Урок по окружающему миру "Кем гордится Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Обобщающий урок по окружающему миру в 4 классе "Кем гордится Россия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: « Окружающий мир»
Обобщающий урок:
«Кем и чем
гордится Россия»
4-й класс программа "Гармония"
Учитель: Евсеева Оксана
Александровна
2010
Цели урока:
- Продолжить формирование целостного представления о трудовом и славном пути нашей Родины.
- Развивать умение обобщать.
- Воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину.
Оборудование урока:
Информационные учебно-наглядные пособия: индивидуальные разноуровневые дидактические карточки – задания, реферат, детские презентации.
Учебно-наглядные пособия: презентация «Кем и чем гордится Россия»,
Контрольные учебно-наглядные пособия: тесты 1 уровня, листок контроля.
Технические средства информации: компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие гостей и друг друга).
Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся гостям, теперь друг другу и начнём наш урок.
2.Тема урока.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по ленте времени, вспомнив исторические события нашей страны.
Тема урока: «Кем и чем гордится Россия». (Слайд 1)
Путь нелёгкий предстоит
В даль дорога уж бежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
3. Актуализация знаний.
- Что изображено на слайде? ( Крещение на Руси) (Слайд 2)
- Для чего крестили Русь? ( Русские князья решили сплотить народы разных племен на основе христианской веры, которая призывает всех верующих жить в мире и согласии)
Записать дату в ленту времени.
Работаем дальше.
- Какие несчастья обрушились на русскую землю в 13 веке? (На юге страны хозяйничали монголо-татары, а с северо-запада наступали шведы.)
· Кто был в это время князем новгородским? (Александр Ярославович)
· Что вы о нём можете сказать? (На тот момент ему было всего 19 лет, но он уже был опытным воином, умным и образованным) (Слайд 3 )
- Найдите ошибки в историческом тексте (Слайд 4 )
5 апреля … года на льду …. озера состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием …. побоища. Возглавил русское войско ………..В бою рыцари строились … Сеча была великая. Грохот битвы слышали за много верст. Александр изменил расстановку своих сил и рыцари оказались в западне. Сбитые в кучу, они дрогнули и отступили. Многие из-за своих … доспехов утонули в озере.
- А сейчас возьмите свои листки контроля и запишите, пропущенные слова.
(Слайд 5 )
- Почему именно это время выбрали шведы для наступления? (Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)
- Какой год записываем в ленту времени?
Учитель: В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий - внук Ивана Калиты. (Слайд № 6 ). Он узнал, что Золотая Орда пришла в упадок. Видя её слабость, он перестал платить ей дань. Правитель Орды Мамай решил
проучить непокорного князя. Он стал собирать войско и грозился вновь разорить всю русскую землю.
Князь Дмитрий понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Он разослал по всей земле русской гонцов с грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси.
Все явились во всеоружии.
Каким было вооружение того времени нам расскажет и покажет Писковацков Саша (Слайд №7 )
Рассказ ученика: "Вооружение того времени было очень тяжёлое. Воины с головы до ног были покрыты доспехами из меди, железа, дерева. Больше всего употреблялись кольчуги - рубахи до колен из плотно сплетённых мелких железных колец. Использовались и дощатые нагрудники с нашитыми на них маленькими железными пластинками. На голове носили разные шлемы. (слайд №6) Для защиты лица от сабельных ударов к шлему прикреплялось забрало. У некоторых шлемов сзади была кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи, плеч. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, мечи, кинжалы, сабли, топоры (слайд №7). Однообразия в вооружении не было, каждый имел доспехи и оружие по своему желанию и достатку."
Учитель:
-Что и где произошло в 1380 году? ( На Куликовом поле, Куликовская битва)
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух богатырей А легенду о поединке нам расскажет Данилов Ярослав (слайд №8-9).
"Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая - монгольский богатырь Челубей. Он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял русский богатырь Пересвет. С копьём наперевес помчались всадники навстречу друг другу и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга."
Учитель: И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.(Слайд №10)
Стрелы падали дождём, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Князь Дмитрий в одежде простого ратника сражался вместе со всеми.
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
Но к чувству торжества и ликования примешивалась скорбь по погибшим. Из летописи известно, что вся земля на Куликовом поле была пропитана кровью, а воды реки Дон три дня были красны. Восемь дней хоронили на Куликовом поле погибших героев.
« Была на Руси радость великая, но и печаль великая по убитым от Мамая на Дону», - записано в летописи.
Народ, в память победы на Дону стал называть своего князя Дмитрием Донским.
- Запишите дату, когда была Куликовская битва в ленту времени.
А сейчас я зачитаю вам исторический портрет очень известного человека, а вы догадайтесь.
Этот человек освоил 15 профессий, в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, кораблестроителя. Говорил на нескольких языках. При нем была открыта Морская Академия. Морской флот стал его детищем. Кто это? ( Слайд 11-13 )
- Какое событие произошло в 1713 году? ( Новой столицей Российского государства стал Санкт-Петербург) ( Слайд 14 )
- Кого считают родоначальником российской культуры? ( Слайд 15-18 )
- В каком году был открыт первый Московский университет? ( Слайд 19 )
Физминутка «Солдатушки, бравы ребятушки»(музыка)
- Ребята, а какого захватчика сокрушил российский народ в отечественной войне 1812 года?
- Назовите полководца, возглавившего борьбу с Наполеоном? ( слайд 20 )
- Вблизи, какого села произошло знаменитое сражение? ( слайд 21 )
В память о героях Великой Отечественной войны 1812 года был построен храм Христа Спасителя, на стенах которого золотыми буквами записаны имена героев Войны и памятник « Благодатная Россия – героям 1812 года. (Слайд 22)
Мы гордимся тем, что устояли полки наших предков под началом князя Александра Невского перед шведскими и немецкими рыцарями. Мы гордимся тем, что русичи не сложили оружия перед несметными полчищами Чингисхана и Батыя. Мы по праву можем гордиться тем, что именно российский народ смог в 1812 году победить огромную армию завоевателя Европы Наполеона .
- Какое событие произошло в Российской империи в 1917 году? Как в дальнейшем стало называться государство? (Слайд 23)
Звучит музыка из песни « Священная война» и выступает Чернышев Ваня
(Слайд 24 - 39)
Ранним утром в воскресенье 22июня 1941г.фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения:190 дивизий,(до 5 млн. человек),свыше 4 тыс.танков, более 47 тыс.орудий и миномётов, около 4,3 тыс.самолётов, до 250 кораблей. Началась Великая Отечественная война нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Это было одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых страной.
Первыми приняли на себя удар пограничники и передовые части войск прикрытия. Отражая превосходящие силы врага, личный состав многих пограничных застав полностью погибли.
Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В тыл, на восток, перевозились фабрики, чтобы там заново налаживать производство. Вся страна работала под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы».
Тяжёлое испытание выпало на долю ленинградцев. Умирали сотнями от голода и холода. 900 дней и ночей длилась осада, но не пустили фашистов в город его жители и солдаты. Не дали разграбить его дворцы и храмы.
Знаменитая « Ленинградская» симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича посвящена блокаде Ленинграда. Первое выступление прошло прямо в осажденном городе фашистами городе, вызывая у слушателей слёзы, гордость за стойкость людей и ненависть к фашистским захватчикам, веру в победу над ними.
Война унесла 30 миллионов жизней.
Россия гордится и тем, что в 1941-1945г.г. наш народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками.
- Ребята, а каких достижений добился Советский союз в освоении космоса? Презентация Сухова Максима (Слайд 40 – 48)
До 1991г. Наша страна называлась ... Как? – Союз Советских социалистических республик. В этот период времени родились ваши бабушки и дедушки, папы и мамы.
Давайте проверим, что мы знаем о нашей стране в этот период времени. Откройте тест. (см. Приложение 3) Выполните задание. (Слайд 49)
Взаимопроверка. Поменяйтесь работами с соседом. Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок. Зафиксируйте результаты.
Лучшие творения художников собраны в Третьяковской галерее в Москве (Слайд 50), в залах русского музея Санкт-Петербурга (Слайд 52), в музеях других городов России. Историю государства хранят музеи, памятники искусства.
- Какие события истории отражают фотографии памятников. (Слайд 53-54)
Выполним задание блиц-опроса.
Проверьте ваши ответы. Результаты зафиксируйте
. - Почему в истории современной России мы вспоминаем события Отечественной войны, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны?
- Как вы думаете, кем и чем гордится наша Родина?
Гордость России – это славные дела наших предков. Мы можем гордиться тем, что в нашем государстве живут люди разных национальностей, которые сохранили свой язык, традиции, культуру
Мы живем в великой могучей стране. Но нашей маленькой Родиной стало село Ольшанка. Ребята, а в нашем селе есть памятник?( Слайд 55-57 )Ученики нашей школы, в том числе и вы, ухаживаем за памятником.
С каждым годом День Победы становится всё более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.
Чтение слов из песни «Давно закончилась война» на фоне слайдов о ветеранах. ( Cлайд 58-60)
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты
И на груди их ордена.
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, –
Принес победную весну, –
Поклон и память поколений.
- Наш урок близится к своему завершению.
- Для того чтобы подвести итог, нам необходимо выполнить обобщающее задание на карточке 2.(см. Приложение 4) (Слайд 61-62)
- Окончательную оценку вы получите после моей проверки ваших листов контроля.
Прочитайте еще раз, какая тема была сегодня на уроке?
- Как вы думаете, всех ли героев и все ли подвиги, которыми гордится Россия, мы назвали на уроке.
Мы с вами сегодня приоткрыли большую, нет – огромную – книгу Славы и гордости нашего народа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Урок окончен. Домашнее задание стр.122-124.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консрект урока по окружающему миру "Леса России"
Использование проектно-исследовательского метода на уроках по окружающему миру....
Презентация к уроку по окружающему миру "Символы России"
ПРезентация составлена в виде игры "За семью печатями". Детям очень нравится. Воспитывает патриотизм и любовь к своей родине....
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Тип урока:изучение и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...
Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")
Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...