мы с вами сегодня приоткрыли большую, нет – огромную – книгу Славы и гордости нашего народа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

    Урок окончен.  Домашнее задание стр.122-124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консрект урока по окружающему миру "Леса России"

Использование проектно-исследовательского метода на уроках по окружающему миру....

Презентация к уроку по окружающему миру "Символы России"

ПРезентация составлена в виде игры "За семью печатями". Детям очень нравится. Воспитывает патриотизм и любовь к своей родине....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...