Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.rar | 64.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано
на заседании кафедры с заместителем директора по УВР
учителей начальных классов __________ / _______________ /
Протокол № _____ « _____ » __________ 201_ года от « _____ » __________ 201_ года
Календарно-тематическое планирование
уроков окружающего мира
Учитель Парфёнова Татьяна Викторовна
Класс 4б
Количество часов в год – 68, в неделю – 2
Документ Плешаков А. А. Окружающий мир \ Школа России. Концепция и программы для знач. кл. В 2 ч. Ч. 1.\ М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2009
Учебник Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007
Методическая литература
Дидактическая литература
- Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013
- Яценко И. Ф. Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. – М.: ВАКО, 2013
- Плешаков А. А. От неба до земли: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
№ п/п | № по теме, кол-во часов | Разделы, темы | Тип урока | Основные понятия | Практическая часть | Оборудование | Домашнее задание | Дата | |
10 | Земля и человечество | ||||||||
1 | 1 | Мир глазами астронома | Изучение нового материала | Астроном, астрономия, Солнечная система, звезды, Солнце, планеты, Вселенная | Презентация «Мир глазами астронома» | С. 4-8, «Проверь себя», с. 7, Задание №2, с. 8 | |||
2 | 2 | Планеты Солнечной системы | Изучение нового материала | Солнечная система, планеты, Земля, спутник, Луна, смена дня и ночи, времена года, глобус, стороны горизонта, ось. | Моделирование Солнечной системы | Презентация «Планеты Солнечной системы», таблица «Солнечная система. Планеты», глобус | С. 9-15, «Проверь себя», с. 14, Задание №2, с. 15 | ||
3 | 3 | Звездное небо – великая книга природы | Изучение нового материала | Звезда, созвездие, небесное тело, Малая медведица, Большая медведица, Большой пес, Сириус, Альдебаран, плеяды, Полярная звезда. | П. р. «Знакомство с картой звездного неба» | Презентация «Звездное небо – великая карта природы», таблица «Созвездия» | С. 16-21. «Проверь себя», с. 21, Задания №1, 2, с. 21 | ||
4 | 4 | Мир глазами географа | Изучение нового материала | Географ, география, глобус, географическая карта, географические океаны, масштаб, объекты, материки, океаны. Равнины, горы, реки, озера, страны, города, народы | П.р. «Поиск и показ географических объектов на глобусе и карте» | Презентация «Мир глазами географа», глобус, географическая карта мира, карта полушарий | С. 22-29, «Проверь себя», с. 29, Задание №2 или №3, с. 29 | ||
5 | 5 | Пояса земли | Изучение нового материала | Пояса земли (пояса освещенности), Северный полюс, Южный полюс, северный полярный круг, южный полярный круг, умеренный пояс, тропический пояс, полярный пояс, полярный день, полярная ночь | Презентация «Пояса земли», глобус, карта полушарий | С. 30-34, «Проверь себя», с.34, Задание №2, с. 34 | |||
6 | 6 | Мир глазами историка | Изучение нового материала | Историк, история, архив, исторические источники, летопись, археолог, археология. | П. р. «Знакомство с историческими картами» | Презентация «Мир глазами историка» | С. 35-41, «Проверь себя», с. 41 | ||
7 | 7 | Когда и где? | Изучение нового материала | Век, тысячелетие, наша эра, лента времени, летоисчисление, историческая карта | Презентация «Когда и где», отрывной календарь | С. 42-46, «Проверь себя», с. 46 | |||
8 | 8 | Прошлое и настоящее глазами эколога | Изучение нового материала | Эколог, экология, экологические проблемы, международные соглашения, международные организации, Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, международные дни, экологический календарь | Презентация «Прошлое и настоящее глазами эколога» | С. 47-53, «проверь себя», с. 53, Задание №2, с. 53 | |||
9 | 9 | Сокровища земли под охраной человечества | Изучение нового материала | Всемирное природное и культурное наследие, Красная книга | Презентация «Сокровища Земли под охраной человечества», CD-диск «Красная книга Нижегородской области» | С. 54-62, «Проверь себя», с. 62, Задание №1 или №2, с. 62 | |||
10 | 10 | Обобщение по теме «Земля и человечество» | Обобщение и систематизация | Астрономия, география. Истрия, географическая и историческая карта | Физическая карта мира, глобус | ||||
10 | Природа России | ||||||||
11 | 1 | Равнины и горы России. Правила поведения при землетрясениях. | Изучение нового материала | Равнины плоские и холмистые, плоскогорья, горы, возвышенности, низменности, землетрясения. | Презентация «Равнины и горы России», физическая карта России, наглядное пособие «Холмистая равнина» | С. 64-71, «Проверь себя», с. 70, Задания №1, 2, с. 70 | |||
12 | 2 | Моря, озера и реки России. | Изучение нового материала | Моря, озера, реки. | П. р. «Поиск на физической карте географических объектов» | Презентация «Моря, озера и реки России», физическая карта России, таблица «Поверхность нашего края» | С. 72-76, «Проверь себя», с. 75,Задание №1, 4, с. 75 | ||
13 | 3 | Зона Арктических пустынь. Правила поведения при сходе селей, оползней, обвалов. | Изучение нового материала | Природная зона, зона Арктических пустынь, полярное сияние, сели, оползни, обвалы. | П.р. «Поиск объектов на карте природных зон» | Презентация «Зона Арктических пустынь», таблица «Зона Арктических пустынь», карта «Природные зоны России» | С. 78-86, «Проверь себя», с.85, Задание №2, с. 85 | ||
14 | 4 | Тундра. Ориентирование на местности. | Изучение нового материала | Тундра, местность, ориентирование. | Презентация «Тундра», карта «Природные зоны России»,таблицы «Тундра», «Ориентирование» | С. 87-97, «Проверь себя», с. 95, Задание №3, с. 96 | |||
15 | 5 | Леса России. | Изучение нового материала | Тайга, смешанные и широколиственные леса, фитонциды | Презентация «Леса России», карта «Природные зоны России», таблицы «Тайга», «Смешанные и широколиственные леса» | С. 98-105, «Проверь себя», с. 104, Задание №2, с. 105 | |||
16 | 6 | Лес и человек. Пожар в лесу. Правила обращения с огнем. | Изучение нового материала | Экологические проблемы, экология. | Презентация «Лес и человек» | с. 106-113, «Проверь себя», с. 111 | |||
17 | 7 | Зона степей. Первая помощь при укусах змей, насекомых | Изучение нового материала | Степь, суховеи, пыльные бури, змеи, насекомые. | Презентация «Зона степей», карта «Природные зоны России», таблица «Зона степей» | С. 114-122, «Проверь себя», с.121, Задание №2, с. 122 | |||
18 | 8 | Пустыни. Правила поведения во время бури, урагана, смерча. | Изучение нового материала | Пустыни песчаные и глинистые, полупустыни, буря, ураган, смерч. | Презентация «Пустыни», карта «Природные зоны России», таблица «Пустыни» | С. 122-131, «Проверь себя», с. 130, Задание №2, с. 131 | |||
19 | 9 | У Черного моря. Правила поведения на воде | Изучение нового материала | Субтропики, Черноморское побережье Кавказа | Презентация «У черного моря», таблицы «У черного моря»,, «Правила поведения на воде» | С. 132-140, «Проверь себя», с. 139, Задание №5, с . 140 | |||
20 | 10 | Экологическое равновесие. Правила поведения в природе Обобщение по разделу «Природа России» | Обобщение и систематизация | Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, пустыни, степи, субтропики, экологическое равновесие | П. р. «Рассматривание гербарийных экземпляров различных природных зон» | ||||
14 | Родной край – часть большой страны | ||||||||
21 | 1 | Наш край. Поверхность нашего края. Правила поведения в ЧС | Изучение нового материала | Политическая карта России, карта края, ЧС, Балка, овраг, карьер, свалка. | П. р. «Знакомство с картой края» | Административная карта России, карта Нижегородской области, таблицы «Что делать, если захватили заложники», «Правила поведения при стрельбе и угрозе взрыва» | С. 146-153, «Проверь себя», с. 151, Задание 32, с. 151 | ||
22 | 2 | Водоемы нашего края. | Изучение нового материала | Водоем, река, озеро, пруд, море, океан, ручей, канал, водохранилище | Физическая карта Нижегородской области | С. 154-158, «Проверь себя», с. 157, Задание №2, с. 157 | |||
23 | 3 | Наши подземные богатства | Изучение нового материала | Полезные ископаемые. Гранит, известняк, песок, глина, керамика, торф, уголь, железная руда, чугун, сталь, нефть, природный газ, прочность, пластичность, горючесть, плавкость, экспорт, экспортер | П. р. «Рассматривание образцов полезных ископаемых» | Презентация «Наши подземные богатства», физическая карта Нижегородской области, коллекция полезных ископаемых | С. 159-170, «Проверь себя», с. 169, Задание №1 или №2, с. 170 | ||
24 | 4 | Земля - кормилица | Изучение нового материала | Почвы: тундровые, подзолистые, серые лесные, черноземные, болотные, луговые, снегозадержание | Физическая карта Нижегородской области | С. 171-175, «Проверь себя», с. 174 | |||
25 | 5 | Жизнь леса. Съедобные и ядовитые грибы | Изучение нового материала | Лес, съедобные и ядовитые грибы, ярус, лесная подстилка, природное сообщество | Презентация «Жизнь леса», таблица «Лес» | С.175-182, «Проверь себя», с. 181 | |||
26 | 6 | Растения и животные леса. | Закрепление изученного материала | Лес, съедобные и ядовитые грибы, ярус, лесная подстилка, природное сообщество | Экскурсия в краеведческий музей «Знакомство с растениями и животными леса» | «Подумай», с. 180, Задание №3, с. 182 | |||
27 | 7 | Жизнь луга. Ядовитые растения | Изучение нового материала | Луг – природное сообщество, ядовитые растения. | Презентация «Жизнь луга»,таблица «Природное сообщество – луг», гербарий ядовитых растений | С. 182-190, «проверь себя»,, с. 189, Задание №5, с. 190 | |||
28 | 8 | Растения и животные луга | Закрепление изученного материала | Луг – природное сообщество | Экскурсия «Знакомство с растениями и животными луга» | Задание №2, с. 190 | |||
29 | 9 | Жизнь пресного водоема | Изучение нового материала | Пресный водоем, болото. | Презентация «Жизнь пресного водоема», таблицы «Природное сообщество-болото», «Водоем», «Природное сообщество – река» | С. 191-200, «Проверь себя», с. 198 | |||
30 | 10 | Растения и животные пресного водоема | Закрепление изученного материала | Пресный водоем, болото. | Экскурсия «Знакомство с растениями и животными пресного водоема» | Задание №3, с. 199 | |||
31 | 11 | Растениеводство в нашем крае | Изучение нового материала | Растениеводство, культурные растения, отрасли растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, полеводство, цветоводство | П. р. «Знакомств с культурными растениями нашего края» | Презентация «Растениеводство», таблица «Культурные растения» | С. 201-207, «Проверь себя», с. 206 | ||
32 | 12 | Незаметные защитники урожая | Изучение нового материала | Растениеводство, цепь питания | Презентация «Незаметные защитники урожая», таблица «Кого можно встретить в саду» | С. 208-213, «Проверь себя», с. 212, Задание №2, с. 213 | |||
33 | 13 | Животноводство в нашем крае. Предосторожности при обращении с животными | Изучение нового материала | Животноводство, домашние животные, отрасли животноводства: крупные и мелкий рогатый скот, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыболовство, пчеловодство | Презентация «Животноводство», таблица «Домашние животные и их предки» | С. 214-222, «Проверь себя», с. 222 | |||
34 | 14 | Обобщающий урок по теме «Родной край – часть большой страны» | Обобщение и систематизация | Поверхность, почва, водоемы, полезные ископаемые, лес, луг, пресные водоем, растениеводство, животноводство | |||||
5 | Страницы всемирной истории | ||||||||
35 | 1 | Начало истории человечества | Изучение нового материала | История, первобытная история, эпоха, первобытные люди, археолог, археология | Презентация «Начало истории человечества» | С. 4-7, «Проверь себя», с. 7 | |||
36 | 2 | Мир древности: далекий и близкий | Изучение нового материала | Древний Египет, иероглифы, фараон, Древняя Греция, Древний Рим, храм, пирамиды, Древний мир, государство | Презентация «Мир древности: далёкий и близкий» | С. 8-14, «Проверь себя», с. 14, Задание №3, с. 14 | |||
37 | 3 | Средние века: время рыцарей и замков | Изучение нового материала | Средние века, рыцарь, замок, христианство, ислам, буддизм, книгопечатание, печатный станок | Презентация «Средние века – время рыцарей и замков» | С. 15-21, «Проверь себя», с. 21 | |||
38 | 4 | Новое время: встреча Европы и Америки | Изучение нового материала | Новое время, путешественник, путешествие, технические изобретения | Презентация «Новое время: встреча Европы и Америки» | С. 22-27, «Проверь себя», с. 27, «Подумай», с. 27 | |||
39 | 5 | Новейшее время: история продолжается сегодня | Изучение нового материала | Новейшее время | Презентация «Новейшее время: история продолжается сегодня» | С. 28-32, «Проверь себя», с. 32 | |||
20 | Страницы истории Отечества | ||||||||
40 | 1 | Жизнь древних славян | Изучение нового материала | Восточные славяне, обычаи, занятия славян (земледелие, скотоводство, охота, бортничество), город, ремесленник | Презентация «Жизнь древних славян», карта «Киевская Русь в IX- начале XII века», таблица «Жизнь древних славян» | С. 34-39, «Проверь себя», с. 39, Задание №4, с. 39 | |||
41 | 2 | Во времена Древней Руси | Изучение нового материала | Древняя Русь, кочевники, бояре, дружина, крещение, христианство, христианин, храм, Византия, Иисус Христос, Владимир Святой. | Презентация «Во времена древней Руси», карта «Киевская Русь в IX- начале XII века» | С. 40-45, «Проверь себя», с. 45 | |||
42 | 3 | Страна городов | Изучение нового материала | Древняя Русь, древние города, кремль, Древний Киев, Древний Новгород, посадники, вече | Презентация «Страна городов», карта «Киевская Русь в IX- начале XII века» | С. 46-54, «Проверь себя», с. 53 | |||
43 | 4 | Из книжной сокровищницы древней Руси | Изучение нового материала | Святые Кирилл и Мефодий, славянская письменность, пергамент, берестяные грамоты, чернила, гусиное перо, писало, рукописная книга | Презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси» | С. 55-58, «Проверь себя», с. 58 | |||
44 | 5 | Трудные времена на Русской земле | Изучение нового материала | Кочевники, монголо-татары, хан Батый, дань, Золотая Орда, русские и монгольские воины, Александр Невский | Презентация «Трудные времена на Русской земле. Борьба с иноземными захватчиками» | С. 59-64, «Проверь себя», с. 64 | |||
45 | 6 | Русь расправляет крылья | Изучение нового материала | Монастырь, Москва – столица России, город, посад, кремль, Москва белокаменная, Иван Калита | Карта «Образование и расширение Российского государства в XIV-XVI веках», презентация «Русь расправляет крылья» | С. 65-69, «Проверь себя», с. 69 | |||
46 | 7 | Куликовская битва | Изучение нового материала | Куликовское поле, Куликовская битва, Дмитрий Боброк, Хан Мамай, Дмитрий Донской, полки правой и левой руки, большой полк, засада | П.р. «Показ объектов на исторической карте» | Карта «Образование и расширение Российского государства в XIV-XVI веках», презентация «Куликовская битва» | С. 70-74, «Проверь себя», с. 74 | ||
47 | 8 | Иван Третий | Изучение нового материала | Иван III – государь всея Руси, хан Ахмат, стояние на реке Угре, царь, шапка Мономаха, боярин | Презентация «Иван III» | С. 75-81, «Проверь себя», с. 79 | |||
48 | 9 | Мастера печатных дел | Изучение нового материала | Первопечатник Иван Фёдоров, печатные книги, книгопечатание | Презентация «Мастера печатных дел» | С. 82-86, «Проверь себя», с. 86 | |||
49 | 10 | Патриоты России | Изучение нового материала | Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, нижегородское ополчение | Карта «Российское государство в XVII веке», презентация «Патриоты России» | С. 87-91, «Проверь себя», с. 90 | |||
50 | 11 | Петр Великий | Изучение нового материала | Пётр I, Санкт – Петербург – столица России, город - порт | Карта «Российская империя в XVIII веке», презентация «Пётр I» | С. 94-100, «Проверь себя», с. 100 | |||
51 | 12 | Михаил Васильевич Ломоносов | Изучение нового материала | М. В.Ломоносов – ученый, наука, культура | Презентация «М. В, Ломоносов» | С. 101-104, «Проверь себя», с. 104 | |||
52 | 13 | Екатерина Великая | Изучение нового материала | Пётр III, Турция, Крым, Екатерина II, «золотой век» дворянства, жалованная грамота дворянству, восстание под руководством Е. И. Пугачева, казак, Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков | Презентация «Екатерина Великая» | С. 105-111, «Проверь себя», с. 111 | |||
53 | 14 | Отечественная вой на 1812 года | Изучение нового материала | Наполеон Бонапарт, Франция, Барклай де Толли, Отечественная война, Кутузов, Бородинская битва, военный совет в Филях, партизаны | Карта «Отечественная вой на 1812 гола», презентация «Война 1812» | С. 112-119, «Проверь себя», с. 117, Задание №2, с. 117 | |||
54 | 15 | Страницы истории XIX века | Изучение нового материала | Крепостное право – тормоз развития страны, сельское хозяйство, промышленность, торговля, выкуп, Александр II – царь – освободитель | Карта «Россия в XIX-начале XX века», презентация «Страницы истории XIX века» | С. 122-126, «Проверь себя», с. 126 | |||
55 | 16 | Россия вступает в XX век | Изучение нового материала | Последний русский царь Николай II, партии, революция, Первая мировая война, гражданская война | Презентация «Россия вступает в XX век» | С. 127-133, «Проверь себя», с. 133 | |||
56 | 17 | Страницы истории 20 – 30-х годов | Изучение нового материала | Народное государство – Советский Союз, страна - труженица | Презентация «Страницы истории 20 – 30-х годов» | С. 136-139, «Проверь себя», с. 139 | |||
57 | 18 | Великая война и Великая победа | Изучение нового материала | Великая Отечественная война | Презентация «Великая Отечественная война» | С. 140-146, «Проверь себя», с. 146 | |||
58 | 19 | Страна, открывшая путь в космос | Изучение нового материала | Космос, космонавт, Юрий Гагарин, первый спутник | Презентация «Страна, открывшая путь в космос» | С. 147-152, «Проверь себя», с. 150 | |||
59 | 20 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» | Обобщение и систематизация | История, исторические памятники, исторические события, исторические даты, достопримечательность | Экскурсия «Знакомство с историческими достопримечательностями родного края» | ||||
9 | Современная Россия | ||||||||
60 | 1 | Основной закон России и прав человека | Изучение нового материала | Государство, федерация, Россия, документ, право, Конституция – основной закон России, декларация | Презентация «Основной закон России и прав человека» | С.156-159, «Проверь себя», с. 159 | |||
61 | 2 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | Изучение нового материала | Документ, Конвенция о правах ребенка, ООН | Презентация «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | С.60-163, «Проверь себя», с. 163 | |||
62 | 3 | Мы – граждане России | Изучение нового материала | Россия, государство, гражданин, права, обязанности, президент, резиденция, правительство, федеральное собрание | Презентация «Мы – граждане России2 | С. 164-167, «Проверь себя», с. 167 | |||
63 | 4 | Славные символы России | Изучение нового материала | Символ, гимн, герб, флаг | Презентация «Символы России» | С. 168-174, «Проверь себя», с. 174 | |||
64 | 5 | Такие разные праздники | Изучение нового материала | Государственные праздники6 День России, День государственного флага, День конституции, День защитника Отечества, Международный женский день, Новый год, День победы | Презентация «Такие разные праздники» | С. 175-179, «Проверь себя», с. 179 | |||
65 | 6 | Путешествие по России. ПДД | Изучение нового материала | Россия, Дальний Восток, Сибирь, Урал | Презентация «Путешествие по России | С. 180-189 | |||
66 | 7 | Путешествие по России | Изучение нового материала | Старинные русские города, север Европейской части России, Волга, юг России | Презентация «Путешествие по России | С. 190-205, «Проверь себя», с. 205 | |||
67 | 8 | Контрольная работа по итогам года | Контроль полученных ЗУН | ||||||
68 | 9 | Что мы узнали и чему научились за год | Обобщении е и систематизация |
Итого: Практические работы – 10 ч.
Экскурсии – 4 ч.
Моделирование – 1 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программ и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс.
Рабочая программа и календарно-теметическое планирование по окружающему миру....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира", 3 класс. Плешаков А.А.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и на основе авторской программы Плешакова А.А....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира", 4 класс. Плешаков А.А
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС и авторской программой Плешакова А.А....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....